ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе основной образовательной программы МОКУ «Чильчинская СОШ», требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), в соответствии с ФГОС ООО.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Данный курс вводится с первой четверти в 4 классах в соответствии с требованиями Стандарта. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место учебного курса «Основы мировых религиозных культур»
На изучение учебного курса «Основы мировых религиозных культур» отводится 1 час в неделю в 4 классе. Программа рассчитана на 34 часа.
Курс, раскрывающий основы мировых религиозных культур, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
В основе организации занятий курса, учащихся смогут выполнить ряд проектных работ, предусмотренных в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети смогут заниматься групповой исследовательской деятельностью, научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Это позволит повысить интерес к детей не только к исследовательской деятельности, при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.
Планируемые результаты по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
В результате освоения курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
Планируемые результаты по учебному модулю «Основы мировых религиозных культур».
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы мировых религиозных культур
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России.
Основы светской этики.
Россия — наша Родина.
Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм история памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного совершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России.
Календарно - тематическое планирование уроков по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 34.часа, 1 час в неделю,
№ п/п | Дата проведения | Наименование изучаемой темы | Всего часов |
По плану | По факту | Тема урока |
1 | 04.09 | | Россия - наша Родина http://www.youtube.com/watch?v=QLhhvxAco5M | 1 |
2 | 11.09 | | Культура и религия https://www.youtube.com/watch?v=JxJQ6A5_QIc | 1 |
3 | 18.09 | | Древнейшие верования http://www.youtube.com/watch?v=V1K1wbNfsR0 | 1 |
4 | 25.09 | | Религии мира и их основатели http://uroki4you.ru/religii-mira-i-ih-osnovateli-videourok-4-klass.html | 1 |
5 | 02.10 | | Священные книги религий мира https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-svyaschennie-knigi-religiy-mira-2116209.html | 1 |
6 - 7 | 09.10 16.10 | | Хранители предания в религиях мира https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/08/16/hraniteli-predaniya | 2 |
8 | 23.10 | | Человек в религиозных традициях мира https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/12/15/chelovek-v-religioznyh-traditsiyah-mira | 1 |
9-10 | 30.10 13.11 | | Священные сооружения https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-v-klasse-svyaschennie-sooruzheniya-3428555.html | 2 |
11 | 20.11 | | Нравственные заповеди в религиях мира. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2018/03/14/prezentatsiya-k-uroku-po-teme-religiya-i-moral-nravstvennye | 1 |
12 13 | 27.11 04.12 | | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния http://www.youtube.com/watch?v=6Binw4BENx4 | 2 |
14 15 | 11.12 18.12 | | Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-na-temu-obryady-i-prazdniki-v-mirovyh-religioznyh-kulturah-4-klass-4397176.html | 2 |
16-17 | 25.12 15.01 | | Творческие работы учащихся | 2 |
18-19 | 22.01 29.01 | | Этика и ее значение в жизни человека. http://www.youtube.com/watch?v=dTVMqJgyd0o | 2 |
20-21 | 05.02 12.02 | | Образцы нравственности в культуре Отечества. http://www.youtube.com/watch?v=JclybSashAo | 2 |
22 | 19.02 | | Трудовая мораль. https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-trudovaia-moral-4-klass.html | 1 |
23-24 | 26.02 05.03 | | Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/81201-prezentaciya-nravstvennye-idealy-4-klass.html | 2 |
25-26 | 12.03 19.03 | | Образование как нравственная норма. http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/obrazovanie-kak-nravstvennaja-norma-205071.html | 2 |
27 28 | 02.04 09.04 | | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья http://www.youtube.com/watch?v=Dk99RRIR-Rk | 2 |
29 30 | 16.04 23.04 | | Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России. http://www.sites.google.com/site/509pelikan/2v-klass/orkse/omrk | 2 |
31 32 | 30.04 07.05 | | Долг, свобода, ответственность, труд http://www.youtube.com/watch?v=o5yIloT9deQ | 2 |
33 34 | 14.05 21.05 | | Любовь и уважение к Отечеству http://www.youtube.com/watch?v=JBd8etZ49Cs | 2 |