СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету " Физическая культура"в 9- ом классе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения по физической культуре.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " Физическая культура"в 9- ом классе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Цели и задачи физического воспитания

Цель физического воспитания: содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

  1. укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

  2. обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  3. развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

  4. приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

  5. воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  6. содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.



Задачи физического воспитанияобучающихся направлены на:


  1. содействие гармоничному физическому развитию, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;

  2. обучение основам базовых видов двигательных действий;

  3. дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

  4. формирование основ знаний о личной гигиене, овлияний занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

  5. выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

  6. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

  7. выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

  8. формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

  9. воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

  10. содействие развитию психических процессов и обучение основам психическойсаморегуляции.


Сроки реализации рабочей учебной программы


Количество часов в неделю – 3. Количество часов в год – 102. По четвертям:

9а класс: 1 ч. – 24ч., 2 ч.-24ч, 3 ч-30ч, 4 ч.-24ч.

9б класс: 1 ч. – 24ч., 2 ч.-24 ч, 3 ч-30ч, 4 ч.-24ч.

9к класс: 1ч.-24 ч ,2ч.- 24ч, 3ч.-30 ч, 4ч.-24ч.





Формы, методы, технологии обучения:


На уроках физической культуры можно использовать различные методы, формы и технологии обучения.

Основной формой организации учебной работы по физическому воспитанию является учебное занятие (урок). Урок физической культуры является для всех учащихся обязательной формой занятий, обеспечивающий необходимый минимум знаний, умений, навыков, предусмотренных программой. На уроках учащиеся разучивают комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики до занятий, физкультминутки, различные физические упражнения, приобщаются к элементам спортивных соревнований. Уроки физической культуры имеют свои специфические особенности. Они проводятся в спортивном зале, на открытых площадках, стадионах.


Основные методы, используемые на уроках:

1.Фронтальный

2.Поточный

3.Посменный

4.Групповой

5.Индивидуальный.

При фронтальном методе упражнения выполняются одновременно всеми учащимися, его преимущество – большой охват учащихся, достижение высокой плотности и большой нагрузки.

Поточный метод это когда учащиеся выполняют одно и то же упражнения по очереди один за другим без перерыва. Удобен при выполнении акробатических упражнений, лазания, прыжков.

Посменный метод - учащиеся распределяются на смены, на очереди для выполнения упражнения (одни выполняют, другие наблюдают).

Групповой метод – учащиеся по заданию работают самостоятельно, выполняя в порядке очередности различные виды упражнений, группы меняются местами.

Индивидуальны метод - чаще всего используется в зачётных уроках, он позволяет учителю после выполнения упражнения учеником подвести итог, обратить внимание на недостатки и ошибки.


Методы обучения, воспитания двигательных качеств:

1.Равномерный метод

2.Переменный метод

3.Повторный метод

4.Интервальный метод

5.Соревновательный метод

6.Игровой метод

7.Круговой метод

Равномерный метод характеризуется однократной непрерывной работой длительностью от нескольких секунд до нескольких часов (на соревновательные дистанции).

Переменный методхарактеризуется однократной непрерывной работой длительностью от нескольких секунд до нескольких часов зависит от целей и условий.

Повторный метод характеризуется повторением одних и тех же упражнений с интервалом для отдыха, во время которых происходит полное восстановление работоспособности.

Интервальный метод характеризуется повторением одних и тех же упражнений через определённые интервалы времени.

Соревновательный метод характеризуется выполнением упражнений в условиях близких к соревнованиям.

Игровой метод основан на воспитании двигательных качеств в процессе игры.

Круговой метод – это поточное, последовательное выполнение комплекса физических упражнений. Круговым его называют, потому что упражнения выполняют по кругу, состоящих из нескольких станций. На уроках физической культуры необходимо дифференцировать подход к учащимся (дозирование нагрузок). Если всему классу даётся одинаковое задание, надо ориентироваться на слабых учеников. Тогда задание будет посильно всем.


