СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ», Специальное профессиональное образование

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа по этике и психологии общения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы института развития профессионального образования, обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на 28 часов.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ», Специальное профессиональное образование»

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»

(ГБПОУ КГТиТ № 41)

Подразделение «Давыдково»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Специальное профессиональное образование ИН 17531 Рабочий зеленого хозяйства, гр. 1РЗХ-50. Количество часов – 28 часов

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по этике и психологии общения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы института развития профессионального образования, обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на 28 часов.

Цель программы:

Формирование общей культуры обучающихся через овладение конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности и социализации обучающихся;

Изучение курса направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию.

Создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;

Выработки у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;

Коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;

Применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой  и дружной семьи.

Задачи:

- развить коммуникативные способности учащихся;

- развить способность анализировать ситуации межличностного взаимодействия;

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • анализировать процесс общения между людьми;

  • организовывать процесс общения как деятельность, приносящую удовольствие;

  • осуществлять рефлексию межличностного взаимодействия;

  • извлекать положительный опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем.

  • формировать представления:

- о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;

- о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;

- о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

Методы и формы обучения

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)

2) наглядные (демонстрация презентаций, видеофильмов, таблиц, схем, иллюстраций)

3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальные, групповые, подгрупповые.

Виды деятельности:

  • анализ норм этики и морали с точки зрения конкретных условий их реализации в жизненных ситуациях;

  • выбор форм поведения и способов защиты прав и интересов личности в жизненных ситуациях;

  • изложение и аргументация собственных суждений об этических нормах поведения, конкретных поступках людей;

  • решение спорных ситуаций с учетом социального опыта обучающихся с использованием тренингов, диагностики и тестирования, ролевых и деловых игр, дискуссий.

Планируемые результаты реализации программы:

Овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан.

Выпускник должен уметь

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: повседневного общения в малой группе (семье) и коллективе (трудовом).

  • усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц;

  • знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;

  • понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям;

Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:

Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование.

Содержание программы:

Тема 1. Введение.

Самопознание и его значение в жизни человека. Предмет и задачи психологии. Методы психологии. Понятие о психологических тестах

Тема 2. Личность.

Общая характеристика личности человека. Психологические особенности личности: самосознание, индивидуальность, саморегулирование, активность, взаимосвязь с социальной средой. Основные побуждения личности: влечение, желание, интересы, убеждения, мировоззрение.

Темперамент. Виды темперамента и их психологическая характеристика.

Характер. Черты характера и их воспитание. Формирование характера.

Воля и волевые действия. Преодоление трудностей как характерная черта волевых действий.

Эмоции. Внешнее выражение эмоций. Настроения. Аффекты.

Самооценка подростка.

Стресс. Способы борьбы со стрессом.

Тема 3. Общение.

Общение. Виды, средства и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Коммуникативные и организаторские способности. Умение видеть смешное. Чувство юмора. Этикет. Золотые правила общения

Межличностные конфликты и пути их преодоления.

Способы неконфликтного общения. Понятие о комплименте. Умение видеть положительные качества в людях.

Тема 4. Этика и психология семейной жизни.

Взаимоотношения в молодой семье. Быт и экономика молодой семьи. Конфликты в семье. Ребенок в семье. Конфликты с родителями. Любовь и дружба в юношеском возрасте.

Тема 5. Коллективы и группы.

Группа и коллектив. Виды групп. Формальные и неформальные группы. Особенности ученического коллектива.

Психологический климат в группе и пути его улучшения.

Молодежные субкультуры.

Отверженные, изгои в обществе.

Итоговая занятие.

Требования к уровню знаний и умений обучающихся

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

знать/понимать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

уметь:

- правильно употреблять основные этические понятия и категории;

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, первичного анализа и использования информации этического содержания;

- анализа собственного поведения и поведения других субъектах общения;

выбора соответствующих этическим нормам форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях;

- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения этики, морали, права.

Календарно-тематический план учебной дисциплины «Этика и психология общения»

п\п


Тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Этика – наука о морали.

1

2.

Личностные особенности. Роль эстетической культуры в развитии личности.

1

3.

Позитивные и негативные эмоциональные состояния. Коммуникативные умения и навыки.

1

4.

Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности.

1

5.

Сущность эстетического воспитания, его значение.

1

6.

Профессиональная этика: профессиональный долг, честь, совесть, достоинство.

1

7.

Психологические основы общения. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении.

1

8.

Общение как взаимодействие. Успех делового общения.

1

9.

Культура поведения и этика взаимоотношений.

1

10.

Подготовка к тесту на тему: «Этика и психология общения».

1

11.

Промежуточный тест на тему : «Этика и психология общения».

1

12.

Общее понятие об этической культуре. Взаимосвязь понятий «мораль» и «этика».

1

13.

Роль морали в формировании личности. Нравственные принципы.

1

14.

Нравственные требования к профессиональному поведению работника: вежливость, тактичность.

1

15.

Нравственные требования к профессиональному поведению работника: доброжелательность и др.

1

16.

Этикет, сферы его действия.

1

17.

Общее понятие о личности. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности.

1

18.

Характеристика процесса делового общения.

1

19.

Рабочее место делового человека.

1

20.

Коммуникация и её особенности, виды, принцип действия, основные факторы эффективной коммуникации, каналы коммуникации.

1

21.

Практическое занятие на тему: «Невербальное общение».

1

22.

Содержание и сущность речевого общения. Деловая беседа.

1

23.

Культура телефонного общения.

1

24.

Межличностный конфликт, его виды, источники и причины.

1

25.

Правила поведения в конфликтах. Предотвращение конфликтов.

1

26.

Культура межличностных контактов.

1

27.

Итоговый тест по курсу: «Этика и психология общения».

1

28.

Итоговое занятие.

1

Всего часов:

28



Условия реализации программы дисциплины:

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины предусматривает наличие учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

* посадочные места по количеству обучающихся;

* рабочее место преподавателя;

* методические пособия по предмету;

* комплект учебников;

* раздаточный материал для проведения контрольной работы.

Технические средства обучения:

* персональный компьютер. IBM Pentium (D) (учительский);

* учебный материал в электронном виде.

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.



Основные источники:

1.Г.М. Шеламова. Деловая культура и психология общения: Учебник для НПО – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.

Дополнительные источники:

1. Дятлов В.А., Пихало В.Т. Этика и этикет деловых отношений; Учебное пособие. - М., «Академия», 2007.

2. Савина М.С. Практика делового общения предпринимателя (курс лекций). - М., МСЭУ, 2003.



Интернет-ресурсы:

1. Образовательный портал: www.edu.sety.ru

2. www.zakonrf.info/tk/

3. www.ilikebooks.ru 23607-shelamova-gm-delovaja-kultur










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!