СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Человек"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)








Рабочая программа

адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 8.1.) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Окружающий мир»

предмет « Человек»

1 класс

на 2020 – 2021 учебный год




Составитель:

Казко М.Ю.

учитель – дефектолог












город Черняховск

2020 год



Пояснительная записка

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья».

Задачи программы:

формирование гигиенических навыков;

коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;

обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;

формирование организационных умений и навыков;

формирование навыков культурой еды;

развитие умений ориентироваться в задании;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;

продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.

Общая характеристика учебного предмета

Занятия по предмету «Человек» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.

Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.

Место предмета в учебном плане 1 класса

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- представления о собственном теле;

- отнесение себя к определённому полу;

-умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;

- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;

- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета);

- умение следить за своим внешним видом.

Содержание учебного предмета

Программа представлена следующими разделами

«Представления о себе», «Семья».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела, части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы); предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).

Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.

Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию.

Тематическое планирование

№Раздела

Тема

Кол-во часов

Содержание раздела

1

«Семья»

32

Знакомство с вежливыми словами, проигрывание сюжетно-ролевых игр. Правила безопасности на улице и в помещениях.

2

«Представления о себе»

68

Знакомство с режимом дня, значение и влияние его на организм школьника. Строение человеческого тела. Правила гигиены. Практические занятия

3

Повторение пройденного материала

2

 

Описание учебно-методического и материально-технического оборудования

Технологии обучения.

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения

Методы мотивации учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.

Методы формирования новых умений

Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.

Методы обобщения и систематизации изученного

Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения

Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Учебно-методический комплекс.

Для реализации программы по предмету «Человек» учебно-методическое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Планируемые результаты освоения программы в 1 классе

Минимальный уровень

Достаточный уровень

«Представления о себе»

Представления о своем теле

Представление о правилах здорового образа жизни.

Представление о полезных и вредных привычках.

Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. Уметь чистить зубы, полоскать рот. умение различать и называть предметы одежды и обуви.

Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды.

Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи. Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливать еду на стол и на пол, его уборка после еды.Уметь различать и называть основные предметы питания (суп, каша, мясо, картофель и т.д.).Садиться за столы и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Уметь накрывать на стол, прибирать посуду после еды. Не сорить, не бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.

Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи.

Уметь различать, все ли пуговицы на месте.

«Семья»

Представление о своем ближайшем окружении, взаимоотношениях между ними. Соблюдать правила поведения и общения.

Понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними. Уметь различать и называть предметы, нужные для постели. Постельное бельё. Заправка постели и приготовление её на ночь.



Учебно-тематическое планирование по предмету: «Человек» 1класс


п\п


РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ:


Количество часов



Тип урока

1

1 четверть

Волшебные слова

27

3


Комбинированный

2

Знакомство. Как вести себя в гостях.

3

Комбинированный

3

Сюжетно-ролевая игра «Мы вежливые»

3

Комбинированный

4

Как вести себя в школе

3

Комбинированный

5

Представление о себе

3

Комбинированный

6

Режим дня школьника

3

Комбинированный

7

Прогулка и ее значение

3

Комбинированный

8

Утренний и вечерний туалет

3

Комбинированный

9

Зарядка и ее значение

3

Комбинированный


Итого:

27


10

2 четверть


21

Комбинированный

11

Сон, его значение

3

Комбинированный

12

Человек: строение

3

Комбинированный

13

Лицо в зеркале

3

Комбинированный

14

Правила пользование туалетом

3

Комбинированный

15

Гигиена полости рта

3

Комбинированный

16

Наши руки

Чистота рук- залог здоровья

3

Комбинированный


Итого:

21


17

3 четверть

Пол, возраст, имя фамилия

30

3

Комбинированный

18

Внешний облик человека

3

Комбинированный

19

Правильная осанка человека

3

Комбинированный

20

Кожа, парез, ожог

3

Комбинированный

21

Первая помощь при порезах, ожогах

3

Комбинированный

22

Лицо человека: глаза, уши, нос

3

Комбинированный

23

Семья

3

Комбинированный

24

Семья

3

Комбинированный

25

Безопасность в доме

3

Комбинированный

26

Пожарная безопасность: огонь

3

Комбинированный


Итого:

30


27

4 четверт

Для чего нужен сон

24

3


Комбинированный

28

Режим питания. Продукты питания

3

Комбинированный

29

Хлеб – всему голова

3

Комбинированный

30

Самые полезные овощи и фрукты

3

Комбинированный

31

Семья

3

Комбинированный

32

Безопасность при общении с животными

3

Комбинированный

33

Правила поведения в лесу

3

Комбинированный

34

Сюжетно-ролевая игра: прогулка в лес

2


35

Повторение пройденного материала

1

Комбинированный


Итого:

За год:

24

102




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • предметные и сюжетные картинки,

  • фотографии с изображением членов семьи ребенка;

  • пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д.

  • видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;

  • семейный альбом,

  • рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;

  • компьютер,

  • видеопроектор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!