1 - Одним из основных методов объяснения (словестный). Он применяется на всех этапах обучения. Объяснения должно быть понятным ученикам. Материал излагается четко и кратко, доступно и должен соответствовать уровню развития учащихся.

Рассказ – применяется при ознакомлении с новыми видами упражнений (изучение игры). Требования к рассказу ­­ краткость – образность изложения, выразительность, эмоциональность, сочетается с объяснением.

Беседа - она проводится ввопроса - ответной форме, беседа должна быть целенаправленной, краткой, интересной.

Распоряжения и команды – пользуется учитель во время урока.

Указания – применяются во время выполнения упражнений (выше головы и т.д.)

Показ упражнения – должно выполняться с того мест, чтоб было всем видно. В показе может участвовать ученик, сочетать с объяснением.

Соревнования – применяются после того как у учащихся образовался некоторой навык.

Исправление ошибок – все ошибки должны своевременно исправляться. Показ выполняет ученик, а учитель объясняет технику упражнения, хорошо, если сам ученик сам рассказывает на что он должен обратить внимание при повторении упражнения.

2- Практические методы обучения,(метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)

Практические методы связаны непосредственно с активной двигательной деятельностью. Данные методы можно подразделить на две группы:

1.Методы, направленные на освоение двигательных действий.

К ним относятся: метод целостного разучивания упражнения и метод разучивания по частям (или его еще называют целостно-раздельный метод обучения).

2.Методы, главным образом, способствующие развитию двигательных качеств.

К этой группе относятся методы частично регламентированного упражнения и строго регламентированного упражнения.

3 - Наглядные методы обучения.

Наглядное восприятие способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению, повышая интерес к изучаемым двигательным действиям.

В виду сильно развитой способности к подражанию, особенно важна наглядность при обучении детей.

В то же время, необходимо знать, что наглядное восприятие лишь тогда действенно, когда воспринимаемое понято, осознанно детьми и побуждает их к активным действиям.

В противном случае, наглядность может оказаться лишь занимательной иллюстрацией, превращая учеников в пассивных зрителей.

Методы наглядности подразделяются на методы:

1.Натуральной наглядности

2.Опосредствованной наглядности

3.Образной наглядности

Натуральный показ направлен, в основном, на обучение путем подражания, где должны учитываться следующие факторы:

• готовность ребенка к подражанию, т.е. наличие возможностей выполнить показываемое действие (наличие предварительных умений и развития физических качеств)

• полнота представлений об объекте подражания

• интерес к двигательному действию

• желание и стремление выполнить наблюдаемое действие

Натуральный показ – это демонстрация действия в целом, по частям, в обычном и замедленном темпе.

Наряду с достаточно полной содержательной стороной, натуральный показ обладает высокой эмоциональностью (красиво и эффектно выполненный элемент надолго остается в памяти, небрежный – вызывает негативную реакцию).

Первый показ должен давать целостное представление о технике исполнения упражнений.

4- Соревновательный метод. Соревнование имеет существенное значение как способ организации и стимулирования в различных сферах жизни, в том числе и спорте. Важная черта соревнований – это сопоставление сил в борьбе за первенство, за достижение высокого результата. Фактор соперничества, награды и поощрения победителей создают высокий эмоциональный фон, который усиливает эффект выполнения физических упражнений. По сравнению с другими методами, соревновательный предъявляет наивысшие требования к физическим качествам и способствует их наивысшему развитию.


При индивидуальном подходе обязательно надо учитывать состояния здоровья детей. При необходимости можно увеличить или уменьшить количество упражнений, повторений, облегчить условия выполнения. Одним из условий правильной постановки физического воспитания является хорошо организованный медицинский контроль. Который проводится один раз в год и распределяют по медицинским группам.

1. Основная группа – относятся ученики не имеющие отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.

2.Подготовительная группа – ученики имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.

