СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по основам финансовой грамотности

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс «Основы финансовой грамотности» направлен на овладение обучающимися необходимыми компетенциями в области управления личными финансами. Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны – легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по вопросам собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к завышенной кредитной нагрузке, жизни «не по средствам», отсутствию перспективного финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ. Важно отметить, что решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования все больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов самих граждан. Таким образом, финансовая грамотность населения как набор специальных компетенций для анализа услуг финансового рынка и использования финансовых инструментов сегодня становится необходимым условием для успешного решения государством социально-экономических задач.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам финансовой грамотности»


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 60»



Рассмотрена:

на педагогическом совете

Протокол № 1 от ____________ г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №60

____________ А. М. Спекторский

«__»________________ 2018 год






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

кружка «Основы финансовой грамотности»

срок реализации - 1 год

возраст детей с 13 лет








Автор: учитель высшей квалификационной категории


Борисова А.В.










г. Нижний Новгород

2018


Рабочая программа кружка

«Основы финансовой грамотности»

Данный курс «Основы финансовой грамотности» направлен на овладение обучающимися необходимыми компетенциями в области управления личными финансами. Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны – легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по вопросам собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к завышенной кредитной нагрузке, жизни «не по средствам», отсутствию перспективного финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ. Важно отметить, что решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования все больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов самих граждан. Таким образом, финансовая грамотность населения как набор специальных компетенций для анализа услуг финансового рынка и использования финансовых инструментов сегодня становится необходимым условием для успешного решения государством социально-экономических задач.

Очевидно, что эффективность будущих решений в области личных и семейных финансов определяется уровнем сформированности компетенций в области финансовой грамотности, их формирование требует от образовательной организации комплексного подхода к разработке программы курса «Основы финансовой грамотности» и способам ее реализации.

Вместе с тем, в соответствии с ФГОС всех уровней, главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Программа по финансовой грамотности направлена на формирование всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и может служить основой содержания программы формирования УУД в образовательной организации. Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у обучающихся общеобразовательных школ и образовательных организаций среднего профессионального образования.

При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают приобретение специальных компетенций в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности текущих сведений о состоянии финансового рынка уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность по данной тематике.

Игровая технология позволяет организовать изучение процесса управления личными финансами, погружая обучающихся в реальную среду финансового рынка, адресовать к текущим данным о процентных ставках, уровне доходности финансовых активов, об условиях страхования и налогообложения, которые публикуются в открытых источниках.

В процессе игры обучающиеся приобретают опыт практической деятельности в современных условиях финансового рынка, на основе которого и достигаются планируемые результаты, предусмотренные программой курса.

В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.

Исследовательская деятельность дает возможность учащимся изучить проблемы, связанные с поведением граждан на рынке финансовых услуг, проанализировать позиции действующих участников финансового рынка и предложить собственные способы решения этих проблем

Методическое обеспечение программы данного курса – учебно-методический комплект, включающий учебник и рабочую тетрадь, авторы – В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016.

В дополнение к УМК активно используются интернет-источники актуальной аналитической информации, сведения о текущих показателях финансовых рынков, о предлагаемых населению банковских продуктах, об изменениях в законодательстве.

Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»

Личностные результаты изучения курса:

  • формирование у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

  • осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Метапредметные результаты изучения курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
    и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

  • спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

Модуль 1 «Личное финансовое планирование» (8 часа)

Вводная часть: О чем и для чего этот предмет. О Центральном банке (Банке России) – независимом регуляторе финансовой системы РФ и защитнике прав потребителей финансовых услуг.

Основные понятия: человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:

  • Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;

  • Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана;

  • Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».

Модуль 2 «Депозит» (8 часа)

Основные понятия: Сбережения, инфляция, Индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:

  • Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);

  • Мини-исследование: «Анализ возможностей Интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач»;

  • Практикум: «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора».

Модуль 3 «Кредит» (10 часов)

Основные понятия: банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский кредит, ипотечный кредит), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:

  • Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика». «Сравнительный анализ финансовых институтов для осуществления выбора кредита на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;

  • Практикум. «Заключаем кредитный договор» – Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора. Расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит;

  • Мини-исследование: «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».



Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции» (6 часа)

Основные понятия: банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

  • Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты» - формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты;

  • Мини-проект: «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».

Модуль 5 «Страхование» (6 часа)

Основные понятия: страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

  • Мини-проект. «Заключаем договор страхования» - сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;

  • Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов;

  • Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая»;

  • Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг.

