Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10-х – 11х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения средней образовательной программы, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577, примерной программы по учебным предметам: Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: М.: Просвещение, 2012 и Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов Ильковской СОШ.
Учебный план Ильковской СОШ в 10 классе на изучение ОБЖ предусматривает 1 час в неделю (34 часа в год), на изучение ОБЖ в 11 классе – 1 час в неделю (34 часа год).
Цели изучения предмета:
повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. 2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Формы организации учебных занятий: урок-беседа, урок-исследование, урок-игра, урок творчества, урок анализа, интегрированный урок, урок-поиск, смотр знаний, урокпрактикум, урок-зачет.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала, чтение, письмо, написание рефератов.
10 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |
| Раздел 1. Безопасность личности, общества и государства – 12 часов. |
1. | Введение. Основные направления национальной безопасности России. | 1 | Знать основные направления национальной безопасности России | §1, 2 с. 6-21 | | | |
2. | Обеспечение национальной безопасности на международной арене. | 1 | Уметь характеризовать геополитическое положение России | §3 с. 21-27 | | | |
3. | Законы РФ по обеспечению безопасности. | 1 | Знать законы РФ | §4 с 27-43 | | | |
4. | РСЧС и её задачи. Состав и функционирование РСЧС. | 1 | Знать историю, структуру и задачи РСЧС | §5 с.43-51 | | | |
5. | Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи. | 1 | Знать задачи и органы управления Гражданской обороны | §6 с.51-55 | | | |
6. | Современные средства поражения и их поражающие факторы. | 1 | Знать особенности современных боеприпасов | §7 с.56-81 | | | |
7. | Оповещение населения. | 1 | Знать организацию и способы оповещения населения | §8 с. 82-85 | | | |
8. | Убежища – коллективные средства защиты. | 1 | Знать устройство убежищ и других защитных сооружений | §9 с.85-95 | | | |
9. | Средства индивидуальной защиты. | 1 | Знать устройство противогаза | §10 с.95-105 | | | |
10. | Применение противогаза и ОЗК на практике. | 1 | Уметь одевать ОЗК | §10 с.105-111 | | | |
11. | Организация и проведение АСДНР, санитарная обработка, эвакуация. | 1 | Знать организацию и правила проведения АСДНР | §11 с.111-126 | | | |
12. | Организация ГО в школе. | 1 | Знать органы управления и задачи ГО школы | §12 с.126-127 | | | |
| Раздел 2. Основы военной службы – 14 часов. | |
13. | Создание и развитие ВС Росси. | 1 | Знать особенности военной службы | §13с. 129-143 | | | |
14. | Состав и структура ВС РФ. | 1 | Знать структуру управления Вооружёнными силами | §14 с.143-155 | | | |
15. | Сухопутные войска, ВВС, ВМФ. | 1 | Знать структуру, назначение и зада-чи Сухопутных войск, ВВС,ВМФ | §15 с.155-185 | | | |
16. | Отдельные рода войск ВС РФ. Другие войска, их состав и предназначение. | 1 | Знать структуру, назначение и задачи родов войск | §16, 17 с.186-175 | | | |
17. | Воинская обязанность граждан. Постановка на первоначальный воинский учет. | 1 | Знать цели воинского учета, порядок постановки на воинский учет | §18 с.176-183 | | | |
18. | Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни. | 1 | Знать назначение уставов вооруженных сил | §19 с.183-188 | | | |
19. | Добровольная подготовка к военной службе | 1 | Знать структуру добровольной под-готовки к военной службе | §20 с.188-201 | | | |
20. | Размещение и быт | 1 | Знать правила размещения военнослужащих | §21 с.-201-212 | | | |
| военнослужащих. | | | | | | |
21. | Суточный наряд. Организация караульной службы. | 1 | Знать задачи и подготовку прохождения суточного наряда. | §22 с.212-224 | | | |
22. | Строевая подготовка. | 1 | Объяснять роль строевой подготовки. | §23 с.224-237 | | | |
23. | Огневая подготовка. | 1 | Объяснять роль огневой подготовки | §24 с.237-243 | | | |
24. | Практическая разборка и сборка автомата Калашникова. | 1 | Уметь осуществлять разборку и сборку АКМ-74 | §24 с.244-257 | | | |
25. | Основы тактической подготовки. | 1 | Знать виды боя, обязанности военнослужащего в бою. | §25 с.257-269 | | | |
26. | Учебные сборы – составная часть подготовки к военной службе. | 1 | Знать основные задачи учебных сборов. | §26 с.269-276 | | | |
| Раздел 3. Безопасность и защита человека в ЧС – 3 часа. | |
27. | Правила поведения в ЧС социального характера. | 1 | Знать правила поведения в криминогенных ситуациях | §27 с.277-288 | | | |