3.Спецгруппа – ученики имеющие значительные отклонения постоянного и временного характера.

Учащиеся имеющие группу инвалидности полностью освобождаются от занятий физической культурой.

Учащиеся основной группы - допускаются

а) к занятиям по программам физической культуры

б) к занятиям в кружках, секциях

в) к участиям в соревнованиях

Учащиеся подготовительной группы – допускаются к занятиям по общей программе, с ограниченным выполнением упражнений, связанных с большими физическими нагрузками, напряжением.

Учащиеся относящиеся к спецгруппе, организуют занятия два раза в неделю во внеурочное время. Занятия проводятся по специальной программе.



Используемые формы, способы и средства проверкиоценки результатов обучения по данной рабочей программе.

Контроль за знаниями, умениями. Навыками осуществляется посредством проведения зачета по нормативам после изучения каждого раздела. В конце года проходит промежуточная аттестация обучающихся в форме готовой отметки успеваемости.


Основные критерии оценивания деятельности обучающихся с нарушением состояния здоровья:

  • опрос, тест по темам программы.

  • самостоятельное выполнение упражнений на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

  • самостоятельное выполнение упражнений для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов;

  • качественное выполнение упражнений по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам;

  • качественное выполнение технических элементов по всем модулям программы;

  • степень освоение спортивных игр.


Итоговая отметка по физической культуре у учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно- оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкость их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям),

выставляется положительная отметка.


Оценка устных ответов

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком, точно используя терминологию, в определенной логической последовательности;

показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала

имелись затруднения или допущены ошибки в определении терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

  Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в рисунках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90-100%

«4» - 76-89%

«3» - 50-75%

«2» - менее 50%




Система оценивания и нормы оценок по предмету физическая культура


Упражнения, 9 класс

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

Челночный бег 4×9 м, сек

9,4

9,9

10,4

9,8

10,2

11,0

Бег 30 м, с

4,6

4,9

5,3

5,0

5,5

5,9

Бег 60 м, с

8,5

9,2

10,0

9,4

10,0

10,5

Бег 2.000 метров, мин

8,20

9,20

9,45

10,00

11,20

12,05

Бег на лыжах 1 км, мин

4,30

4,50

5,20

5,45

6,15

7,00

Бег на лыжах 2 км, мин

10,20

10,40

11,10

12,00

12,45

13,30

Бег на лыжах 3 км, мин

15,30

16,00

17,00

19,00

20,00

21,30

Бег на лыжах 5 км, мин

без учета времени


Прыжки в длину с места, см

210

200

180

180

170

155

Подтягивание на перекладине

11

9

6


Отжимания в упоре лежа

32

27

22

20

15

10

Наклон вперед из положения сидя

13

11

6

20

15

13

Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (прес), раз

50

45

40

40

35

26

Прыжки на скакалке, за 25 секунд

58

56

54

66

64

62





При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.

По основам знаний.

Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.


По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).


Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.


По уровню физической подготовленности.

Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.

При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.


Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья на уровне основного общего образования.


Основная работа на уроке физической культуры с данной категорией детей ведется с точки зрения индивидуализации педагогического процесса.

Индивидуальный подход, означает учет особенностей, присущих человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств.

Особенность данного процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимально благоприятные условия для его роста. Результат применения индивидуального подхода на уроках физической культуры полностью зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя.