Модуль 6 «Инвестиции» (6 часа)

Основные понятия: инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

  • Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей;

  • Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, Интернет-ресурсы и пр.);

  • Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции;

  • Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»;

  • Мини-проект. «Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»;

  • Мини-исследование. «Критический анализ Интернет-трейдинга – инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».

Модуль 7 «Пенсии» (6 часа)

Основные понятия: пенсия, государственная пенсионная система в РФ, пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

  • Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений»;

Модуль 8 «Налоги» (8 часа)

Основные понятия: налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

  • Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;

  • Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение, и др.

Модуль 9 «Финансовые механизмы» (10 часов)

Основные понятия: основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

  • Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.

























Возрастные особенности 8 – 9 классов.

Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы. Развитие рефлексии, развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели, развитие мотивационной сферы-эти факторы существенны для данного возраста. Происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями. Память увеличивается в объёме. Развивается механическая память. Появляется самостоятельность и творчество в решениях проблемных задач, выход за пределы стандартных. Письменная речь улучшается до самостоятельного сочинения. Развитие умения овладевать эмоциями и регулировать поведение, развитие умения выделять круг устойчивых интересов, развитие интереса к другому человеку и устойчивый интерес к себе, через стремление разобраться в своих поступках и действиях- это характеристика подросткового возраста. Развитие чувства взрослости, формирование адекватных форм самоутверждения, развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки, развитие форм и навыков личного общения в группе сверстников и выработка способов взаимопонимания, развитие моральных чувств, форм и способов сопереживания и сочувствия другим людям. Подросток становится самостоятельным, сам распоряжается своим временим, выбором друзей. Мир воспринимается критически – всё сопровождается чувством недовольства. Идеалы черпает из кино, телевизоров, журналов, книг и т.д. Самое ценное, что происходит с ребятами в этом возрасте – открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погрузиться в себя, они открывают целый мир новых чувств.




УМК курса «Основы финансовой грамотности»


Модуль 1 «Личное финансовое планирование»

8

1

Человеческий капитал

2

2

Принятие решений. Альтернативы.

2

3

Домашняя бухгалтерия

2

4

Составление личного финансового плана

2


Модуль 2 «Депозит»

8

5

Накопления и инфляция

2

6

Что такое депозит и какова его природа

2

7

Условие депозита. Депозитный договор

2

8

Управление рисками по депозиту

2


Модуль 3 «Кредит»

10

9

Кредит. Основные виды кредита

2

10

Основные характеристики кредита

2

11

Как выбрать наиболее выгодный кредит

2

12

Как уменьшить стоимость кредита

2

13

Типичные ошибки при использовании кредита

2


Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции»

6

14

Хранение, обмен и перевод денег

2

15

Различные виды платежных средств

2

16

Формы дистанционного банковского обслуживания

2


Модуль 5 «Страхование»

6

17

Что такое страхование

2

18

Виды страхования

2

19

Как использовать страхование в повседневной жизни

2


Модуль 6 «Инвестиции»

6

20

Что такое инвестиции

2

21

Как правильно выбрать активы

2

22

Как делать инвестиции

2


Модуль 7 «Пенсии»

6

23

Пенсионная система РФ

2

24

Как сформировать частную пенсию

2

25

Как накопить и приумножить личные пенсионные сбережения

2


Модуль 8 «Налоги»

8

26

Что такое налоги. Виды налогов.

2

27

Налоговая система РФ.

2

28

Налоги на доходы физических лиц

2

29

Налоговая декларация.

2


Модуль 9 «Финансовые механизмы»

10

30

Как защитить банковские карты

2

31

Как не стать жертвой типичной махинации.

2

32

Финансовые пирамиды

2

33

Мошеннические инвестиционные компании

2

34

Кейс «Заманчивое предложение»

2

35

Повторение курса «Основы финансовой грамотности»

2


Модуль 1 «Личное финансовое планирование»

Учащиеся научатся:

  1. Понимать, что такое человеческий капитал;

  2. Выделять основные этапы принятия решения;

  3. Анализировать свои финансовые цели;

  4. Составлять личный финансовый план;

  5. Выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Применять полученные знания при использовании своих пассивов и активов для получения выгоды;

  2. Оптимизировать свои расходы и доходы при ведении домашней бухгалтерии;

  3. Анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

  4. Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

Модуль 2 «Депозит»

Учащиеся научатся:

  1. Видеть роль депозита в личном финансовом плане;

  2. Выделять преимущества и недостатки хранения денег в копилке и на банковских счетах;

  3. Понимать что такое депозитный договор и почему необходимо особое внимание при подписании депозитного договора;

  4. Выполнять несложные практические задания по расчету простого и сложного процента по депозиту.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

  2. Применять полученные знания при выборе депозита, анализируя все плюсы и минусы;

  3. Управлять рисками по депозиту.

