Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45
с углубленным изучением иностранного языка»
Московская обл., Ногинский р-он, с. Ямкино, ул. Центральная усадьба, д.46
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
(внеурочные занятия)
3 классы
Составитель: Белоусова М.А.,
учитель изобразительного искусства
2018 – 2019 уч. год
Пояснительная записка
Направленность программы.
Декоративно-прикладное искусство — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни. Роль декоративно-прикладного искусства в области образования, воспитания весьма значительна, так как оно способствует воспитанию таких качеств как воображение, художественно-образное мышление, внимание, усидчивость.
Актуальность.
Не все дети могут самостоятельно выбирать изобразительные материалы и располагать изображение на листе, не проявляют фантазию и художественное творчество. Поэтому важно познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, которое, поможет детям развить творческие способности, фантазию. Развитие творческих способностей у детей школьного возраста через технику декоративно-прикладное искусство наполняет жизнь ребёнка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами – деревом, стеклом, кистью, красками – доставляет удовольствие. Занятия позволяют развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческие задатки детей, проявлять желание работать индивидуально и в группах, желание видеть результат своего труда, развивать эмоциональную отзывчивость. Декоративно-прикладное искусство открывает перед ребёнком широкое поле для реализации идей по дизайну интерьера.
Цель программы:
Показать детям разнообразные виды декоративно-прикладного искусства, с помощью которого можно создать:
необыкновенные вещи своими руками,
приобщать детей к творчеству,
дать им возможность ощутить себя авторами художественного произведения.
Задачи программы:
Обучающая:
Развивающая:
развивать творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка,
развивать способность анализировать, планировать, формировать умение действовать в соответствие со словесными инструкциями воспитателя,
развивать мелкую моторику пальцев рук,
создавать условия для развития сотворчества детей и педагога.
Воспитательная:
воспитывать у детей дошкольного возраста трудолюбие,
вызывать желание довести начатое дело до конца,
развивать произвольную регуляцию деятельности,
формировать эстетичный вкус.
Для расширения знаний учащихся в области финансовой грамотности в отдельные темы данной программы вводятся информационные блоки основ финансового образования. Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами учащихся средней общеобразовательной школы.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки – ярмарки творческих работ школьников.
Годы обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
3 класс | 2 ч. | 34 | 68 |
Содержание учебного предмета, курса
1. Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство. Техника безопасности.
2. Материалы и инструменты. Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий.
3. Квилинг. Основы работы в технике «квилинг».
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — икусство скручивать длинные и узкие полоски
бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей
объемные или плоскостные композиции.
4. Аппликация-пэчворк. Основы работы в технике «аппликация-пэчворк».
Аппликация-пэчворк - это способ работы с цветными кусочками ткани. Аппликация отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью) больших цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщенной формой.
5. Пластилинография. Основы работы в технике «пластилинография».
Пластилинография – разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества. Изображения, сделанные из пластилина, могут быть гладкими, с плавным перетеканием одного слоя в другой. При этом каждый элемент гармонично вписывается в общую композицию.
6. Монотипия. Основы работы в технике «Монотипия».
Одной из простейших графических техник считается монотипия.
По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, предмет, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.
В результате работы по данной теме у детей:
развивается ассоциативное мышление в процессе восприятия художественных произведений;
обогащается опыт составлений композиций и использование нетрадиционных методов рисования;
развивается интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и произведений искусств;
дети активно в самостоятельной деятельности используют приобретённый опыт;
овладение навыками и умениями в различных техниках деоративно-прикладного искусства.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | | Название темы |
1 | | | Знакомство с ДПИ. (1 час) |
2 | | | Техника безопасности (1 час) |
| | | Квилинг (11 часов) |
3 | | | Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Знакомство с техникой. Инструменты и материалы. |
4 | | | Вырезание полосок для квиллинга. |
5 | | | Основные правила работы. |
6 | | | Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”. |
7 | | | Основные формы “прямоугольник”, “завитки”, “спирали в виде стружки”. |
8 | | | Конструирование из основных форм квиллинга. |
9 | | | Техника изготовления. |
10 | | | Примеры различного применения форм. |
11 | | | Составление композиции из форм. |
12 | | | Знакомство с основным понятием “композиция” |
13 | | | Коллективная работа. Способы и правила её составления. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. |
14 | | | Выполнение работы в технике «квилинг» - «Волшебная открытка» (6 часов) |
15 | | | Изготовление простых, несложных цветов. |
16 | | | Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. |
17 | | | Изготовление бахромчатых цветов. |
18 | | | Приемы изготовления более сложных цветов. |
19 | | | Подбор цветовой гаммы. |
20 | | | Индивидуальная работа. Композиция из цветов. |
21 | | | Наклеивание элементов. |
22 | | | Декорирование дополнительными элементами. |
23 | | | Выполнение работы «Поздравительная открытка» (6 часов) |
24 | | | Выполнение работы «Клумба» (5 часов) |
25 | | | Аппликация-пэчворк. Основы работы в технике «аппликация-пэчворк». (7 часов) |
26 | | | Вводное занятие. Знакомство с техникой. Инструменты и материалы. |
27 | | | Колорит (сочетание цветовых соотношений). |
28 | | | Предметная аппликация. |
29 | | | Орнаментальная аппликация. |
30 | | | Сюжетная аппликация |
31 | | | Мозаичная аппликация. |
32 | | | Объёмная аппликация |
33 | | | Выполнение работы «Лоскутное панно» (6 часов) |
34 | | | Выполнение работы «По следам сказок» (5 часов) |
35 | | | Пластилинография. Основы работы в технике «пластилинография». (14 часов) |
36 | | | Вводное занятие. Знакомство с техникой. Инструменты и материалы. |
37 | | | Выкладывание работ пластилиновыми шариками. |
38 | | | Изделие «Мультипликационные герои» |
39 | | | Изделие «Морской мир» |
40 | | | Выкладывание работ пластилиновыми колбасками. |
41 | | | Изделие «Дерево» |
42 | | | Изделие «Пейзаж» |
43 | | | Изделие «Животный мир» |
44 | | | Обратная аппликация. |
45 | | | Изделие «Любимой мамочке» |
46 | | | Изделие «Пасха» |
47 | | | Декорирование с помощью пластилина. |
48 | | | Декорирование бутылки |
49 | | | Декорирование карандашницы |
50 | | | Монотипия. Основы работы в технике «Монотипия». (5 часов) |
51 | | | Основные приемы. |
52 | | | Прорисовка. |
53 | | | Выполнение работы «В море» |
54 | | | Выполнение работы «Цветочный мир» |
55 | | | Выполнение работы «Чудо-птица» |
56 | | | Итоговая выставка работ. |