Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года с последующими изменениями); на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Положения о рабочей программе и примерной программы основного общего образования по физической культуре для 5-9 классов.Авторы программы М. Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова.М.: Просвещение
МБОУ «СОШ№43» города Чебоксары является общеобразовательной школой. Предмет «Физическая культура» входит в обязательную предметную область "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения по физической культуре. По программе физической культуре на изучение базовой части в 5 классах отводится68 часа в год (2 часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары.
В учебный материал по физической культуре в раздел «Физическое совершенствование» включён «Туризм».Темы предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», связанные с предметом «Физическая культура» включены в данную программу.
Промежуточная аттестация для обучающихся 6 классов проводится в форме годовой отметки успеваемости (ГОУ).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Физическая культура»
Личностные результаты
уважение к отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям и ценностям российского народа на примере истории национальных видов спорта и народных игр.
сформированность патриотического сознания и гражданской позиции личности, чувство ответственности и долга перед родиной на примере геройских подвигов спортсменов – участников великой отечественной войны и результатов упорного труда выдающихся спортсменов СССР и России.
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
сформированность положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к учебному предмету «физическая культура».
развитость эстетического и этического сознания через освоение культуры движения и культуры тела.
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
сформированность духовно-нравственной культуры, чувства толерантности и ценностного отношения к физической культуре,как составной и неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
понимание значения физической культуры в жизни человека;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности;
представление о рациональной организации режима дня, самостоятельных физкультурных занятий;
представлении об организации мест для занятий физическими упражнениями и использовании приёмов самостраховки;
выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации к занятиям физической культуры;
адекватного понимания причин успешного развития физических качеств и освоения учебного материала;
устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в игровой и соревновательной деятельности;
осознания элементов здоровья, готовности следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающегося в оказании помощи и страховке при выполнении упражнений.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Обучающийся сможет:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
оценивать технику выполнения упражнения одноклассника, проводить анализ действий игроков во время игры;
самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме, представленной учителем;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве в качестве помощника учителя при организации коллективных действий;
осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических качеств;
проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия.
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Обучающийся сможет:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, используя терминологию, правила записи и названия общеразвивающих упражнений;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов подбора упражнений в зависимости от конкретных условий;
самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ и акробатических упражнений;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами для решения задач в процессе подвижных игр;
анализировать технику игры или выполнения упражнений, включающие установление причинно- следственных связей;
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении здоровья
Коммуникативные универсальные учебные действия.
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
учитывать в своих действиях позиции других людей, и координировать деятельность, несмотря на различия во мнениях;
при столкновении интересов уметь обосновывать собственную позицию, учитывать различные мнения;
аргументировать свою позицию, учитывать разные мнения;
аргументировать свою позицию и согласовывать её с позициями партнёров по команде при выработке общей тактики игры;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов партнёров и соперников;
последовательно, точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и выполнения упражнений с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при выполнении групповых или парных упражнений, а также осуществлять страховку при выполнении акробатических элементов;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Межпредметные понятия
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
искать дополнительную информацию для решения учебных и познавательных задач, в т.ч. в Интернете;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
характеризовать явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
находитьаргументы, подтверждающиевывод;
Обучающийся сможет:
планировать и осуществлять несложных наблюдения с использованием инструментов ИКТ;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски мячей);
выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол, баскетбол и лапту в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
выполнять комплексы упражнений адаптивной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
Содержание учебного предмета
№п/п | Разделы программы | Количество часов |
I | Базовая часть | 56 |
I | Знания о физическойкультуре | |
1 | Историяфизическойкультуры | В процессеурока |
2 | Физическаякультура (основныепонятия) | В процессеурока |
3 | Физическаякультурачеловека | В процессеурока |
II | Способыдвигательной (физкультурной) деятельности | В процессе урока и самостоятельных занятий |
III | Физическоесовершенствование | |
1 | Физкультурно-оздоровительнаядеятельность | В режиме учебного дня и учебной недели |
2 | Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью | В режиме учебного дня и учебной недели |
2.1 | Гимнастика с основами акробатики | 12ч |
2.2 | Легкая атлетика. Туризм. Спортивные игры (футбол) | 22ч |
2.3 | Спортивные игры: | 22ч |
2.3.1 | Баскетбол | 10 |
2.3.2 | Волейбол | 12 |
3 | Вариативнаячасть | 12 |
3.1 | Лыжнаяподготовка | 12ч |
| Итого | 68 |
ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (в процессе урока)
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма.
Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в процессе урока)
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (68 часов)
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей
физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Раздел «Футбол».
Техническая подготовка. Техника безопасности во время занятий спортивными играми и футболе. Основные приемы игры. Передвижения. Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы.Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости.
Раздел «Баскетбол».
Освоение основных стоек в сочетании с передвижениями. Освоение различных способов передвижения с техническими приемами. Ловля и передачи мяча различными способами, в том числе в движении. Ведение мяча левой и правой рукой с изменением скорости. Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение мяча с асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног. Ведение и передача из рук в руки. «Пятнашки» с ведением. Ведение мяча с использованием зрительных ограничений. Броски мяча одной (двумя) руками сверху. Броски мяча одной рукой сверху в прыжке; с места; в движении. Броски перечисленными способами со средних дистанций; по направлению прямо перед щитом; с сопротивлением защитника. Разнообразные исходные положения перед броском. Броски левой и правой рукой. Штрафные броски. Обманные движения. Противодействия защитника броску мяча в корзину. Освоение тактических действий.
Подвижные игры - «Перестрелка», «Мяч ловцу», «10 передач», «Муравейник», «Обгони мяч», «Салки распасовки мячом», «Часики». Игры – задания. Двусторонняя игра.
Раздел «Волейбол».
