Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, Федерального Закона «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Примерной рабочей программой Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / А. П. Матвеев. — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2019; Примерной программой «Самбо в школу» учебного предмета «Физическая культура» для общеобразовательных организаций, реализующих программу начального, основного и среднего образования С.Е. Табаков, Е.В. Ломакина – М.: Просвещение, 2019, Примерной программой воспитания (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), Приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 10.06.2021 № 1930 "О реализации Всероссийского проекта "Самбо в школу в 2021-2022 учебном году", Методическими рекомендациями по реализации Всероссийского проекта "Самбо в школу" в общеобразовательных организациях Российской Федерации (утверждены заместителем Министра образования и науки РФ В.Ш. Когановым, 2017 г.), Указом президента Российской Федерации от 24.03.2014г № 172 «О Все- российском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).,
«О внесении изменений в приказ Минспорта России от 28.012016 № 54 «Об утверждении порядка организации и проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №47.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Полнота итоговой оценки планируемых результатов обеспечивается двумя процедурами:
формированием накопленной оценки, складывающейся из текущего и промежуточного контроля;
демонстрацией интегрального результата изучения курса в ходе вы полнения итоговой работы. Это позволяет также оценить динамику образовательных достижений обучающихся.
Оценка достижения планируемых результатов в рамках накопительной системы может осуществляться по результатам выполнения заданий на уроках, по результатам выполнения самостоятельных творческих работ и домашних за- даний. задания для итоговой оценки должны включать:
текст задания;
описание правильно выполненного задания;
критерии достижения планируемого результата на базовом и повышенном уровне достижения.
Итоговая работа осуществляется в конце изучения курса физическая культура выпускниками основной школы и может проводится как в письменной, так и устной форме (в виде письменной итоговой работы), в форме защиты ин- дивидуального проекта. Федеральный государственный стандарт общего обра- зования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка личностных, метапредметных и предметных результатов основного об- щего образования). Необходимо учитывать, что оценка успешности освоения со- держания всех учебных предметов проводится на основе системно-деятельност- ного подхода (то есть проверяется способность обучающихся к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач).
Критериями оценивания предметных результатов являются качественные (степень овладения знаниями, способами физкультурной деятельности, двигательными умениями и навыками) и количественные (динамика физической под- готовленности) показатели.
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным занятиям физическими упражнениями.
Методы оценивания: стандартизированные письменные и устные работы, те- стирование.
Критерии оценивания знаний о физической культуре
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Учащийся демон- стрирует понимание сущности материала; логично его изла- гает, используя при- меры из практики, своего опыта | Те же требования, что и для оценки «5», но допускаются 1–2 ошибки, которые сам же учащийся исправ- ляет, или 1–2 недо- чёта в последова- тельности излагае- мого | Учащийся демон- стрирует знание и понимание основных положений темы, но: -
излагает материал неполно и допускает неточности в опреде- лении понятий или формулировке пра- вил; -
не умеет доста- точно глубоко и до- казательно обосно- вать свои суждения и привести свои при- меры; -
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки | Учащийся демон- стрирует незнание большей части изу- чаемого материала, которое затрудняет дальнейшее овладе- ние материалом (до- пускает ошибки в формулировке опре- делений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно изла- гает материал) |
Для оценивания способов физкультурной деятельности используются методы: письменные и устные работы, практические и творческие работы, наблюдения, анализ рабочей тетради учащегося.
Критерии оценивания способов физкультурной деятельности
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Учащийся демон- стрирует способ- ность к: -
самостоятельным занятиям физиче- ской культурой; -
оценке эффектив- ности этих занятий | Учащийся демон- стрирует способ- ность к: -
самостоятельным занятиям физиче- ской культурой с не- значительной помо- щью со стороны пе- дагога; -
допускает незна- чительные ошибки при оценке эффек- тивности этих заня- тий | Учащийся демон- стрирует способ- ность к: -
самостоятельным занятиям физиче- ской культурой только по требова- нию и помощи педа- гога; -
допускает значи- тельные ошибки при оценке эффективно- сти этих занятий | Учащийся не демон- стрирует способ- ность к: -
самостоятельным занятиям физиче- ской культурой; -
оценке эффектив- ности этих занятий |
Для оценивания техники выполнения двигательного действия используются методы: наблюдения, контроль техники выполнение упражнения.
Критерии оценивания техники выполнения двигательного действия
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Точное соблюдение всех технических требований к выпол- няемому двигатель- ному действию. Двигательное дей- ствие выполняется уверенно, слитно, свободно | Двигательное дей- ствие выполняется в соответствии с предъявляемыми требованиями слитно, свободно, но при этом допущено не более двух незна- чительных ошибок | Двигательное дей- ствие выполняется в своей основе верно, но с одной значи- тельной или не бо- лее чем с тремя не- значительными ошибками | Двигательное дей- ствие не выполнено |
При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов
Для оценивания уровня физической подготовленности используются контрольные испытания (тесты).
Критерии оценивания уровня физической подготовленности обучающихся
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Показатель соответ- ствует высокому уровню подготов- ленности и(или) наблюдается высо- кий темп прироста результата | Показатель соответ- ствует среднему уровню подготов- ленности и(или) наблюдается сред- ний темп прироста результата | Исходный показа- тель соответствует низкому уровню подготовленности и(или) наблюдается низкий темп приро- ста результата | Учащийся не выпол- няет контрольного упражнения и(или) нет прироста резуль- тата |
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов может являться защита итогового индивидуального проекта. Продуктом проектной деятельности могут быть: -письменная работа (реферат, аналитические материалы, обзорные мате риалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); -творческая работа, представленная в виде выполнения физических упражнений, компьютерной программы и др.; -материальный объект, макет, иное конструкторское изделие.
