Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
(ГБПОУ КГТиТ № 41)
Подразделение «Давыдково»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Специальное профессиональное образование ИН 17531 Рабочий зеленого хозяйства, гр. 1РЗХ-50. Количество часов – 28 часов
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по этике и психологии общения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы института развития профессионального образования, обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на 28 часов.
Цель программы:
Формирование общей культуры обучающихся через овладение конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности и социализации обучающихся;
Изучение курса направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию.
Создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
Выработки у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
Коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
Применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи.
Задачи:
- развить коммуникативные способности учащихся;
- развить способность анализировать ситуации межличностного взаимодействия;
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
анализировать процесс общения между людьми;
организовывать процесс общения как деятельность, приносящую удовольствие;
осуществлять рефлексию межличностного взаимодействия;
извлекать положительный опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем.
формировать представления:
- о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
- о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
- о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
Методы и формы обучения
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)
2) наглядные (демонстрация презентаций, видеофильмов, таблиц, схем, иллюстраций)
3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Виды деятельности:
анализ норм этики и морали с точки зрения конкретных условий их реализации в жизненных ситуациях;
выбор форм поведения и способов защиты прав и интересов личности в жизненных ситуациях;
изложение и аргументация собственных суждений об этических нормах поведения, конкретных поступках людей;
решение спорных ситуаций с учетом социального опыта обучающихся с использованием тренингов, диагностики и тестирования, ролевых и деловых игр, дискуссий.
Планируемые результаты реализации программы:
Овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан.
Выпускник должен уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: повседневного общения в малой группе (семье) и коллективе (трудовом).
усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц;
знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям;
Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:
Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование.
Содержание программы:
Тема 1. Введение.
Самопознание и его значение в жизни человека. Предмет и задачи психологии. Методы психологии. Понятие о психологических тестах
Тема 2. Личность.
Общая характеристика личности человека. Психологические особенности личности: самосознание, индивидуальность, саморегулирование, активность, взаимосвязь с социальной средой. Основные побуждения личности: влечение, желание, интересы, убеждения, мировоззрение.
Темперамент. Виды темперамента и их психологическая характеристика.
Характер. Черты характера и их воспитание. Формирование характера.
Воля и волевые действия. Преодоление трудностей как характерная черта волевых действий.
Эмоции. Внешнее выражение эмоций. Настроения. Аффекты.
Самооценка подростка.
Стресс. Способы борьбы со стрессом.
Тема 3. Общение.
Общение. Виды, средства и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Коммуникативные и организаторские способности. Умение видеть смешное. Чувство юмора. Этикет. Золотые правила общения
Межличностные конфликты и пути их преодоления.
Способы неконфликтного общения. Понятие о комплименте. Умение видеть положительные качества в людях.
Тема 4. Этика и психология семейной жизни.
Взаимоотношения в молодой семье. Быт и экономика молодой семьи. Конфликты в семье. Ребенок в семье. Конфликты с родителями. Любовь и дружба в юношеском возрасте.
Тема 5. Коллективы и группы.
Группа и коллектив. Виды групп. Формальные и неформальные группы. Особенности ученического коллектива.
Психологический климат в группе и пути его улучшения.
Молодежные субкультуры.
Отверженные, изгои в обществе.
Итоговая занятие.
Требования к уровню знаний и умений обучающихся
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
уметь:
- правильно употреблять основные этические понятия и категории;
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования информации этического содержания;
- анализа собственного поведения и поведения других субъектах общения;
выбора соответствующих этическим нормам форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения этики, морали, права.
Календарно-тематический план учебной дисциплины «Этика и психология общения»
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Этика – наука о морали. | 1 |
2. | Личностные особенности. Роль эстетической культуры в развитии личности. | 1 |
3. | Позитивные и негативные эмоциональные состояния. Коммуникативные умения и навыки. | 1 |
4. | Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности. | 1 |
5. | Сущность эстетического воспитания, его значение. | 1 |
6. | Профессиональная этика: профессиональный долг, честь, совесть, достоинство. | 1 |
7. | Психологические основы общения. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении. | 1 |
8. | Общение как взаимодействие. Успех делового общения. | 1 |
9. | Культура поведения и этика взаимоотношений. | 1 |
10. | Подготовка к тесту на тему: «Этика и психология общения». | 1 |
11. | Промежуточный тест на тему : «Этика и психология общения». | 1 |
12. | Общее понятие об этической культуре. Взаимосвязь понятий «мораль» и «этика». | 1 |
13. | Роль морали в формировании личности. Нравственные принципы. | 1 |
14. | Нравственные требования к профессиональному поведению работника: вежливость, тактичность. | 1 |
15. | Нравственные требования к профессиональному поведению работника: доброжелательность и др. | 1 |
16. | Этикет, сферы его действия. | 1 |
17. | Общее понятие о личности. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности. | 1 |
18. | Характеристика процесса делового общения. | 1 |
19. | Рабочее место делового человека. | 1 |
20. | Коммуникация и её особенности, виды, принцип действия, основные факторы эффективной коммуникации, каналы коммуникации. | 1 |
21. | Практическое занятие на тему: «Невербальное общение». | 1 |
22. | Содержание и сущность речевого общения. Деловая беседа. | 1 |
23. | Культура телефонного общения. | 1 |
24. | Межличностный конфликт, его виды, источники и причины. | 1 |
25. | Правила поведения в конфликтах. Предотвращение конфликтов. | 1 |
26. | Культура межличностных контактов. | 1 |
27. | Итоговый тест по курсу: «Этика и психология общения». | 1 |
28. | Итоговое занятие. | 1 |
Всего часов: | 28 |
Условия реализации программы дисциплины:
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предусматривает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
* посадочные места по количеству обучающихся;
* рабочее место преподавателя;
* методические пособия по предмету;
* комплект учебников;
* раздаточный материал для проведения контрольной работы.
Технические средства обучения:
* персональный компьютер. IBM Pentium (D) (учительский);
* учебный материал в электронном виде.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Г.М. Шеламова. Деловая культура и психология общения: Учебник для НПО – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
Дополнительные источники:
1. Дятлов В.А., Пихало В.Т. Этика и этикет деловых отношений; Учебное пособие. - М., «Академия», 2007.
2. Савина М.С. Практика делового общения предпринимателя (курс лекций). - М., МСЭУ, 2003.
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный портал: www.edu.sety.ru
2. www.zakonrf.info/tk/
3. www.ilikebooks.ru 23607-shelamova-gm-delovaja-kultur