Техническая подготовка. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи. Подача мяча: нижняя прямая на точность. Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями.Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед, приставными шагами. Скачок назад, вправо, влево.
Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Групповые действия.Двусторонняя игра.
Эстафеты с элементами волейбола.
Раздел «Гимнастика с основами акробатики»
Освоение акробатических упражнений и комбинаций (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты). Освоение гимнастических упражнений и комбинаций на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, аэробные движения.
Раздел «Лёгкая атлетика».
Совершенствование навыков ходьбы. Техника бега. Ускорение с переходом в бег по инерции. Специальные беговые упражнения и задания с различными акцентами. Совершенствование навыков бега. Кросс по слабопересечённой местности. Прыжки на одной ноге; на двух ногах; с ноги на ногу; на месте; с поворотами; с продвижением вперёд и назад; со скакалкой. Прыжки в высоту; в длину; с места; с разбега. Прыжки через естественные препятствия, кочки, и т. п., самостоятельно и в парах. Метание малого мяча различными способами. Броски набивного мяча различными способами.
Раздел «Кроссовая подготовка и туризм»
Совершенствование навыков ходьбы. Техника бега. Меры безопасности.Виды туризма.Питание.
Раздел «Лыжная подготовка».
Скользящий шаг. Классические лыжные ходы (попеременные ходы – двушажный; одновременные ходы – бесшажный, одношажный и двухшажный). Коньковые ходы: одновременный полуконьковый ход; коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без махов); одновременный одношажный коньковый ход, попеременный двухшажный коньковый ход. Упражнения, направленные на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов. Спуск со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Преодоление подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Торможение «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Повороты на месте и в движении.
Раздел,отражающий национальные, региональные или этнокультурные особенности (пример: игра «Луна и солнце» («Уйахпахевел»).
«Луна и солнце» («Уйахпахевел»).
На площадке чертят линию. Игроки делятся на две команды, выбирают капитанов и строятся за ними, крепко держа впереди стоящего за пояс. Команды тягаются в силе. Побеждает та команда, которая перетянет большее количество соперников через линию.
Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья
Основная работа на уроке физической культуры с данной категорией детей ведется с точки зрения индивидуализации педагогического процесса.
Физическое совершенствование детей с нарушением состояния здоровья осуществляют с помощью:
общеукрепляющих упражнений, которые применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения и дыхания: упражнения, корригирующие деформацию грудной клетки; упражнения, дифференцированно укрепляющие определенные мышечные группы спины, живота и верхнего плечевого пояса; упражнения, вытягивающие позвоночник; упражнения, вырабатывающие правильную осанку; упражнения в равновесии (для совершенствования координации движений и улучшения осанки); корригирующие упражнения, направленные на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей; стретчинговые и релаксационные упражнения (для снижения тонуса мышц, создания условий отдыха);
дыхательных упражнений: статических - дыхание без одновременного движения конечностями и туловищем и динамических - одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Выполняя данные упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным), а также с использованием надувных игрушек и мячей;
оздоровительно – корригирующих упражнений с использованием подвижных игр малой и умеренной интенсивности и элементов спортивных игр: баскетбола, волейбола, а также аэробики низкой (средней) интенсивности. Спортивные игры проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью;
спортивно-прикладных упражнений и игр: ходьба, бег, лазание, бросание и ловля мяча, ходьба на лыжах, скандинавская ходьба. Данные упражнения применяются в зависимости от задач, поставленных на занятиях и категории обучающихся.
Содержание программы проходят по среднему уровню сложности выполняемых упражнений (комплексов), сокращением их длительности и количества повторений.
Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями и задержкой дыхания.
Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.
Осуществляется контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления обучающихся.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведённых в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Система оценивания и нормы оценок по предмету «Физическая культура»
Упражнения, 6 класс | Мальчики | Девочки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
Челночный бег 4×9 м, сек | 10,0 | 10,5 | 11,5 | 10,3 | 10,7 | 11,5 |
Бег 30 м, с | 5,5 | 5,8 | 6,2 | 5,8 | 6,1 | 6,5 |
Бег 60 м, с | 9,8 | 10,2 | 11,1 | 10,0 | 10,7 | 11,3 |
Бег 500 метров, мин | | 2,22 | 2,55 | 3,20 |
Бег 1.000 метров, мин | 4,20 | 4,45 | 5,15 | |
Бег 2.000 метров | без времени | |
Бег на лыжах 2 км, мин | 13,30 | 14,00 | 14,30 | 14,00 | 14,30 | 15,00 |
Бег на лыжах 3 км, мин | 19,00 | 20,00 | 22,00 | |
Прыжки в длину с места, см | 175 | 165 | 145 | 165 | 155 | 140 |
Подтягивание на перекладине | 8 | 6 | 4 | |
Отжимания в упоре лежа | 20 | 15 | 10 | 15 | 10 | 5 |
Наклон вперед из положения сидя | 10 | 6 | 3 | 14 | 11 | 8 |
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (прес), раз | 40 | 35 | 25 | 35 | 30 | 20 |
Прыжки на скакалке, за 20 секунд | 46 | 44 | 42 | 48 | 46 | 44 |
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся с нарушением состояния здоровья:
опрос, тест по темам программы.
самостоятельное выполнение упражнений на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
самостоятельное выполнение упражнений для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов;
качественное выполнение упражнений по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам;
качественное выполнение технических элементов по всем модулям программы;
степень освоение спортивных игр.
Итоговая отметка по физической культуре у учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно- оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкость их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям),
выставляется положительная отметка.
Оценка устных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя терминологию, в определенной логической последовательности;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала
имелись затруднения или допущены ошибки в определении терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в рисунках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90-100%
«4» - 76-89%
«3» - 50-75%
«2» - менее 50%