28. | Правила поведения в ЧС природного и техногенного характера. | 1 | Уметь вести себя при ч.с. природного характера. Уметь вести себя при ч.с. техногенного характера | §28с.288-301 | | | |
29. | Ориентирование на местности и движение по азимуту. | 1 | Уметь ориентироваться на местности | §29 с.301-310 | | | |
| Раздел 4. Здоровый образ жизни – 4 часов. | |
30. | Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества. | 1 | Знать показатели здоровья, что зна-чит индивидуальное и общественное здоровье | §30с.311-314 | | | |
31. | Здоровье и физическое развитие человека. | 1 | Знать влияние личной гигиены на здоровье. | §31 с.315-324 | | | |
32. | Культура питания. Режим труда и отдыха. Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | Уяснить влияние на человека вредных привычек Знать влияние никотина на организм человека | §32с.324- 333§33 -34 с.344-346 | | | |
33. | Духовно-нравственное здоровье общества – фактор национальной безопасности России. | 1 | Знать влияние состояния человека на его поступки | §35 346-350 | | | |
34. | Итоговое повторение. | 1 | | | | | |
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по ОБЖ:
Выпускник научится:
знать/понимать
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подачу сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
уметь
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Содержание учебного предмета ОБЖ 10 класс (34 ч)
1 Безопасность личности, общества и государства – 12 часов.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.
2. Основы военной службы (14ч)
Создание и развитие ВС Росси. Состав и структура ВС РФ. Сухопутные войска, ВВС, ВМФ. Отдельные рода войск ВС РФ. Другие войска, их состав и предназначение. Воинская обязанность граждан. Постановка на первоначальный воинский учет. Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни. Подготовка граждан к военной службе. Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Организация караульной службы. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Практическая разборка и сборка автомата Калашникова. Основы тактической подготовки. Учебные сборы – составная часть подготовки к военной службе.
3. Безопасность и защита человека в ЧС (3ч.)
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты
4. Здоровый образ жизни (4ч.)
Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение – естественная потребность организма.
Физическая культура и закаливание. Личная гигиена.
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка.
Наркомания. Токсикомания и другие вредные привычки.
5. Итоговое повторение. (1ч.)
За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный
принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования
у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности
жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в
области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при
изучении тематики ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 7-х – 9-х
классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях,
охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области
безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При
этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме
определенного учебного времени.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства. (12ч.)
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности
жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи. (4ч.)
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них
индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а
также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.
Формы организации учебных занятий: урок-беседа, урок-исследование, урок-игра,
урок творчества, урок анализа, интегрированный урок, урок-поиск, смотр знаний, урокпрактикум, урок-зачет.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и
анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, систематизация
учебного материала, чтение, письмо, написание реферат
Тематическое планирование учебного предмета, курса ОБЖ 10 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов | В том числе текущий контроль |
1 | Безопасность личности, общества и государства – 12 часов. | 12 | |
2 | Основы военной службы . | 14 | |
3 | Безопасность и защита человека в ЧС | 3 | |
4 | Здоровый образ жизни | 4 | |
5 | Итоговое | 1 | 1 |
| Итого | 34 | |
11 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |
Раздел 1. Глобальный комплекс проблем безопасности жизнедеятельности – 3 часа. |
1. | Введение. Перспективы развития жизни на земле. | 1 | Уяснить концепцию национальной безопасности России, пользоваться СМИ | §1 с.5-12 | | | |
2. | Пути решения глобальных проблем безопасности. | 1 | Уметь выяснять причины глобальных проблем | §2 с.13-19 | | | |
