СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Основам проектной деятельности. 9 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам проектной деятельности. 9 класс»

Краснодарский край, Каневской район, станица Привольная

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13

имени дважды Героя Советского Союза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район




УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета

МБОУ СОШ №13

от 31.08.2022 года протокол № 1

Председатель

__________ Сонько Л.Г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По основам проектной деятельности

Уровень обучения (класс) основное общее образование, 9 классы

Количество часов: 34 часа

Разработчик программы: Ткаченко Марина Леонидовна, учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №13

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО.


с учетом Примерной основной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденной решением федерального учебно– методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и авторской программы «Программа учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся» А. В. Иванова. (Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В Третьякова., А. В. Иванов., С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014 г_____________________________________________







1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Личностные результаты обучения Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают сформированность в части:

Патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

- уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, культурному, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;

- понимание роли социальных институтов в российском обществе и в жизни человека;

- представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- представление о способах противодействия коррупции;

- готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

- готовность к участию в гуманитарной деятельности.

Духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

- осознанное и активное неприятие всех форм антиобщественного поведения и асоциальных поступков;

- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

- овладение основными навыками исследовательской деятельности в познании социальных явлений и процессов;

- установка на осмысление собственного опыта наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни; установка на здоровый образ жизни;

- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;

- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные социально одобряемые формы взаимодействия с другими людьми;

- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

- установка на активное участие в решении практических задач социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

- ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;

- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.


Метапредметные результаты

В компетентности решения проблем как основы системно-деятельного подхода в обучении (способность видеть, ставить и решать задачи). Основными группами способностей и умений являются:

- планировать решение задачи, выбирать метод для решения и определять необходимые ресурсы;

- проводить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;

- выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;

- выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть слабые и сильные стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.

В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением информационно-коммуникационных технологий. Основными группами способностей и умений являются:

- исходя из задачи получения информации:

  • Планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; работать в поисковых системах Интернета, со справочными и другими бумажными источниками; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;

  • Находить в сообщении информацию и конкретные сведения, разъяснение значения слова, основную идею, указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами, их объяснение, обобщение и установление связей между событиями;

  • Оценивать правдоподобность сообщения, выявлять отношение автора к происходящим событиям и использованные им приемы;

  • Выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи, отсеивать лишние данные;

  • Обнаруживать недостаточность или неясность данных, формулировать вопросы учителю с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;

  • Сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках, выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт;

- исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:

  • Планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм представления информации (текст, рисунок, анимация, таблица, схема, фотография, видео, презентация и другое) и инструментов ее создания и организации и использовать их для обеспечения эффективного создания сообщения;

  • Обрабатывать имеющиеся сообщения: преобразовывать запись устного сообщения, интервью в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов, кратко резюмировать, комментировать, выделять основные линии, иллюстрировать и преобразовывать в наглядную форму;

  • Создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых на изображениях, фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых объектов и событий, понятий, связи между ними;

  • Фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (при решении математической задачи, формулировке вывода эксперимента, обосновании технологического решения);

  • Участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции, ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты будут достигнуты;

- исходя из задачи проектирования объектов и событий, создавать проекты и планы в различных формах: текст, чертеж, виртуальная модель);

- исходя из задачи записи объектов и процессов в окружающем мире, выбирать правильные инструменты и действия, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством.

В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения. Основными группами способностей и умений являются:

- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях:

  • Привлекать других людей к совместной постановке целей и их достижению;

  • Понять и принять другого человека, оказать ему необходимую помощь в достижении его целей;

  • Оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями и нормами общественной жизни;

- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающееся в умениях:

  • Строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, выдерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу;

  • Читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности и с разными стилистическими особенностями;

  • Оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства;

- способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях:

  • Осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них;

  • Планировать взаимодействие;

  • Оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов;

- способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях:

  • Находить пути разрешения конфликта, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса.

В учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии, выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать. Умение учиться обнаруживает себя в готовности и возможности:

- строить собственную индивидуальную образовательную траекторию на последующих этапах обучения;

- определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории;

- оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении цели;

- обладать развитой способностью к поиску источников восполнения дефицитов;

- проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии.

Предметные результаты

Выпускник научится: – формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;

– планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;

– реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;

– оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;

– осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом;

– использовать технологию учебного проектирования и исследования для решения личных целей и задач образования;

– навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);

– осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.



