СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Человек", 4 класс, 2 вариант, адаптивная школа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Человек"»

Человек, 4 класс, 2 вариант (обучение на дому).

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Человек» предназначена для учащихся 4 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Актуальность заключается в формировании личности ребенка при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Целью обучения предмета является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

На уроках «Человек» используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;

  • Репродуктивный;

  • Беседа;

  • Наблюдение;

  • Работа с книгой;

  • Упражнение;

  • Практическая работа;

  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);

  • Объяснительный / репродуктивный

  • Инструктивный / практический

  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;

  • Индивидуальная работа;





2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Человек» ставит следующие задачи:

  • формирование представлений о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;

  • развитие умений решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

  • развитие умений поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • формирование представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Учебный курс предусматривает следующую структуру:

  • Представления о себе.

  • Моя семья

  • Гигиена тела.

  • Одежда и обувь

  • Прием пищи.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю. Из них:

I ч. – ч

II ч. – ч.

III ч. – ч.

IV ч. – ч. Всего за год – 34 часа.


4. Планируемые результаты освоения программы


предметные результаты обучения:

  • иметь представления о собственном теле;

  • относить себя к определенному полу;

  • уметь определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;

  • уметь сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, свои интересы, хобби и др.;

  • уметь соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой);

  • иметь представления о членах семьи, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

  • узнавать одежду, обувь.

  • уметь расстёгивать и застёгивать одежду, завязывать шнурки, знать последовательность одевания и раздевания.

  • различать изнаночную сторону одежды.

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

5. Содержание учебного предмета

В программе предмета выделяются разделы:

Представления о себе.

Идентификация себя как мальчика

  • Части тела.

  • Моё здоровье: режим дня.

  • Моё здоровье: личная гигиена.

  • Моё здоровье: одевание по погоде.

  • Сообщение о состоянии своего здоровья.

  • Мои эмоции: радость – грусть, восторг.

  • Мои эмоции: удивление.

  • Мои эмоции: страх

  • Личная гигиена: уход за телом.

  • Закрепление пройденного материала.

Моя семья

  • Узнавание (различение) детей и взрослых.

  • Члены моей семьи.

  • Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.

  • Закрепление пройденного материала.

Гигиена тела

  • Мытьё рук и вытирание полотенцем.

  • Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица

  • Расчесывание волос.

Одежда и обувь

  • Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки).

  • Знание назначения предметов одежды.

  • Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки.

  • Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).

  • Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты).

  • Соблюдение последовательности действий при раздевании

  • Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды

  • Закрепление пройденного материала.

Приём пищи

  • Сообщение о желании пить. Питье через соломинку.

  • Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку.

  • Повторение пройденного материала.



6. Тематическое планирование


тема

колич. часов

сроки

основные элементы содержания

практика

Представления о себе.

1

Идентификация себя как мальчика

1


Идентификация половой принадлежности по внешним признакам, через дидактические игровые упражнения

Идентификация половой принадлежности.

2

Части тела.

1


Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела.

Показ частей тела

3

Моё здоровье: режим дня.

1


Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья. Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые упражнения.

Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья.

4

Моё здоровье: личная гигиена.


1


Осознание важности соблюдения личной гигиены для здоровья. Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые упражнения.

Осознание важности соблюдения личной гигиены для здоровья

5

Моё здоровье: одевание по погоде.

1


Осознание важности одевания по погоде для здоровья, через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые упражнения.

Осознание важности одевания по погоде для здоровья.

6

Сообщение о состоянии своего здоровья.

1


Учить сообщать о проблемах со здоровьем

Формирование умения распознавать свои ощущения, определять свое самочувствие

7

Мои эмоции: радость – грусть, восторг.

1


Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других. Через просмотр демонстрационного материала, игровые упражнения.

Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других.

8

Мои эмоции: удивление.

1


Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других.

Формирование умения различать и

9

Мои эмоции: страх

1


Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других. Через просмотр демонстрационного материала, игровые действия, упражнения.

Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других.

10

Личная гигиена: уход за телом.

1


Формирование умения ухаживать за своим телом, через просмотр видео материалов, практических упражнений

Формирование умения ухаживать за своим телом.

11

Закрепление пройденного материала.

1


Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих, рассказать о себе. Через игру.

Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих.

Моя семья

12

Узнавание (различение) детей и взрослых.

1


Формирование представлений о возрасте людей, умений различать взрослых и детей через игру и просмотр демонстрационных материалов.

Формирование представлений о возрасте людей

13

Члены моей семьи.

1


Формирование представлений о членах семьи. Через просмотр демонстрационных материалов, игру, изобразительную деятельность.

Формирование представлений о членах семьи.

14

Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.

2


Формирование представлений о бытовой и досуговой деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

Представление о профессиональной деятельности членов семьи.

15

Закрепление пройденного материала.

1


Закрепление представлений о членах семьи, через игру.

Закрепление представлений о членах семьи. .Повторение пройденного материала

Гигиена тела

16

Мытьё рук и вытирание полотенцем.

1


Формирование умений соблюдать гигиену, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

Мытьё и вытирание рук

17

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица

1


Формировать умения мыть и вытирать лицо через просмотр видеоматериалов, игровые и практические действия

Мытьё и вытирание лица

18

Расчесывание волос.

1


Формирование умений соблюдать гигиену, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

Расчесывание волос




Одежда и обувь

19

Узнавание (различение) предметов одежды.

2


Формирование знаний об одежде: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

Формирование знаний об одежде

20

Знание назначения предметов одежды.

1


Познакомить с назначением различных видов одежды через просмотр видеоматериалов, демонстрационных материалов, практические и игровые действия

Формировать представления о видах одежды

21

Узнавание (различение) предметов обуви.

2


Познакомить с назначением различных видов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки через просмотр видеоматериалов, демонстрационных материалов, практические и игровые действия

Формировать представления о видах обуви

22

Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).

2


Познакомить с назначением различных видов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки через просмотр видеоматериалов, демонстрационных материалов, практические и игровые действия

Формировать представления о видах обуви

23

Снятие предмета одежды.

1


Формировать умение снимать одежду (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты).

Снимание кофты

24

Соблюдение последовательности действий при раздевании

2


Учить соблюдать последовательность действий при раздевании через игру и практические действия

Формировать умения раздеваться

25

Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды.

1


Учить различать лицевую, переднюю, заднюю сторону одежды, верх, низ через игровые и практические действия

Расширение знаний об одежде

26

Закрепление пройденного материала.

1


Закрепить знания об одежде и обуви

Закрепление знаний об одежде и обуви


Приём пищи

27

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку.

1


Учить сообщать о том, что хочет пить игровые и практические действия

Просить пить

28

Еда ложкой.

1


Формировать умения есть ложкой захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку через просмотр демонстрационных материалов, игровые и практические действия

Использование салфетки

29

Повторение пройденного материала.

1


Повторить и закрепить пройденный материал

Повторение пройденного материала




























7. Учебно-методическое обеспечение

  • Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);

  • Комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.

  • «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.


8. Материально-техническое обеспечение

Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. Компьютер.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!