СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация"(1 класс)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация"(1 класс)»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагоговфилиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Мяннанова Г.А.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от____

Директор__________Пономарева М.Н.







Рабочая программа по учебному предмету

«Альтернативная коммуникация»

предметная область «Коррекционные курсы»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2




1б’/1е/2б класс




Составитель программы:

Сулейманова Роза Рафиковна








Ульяновск

2018

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы;

  2. Введение;

  3. Пояснительная записка;

  4. Планируемые предметные и личностные результаты;

  5. Базовые учебные действия;

  6. Содержание рабочей программы;

  7. Учебно-тематическое планирование;

  8. Перечень материально-технического обеспечения;

  9. Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов;

  10. Лист внесения изменений.





























Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету «Альтернативная коммуникация» для детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ №39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.

Категория обучающихся: учащиеся 1б’/1е/2б класса.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 66 часов для учащихся 1класса;

68 часов для учащихся 2 класса.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль.
























Введение


В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Сравнительно недавно в российской дефектологии дети с нарушениями интеллекта рассматривались как «необучаемые» и не включались в специально организованную образовательную среду. До сих пор существует устойчивое мнение - оценивать группу этих детей как неперспективную, что, в свою очередь, обрекает их на осуждение и непонимание их проблем со стороны населения. Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире и отражается в документах, основная идея которых: лица с ограниченными возможностями здоровья имеют те же права, что и другие люди, а также некоторые особые права, связанные с учетом особенностей нарушения нормальной жизнедеятельности и нарушениями развития.

Учебный предмет «Альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Коррекционные курсы».

Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения Л.С. Выготского:

- детский коллектив рассматривается как источник развития высших психических функций для умственно отсталого ребенка;

- основные социальные структуры сознания человека формируются в процессе общения;

- развитие речи первоначально выступает как средство общения, как коммуникативная функция, а потом речь превращается в средство мышления.

Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.








Пояснительная записка

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39», 2018 год.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в коррекционно-развивающую область и составлен для обучающихся 1б’/1е/2б

класса с легкой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На его изучение в 1б’/1е классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели; во 2б классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы, коммуникативные тетради и др.

Коррекционный курс включает следующие разделы:

-Развитие речи средствами невербальной коммуникации;

-Импрессивная речь;

-Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.









Планируемые предметные и личностные результаты

Предметные результаты:

-Сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми;

-Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

-Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

-Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

-Использование доступных жестов для передачи сообщения;

-Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.


Личностные результаты:

-Голосовой отклик на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;

-Двигательный (изменение положения головы, тела или рук, или ног) и мимический отклик (улыбка);

-Поворот головы в сторону знакомого голоса взрослого;

-Реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым;

-Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

-Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.














Базовые учебные действия


Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

-ориентироваться в пространстве класса;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения;

- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность.


Формирование учебного поведения:

1) Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

-фиксирует взгляд на звучащий предмет;

-фиксирует взгляд на яркий предмет;

-фиксирует взгляд на движущийся предмет;

-переключает взгляд с одного предмета на другой;

-фиксирует взгляд на лице педагога;

-фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

-фиксирует взгляд на изображении;

-фиксирует взгляд на экране монитора.

2) Умение выполнять инструкции педагога:

-понимает жестовую инструкцию;

-понимает инструкцию по пиктограммам;

-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) Использование по назначению учебных материалов:

-бумаги, ручки, линейки, карандаша.

4) Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

-выполняет действие способом рука-в-руке;

-подражает действиям, выполняемым педагогом.


Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

-способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин;

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.






Содержание рабочей программы


Коммуникация с использованием невербальных средств


Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).



Развитие речи средствами невербальной коммуникации


Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).


Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).









































Учебно-тематическое планирование


Рабочая программа для 1б’/1екласса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2 часа.

Рабочая программа для 2бкласса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 68 часов, количество занятий в классе в неделю – 2 часа.

Предмет: «Альтернативная коммуникация»


Тема

Кол-во часов

1б’/1е

I четверть (16 часов)

1

Обследование общего развития обучающихся

2

2

2

Установление зрительного контакта с собеседником

2

2

3

Мое имя. Реагирование на собственное имя

2

2

4

Приветствие и прощание. Стимуляция слухового внимания

2

2

5

Я вижу, я слышу

2

2

6

Звучащие предметы

2

2

7

Знакомство с колокольчиком. Д/И «Найди колокольчик»

2

2

8

Знакомство с погремушкой. Д/И «Найди погремушку»

2

2

II четверть (15 часов)

9

Определение направления звука. Д/И «Угадай, где звенит?»

2

2

10

Я и мои жесты

3

3

11

Мимика лица

2

2

12

Эмоции

2

2

13

Я и мои помощники

2

2

14

Чтение потешки «Ладушки-ладушки». Поглаживание ладошек и пальчиков. Стимуляция реакции на речевое общение

2

2

15

Основные нужды. Повторение жеста и символа

«Я хочу есть»

2

2

III четверть (18 часов - 1б’/1е; 20 часов - 2б класс)

16

Основные нужды. Повторение жеста и символа

«Я хочу пить»

2

2

17

Повседневные действия. Знакомство с жестом и символом «Вставать, сидеть»

2

2

18

Повседневные действия. Знакомство с жестом и символом «Одеваться, раздеваться»

2

2

19

Свойства объектов. Знакомство с жестом и символом

«Горячий, холодный»

2

2

20

Свойства объектов. Знакомство с жестом и символом

«Чистый, грязный»

2

2

21

Чтение сказки «Мойдодыр»

1

1

22

Звуки вокруг нас. Как говорят животные?

-

2

23

Чтение сказки «Теремок»

1

1

24

Игрушки

2

2

25

Овощи

3

3

26

Чтение сказки «Веселый огород»

1

1

IV четверть (17 часов)

27

Фрукты

3

3

28

Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты»

1

1

29

Одежда

2

2

30

Обувь

2

2

31

Транспорт

2

2

32

Посуда

3

3

33

Насекомые

3

3

34

Чтение сказки «Как Муравьишка домой спешил»

1

1


Всего

66

68

Перечень материально-технического обеспечения


-Массажные мячи;

-Дидактические и сюжетные игрушки;

-Наборы карточек пиктограмм;

-Наборы картинок по различным лексическим темам;

-Таблицы букв;

-Карточки с напечатанными словами;

-Тематические наборы фотографий, рисунков, графические изображения;

-Магнитная доска;

-Набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);

-Трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных и согласных букв;

-Игры на развитие мелкой моторики;

-Чудесный мешочек и тактильные наборы к нему;

-Наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д.

-Наглядный материал для развития связной речи: сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов;

-Мозайки, пазлы;

-Наборы муляжей овощей и фруктов;

-Наборы для сюжетно-ролевых игр:

а) мебель (игровой набор);

б) кухня (игровой набор);

-Презентации;

-Аудио и видеоматериалы.




















Формы оценивания,средства мониторинга и оценка результатов.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.


Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла - способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 баллов - способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.



Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»;

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);

«выполняет действие по образцу»;

«выполняет действие с частичной физической помощью»;

«выполняет действие со значительной физической помощью»;

«действие не выполняет».


Представление:

«узнает объект»;

«не всегда узнает объект» (ситуативно);

«не узнает объект».

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!