СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предметно-практическим действиям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для детей с умеренной и тяжёлой умтсвенной отсталостью. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предметно-практическим действиям»

Предметно-практические действия

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно – практические действия» составлена для обучающихся 5 «А» класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы МКОУ «Школа-интернат №162», вариант 2 (далее – АООП) и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС) и учебного плана МКОУ «Школа-интернат № 162» на 2021-2022 учебный год (далее – Учебный план).

Данный коррекционный курс позволяет обучающимся достичь максимальных возможностей самостоятельности в решении повседневных жизненных задач в доступных для них пределах.

Интеллектуальное развитие обучающихся 5 «А» класса позволяет им овладевать основами данного коррекционного курса на элементарном уровне.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Цель: используя различные многообраз­ные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью

Общая характеристика коррекционного курса: формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Промежуточная диагностика по коррекционному курсу «Предметно – практическая деятельность» не предусмотрена Учебным планом, но в течении всего учебного года проводится наблюдение итоги которого отражаются в характеристике на конец учебного года у каждого обучающегося.

Задачи:

1. Образовательные:

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  • развитие собственной активности ребенка;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности;

  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

2. Коррекционно – развивающие:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

3. Воспитательные:

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,

  • воспитывать уважительное отношение к результатам труда;

  • воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности;

  • воспитывать умение применять правила сотрудничества в коллективной деятельности;

  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности

Особенности обучения

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. Материально-техническое оснащение коррекционного курса «Предметно - практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.

Место курса в учебном плане:

В АООП и в учебном плане на изучение данного коррекционно – развивающих занятия в 5 классе отводится 3 часа в неделю (всего - 102 часа в год).

Личностные и предметные результаты:

  • понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов,

  • овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

  • умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

  • умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

  • использование доступных жестов для передачи сообщения

  • понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

  • умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

  • обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

  • формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв


Количество часов по четвертям

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

24

21

28

28

101



Календарно-тематическое планирование


№ урока п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

I четверть

24



Предметные действия

17



1

День знаний

1

01.09


2

Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Развитие ручной умелости.  

1

03.09


3

Игры с предметами на улице

1

07.09


4

Упражнения на улице с мячами

1

08.09


5

Упражнения с прищепками.

1

10.09


6

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости на свежем воздухе

1

14.09


7

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

1

15.09


8

Игры с предметами на улице

1

21.09


9

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (пазлы)

1

22.09


10

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости 

1

24.09


11

Игры с предметами на улице

1

28.09


12

Складывание разрезных картинок из 40 - 60 частей.

1

29.09


13

Пальчиковые игры и упражнения

1

01.10


14

Игры с предметами на улице

1

05.10


15

Различение предметов по форме, цвету, величине.

1

06.10


16

Упражнения с массажными шариками, с прищепками.

1

08.10


Дидактические игры

15



17

Игры с предметами на улице

1

12.10


18

Дидактическая игра «Лото».

1

13.10


19

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

1

15.10


20

Игры с предметами на улице

1

19.10


21

Дидактическая игра «Что лишнее».

1

20.12


22

Дидактическая игра «Чего не хватает».

1

22.10


23

Игры с предметами на улице

1

26.10


24

Дидактическая игра «Картинное лото».

1

27.10


II четверть

21



25

Игры с предметами на улице

1

09.11


26

Дидактическая игра «Сказочное домино».

1

10.11


27

Дидактическая игра «Сказочное лото».

1

12.11


28

Игры с предметами на улице

1

16.11


29

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1

17.11


30

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

1

19.11


Элементарное конструирование

16



31

Игры с предметами на улице

1

23.11


32

Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу.  

1

24.11


33

Складывание разрезных картинок из 60-100 частей. Фрукты. 

1

26.11


34

Игры с предметами на улице

1

30.11


35

Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец.  

1

01.12


36

Складывание букв из счетных палочек.  

1

03.12


37

Игры с предметами на улице

1

07.12


38

Конструирование из геометрических фигур.

1

08.12


39

Конструирование из геометрических фигур.

1

10.12


40

Игры с предметами на улице

1

14.12


41

Складывание букв из счетных палочек.  

1

15.12


42

Постройки из строительного материала по показу и образцу.

1

17.12


43

Игры с предметами на улице

1

21.12


44

Складывание фигур и узоров по образцу.

1

22.12


45

Складывание разрезных картинок из 5-6 частей. Насекомые.

1

24.12


III четверть

28



46

Игры с предметами на улице

1

11.01


Работа с мозаикой

17



47

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов. 

1

12.01


48

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трёх цветов. 

1

14.01


49

Игры с предметами на улице

1

18.01


50

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей четырёх

цветов.

1

19.01


51

Выкладывание «чередующихся рядов» пяти цветов.

1

21.01


52

Игры с предметами на улице

1

25.01


53

Выкладывание узоров по показу и по образцу.

1

26.01


54

Выкладывание узоров по показу и по образцу.

1

28.01


55

Игры с предметами на улице

1

01.02


56

Выкладывание «чередующихся рядов» (2 синих-2 красных-белый)

1

02.02


57

Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.

1

04.02


58

Игры с предметами на улице

1

08.02


59

Выкладывание узоров по показу и по образцу.

1

09.02


60

Выкладывание геометрических фигур разной величины.

1

11.02


61

Игры с предметами на улице

1

15.02


62

Выкладывание цифр.

1

16.02


63

Выкладывание цифр.

1

18.02


Лепка

15



64

Игры с предметами на улице

1

22.02


65

Свойства пластилина. Вишни, сливы.

1

25.02


66

Игры с предметами на улице

1

01.03


67

Лепка букв по образцу.

1

02.03


68

Снеговик.

1

04.03


69

Домик.

1

09.03


70

Лепка изученных букв.

1

11.03


71

Игры с предметами на улице

1

15.03


72

Лепка изученных букв и цифр

1

16.03


73

Рыбка.

1

18.03


IV четверть




74

Зайчик.

1

29.03


75

Игры с предметами на улице

1

30.03


76

Утёнок.

1

01.04


77

Игры с предметами на улице

1

05.04


78

Лепка изученных букв и цифр по образцу.

1

06.04


Работа с бумагой

15



79

Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы.

1

08.04


80

Игры с предметами на улице

1

12.04


81

Овощи. Фрукты.

1

13.04


82

Дом с крышей.

1

15.04


83

Игры с предметами на улице

1

19.04


84

Многоэтажный дом с окнами.

1

20.04


85

Флажки.

1

22.04


86

Игры с предметами на улице

1

26.04


87

Флажки (гирлянда)

1

27.04


88

Подарочная открытка

1

29.04


89

Игры с предметами на улице

1

03.05


90

Изученные цифры.

1

04.05


91

Простые поделки оригами.

1

06.05


92

Игры с предметами на улице

1

10.05


93

Гусеница.

1

11.05


Работа с нитками

7



94

Наматывание ниток на игрушки.

1

13.05


95

Игры с предметами на улице

1

17.05


96

Наматывание ниток на катушку, пробку.

1

18.05


97

Плетение косичек из толстых цветных шнуров.

1

20.05


98

Игры с предметами на улице

1

24.05


99

Шнуровка предметов

1

25.05


100

Поделка из ниток

1

27.05


101

Игры с предметами на улице

1

31.05



Литература и средства обучения

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017. – 78 с. Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599

  3. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!