Физическое совершенствование детей с нарушением состояния здоровья осуществляют с помощью:

  • общеукрепляющих упражнений, которые применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения и дыхания:упражнения, корригирующие деформацию грудной клетки; упражнения, дифференцированно укрепляющие определенные мышечные группы спины, живота и верхнего плечевого пояса; упражнения, вытягивающие позвоночник; упражнения, вырабатывающие правильную осанку; упражнения в равновесии (для совершенствования координации движений и улучшения осанки);корригирующие упражнения, направленные на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей; стретчинговые и релаксационные упражнения (для снижения тонуса мышц, создания условий отдыха);

  • дыхательных упражнений: статических - дыхание без одновременного движения конечностями и туловищем и динамических - одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Выполняя данные упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным), а также с использованием надувных игрушек и мячей;

  • оздоровительно – корригирующих упражнений с использованием подвижных игр малой и умеренной интенсивности и элементов спортивных игр: баскетбола, футбола, ручного мяча, дартса, бадминтона, тенниса, водного поло, а также аэробики низкой (средней) интенсивности. Спортивные игры проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью;

  • спортивно-прикладных упражнений и игр: ходьба, бег, лазание, бросание и ловля мяча, ходьба на лыжах, скандинавская ходьба, оздоровительное плавание, езда на велосипеде. Данные упражнения применяются в зависимости от задач, поставленных на занятиях и категории обучающихся.

Содержание Программы проходят по среднему уровню сложности выполняемых упражнений (комплексов), сокращением их длительности и количества повторений.

Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями и задержкой дыхания.

Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.

Осуществляется контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления обучающихся. Знание признаков утомления позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.


Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия, также оцениваются на основе теоретических знаний и тестовых заданий.




Содержание учебного материала


Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.

Настоящая рабочая программа имеет два раздела, которые описывают содержание форм физической культуры в 9 классе, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе.






Распределение учебного времени прохождения программного
материала по физической культуре в 9а классе.


п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

1

Базовая часть

88

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Легкая атлетика

12

1.3

Футбол

6

1.4

Спортивные игры

20

1.5

Гимнастика

24

1.6

Лыжная подготовка

20

1.7

Элементы единоборств

3

1.8

Гандбол

3

2

Вариативная часть

14

2.1

Спортивные игры

10

2.2

Лыжная подготовка

4


Итого

102


Распределение учебного времени прохождения программного
материала по физической культуре в 9б классе.


п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

1

Базовая часть

88

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Легкая атлетика

12

1.3

Футбол

6

1.4

Спортивные игры

20

1.5

Гимнастика

24

1.6

Лыжная подготовка

20

1.7

Элементы единоборств

3

1.8

Гандбол

3

2

Вариативная часть

14

2.1

Спортивные игры

10

2.2

Лыжная подготовка

4


Итого

102



Распределение учебного времени прохождения программного
материала по физической культуре в 9к классе.


п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

1

Базовая часть

88

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Легкая атлетика

12

1.3

Футбол

6

1.4

Спортивные игры

20

1.5

Гимнастика

24

1.6

Лыжная подготовка

20

1.7

Элементы единоборств

3

1.8

Гандбол

3

2

Вариативная часть

14

2.1

Спортивные игры

10

2.2

Лыжная подготовка

4


Итого

102



Основы знаний о физической культуре

Соцкультурные основы

Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно- массовое движение.

Психолого – педагогические основы

. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико- тактические действия в избранном виде спорта.

Медико-биологические основы

.Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от способностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

Приемы саморегуляции

Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки.

Легкая атлетика

Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.

Футбол

История развития футбола и его значение Основные правила проведения соревнований. Техника передвижений: - удар по летящему мячу внутренней стороной стопы, -удар по летящему мячу средней частью стопы, -вбрасывание мяча из-за боковой линии, -ведение мяча с активным сопротивлением защитника, -обманные движения(финты), -остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы, -комбинации из основных элементов техники перемещений и владения мячом, - двухстороняя игра



Гимнастика

Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями.

Самоконтроль при занятиях гимнастикой.


Спортивные игры

Раздел «Баскетбол».