3. | Основные направления международного сотрудничества России в области безопасности. | 1 | Знать деятельность ВС РФ для поддержания мира и безопасности | §3 с.20-24 | | | |
4. | Состояние окружающей среды в России. | 1 | Устанавливать причино-следственные связи загрязнения окружающей среды | §4, 5 с.24-37 | | | |
Раздел 2. Основы военной службы – 15 часов. | |
5. | Основные сведения о воинской обязанности. | 1 | Знать общие требования законов относительно воинской обязанности | §6 с.38-43 | | | |
6. | Организация воинского учета. | 1 | Знать цели воинского учета | §7 с.43-47 | | | |
7. | Порядок постановки на воинский учет. | 1 | Знать порядок постановки на воинский учет | §8 с.47-52 | | | |
8. | Определение годности при постановке на воинский учёт. | 1 | Знать порядок определения годности к военной службе | §9 с.52-56 | | | |
9. | Обязательная подготовка к военной службе. | 1 | Знать принципы обязательной подготовки | §10 с.56-64 | | | |
10. | Добровольная подготовка к военной службе. | 1 | Знать структуру добровольной под-готовки к военной службе | §11 с.64-67 | | | |
11. | Организация призыва на военную службу. | 1 | Знать категории подлежащих призыву и функции призывной комис-сии | §12 с.67-74 | | | |
12. | Ответственность по вопросам призыва. | 1 | Знать виды наказаний за уклонение от призыва | §13 с.74-78 | | | |
13. | Порядок призыва на военную службу. | 1 | Знать правила медицинского освидетельствования | §14 с.78-64 | | | |
14. | Прохождение военной службы по контракту. | 1 | Знать правила прохождения военной службы по контракту. | §15 с.64-100 | | | |
15. | Альтернативная гражданская служба. | 1 | Знать особенности альтернативной службы. | §16 с.100104 | | | |
16. | Социальные гарантии военнослужащих. | 1 | Понимать значение социальной защиты военнослужащих Знать законы РФ о военной службе | §17 с.104-115 | | | |
17. | Обязанности и ответственность военнослужащих. | 1 | Знать обязанности во6еннослужащих. | §18 с.115-123 | | | |
18. | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. | 1 | Знать правила увольнения с военной службы | §19 с.124-130 | | | |
19. | Подготовка кадров для ВС РФ. | 1 | Знать требования, предъявляемые к офицерам Знать перечень военно-образовательных учреждений | §20 с.130-139 | | | |
Раздел 3. Военно-патриотическое воспитание – 7 часов. |
20. | Память поколений – дни воинской славы России. | 1 | Иметь чувство гордости за свою страну и ответствен-ность за её будущее | §21 с.140-152 | | | |
21. | Дружба, войсковое товарищество – основа боеготовности. | 1 | Знать особенности взаимоотношений в воинском коллективе | §22 с.152-158 | | | |
22. | Воинская дисциплина. Её суть и значение. | 1 | Знать требования воинской дисциплины | §23 с.158-170 | | | |
23. | Военная присяга и Боевое знамя. | 1 | Понимать важность Военной присяги | §24,25с.171-185 | | | |
24. | Ордена – почётные награды. | 1 | | §26 с.185-195 | | | |
25. | Ритуалы ВС РФ. | 1 | Иметь чувство верности боевому знамени | §27 с.195-204 | | | |
26. | Воинские звания и военная форма одежды. | 1 | Знать отличие погонов раз-личных воинских званий - Знать различия в воинской форме одежды | §28, 29 с.205-215 | | | |
Раздел 4. Основы медицинских знаний – 8 часов. |
27. | Основные инфекционные заболевания и меры их профилактики. | 1 | Знать влияние личной гигиены на здоровье. | §30, 31 216-241 | | | |
28. | Общие принципы первой помощи. | 1 | Знать общие принципы первой помощи | §32 241-256 | | | |
29. | Практическая тренировка в наложении повязок. | 1 | Знать понятие десмургия. Уметь накладывать повязки | §32 с.248 | | | |
30. | Первая помощь при травмах и переломах. | 1 | Уметь оказывать первую помощь при травмах. | §33 с.256-262 | | | |
31. | Практическая тренировка в наложении шин. | 1 | Уметь накладывать шины | §33 с262 | | | |
32. | Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при утоплении | 1 | Уметь оказывать первую помощь | §34-35 с.262-275 | | | |
33. | Организация системы медицинского страхования. | 1 | Знать организацию системы медицинского страхования. | §36 с.275-285 | | | |
34 | Итоговое повторение | 1 | | проекты | | | |
Тематическое планирование учебного предмета, курса ОБЖ 11 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов | В том числе текущий контроль |
1 | Глобальный комплекс проблем безопасности жизнедеятельности. | 4 | |
2 | Основы военной службы . | 15 | |
3 | Военно-патриотическое воспитание | 7 | |
4 | Основы медицинских знаний | 7 | |
5 | Итоговое | 1 | 1 |
| Итого | 34 | |
Содержание учебного предмета ОБЖ 11 класс (34 ч)
1. Глобальный комплекс проблем безопасности жизнедеятельности ( 4 ч.)