Модуль 3 «Кредит»

Учащиеся научатся:

  1. Понимать, что такое банковский кредит, выделять его виды;

  2. Понимать из чего складывается плата за кредит;

  3. Учитывать кредит в личном финансовом плане;

  4. Выделять процессы выбора ипотечного кредита;

  5. Приводить примеры типичных ошибок при использовании кредита.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Анализировать и извлекать информацию, касающуюся условий кредитования;

  2. Видеть на какие условия необходимо обращать особое внимание при заключении кредитного договора;

  3. Приводить примеры ситуаций, когда можно использовать кредит, а когда он противопоказан.

Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции»

Учащиеся научатся:

  1. Понимать что такое и для чего нужна банковская ячейка;

  2. Понимать, что такое денежный перевод и различать виды платежных средств;

  3. Различать виды кредитных и дебетовых банковских карт

Ученик получит возможность научиться:

  1. Использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

  2. Применять теоретические знания по расчетно-кассовым операциям для практической деятельности и повседневной жизни;

  3. Выявлять преимущества и недостатки дебетовой и кредитной карты, онлайн-банкинга.

Модуль 5 «Страхование»

Учащиеся научатся:

  1. Понимать чем занимаются страховые компании, и кто является участником страхования;

  2. Выделять виды страхования и понимать его необходимость;

  3. Видеть типичные ошибки при страховании.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Применять полученные теоретические и практические знания при заключении договора страхования и выборе страховой компании.

Модуль 6 «Инвестиции»

Учащиеся научатся:

  1. Понимать, для чего нужны инвестиции, во что можно инвестировать и как они работают;

  2. Видеть преимущества и недостатки инвестирования в реальные и финансовые активы;

  3. Анализировать надежность и ликвидность вложений.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования собственных денежных средств;

  2. Определять свои инвестиционные предпочтения и формировать инвестиционный портфель;

  3. Управлять рисками при инвестировании.

Модуль 7 «Пенсии»

Учащиеся научатся:

  1. Понимать, что такое пенсия, и какой она бывает;

  2. Понимать, как устроена государственная пенсионная система в РФ;

  3. Понимать, что такое корпоративные пенсионные программы и как они работают;

  4. Выделять преимущества и недостатки накопительной пенсионной системы по сравнению с солидарной.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Грамотно применять полученные знания, выбирая пенсионный фонд и пенсионные программы, существующие на территории РФ.

  2. Применять полученные экономические знания для анализа эффективности пенсионных накоплений.

Модуль 8 «Налоги»

Учащиеся научатся:

  1. Называть и конкретизировать виды налогов;

  2. Понимать, что такое налоговые вычеты;

  3. Анализировать несложные практические ситуации, связанные со шкалой налогообложения;

Ученик получит возможность научиться:

  1. Применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

  2. Применять полученные знания при заполнении и подаче налоговой декларации

Модуль 9 «Финансовые механизмы»

Учащиеся научатся:

  1. Понимать какие финансовые махинации с банковскими картами могут произойти с владельцами карт;

  2. Выделять признаки финансовых пирамид;

  3. Находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве владельца банковских карт;

  2. Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения потребителя банковских услуг.































Интернет ресурсы

  1. Центральный Банк Российской Федерации http://www.cbr.ru

  2. Финансовые рынки http://www.cbr.ru/finmarkets/

  3. Финансовое просвещение http://www.cbr.ru/finprosvet/

  4. Интернет-приёмная http://www.os.cbr.ru/reseption/

  5. Министерство финансов РФ http://www.minfin.ru/ru/

  6. Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru/

  7. Пенсионный фонд РФ http://www.pfrf.ru/

  8. Роспотребнадзор http://www.rospotrebnadzor.ru/

Дополнительная литература

  1. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016

  2. А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010

  3. А.В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010

  4. Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010

  5. Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010

  6. Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010

  7. Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011

  8. Н.Н. Думная, О.А. Абелев, И.П. Николаева «Я – инвестор», М. Интеллект-центр, 2011

  9. Н.И.Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011



19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!