РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по праву
для 10 класса А
(профильный уровень)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Основной общеобразовательной программы среднего общего образования (ФГОС) МБОУ СОШ №5.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по праву 10—11 классы: учебно-методическое пособие / Е. К. Калуцкая. — М.: Дрофа, 2017.
Рабочая программа соответствует структуре учебника:
-учебник для 10-11 класса под редакцией А.Ф. Никитин,Т.И. Никитина «Право» - 10кл. базовый и углубленный уровень .: -М.:Дрофа,2020.
Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение права в 10 классе согласно учебному плану отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов (из них 3 часа итогового повторения, 1 час резерв резерва.)
Форма годовой промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа
Главная цель изучения права в современной школе — образование, воспитание и развитие школьника, способного осознать свой гражданско-правовой статус, включающий конституционные права, свободы и обязанности; уважающего закон и правопорядок, права других людей; готового руководствоваться нормами права в своей повседневной деятельности.
Задачами изучения права с учетом преемственности с основной школой являются:
— формирование представлений о правовой сфере как целостной системе, понимания социальной ценности права, его связи с другими сторонами общественной жизни;
— развитие правосознания и правовой культуры учащихся;
— формирование знаний базовых норм различных отраслей права в РФ, о человеке как субъекте правоотношений;
— выработка умений получать правовую информацию из различных, в том числе неадаптированных источников; преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций; расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— обогащение опыта старшеклассников по применению полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты: 1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; 12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках;
— использование различных модельно-схематических средств
для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперти т. д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
— классификация государства по их признакам, функциям и формам;
— выявление элементов системы права и дифференциация источников права;
— характеристика нормативно-правового акта как основы законодательства;
— различение видов социальных и правовых норм, выявление особенностей правовых норм как вида социальных норм;
— различение субъектов и объектов правоотношений;
— дифференциация правоспособности и дееспособности;
— оценка возможных последствий правомерного и неправомерного поведения человека, умение делать соответствующие выводы;
— оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
— характеристика Конституции Российской Федерации как основного закона государства, определяющего государственное устройство Российской Федерации;
— осознанное содействие соблюдению Конституции Российской Федерации, уважение прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
— способность указывать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;
— умение устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;
— знание элементов системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;
— выявление особенностей судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации;
— описание законодательного процесса как целостного государственного механизма;
— характеристика избирательного процесса в Российской Федерации;
— способность объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации;
— умение характеризовать и классифицировать права человека;
— объяснение основных идей международных документов, направленных на защиту прав человека;
— характеристика гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, налогового права как ведущих отраслей российского права;
— умение характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
— способность иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
— возможность иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
— умение иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
— характеристика прав и обязанностей членов семьи;
— способность объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
— характеристика трудовых правоотношений и дифференциация участников этих правоотношений;
— умение раскрывать содержание трудового договора;
— разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
— способность иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
— умение различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;
— дифференциация видов административных наказаний;
— дифференциация видов преступлений и наказания за них;
— выявление специфики уголовной ответственности несовершеннолетних;
— способность различать права и обязанности налогоплательщика;
— умение анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
— способность различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
— умение высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
— способность различать виды юридических профессий;
— различение предмета и методов правового регулирования;
— выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства;
— различение прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;
— выявление особенностей референдума;
— различение основных принципов международного гуманитарного права;
— характеристика основных категорий обязательственного права;
— способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
— умение выявлять способы защиты гражданских прав;
— определение ответственности родителей по воспитанию своих детей;
— различение рабочего времени и времени отдыха, умение разрешать трудовые споры правовыми способами;
— способность описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
— соотнесение налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;
— применение правовых знаний для аргументации собственной
позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Содержание курса
Теория государства и права. Признаки государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Внутренние и внешние функции государства. Законность и правопорядок. Признаки права. Функции права. Система права. Понятие, структура и виды правовых норм. Предмет и метод правового регулирования. Право в системе социального регулирования. Источники права. Нормативно-правовой акт. Реализация права и ее формы. Толкование права: понятие, виды и способы. Правоотношения: понятие, структура. Юридические факты. Объекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правомерное поведение. Правонарушение: понятие и виды. Юридический состав правонарушения. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания. Правовые системы современности. Правовая система России. Правовые семьи.
Конституционное право Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Избирательное право. Принципы избирательного права в демократическом государстве. Типы избирательных систем. Избирательный процесс. Федеративное устройство. Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Законодательный процесс в РФ. Правительство Российской Федерации. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Понятие, система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Система органов местного самоуправления.