Введение. Перспективы развития жизни на земле. Пути решения глобальных проблем безопасности.
Основные направления международного сотрудничества России в области безопасности. Состояние окружающей среды в России.
2. Основы военной службы (15 ч.)
Основные сведения о воинской обязанности. Организация воинского учета. Порядок постановки на воинский учет.
Определение годности при постановке на воинский учёт. Обязательная подготовка к военной службе. Добровольная подготовка к военной службе. Организация призыва на военную службу. Ответственность по вопросам призыва. Порядок призыва на военную службу. Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба. Социальные гарантии военнослужащих. Обязанности и ответственность военнослужащих. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Подготовка кадров для ВС РФ.
3. Военно-патриотическое воспитание( 7 ч.)
Память поколений – дни воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боеготовности.
Воинская дисциплина. Её суть и значение. Военная присяга и Боевое знамя. Ордена – почётные награды. Ритуалы ВС РФ. Воинские звания и военная форма одежды.
4. Основы медицинских знаний – 8 часов.
Основные инфекционные заболевания и меры их профилактики. Общие принципы первой помощи. Практическая тренировка в наложении повязок. Первая помощь при травмах и переломах. Практическая тренировка в наложении шин. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при утоплении Организация системы медицинского страхования. Итоговое повторение
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по ОБЖ:
Выпускник научится:
знать/понимать
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подачу сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
уметь
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10-х – 11х
классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения вредней
образовательной программы, изменениями в федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденными приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577,
примерной программы по учебным предметам: Основы безопасности жизнедеятельности.
10-11 классы: М.: Просвещение, 2012 и Положением о рабочей программе учебных
предметов, курсов Беловской СОШ.
Учебный план Беловской СОШ в 10 классе на изучение ОБЖ предусматривает 1 час
в неделю (35 часов в год), а на изучение ОБЖ в 11 классе – 1 час в неделю (34 часа год).
Цели изучения предмета:
• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества
и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность
потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и
возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к
приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Программа выполняет две основные функции.
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных
особенностей обучающихся.
2. Планируемые предметные результаты.
Выпускник научится:
знать/понимать
| основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; |
вредные привычки и их профилактику; | |
| правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного |
и техногенного характера; | |
| способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подачу сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного |
укрытия. уметь | |
| действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные |
средства для ликвидации очагов возгорания; | |
| соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, |
кровотечениях; пользоваться средствами индивидуальной | |
защиты (противогазом, респиратором, | |
ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской | аптечкой) и средствами |
коллективной защиты; | |
| вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов |
питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
| обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; пользования бытовыми приборами и инструментами; проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта; обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. |
| |
3.Содержание учебного предмета.
За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный
принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования
у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности
жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в
области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при
изучении тематики ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 7-х – 9-х
классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях,
охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области
безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При
этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме
определенного учебного времени.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности
жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них
индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а
также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.
Формы организации учебных занятий: урок-беседа, урок-исследование, урок-игра,
урок творчества, урок анализа, интегрированный урок, урок-поиск, смотр знаний, урокпрактикум, урок-зачет.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и
анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, систематизация
учебного материала, чтение, письмо, написание рефератов.
4. Календарно-тематическое планирование.
10-й класс.
