Филиал « Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на МО учителей Зам. директора по МР Приказ директора школы предметников Протокол № 1 от 28.08.2019 г № 18 от 30.08.2019 г
Протокол № 1 от 26.08.2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5 класса
основного общего образования
(очно-заочная форма обучения)
на 2019– 2020 учебный год
Разработчик: Ненашева С. В., учитель
г. Новоалтайск, 2019
Оглавление
Пояснительная записка ………………………………………………………………… 3
1.Планируемые образовательные результаты обучения…………………….…………..6
2.Содержание учебного предмета ……………………………………………………… 8
3.Тематический план………………………………………………………………………10
Приложение №1……………………………………………………………………………11
Приложение №2………….………………………..…………………………………… 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся 5 классов и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» при очно-заочной форме обучения.
Нормативная база рабочей программы
ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г № 1897, с изменениями от 2014 г, 2015 г.);
Федеральный перечень учебников (утвержден приказом Минобрнауки России от 28.12.2018 г № 345.);
Основная образовательная программа основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);
Учебный план основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2019-2020 учебный год (утвержден приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);
Годовой календарный график КГКОУ ««Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2019-2020 учебный год (утвержден приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);
Положение о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);
Цели и задачи реализации рабочей программы (изучения предмета)
Рабочая программа рассчитана на реализацию целей и задач обучения основ духовно-нравственной культуры народов России в 5 классах, обозначенных в авторской программе, которые не противоречат целям ФГОС в части преподавания данного учебного предмета и основной образовательной программы основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на изучение основ духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе при очно-заочной форме обучения отводится 0,5 час в неделю, 17 часов в год соответственно.
Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование
В рабочей программе уменьшено количество часов на изучение всех тем, так как авторская программа рассчитана на 35 часов в год из расчета 1 часа в неделю, сокращение учебных часов становится возможным за счет применения подачи материала блоками, с показом основных алгоритмов и предоставлением заданий для закрепления при самостоятельной работе учащихся.
Формы организации учебного процесса, методы и приемы обучения, педагогические технологии, используемые для реализации рабочей программы.
Рабочая программа ориентирована на формирование предметных и общенаучных понятий, практических предметных умений и метапредметных образовательных результатов, что предполагает организацию образовательного процесса на основании требований системно-деятельностного подхода.
В преподавании предмета используются развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные педагогические технологии. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
Основной формой организации учебного процесса является урок. В процессе урочной деятельности используются приемы организации образовательной деятельности обучающихся, обеспечивающие достижение планируемых результатов курса и формирование метапредметных образовательных результатов. Такая продуктивная деятельность, создание учебной ситуации, предполагающей самостоятельное мышление учащихся, обеспечивает осознанность работы обучающихся. Предпочтительными организационными формами образовательной деятельности являются проектная и исследовательская деятельность. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальные занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Обучение осуществляется через опыт и сотрудничество, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
В данной рабочей программе предусматривается развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для основного общего образования.
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Основными формами контроля степени достижения планируемых результатов обучения являются: устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, выполнение самостоятельной работы, выполнение заданий с использованием ИКТ.
Оценивание результатов образовательной деятельности осуществляется согласно Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
Средства реализации рабочей программы
Средствами реализации рабочей программы являются УМК, созданный коллективом авторов под руководством Н. Ф. Виноградовой, материально-техническое оборудование кабинета, дидактический материал по основам духовно-нравственной культуры народов России.
Программа
- Виноградова, Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: — М.: Вентана-Граф, 2018.
Учебник:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016
Методические пособия:
- Виноградова, Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н. Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2018. — 64 с.: ил. — (Российский учебник).
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействие в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разных формах;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. В мире культуры(4ч)
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры — представители разных национальностей (К. П. Брюллов, И. Е. Репин, К. С. Станиславский, Шолом-Алейхем, Г. С. Уланова, Д. Д. Шостакович, Р. Г. Гамзатов, Д. С. Лихачёв, С. Д. Эрьзя, Ю. С. Рытхэу и др.).
Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа(15ч.)
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур,
Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий — патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, учёные, путешественники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура (11ч.)
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси
и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII–XII века) — золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть — часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора — Пятикнижие Моисея. Синагога — молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2ч.)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной куль-
туры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир(3ч.)
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности — составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела | Кол-во час. |
5 класс |
1 | Раздел 1. В мире культуры | 2 |
2 | Раздел 2. Нравственные ценности российского народа | 7 |
3 | Раздел 3. Религия и культура | 5 |
4 | Раздел 4. Как сохранить духовные ценности | 2 |
5 | Раздел 5. Твой духовный мир | 1 |
| Итого: | 17 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Дата |
план | факт |
Раздел 1. В мире культуры (2ч) |
1 | Величие многонациональной российской культуры | 02.09 | |
2 | Человек — творец и носитель культуры. | 16.09 | |
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (7ч) |
3 | Береги землю родимую, как мать любимую | 30.09 | |
4 | Жизнь ратными подвигами полна. | 14.10 | |
5 | В труде — красота человека. | 11.11 | |
6 | Плод добрых трудов славен | 25.11 | |
7 | Люди труда. | 09.12 | |
8 | Бережное отношение к природе. | 23.12 | |
9 | Семья — хранитель духовных ценностей. | 20.01 | |
Раздел 3. Религия и культура (5ч.) |
10 | Роль религии в развитии культуры. | 03.02 | |
11 | Культурное наследие христианской Руси. | 17.02 | |
12 | Культура ислама. | 02.03 | |
13 | Иудаизм и культура. | 16.03 | |
14 | Культурные традиции буддизма. | 30.03 | |
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2ч) | |
15 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 13.04 | |
16 | Хранить память предков. | 27.04 | |
Раздел 5. Твой духовный мир (1ч.) |
17 | Что составляет твой духовный мир. | 11.05 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Дата по журналу, когда была сделана корректировка | Номера уроков, которые были интегрированы | Тема урока, которая стала после интеграции | Основание для корректировки | Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |