СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Астрономия» 11класс, базовый уровень

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по предмету «Астрономия» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, с учетом примерной программы среднего общего образования по астрономии и программы по астрономии к УМК для 11 классов Чаругина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Астрономия» 11класс, базовый уровень»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

утвержденной приказом по школе

от 31.08.2017 № 419

протокол педсовета №1 от 30.08.2017


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»








Принято МО учителей

_____________________________

Протокол № ___ от ____________

Руководитель МО

____________ __________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор ________ И.А.Долба

Приказ № ___ от _________


Согласовано на МС

Протокол № ___ от _______

Председатель МС

_________ _______________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Астрономия»

11класс, базовый уровень

Срок реализации: 2017-2018 учебный год

Составитель:

Мишакова С.А.

учитель физики высшей квалификационной категории


г. Нижневартовск

2017 год


Содержание:

Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

  2. Содержание учебного предмета.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы









































Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Астрономия» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, с учетом примерной программы среднего общего образования по астрономии и программы по астрономии к УМК для 11 классов Чаругина.

Изучение астрономии в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:

развитие познавательной мотивации в области астрономии для становления у учащихся ключевых компетентностей; развития способности к самообучению и самопознанию, ситуации успеха, радости от познания.

При реализации данной программы выполняются следующие задачи:

формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,

формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;

приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение физики в 10-11 классах по35 учебных часов из расчета 1 учебных часа в неделю для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования.

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Планируемыми результатами изучения учебного предмета «Физика» в 10-11 классе являются:

Личностные результаты:

  • в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных

  • жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить

  • жизненные планы формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;


В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

понимать смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, бо­лид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, мо­ря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия (и их класси­фикация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, ту­манность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;

определять физические величины: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, свети­мость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, сол­нечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ло­моносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с исполь­зованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смысло-поисковой, а также компетенциями личностного саморазвития и профессионально-трудового выбора

2. Содержание учебного предмета.

Введение в астрономию (2 ч)

Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.


Астрометрия (5 ч)

Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по Зависимость траектории от выбора системы отсчета. созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён измерении времени и ведении календаря..


Небесная механика (4 ч)

Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.


Строение Солнечной системы (7 ч)

Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об

особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.


Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)

Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды


Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)

Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике —Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.


Галактики (3 ч)

Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить 21представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик

Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой

температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.


Современные проблемы астрономии (3 ч)

Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной

энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.

3.Тематическое планирование


Резерв свободного учебного времени (1час)

3.Календарно-тематическое планирование 11 класс (базовый уровень)

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности


План/факт




Введение.1 ч

3.09


Введение в астрономию

1

Работают с предложенной информацией Высказывают гипотезы для наблюдаемых явлений. Предлагают модели явлений. Указывают границы применимости физических законов..

Работают с терминами и понятиями - что изучает астрономия;

- роль наблюдений в астрономии;

- значение астрономии;

- что такое Вселенная;

- структуру и масштабы

Вселенной

Астрометрия .5ч

4.09


Звёздное небо

1

10.09


Небесные координаты

1

Учатся использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач:

а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту;

б) по заданным координатам объектов

(Солнце, Луна, планеты)

12.09


Видимое движение планет и

Солнца

1

Учатся устанавливать карту налюбую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил.- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места

17.09


Движение Луны и затмения

1

Работают с терминами и понятиями Применяют полученные знания к решению задач,

анализируют результаты

20.09


Время и календарь

1

Работают с терминами и понятиями, заполняют таблицу

Небесная механика.3ч

27.09


Система мира

1

Применяют законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и

космических аппаратов;- решать задачи на расчёт

30.09


Законы Кеплера движения планет.

1

Работают с терминами и понятиями Применяют полученные знания к решению задач, анализируют результаты

4.10


Космические скорости и

межпланетные перелёты

1

Работают с терминами и понятиями Применяют полученные знания к решению задач, анализируют результаты

Строение Солнечной системы (7 ч)

8.10


Современные представления о

строении и составе Солнечной

системы

1

Работают с терминами и понятиями.

11.10


Планета Земля

1

Пользуются планом Солнечной системы и

справочными данными;- определять по

астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время;

-находить планеты на небе, отличая их от звёзд;

15.10


Луна и её влияние на Землю

1

Осваивают значение второго и третьего закона Ньютона, учатся выделять взаимодействие тел и описывать его, используя третий закон Ньютона

18.10


Планеты земной группы

1

Применяют полученные знания к решению задач,

анализируют результаты

22.10


Планеты-гиганты. Планеты-карлики

1

Изучают гравитационное взаимодействие тел и закон всемирного тяготения, ознакомятся с логикой научного познания при открытии закона всемирного тяготения

25.10.


Малые тела Солнечной системы

1

Приводят примеры проявления тяготения в

окружающем мире.Работают с текстом учебника, систематизируют и обобщают сведения о явлении тяготения, делают выводы

30.10


Современные представления о

происхождении Солнечной

системы

1

Применяют полученные знания к решению задач,

анализируют результаты

Астрофизика и звездная астрономия.7ч

13.11


Методы астрофизических

исследований.

1

применяют основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;- решают задачи на расчёт

расстояний до звёзд по известному годичному

параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам;

- анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость»

15.11


Солнце

1

20.11


Внутреннее строение и источник энергии Солнца

1

22.11


Основные характеристики звёзд.

1

26.11


Белые карлики, нейтронные

звёзды, чёрные дыры. Двойные,

кратные и переменные звёзды

1

Решают контрольные тестовые задания

пройденных по пройденным темам

28.11


Новые и сверхновые звёзды

1

Работают с терминами и понятиями импульс тела и импульс силы, заполняют таблицу

3.12


Эволюция звёзд

1

Вычисляют изменение импульса тела в случае прямолинейного движения. Вычисляют изменение импульса тела при ударе о поверхность. Работают с терминами и понятиями импульс тела и импульс силы, заполняют таблицу Работают с терминами и понятиями импульс тела и импульс силы, заполняют таблицу

Млечный путь 3ч

14.12


Газ и пыль в Галактике

1

Учатся объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе;- находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры;

- оценивать массу и размер чёрной дыры

18.12


Рассеянные и шаровые звёздные

скопления

1

20.12


Сверхмассивная чёрная дыра в

центре Млечного Пути

1

Применяют полученные знания к решению задач, анализируют результаты

Галактики.3ч

22.12


Классификация галактик .

1

Учатся объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе


26.12


Активные галактики и квазары

1

12.01


Скопления галактик

1

Строение и эволюция Вселенной.2ч

26.01


Конечность и бесконечность

Вселенной. Расширяющаяся

Вселенная

1

-Учатся использовать знания по физике

и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира

29.01


Модель «горячей Вселенной» и

реликтовое излучение

1

Современные проблемы астрономии (3 ч)

3.02


Ускоренное расширение

Вселенной и тёмная энергия

1

- используют знания, полученные по физике и

астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; учатся- обосновывать свою точку зрения о возможности

существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами

9.02


Обнаружение планет возле

других звёзд

1

10.02


Обнаружение планет возле

других звёзд

1

Резерв 1ч

9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!