областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагоговфилиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель____Мяннанова Г.А. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор__________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Альтернативная коммуникация»
предметная область «Коррекционные курсы»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
1б’/1е/2б класс
Составитель программы:
Сулейманова Роза Рафиковна
Ульяновск
2018
Содержание
Паспорт рабочей программы;
Введение;
Пояснительная записка;
Планируемые предметные и личностные результаты;
Базовые учебные действия;
Содержание рабочей программы;
Учебно-тематическое планирование;
Перечень материально-технического обеспечения;
Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов;
Лист внесения изменений.
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету «Альтернативная коммуникация» для детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ №39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.
Категория обучающихся: учащиеся 1б’/1е/2б класса.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 66 часов для учащихся 1класса;
68 часов для учащихся 2 класса.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль.
Введение
В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Сравнительно недавно в российской дефектологии дети с нарушениями интеллекта рассматривались как «необучаемые» и не включались в специально организованную образовательную среду. До сих пор существует устойчивое мнение - оценивать группу этих детей как неперспективную, что, в свою очередь, обрекает их на осуждение и непонимание их проблем со стороны населения. Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире и отражается в документах, основная идея которых: лица с ограниченными возможностями здоровья имеют те же права, что и другие люди, а также некоторые особые права, связанные с учетом особенностей нарушения нормальной жизнедеятельности и нарушениями развития.
Учебный предмет «Альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Коррекционные курсы».
Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения Л.С. Выготского:
- детский коллектив рассматривается как источник развития высших психических функций для умственно отсталого ребенка;
- основные социальные структуры сознания человека формируются в процессе общения;
- развитие речи первоначально выступает как средство общения, как коммуникативная функция, а потом речь превращается в средство мышления.
Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Пояснительная записка
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39», 2018 год.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в коррекционно-развивающую область и составлен для обучающихся 1б’/1е/2б
класса с легкой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На его изучение в 1б’/1е классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели; во 2б классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы, коммуникативные тетради и др.
Коррекционный курс включает следующие разделы:
-Развитие речи средствами невербальной коммуникации;
-Импрессивная речь;
-Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Планируемые предметные и личностные результаты
Предметные результаты:
-Сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми;
-Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
-Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
-Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
-Использование доступных жестов для передачи сообщения;
-Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Личностные результаты:
-Голосовой отклик на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;
-Двигательный (изменение положения головы, тела или рук, или ног) и мимический отклик (улыбка);
-Поворот головы в сторону знакомого голоса взрослого;
-Реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым;
-Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
-Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Базовые учебные действия
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
-ориентироваться в пространстве класса;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
Формирование учебного поведения:
1) Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
-фиксирует взгляд на звучащий предмет;
-фиксирует взгляд на яркий предмет;
-фиксирует взгляд на движущийся предмет;
-переключает взгляд с одного предмета на другой;
-фиксирует взгляд на лице педагога;
-фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
-фиксирует взгляд на изображении;
-фиксирует взгляд на экране монитора.
2) Умение выполнять инструкции педагога:
-понимает жестовую инструкцию;
-понимает инструкцию по пиктограммам;
-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) Использование по назначению учебных материалов:
-бумаги, ручки, линейки, карандаша.
4) Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
-выполняет действие способом рука-в-руке;
-подражает действиям, выполняемым педагогом.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
-способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин;
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Содержание рабочей программы
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Учебно-тематическое планирование
Рабочая программа для 1б’/1екласса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2 часа.
Рабочая программа для 2бкласса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 68 часов, количество занятий в классе в неделю – 2 часа.
Предмет: «Альтернативная коммуникация»
№ | Тема | Кол-во часов |
1б’/1е | 2б |
I четверть (16 часов) |
1 | Обследование общего развития обучающихся | 2 | 2 |
2 | Установление зрительного контакта с собеседником | 2 | 2 |
3 | Мое имя. Реагирование на собственное имя | 2 | 2 |
4 | Приветствие и прощание. Стимуляция слухового внимания | 2 | 2 |
5 | Я вижу, я слышу | 2 | 2 |
6 | Звучащие предметы | 2 | 2 |
7 | Знакомство с колокольчиком. Д/И «Найди колокольчик» | 2 | 2 |
8 | Знакомство с погремушкой. Д/И «Найди погремушку» | 2 | 2 |
II четверть (15 часов) |
9 | Определение направления звука. Д/И «Угадай, где звенит?» | 2 | 2 |
10 | Я и мои жесты | 3 | 3 |
11 | Мимика лица | 2 | 2 |
12 | Эмоции | 2 | 2 |
13 | Я и мои помощники | 2 | 2 |
14 | Чтение потешки «Ладушки-ладушки». Поглаживание ладошек и пальчиков. Стимуляция реакции на речевое общение | 2 | 2 |
15 | Основные нужды. Повторение жеста и символа «Я хочу есть» | 2 | 2 |
III четверть (18 часов - 1б’/1е; 20 часов - 2б класс) |
16 | Основные нужды. Повторение жеста и символа «Я хочу пить» | 2 | 2 |
17 | Повседневные действия. Знакомство с жестом и символом «Вставать, сидеть» | 2 | 2 |
18 | Повседневные действия. Знакомство с жестом и символом «Одеваться, раздеваться» | 2 | 2 |
19 | Свойства объектов. Знакомство с жестом и символом «Горячий, холодный» | 2 | 2 |
20 | Свойства объектов. Знакомство с жестом и символом «Чистый, грязный» | 2 | 2 |
21 | Чтение сказки «Мойдодыр» | 1 | 1 |
22 | Звуки вокруг нас. Как говорят животные? | - | 2 |
23 | Чтение сказки «Теремок» | 1 | 1 |
24 | Игрушки | 2 | 2 |
25 | Овощи | 3 | 3 |
26 | Чтение сказки «Веселый огород» | 1 | 1 |
IV четверть (17 часов) |
27 | Фрукты | 3 | 3 |
28 | Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты» | 1 | 1 |
29 | Одежда | 2 | 2 |
30 | Обувь | 2 | 2 |
31 | Транспорт | 2 | 2 |
32 | Посуда | 3 | 3 |
33 | Насекомые | 3 | 3 |
34 | Чтение сказки «Как Муравьишка домой спешил» | 1 | 1 |
| Всего | 66 | 68 |
Перечень материально-технического обеспечения
-Массажные мячи;
-Дидактические и сюжетные игрушки;
-Наборы карточек пиктограмм;
-Наборы картинок по различным лексическим темам;
-Таблицы букв;
-Карточки с напечатанными словами;
-Тематические наборы фотографий, рисунков, графические изображения;
-Магнитная доска;
-Набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
-Трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных и согласных букв;
-Игры на развитие мелкой моторики;
-Чудесный мешочек и тактильные наборы к нему;
-Наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д.
-Наглядный материал для развития связной речи: сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов;
-Мозайки, пазлы;
-Наборы муляжей овощей и фруктов;
-Наборы для сюжетно-ролевых игр:
а) мебель (игровой набор);
б) кухня (игровой набор);
-Презентации;
-Аудио и видеоматериалы.
Формы оценивания,средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 баллов - способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»;
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
«выполняет действие по образцу»;
«выполняет действие с частичной физической помощью»;
«выполняет действие со значительной физической помощью»;
«действие не выполняет».
Представление:
«узнает объект»;
«не всегда узнает объект» (ситуативно);
«не узнает объект».