Права человека Правовой статус человека и гражданина. Гражданство в Российской Федерации. Классификация прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международные договоры о защите прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Основные принципы международного гуманитарного права.
Учебно-тематический план
по предмету «право» для 10 класса
рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Название темы | Количество часов | В том числе |
уроков | к/р |
1 | Глава 1 Теория государства и права | 28 | 28 | 2 |
2 | Глава 2. Конституционное право | 22 | 22 | 2 |
3 | Глава 3. Права человека. | 15 | 15 | 1 |
4 | Повторение | 3 | 3 | |
5 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 1 |
7 | Резерв | 1 | 1 | |
12 | Итого | 70 | 70 | 6 |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ: Урок контроля по теме: Государство. Гражданское общество; Теория государства и права; Конституция РФ. Избирательные системы; Конституционное право; итоговая контрольная работа.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Технические и электронные средства обучения, фильмы, согласно перечня паспорта кабинета истории.
Учебное оборудование и компьютерная техника.
Учебное оборудование, методические и учебные пособия, цифровые и образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, медиа ресурсы согласно перечня паспорта кабинета истории.
Учебно-методическое обеспечение:
Кожин Ю.А. Практикум по праву к учебнику Е.А. Певцовой «. Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2014.
Никитин А.Ф, Никитина Т.И «Право» - учебник 10кл. базовый и углубленный уровень: -М.: Дрофа,2020.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2016.
Певцова Е.А., Козленко И.В. Право. Основы правовой культуры: Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2014
Сапогов В.М. Поурочные методические разработки к учебникам Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры» .10-11 классы. -М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2015
Дополнительная литература для учащихся
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята в 2020г.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) . Гражданский кодекс РФ (часть вторая) . Гражданский кодекс РФ (часть третья) . Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) .
3. Семейный кодекс РФ.
4. Уголовный кодекс РФ .
5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
6. Бюджетный кодекс РФ.
7. Налоговый кодекс РФ (часть первая) .
8. Трудовой кодекс РФ.
9. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
10. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Гражданско-процессуальный кодекс РФ .
11. Жилищный кодекс РФ.
12. Азаркин Н.М. История юридической мысли в России. М. «Юридическая литература»2015.
13. Андреев С.С. История государственной власти в России. М. Евролинц, 2014.
14. Бойцова В.И. Идея правового гос-ва в трудах российских юристов. М: «Правоведение» 2014 №7.
15. Гранат С.Л. Источники права. М: «Юрист» 2014 №9.
16. Давид Р. Основные правовые системы современности. М. «Международные отношения»2015.
17. Зорькин В.Д. Позитивные теории права в России. М. Издательство Московского университета 2014
Литература для учителя
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. – М.: Юрист, 2012.
2. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. – М.: Юридическая литература, 2014.
3. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.: Зерцало-М, 2006.
4. Арбузкин А.М. Обществознание: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Зерцало-М, 2019.
5. Олимпиада школьников «Ломоносов» Право / 86 Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. – М., 2019.
6. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д.Зорькина, В.Е.Крутских. – М.: ИНФРА-М, 2019.
7. Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А.Суханов. Т. 1: Общая часть. 3-е изд. – М.: ВолтерсКлувер, 2015.
8. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А.Ава- кьян. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2017.
9. Международное право: Учебник / Под ред. Л.Н.Шестакова. – М.: Юридиче- ская литература, 2015.
10. Международные акты о правах человека: Сборник документов. – М.: НОР- МА-ИНФРА-М, 2018.
12. Муниципальное право России: Учебник / Сост. С.А.Авакьян, В.Л.Лютцер, Н.Л.Пешин и др. / Отв. ред. С.А. Авакьян. – М.: Проспект, 2018.
