СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по ОДНКНР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России»

Филиал « Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»




Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на МО учителей Зам. директора по МР Приказ директора школы предметников Протокол № 1 от 28.08.2019 г № 18 от 30.08.2019 г

Протокол № 1 от 26.08.2019 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

для 5 класса

основного общего образования

(очно-заочная форма обучения)

на 2019– 2020 учебный год













Разработчик: Ненашева С. В., учитель









г. Новоалтайск, 2019




Оглавление


Пояснительная записка ………………………………………………………………… 3

1.Планируемые образовательные результаты обучения…………………….…………..6

2.Содержание учебного предмета ……………………………………………………… 8

3.Тематический план………………………………………………………………………10

Приложение №1……………………………………………………………………………11

Приложение №2………….………………………..…………………………………… 12













































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся 5 классов и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» при очно-заочной форме обучения.

Нормативная база рабочей программы

  • ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г № 1897, с изменениями от 2014 г, 2015 г.);

  • Федеральный перечень учебников (утвержден приказом Минобрнауки России от 28.12.2018 г № 345.);

  • Основная образовательная программа основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);

  • Учебный план основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2019-2020 учебный год (утвержден приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);

  • Годовой календарный график КГКОУ ««Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2019-2020 учебный год (утвержден приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);

  • Положение о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);

  • Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);


Цели и задачи реализации рабочей программы (изучения предмета)


Рабочая программа рассчитана на реализацию целей и задач обучения основ духовно-нравственной культуры народов России в 5 классах, обозначенных в авторской программе, которые не противоречат целям ФГОС в части преподавания данного учебного предмета и основной образовательной программы основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на изучение основ духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе при очно-заочной форме обучения отводится 0,5 час в неделю, 17 часов в год соответственно.



Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование

В рабочей программе уменьшено количество часов на изучение всех тем, так как авторская программа рассчитана на 35 часов в год из расчета 1 часа в неделю, сокращение учебных часов становится возможным за счет применения подачи материала блоками, с показом основных алгоритмов и предоставлением заданий для закрепления при самостоятельной работе учащихся.


Формы организации учебного процесса, методы и приемы обучения, педагогические технологии, используемые для реализации рабочей программы.

Рабочая программа ориентирована на формирование предметных и общенаучных понятий, практических предметных умений и метапредметных образовательных результатов, что предполагает организацию образовательного процесса на основании требований системно-деятельностного подхода.

В преподавании предмета используются развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные педагогические технологии. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.

Основной формой организации учебного процесса является урок. В процессе урочной деятельности используются приемы организации образовательной деятельности обучающихся, обеспечивающие достижение планируемых результатов курса и формирование метапредметных образовательных результатов. Такая продуктивная деятельность, создание учебной ситуации, предполагающей самостоятельное мышление учащихся, обеспечивает осознанность работы обучающихся. Предпочтительными организационными формами образовательной деятельности являются проектная и исследовательская деятельность. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальные занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Обучение осуществляется через опыт и сотрудничество, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

В данной рабочей программе предусматривается развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для основного общего образования.


Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета


Основными формами контроля степени достижения планируемых результатов обучения являются: устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, выполнение самостоятельной работы, выполнение заданий с использованием ИКТ.

Оценивание результатов образовательной деятельности осуществляется согласно Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»





Средства реализации рабочей программы


Средствами реализации рабочей программы являются УМК, созданный коллективом авторов под руководством Н. Ф. Виноградовой, материально-техническое оборудование кабинета, дидактический материал по основам духовно-нравственной культуры народов России.

Программа

- Виноградова, Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: — М.: Вентана-Граф, 2018.

Учебник:

- Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016

Методические пособия:

- Виноградова, Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н. Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2018. — 64 с.: ил. — (Российский учебник).




































1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение

личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействие в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

- понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в

разных формах;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.








2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1. В мире культуры(4ч)

Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры — представители разных национальностей (К. П. Брюллов, И. Е. Репин, К. С. Станиславский, Шолом-Алейхем, Г. С. Уланова, Д. Д. Шостакович, Р. Г. Гамзатов, Д. С. Лихачёв, С. Д. Эрьзя, Ю. С. Рытхэу и др.).

Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа(15ч.)

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур,

Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий — патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, учёные, путешественники и пр.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура (11ч.)

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси

и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII–XII века) — золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть — часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора — Пятикнижие Моисея. Синагога — молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2ч.)

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной куль-

туры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир(3ч.)

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности — составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Тема раздела

Кол-во час.

5 класс

1

Раздел 1. В мире культуры

2

2

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

7

3

Раздел 3. Религия и культура

5

4

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

2

5

Раздел 5. Твой духовный мир

1


Итого:

17




































ПРИЛОЖЕНИЕ №1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема урока

Дата

план

факт

Раздел 1. В мире культуры (2ч)

1

Величие многонациональной российской культуры

02.09


2

Человек — творец и носитель культуры.

16.09


Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (7ч)

3

Береги землю родимую, как мать любимую

30.09


4

Жизнь ратными подвигами полна.

14.10


5

В труде — красота человека.

11.11


6

Плод добрых трудов славен

25.11


7

Люди труда.

09.12


8

Бережное отношение к природе.

23.12


9

Семья — хранитель духовных ценностей.

20.01


Раздел 3. Религия и культура (5ч.)

10

Роль религии в развитии культуры.

03.02


11

Культурное наследие христианской Руси.

17.02


12

Культура ислама.

02.03


13

Иудаизм и культура.

16.03


14

Культурные традиции буддизма.

30.03


Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2ч)


15

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

13.04


16

Хранить память предков.

27.04


Раздел 5. Твой духовный мир (1ч.)

17

Что составляет твой духовный мир.

11.05
























ПРИЛОЖЕНИЕ №2


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


Дата по журналу, когда была сделана корректировка


Номера уроков, которые были интегрированы


Тема урока, которая стала после интеграции


Основание для корректировки


Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!