2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Раздел 1. Введение (2 часа). Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. Раздел 2. Инициализация проекта (19 часов). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта. Проектный замысел. Критерии оценки проектной и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению проектов, исследовательских работ. Структура проектов и исследовательских работ. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Базовые процессы разработки проекта, выполняемые в рамках этих процессов. Практическая работа № 1 «Постановка цели и задач проекта». Расчет календарного графика проектной деятельности. Применение информационных технологий в исследовании, проекте. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов. Сбор и систематизация материалов. Раздел 3. Управление оформлением и завершением проектов (11 часов). Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Управление завершением проекта. Корректирование продуктов проекта. Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада. Практическая работа № 2 «Подготовка авторского доклада». Раздел 4. Защита результатов проектной деятельности (1 час). Публичная защита результатов проектной деятельности. Экспертиза и оценка проектов. Раздел 5. Рефлексия проектной деятельности (1 час). Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


Таблица тематического распределения количества часов


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Раздел 1. Введение.

-

2

2

Раздел 2. Инициализация проекта.

-

19

3

Раздел 3. Управление оформлением и завершением проектов.

-

11

4

Раздел 4. Защита результатов проектной деятельности.

-

1

5

Раздел 5. Рефлексия проектной деятельности.

-

1


Итого

34

34


Тематическое планирование:



Раздел

Кол-во

ча­сов

Темы

Кол-во

ча­сов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Основные направления воспитательной деятельности

Раздел 1. Введение

2

Тема 1. Введение. Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.

2

Характеризуют понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Определяют типологию проектов. Характеризуют проекты в современном мире. Понимают цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Определяют методологию и технологию проектной деятельности.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Раздел 2. Инициализация проекта

19

Тема 1. Инициализация и методология проекта. Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта. Проектный замысел. Критерии оценки проектной и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению проектов, исследовательских работ. Структура проектов и исследовательских работ. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.

8

Объясняет структуру проекта, исследования. Конструирует тему и проблемы проекта. Характеризует проектный замысел. Понимает критерии оценки проектной и исследовательской работы. Дает описание методов исследования: методов эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методов, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методов теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассматривает текст с точки зрения его структуры.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.


Тема 2. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании проекта. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Постановка цели и задач. Практическая работа № 1 «Постановка цели и задач проекта».

5

Характеризует понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Объясняет логику действий и последовательность шагов при планировании проекта. Понимает базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Рассчитывает календарный график проектной деятельности. Осуществляет постановку цели и задач.

Гражданское воспитание. Популяризация научных знаний среди детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Тема 3. Информационные технологии в проектной деятельности. Применение информационных технологий в исследовании, проекте. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов. Сбор и систематизация материалов.

6

Применяет информационные технологии в исследовании, проекте. Использует научные документы и издания. Осуществляет работу с научной литературой, с каталогами. Использует энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Характеризует методику работы в музеях, архивах. Понимает способы и формы представления данных. Осуществляет компьютерную обработку данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформляет таблицы, рисунки и иллюстрированные плакаты. Осуществляет сбор и систематизацию материалов.

Гражданское воспитание. Популяризация научных знаний среди детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Раздел 3. Управление оформлением и завершением проектов

11

Тема 1. Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление ссылок, сносок, списка литературы.

4

Применяет информационные технологии в исследовании и проектной деятельности. Осуществляет работу в сети Интернет. Владеет способами и формами представления данных. Осуществляет компьютерную обработку данных исследования. Использует справочную литературу, каталоги. Оформляет ссылки, сноски, список литературы.

Гражданское воспитание. Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.


Тема 2. Сбор и систематизация материалов проекта. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Управление завершением проекта. Корректирование продуктов проекта. Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант.


2

Осуществляет сбор и систематизацию материалов по проектной работе. Характеризует основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Осуществляет мониторинг выполняемых работ. Управляет завершением проекта. Корректирует продукты проектной деятельности. Создает архив проекта: электронный вариант.

Популяризация научных знаний среди детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.


Тема 3. Предпосылки успеха публичного выступления. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада. Практическая работа № 2 «Подготовка авторского доклада».

5

Характеризует коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Осознает главные предпосылки успеха публичного выступления. Овладевает навыками монологической речи, аргументирующей речи. Умеет отвечать на незапланированные вопросы. Осуществляет подготовку авторского доклада. Осуществляет публичное выступление на трибуне.

Популяризация научных знаний среди детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Раздел 4. Защита результатов проектной деятельности

1

Тема 1. Защита результатов проектной деятельности. Публичная защита результатов проектной деятельности. Экспертиза и оценка проектов.

1

Осуществляет публичное выступление, защиту результатов проектной деятельности.

Гражданское воспитание.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Раздел 5. Рефлексия проектной деятельности

1

Тема 1. Рефлексия проектной деятельности.

Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.

1

Осуществляет рефлексию проектной деятельности. Планирует дальнейшее осуществления проектов.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей истории, обществознания, права

и кубановедения МБОУ СОШ № 13

от ___________ 2022 года

___________ _Ткаченко М. Л.

подпись руководителя МО Ф.И.О.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ _Губарь Н. А.___

подпись Ф.И.О.

________________ 2022 года



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!