Интернет-ресурсы
▪ Верховный Суд РФ (официальный сайт) — http://www.supcourt.ru
▪ Все о праве. Компас в мире юриспруденции — http://www.allpravo.ru
▪ Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (официальный сайт) — http://www.duma.gov.ru
▪ Информационно-аналитический портал «Наследие» —http://www.nasledie.ru
▪ Информационно-правовые ресурсы для детей — http://cdb-murmansk.ru/informatsionno-pravovyie-resursyi-dlyadetey
▪ Конституционный Суд РФ — http://www.ksrf.ru
▪ Конституция РФ с комментариями — http://constrf.ru
▪ Международная Школа Прав Человека и Гражданских Действий — http://inthrschool.org
▪ Московская олимпиада школьников по праву — http://moslaw.olimpiada.ru
▪ Московская Открытая Школа Прав Человека при Сахаровском Центре — http://www.sakharov-center.ru/projects/240.html
▪ Научная электронная библиотека elibrary.ru — http:// elibrary.ru/defaultx.asp
▪ Организация Объединенных Наций в Российской Федерации — http://www.unrussia.ru
▪ Организация Объединенных Наций: официальный сайт —http://www.un.org/ru/index.html
▪ Открытая правовая школа при факультете права НИУ ВШЭ — http://open-school.hse.ru/school
▪ Официальная Россия: сервер органов государственной властиРоссийской Федерации — http://www.gov.ru
▪ Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации — http://pravo.gov.ru
▪ Правительство Российской Федерации — http://government.ru
▪ Право.Ру — http://pravo.ru
▪ Президент Российской Федерации (официальный сайт) —http://www.kremlin.ru
Календарно-тематическое планирование по праву
для 10 класса рассчитан на 70 часов во втором полугодии (2 часа в неделю)
№ | дата | Тема урока | д\з |
| | Глава 1 Теория государства и права | |
1 | 1 нед сент | Вводный урок | |
2-3 | 1-2 нед.сент | Происхождение государства и права | П.1 |
4-5 | 2-3 нед. сент | Государство, его признаки и сущность | П.2 |
6-7 | 3-4 нед сент | Форма государства | П.3 |
8 | 4 нед сент | Функции государства и государственный механизм | П.4 |
9 | 1 нед окт | Гражданское общество и правовое государство | П.5 |
10 | 1 нед окт | Урок контроля по теме: Государство. Гражданское общество | |
11 | 2 нед.окт | Верховенство правового закона. Законность и правопорядок. Разделение властей | П.6 |
12-13 | 2-3 нед.окт | Понятие права. Признаки и функции права. Система права | П.7 |
14 | 3 нед.окт | Право в системе социального регулирования | П.8 |
15-16 | 4 нед окт | Источники права. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц | П.9 |
17 | 2 нед ноября | Правотворчество: понятие, принципы, виды. Юридическая техника | П.10 |
18-19 | 2-3 нед.ноября | Реализация права и ее формы. Толкование права: понятие, виды и способы | П.11 |
20 | 3 нед.нояб | Правоотношения: понятие, структура. Юридические факты | П.12 |
21 | 4 нед.ноябр | Правомерное поведение. Правонарушение: понятие и виды | П.13 |
22-23 | 1 нед.дек | Юридическая ответственность: понятие, виды, основания | П.14 |
24 | 2 нед.дек | Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность. | П.15 |
25 | 2 нед.дек | Совершенствование правовой культуры | П.16 |
26-27 | 3 нед.дек | Правовые системы современности. Правовая система России | П.17 |
28 | 4 нед.дек | Урок контроля по теме: Теория государства и права | |
| | Глава 2. Конституционное право | |
29-30 | 4 нед.дек | Понятие конституции, ее виды. Конституционализм | П.18 |
31 | | Общая характеристика Конституции РФ. | П.19 |
32-33 | | Основы конституционного строя РФ | П.20 |
34 | | Избирательное право | П.21 |
35-36 | | Избирательные системы и избирательный процесс | П.22 |
37 | | Урок контроля по теме: Конституция РФ. Избирательные системы | |
38 | | Федеративное устройство | П.23 |
39-40 | | Президент РФ | П.24 |
41-42 | | Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума | П.25 |
43-44 | | Законодательный процесс в РФ | П.26 |
45-46 | | Правительство РФ | П.27 |
47 | | Судебная власть в РФ. Прокуратура | П.28 |
48 | | Местное самоуправление | П.29 |
49-50 | | Урок контроля по теме: Конституционное право. | |
| | Глава 3.Права человека | |
51 | | Правовой статус человека и гражданина в РФ. Гражданство в РФ. | П.30 |
52-53 | | Права, свободы и обязанности человека и гражданина | П.31 |
54 | | Гражданские (личные права) | П.32 |
55 | | Политические права | П.33 |
56 | | Экономические, социальные и культурные права | П.34 |
57 | | Право на благоприятную окружающую среду | П.35 |
58 | | Права ребенка | П.36 |
59 | | Урок контроля: Гражданство, права человека | |
60-61 | | Нарушения прав человека | П.37 |
62-63 | | Защита прав человека в мирное время | П.38 |
64-65 | | Международная защита прав человека в условиях военного времени | П.39 |
66-68 | | Повторение курса право | |
69 | | Итоговая контрольная работа | |
70 | | Резерв | |