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Раздел 1. Безопасность личности, общества и государства – 12 часов. | | | | |
1. | Основные направления национальной безопасности России. | 1 | §1, 2 | |
2. | Обеспечение национальной безопасности на международной арене. | 1 | §3 | |
3. | Законы РФ по обеспечению безопасности. | 1 | §4 | |
4. | РСЧС и её задачи. Состав и функционирование РСЧС. | 1 | §5 | |
5. | Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи. | 1 | §6 | |
6. | Современные средства поражения и их поражающие факторы. | 1 | §7 | |
7. | Оповещение населения. | 1 | §8 | |
8. | Убежища – коллективные средства защиты. | 1 | §9 | |
9. | Средства индивидуальной защиты. | 1 | §10 | |
10. | Применение противогаза и ОЗК на практике. | 1 | §10 | |
11. | Организация и проведение АСДНР, санитарная обработка, эвакуация. | 1 | §11 | |
12. | Организация ГО в школе. | 1 | §12 | |
Раздел 2. Основы военной службы – 14 часов. | | | | |
13. | Создание и развитие ВС Росси. | 1 | §13 | |
14. | Состав и структура ВС РФ. | 1 | §14 | |
15. | Сухопутные войска, ВВС, ВМФ. | 1 | §15 | |
16. | Отдельные рода войск ВС РФ. Другие войска, их состав и предназначение. | 1 | §16, 17 | |
17. | Воинская обязанность граждан. Постановка на первоначальный воинский учет. | 1 | §18 | |
18. | Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни. | 1 | §19 | |
19. | Подготовка граждан к военной службе. | 1 | §20 | |
20. | Размещение и быт | 1 | §21 | |
военнослужащих. | | | |
21. | Суточный наряд. Организация караульной службы. | 1 | §22 |
22. | Строевая подготовка. | 1 | §23 |
23. | Огневая подготовка. | 1 | §24 |
24. | Практическая разборка и сборка автомата Калашникова. | 1 | §24 |
25. | Мотострелковое отделение в наступлении и обороне. | 1 | §25 |
26. | Учебные сборы – составная часть подготовки к военной службе. | 1 | §26 |
Раздел 3. Безопасность и защита человека в ЧС – 3 часа. | | | |
27. | Правила поведения в ЧС социального характера. | 1 | §27 |
28. | Правила поведения в ЧС природного и техногенного характера. | 1 | §28 |
29. | Ориентирование на местности и движение по азимуту. | 1 | §29 |
Раздел 4. Здоровый образ жизни – 6 часов. | | | |
30. | Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества. | 1 | §30 |
31. | Здоровье и физическое развитие человека. | 1 | §31 |
32. | Культура питания. | 1 | §32 |
33. | Режим труда и отдыха. | 1 | §33 |
34. | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | §34 |
35. | Духовно-нравственное здоровье общества – фактор национальной безопасности России. | 1 | §35 |
11-й класс
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Раздел 1. Глобальный комплекс проблем безопасности жизнедеятельности – 4 часа. | | | | |
1. | Перспективы развития жизни на земле. | 1 | §1 | |
2. | Пути решения глобальных проблем безопасности. | 1 | §2 | |
3. | Основные направления международного сотрудничества России в области безопасности. | 1 | §3 | |
4. | Состояние окружающей среды в России. | 1 | §4, 5 |
Раздел 2. Основы военной службы – 15 часов. | | | |
5. | Основные сведения о воинской обязанности. | 1 | §6 |
6. | Организация воинского учета. | 1 | §7 |
7. | Порядок постановки на воинский учет. | 1 | §8 |
8. | Определение годности при постановке на воинский учёт. | 1 | §9 |
9. | Обязательная подготовка к военной службе. | 1 | §10 |
10. | Добровольная подготовка к военной службе. | 1 | §11 |
11. | Организация призыва на военную службу. | 1 | §12 |
12. | Ответственность по вопросам призыва. | 1 | §13 |
13. | Порядок призыва на военную службу. | 1 | §14 |
14. | Прохождение военной службы по контракту. | 1 | §15 |
15. | Альтернативная гражданская служба. | 1 | §16 |
16. | Социальные гарантии военнослужащих. | 1 | §17 |
17. | Обязанности и ответственность военнослужащих. | 1 | §18 |
18. | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. | 1 | §19 |
19. | Подготовка кадров для ВС РФ. | 1 | §20 |
Раздел 3. Военно-патриотическое воспитание – 7 часов. | | | |
20. | Память поколений – дни воинской славы России. | 1 | §21 |
21. | Дружба, войсковое товарищество – основа боеготовности. | 1 | §22 |
22. | Воинская дисциплина. Её суть и значение. | 1 | §23 |
23. | Военная присяга и Боевое знамя. | 1 | §24,25 |
24. | Ордена – почётные награды. | 1 | §26 |
25. | Ритуалы ВС РФ. | 1 | §27 |
26. | Воинские звания и военная форма одежды. | 1 | §28, 29 |
Раздел 4. Основы медицинских знаний – 8 часов. | | | |
27. | Основные инфекционные заболевания и меры их профилактики. | 1 | §30, 31 |
28. | Общие принципы первой помощи. | 1 | §32 |
29. | Практическая тренировка в наложении повязок. | 1 | §32 |
30. | Первая помощь при травмах и переломах. | 1 | §33 |
31. | Практическая тренировка в наложении шин. | 1 | §33 |
32. | Первая помощь при отравлениях. | 1 | §34 |
33. | Первая помощь при утоплении. | 1 | §35 |
34. | Организация системы медицинского страхования. | 1 | §36 |