Освоение основных стоек в сочетании с передвижениями. Освоение различных способов передвижения с техническими приемами. Ловля и передачи мяча различными способами, в том числе в движении. Ведение мяча левой и правой рукой с изменением скорости. Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение мяча с асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног. Ведение и передача из рук в руки. «Пятнашки» с ведением. Ведение мяча с использованием зрительных ограничений. Броски мяча одной (двумя) руками сверху. Броски мяча одной рукой сверху в прыжке; с места; в движении. Броски перечисленными способами со средних дистанций; по направлению прямо перед щитом; с сопротивлением защитника. Разнообразные исходные положения перед броском. Броски левой и правой рукой. Штрафные броски. Обманные движения. Противодействия защитника броску мяча в корзину. Освоение тактических действий.

Подвижные игры - «Перестрелка», «Мяч ловцу», «10 передач», «Муравейник», «Обгони мяч», «Салки распасовки мячом», «Часики». Игры – задания. Двусторонняя игра.

Раздел «Волейбол».

Техническая подготовка. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи. Подача мяча: нижняя прямая на точность. Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями.Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед, приставными шагами. Скачок назад, вправо, влево.

Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Групповые действия.Двусторонняя игра.

Эстафеты с элементами волейбола.

Раздел «Гандбол».

История развития Гандбола, правило проведения соревнований. Броски из различных положений. Взаимодействие игроков в команде


Лыжная подготовка

Скользящий шаг. Классические лыжные ходы (попеременные ходы – двушажный; одновременные ходы – бесшажный, одношажный и двухшажный). Коньковые ходы: одновременный полуконьковый ход; коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без махов); одновременный одношажный коньковый ход, попеременный двухшажный коньковый ход. Упражнения, направленные на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов. Спуск со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Преодоление подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Торможение «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Повороты на месте и в движении.

Элементы единоборств

История развития борьбы и его значение. Основные правила проведения соревнований. Овладения двигательными действиями: -стойки, -передвижения в стойке, -захваты рук и туловища, -освобождение от захватов, -приемы борьбы за выгодное положение, -борьба за предмет, - упражнения по овладению приемами страховки. Для азвитие двигательных способностей лучше использовать различные игры: «Обойди соперника», «Зайди за спину», «Выбивание опоры».







Двигательные умения, навыки и способности


В циклическихи ациклических движениях: с максимальной скоростью пробегать 100 м из положения низкого старта; прыгать в высоту с 9-11 м с разбега способом «перешагивание», прыгать в длину с 13-15 шагов разбега способом «согув ноги»; осуществлять челночный бег 4х9м

В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м) с использованием четьтрехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальнук цель 10—15 м; метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10—15м

В гимнастике: выполнять комбинацию из отдельных элементов ,выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок, ,, лазать по канату с помощью ног; выполнять опорные прыжки

В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.

Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществить соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.

Национальные, региональные или этнокультурные особенности (пример:Игра «Расходись»Среди игроков выбирается водящий, остальные встают в

круг и водят хоровод. Водящего выбирают считалкой:


Ты – идёшь, Ку – каять,

А ты – беги, Ку – чупать,

Ты – стоишь, Ку – юлать,

А ты – води. Ку – тытаканнипулать.


Водящий стоит в середине круга и неожиданно говорит:«Расходись!» («Сирелер!»). Игроки разбегаются, водящий ихловит. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный

игрок становится водящим. Если водящий никого не поймает, топродолжает водить.,


Игра «Птицы»Игроки выбирают лису и птицу, остальные – птенцы. Птицаучит птенцов летать. Птенцы повторяют движения за птицей. Птенцы, летая, говорят слова:


Не боюсь и не дрожу, Вирхенетепсулелле!

Смело крыльями взмахну – Шикленместеп,

И поэтому на землю Четреместеп,

Никогда не упаду. Саванпа сере укместеп


Неожиданно появляется лиса. Птица подаёт сигнал: «Лиса!» («Тиле!»). Птенцы приседают и замирают. Лиса внимательно наблюдает за игроками и забирает с собой тех, кто выдал себя движениями.


