ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2017 № 419
протокол педсовета №1 от 30.08.2017
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
Принято МО учителей _____________________________ Протокол № ___ от ____________ Руководитель МО ____________ __________________ | | УТВЕРЖДАЮ Директор ________ И.А.Долба Приказ № ___ от _________ |
Согласовано на МС Протокол № ___ от _______ Председатель МС _________ _______________ | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Астрономия»
11класс, базовый уровень
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Мишакова С.А.
учитель физики высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
2017 год
Содержание:
Пояснительная записка.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Астрономия» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, с учетом примерной программы среднего общего образования по астрономии и программы по астрономии к УМК для 11 классов Чаругина.
Изучение астрономии в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:
развитие познавательной мотивации в области астрономии для становления у учащихся ключевых компетентностей; развития способности к самообучению и самопознанию, ситуации успеха, радости от познания.
При реализации данной программы выполняются следующие задачи:
формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,
формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;
приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение физики в 10-11 классах по35 учебных часов из расчета 1 учебных часа в неделю для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Планируемыми результатами изучения учебного предмета «Физика» в 10-11 классе являются:
Личностные результаты:
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия (и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;
определять физические величины: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смысло-поисковой, а также компетенциями личностного саморазвития и профессионально-трудового выбора
2. Содержание учебного предмета.
Введение в астрономию (2 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по Зависимость траектории от выбора системы отсчета. созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён измерении времени и ведении календаря..
Небесная механика (4 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об
особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике —Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить 21представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой
температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной
энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
3.Тематическое планирование
Резерв свободного учебного времени (1час)
3.Календарно-тематическое планирование 11 класс (базовый уровень)
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
| План/факт | | | |
Введение.1 ч |
| 3.09 | | Введение в астрономию | 1 | Работают с предложенной информацией Высказывают гипотезы для наблюдаемых явлений. Предлагают модели явлений. Указывают границы применимости физических законов.. Работают с терминами и понятиями - что изучает астрономия; - роль наблюдений в астрономии; - значение астрономии; - что такое Вселенная; - структуру и масштабы Вселенной |
Астрометрия .5ч |
| 4.09 | | Звёздное небо | 1 |
| 10.09 | | Небесные координаты | 1 | Учатся использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) |
| 12.09 | | Видимое движение планет и Солнца | 1 | Учатся устанавливать карту налюбую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил.- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места |
| 17.09 | | Движение Луны и затмения | 1 | Работают с терминами и понятиями Применяют полученные знания к решению задач, анализируют результаты |
| 20.09 | | Время и календарь | 1 | Работают с терминами и понятиями, заполняют таблицу |
Небесная механика.3ч |
| 27.09 | | Система мира | 1 | Применяют законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;- решать задачи на расчёт |
| 30.09 | | Законы Кеплера движения планет. | 1 | Работают с терминами и понятиями Применяют полученные знания к решению задач, анализируют результаты |
| 4.10 | | Космические скорости и межпланетные перелёты | 1 | Работают с терминами и понятиями Применяют полученные знания к решению задач, анализируют результаты |
Строение Солнечной системы (7 ч) |
| 8.10 | | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | 1 | Работают с терминами и понятиями. |
| 11.10 | | Планета Земля | 1 | Пользуются планом Солнечной системы и справочными данными;- определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; |
| 15.10 | | Луна и её влияние на Землю | 1 | Осваивают значение второго и третьего закона Ньютона, учатся выделять взаимодействие тел и описывать его, используя третий закон Ньютона |
| 18.10 | | Планеты земной группы | 1 | Применяют полученные знания к решению задач, анализируют результаты |
| 22.10 | | Планеты-гиганты. Планеты-карлики | 1 | Изучают гравитационное взаимодействие тел и закон всемирного тяготения, ознакомятся с логикой научного познания при открытии закона всемирного тяготения |
| 25.10. | | Малые тела Солнечной системы | 1 | Приводят примеры проявления тяготения в окружающем мире.Работают с текстом учебника, систематизируют и обобщают сведения о явлении тяготения, делают выводы |
| 30.10 | | Современные представления о происхождении Солнечной системы | 1 | Применяют полученные знания к решению задач, анализируют результаты |
Астрофизика и звездная астрономия.7ч |
| 13.11 | | Методы астрофизических исследований. | 1 | применяют основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;- решают задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам; - анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость» |
| 15.11 | | Солнце | 1 |
| 20.11 | | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | 1 |
| 22.11 | | Основные характеристики звёзд. | 1 |
| 26.11 | | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | 1 | Решают контрольные тестовые задания пройденных по пройденным темам |
| 28.11 | | Новые и сверхновые звёзды | 1 | Работают с терминами и понятиями импульс тела и импульс силы, заполняют таблицу |
| 3.12 | | Эволюция звёзд | 1 | Вычисляют изменение импульса тела в случае прямолинейного движения. Вычисляют изменение импульса тела при ударе о поверхность. Работают с терминами и понятиями импульс тела и импульс силы, заполняют таблицу Работают с терминами и понятиями импульс тела и импульс силы, заполняют таблицу |
Млечный путь 3ч |
| 14.12 | | Газ и пыль в Галактике | 1 | Учатся объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе;- находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; - оценивать массу и размер чёрной дыры |
| 18.12 | | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | 1 |
| 20.12 | | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | 1 | Применяют полученные знания к решению задач, анализируют результаты |
Галактики.3ч |
-
| 22.12 | | Классификация галактик . | 1 | Учатся объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе |
| 26.12 | | Активные галактики и квазары | 1 |
-
| 12.01 | | Скопления галактик | 1 |
Строение и эволюция Вселенной.2ч |
-
| 26.01 | | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | 1 | -Учатся использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира |
-
| 29.01 | | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | 1 |
Современные проблемы астрономии (3 ч) |
-
| 3.02 | | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | 1 | - используют знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; учатся- обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами |
-
| 9.02 | | Обнаружение планет возле других звёзд | 1 |
-
| 10.02 | | Обнаружение планет возле других звёзд | 1 |
Резерв 1ч |
9