Игра «Морозище».Среди игроков выбирают водящего – мороза. По сигналу водящего – «Заморожу!» («Шантатап!») игроки разбегаются по площадке. Водящий должен догнать их и «заморозить».Замороженным считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Замороженный игрок замирает и не двигается. Водящий охраняет замороженных игроков, не давая их разморозить.Разморозить игрока могут только неосаленныеигроки,прикоснувшись к нему ладонями. Игра заканчивается, если будут пойманы все игроки.


В конце года проводится промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета по нормативам.



Ожидаемые (планируемые) результаты изучения предмета



По окончании 9 класса, обучающиеся должны:

Знать/понимать:

- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;

- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

Уметь:

- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

- выполнять акробатические, гимнастические легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;

- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;

- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

- осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физическихкачеств, совершенствованию техники движений;

- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг







Учебно-методическое и информационное обеспечение, список использованной литературы для учителя и обучающихся.


В процессе реализации данной программы используется следующее оборудование, инвентарь, методические и дидактические материалы:

  1. Таблица нормативов по Физической культуре сайт http://gto-normativy.ru/Tablica-normativov-po-fizkulture-dlya-shkolnikov-fizicheskaya-kultura/

  2. Организация занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-medikopedagogicheskiy-kontrol-za-organizaciey-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-obuchayuschihsya-s-otklon-892296.html





п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Примечание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)



1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Физическая культура 8-9 класс. В.И. Лях

1


2

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование




Гимнастическое бревно

1



Стенка гимнастическая

3



Козёл гимнастический

1



Конь гимнастический

1



Перекладина гимнастическая

1



Мост гимнастический подкидной

2



Скамейка гимнастическая жёсткая

4



Маты гимнастические

15



Скакалка гимнастическая

15



Обруч гимнастический

15


Подвижные и спортивные игры


Щит баскетбольный  игровой

2



Кольцо баскетбольное

6



Мячи баскетбольные

20



Жилетки игровые с номерами

10



Волейбольный комплекс

1



Мячи волейбольные

13



Мячи футбольные

6


Средства первой медицинской помощи



Список литературы для учителя:

Комплексная программа физического воспитания учащихся: 8-9 классы / В. И. Лях,.

- -Физическая культура.8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/В. И. Лях;

- Твой олимпийский учебник: Учеб.пособие для учреждений образования России.- 15 изд., В.С.Родиченко и др. М.: Физкультура и Спорт, 2005 г.

- Твой олимпийский учебник: Учеб.пособие для олимпийского образования/ В.С.Родиченко и др.; Олимпийский комитет России .- 23 изд., М.: Советский спорт, 2011 г.

- Нестеровский Д.И., Поляков В.А. Обучение основам техники нападения игры в баскетбол: Учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры: педагогических вузов, учителей школ и тренеров. – 2-е изд. Доп. и перераб. – Пена, 2003. – 120 с Им покорился Олимп /Туров Борис/Физкультура и спорт – М., 2011

- Нестеровский Д.И., Поляков В.А. Обучение основам техники нападения игры в баскетбол: Учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры: педагогических вузов, учителей школ и тренеров. – 2-е изд. Доп. и перераб. – Пена, 2003. – 120 с Им покорился Олимп /Туров Борис/Физкультура и спорт – М., 2011.

- Шарипов Артур, Малков Олег Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах – М., Физкультура и спорт, 2012.

- Глейберман Абрам. Упражнения с предметами: гимнастическая палка

- Физкультура и спорт – М., 2011.

Список литературы для обучающихся:


- Учебная программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 8 – 9 классов» В.И. Лях

- Волейбол. Шаги к успеху: пер. с анг./ Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. _ М.: АСТ: Астрель, 2006.

- Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. под.ред. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. – М. Физкультура и спорт, 1991.

- Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум – М.: Просвещение, 1992.

- Гимнастика: учебник для студ.пед.учебных заведений/ заведений / М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. — М.: Издательский центр “Академия”, 2001.

- Спортивные игры под ред. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Савин В.П., изд. Академия, 2008.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!