Виды и формы организации контроля
Контроль в управлении процессом обучения в школе осуществляется в виде текущего, оперативного и итогового учета успеваемости.
Текущий контроль проводится на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Он реализуется в виде поурочного учета успеваемости как компонент управления процессом обучения. Текущий учет нацелен на повышение эффективности учебного процесса. На основе материалов текущего контроля используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания.
Оценка успеваемости по физической культуре, как и по другим предметам, выставляется по пятибалльной системе.
Оперативный, или периодический, контроль — это такая разновидность контрольной деятельности учителя, которая нацелена на обеспечение промежуточных целей и задач функционирования процесса обучения на отдельных этапах управленческих микроциклов, т. е. учебного года.
Задачи оперативного контроля: выявить характер усвоения учащимися отдельных разделов программы: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол и др.), элементов борьбы самбо, и др.; определить характер воздействия учебного процесса на сдвиги в уровнях физического развития и физической подготовленности; определить подготовленность учащихся к выполнению норм и требований программы. Оперативный контроль проводится после изучения логически законченной части раздела программы или в конце определенного этапа годичного цикла обучения. Этот вид контроля имеет целью проверку учебной деятельности учащихся и учителя по освоению большего объема программного материала. Результаты оперативного контроля выражены в оценках показателей физической подготовленности Итоговый контроль проводится в конце определенного этапа, периода (четверть, год) учебного процесса. Цель итогового контроля — выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, умения использовать системы знаний и навыков в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями. Итоговый контроль на завершающих этапах отдельных периодов учебного года заключается в сопоставлении плановых и реально достигнутых показателей успешности усвоения учащимися программного материала на промежуточных отрезках годичного учебного процесса Контрольная деятельность реализуется во фронтальной, групповой, индивидуальной, комбинированной формах и самоконтроле.
Невыполнение нормативов Комплекса ГТО не может являться основанием для неудовлетворительной отметки в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации по предмету «Физическая культура».
При этом выполнение обучающимися нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО на бронзовый, серебряный и золотой знаки отличия являются качественным показателем решения поставленной задачи перед обучающимися в соответствии с ФГОС и может соответствовать отметке «отлично».
Успеваемость учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, определяется на общих основаниях, однако при этом исключаются те виды движений, которые им про- тивопоказаны. Оценивание физической подготовленности учащихся специальной медицинской группы «А» осуществляется на основе требований образовательных Программ по физической культуре для данной категории обучающихся. При оценивании по физической культуре учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе «А», делается акцент на стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. Положительная оценка по физической может быть выставлена как при наличии самых
незначительных положительных изменений в физических возможностях, так и при наличии факта регулярного посещения занятий по физической культуре, проявленной старательности при выполнении упражнений. Ито говая оценка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группе «А» выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двига- тельных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и физической подго- товки, а также прилежания.
Оценивание учащихся специальной и подготовительной физкультурных групп возможно по следующим критериям: положительная динамика показателей уровня развития умений и навыков; знание теоретических основ техники движений; участие в организации и судействе соревнований; выполнение проек- тов и их защита.
Обучающиеся специальной медицинской группы «Б» на основании пред-
ставленной справки установленного образца, выданной медицинским учрежде- нием о прохождении курса ЛФК, оцениваются в образовательном учреждении по разделам:
«Основы теоретических знаний» в виде устного опроса или написания рефератов и подготовка проектов;
«Практические умения и навыки» в виде демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях с последующей итоговой аттестацией по предмету «Физическая культура».
При работе с учащимися специальной и подготовительной физкультурных групп необходимо поддерживать постоянную связь с родителями учеников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Личностные результаты освоения рабочей программы по физической культуре для начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по физической культуре для начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1.Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
2.Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям наро- да, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
3.Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4.Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
6.Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
7.Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природ- ной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
8.Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать про- исходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
По окончанию начальной школы учащиеся должны уметь:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизни человека;
использовать физическую нагрузку как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длинны массы тела) и развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования. Осуществлять их объективное судейство;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
выполнять технические действия из базовых видов спорта. Применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Выпускник научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; понимать значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
раскрывать на примерах взаимосвязь занятий физической культурой с успешной учебной и трудовой деятельностью, укреплением здоровья и развитием физических качеств;
определять понятие «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры;
подбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость) с помощью тестовых упражнений;
вести систематические наблюдения за динамикой показателей;
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия);
оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
осуществлять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски мячей);
выполнять приёмы самостраховки и страховки;
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
эстетически красиво выполнять гимнастические и акробатические комбинации;
выполнять базовую технику самбо;
играть в баскетбол и футбол по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке, в том числе входящие в программу ВФСК ГТО;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.
Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, игры на базе различных видов спорта, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью, с традициями и обычаями народов.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)». Основное предназначение – укрепление здоровья граждан, развитие их физических качеств и повышение работоспособности. История комплекса ГТО в советское время. Ступени комплекса ГТО для людей разного возраста. Тестовые испытания комплекса ГТО. Как правильно выполнять тестовые испытания.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность (1-2 классы)
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор
присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкоатлетические упражнения.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Длительный бег в равномерном темпе, бег по пересеченной местности, бег с препятствиями.
Общеразвивающие физические упражнения на материале различных видов спорта (3-4 классы)
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На базе самбо: научить детей ориентироваться в пространстве, находя свое место в игре, развить умение выполнять действия по сигналу преподавателя, развить скорость реакции на словесный сигнал, научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.
Элементы борьбы самбо.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; равновесие; гимнастический мост.
Акробатические комбинации - различные варианты разнообразных акробатических упражнений, логично связанных между собой. Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Специально-подготовительные упражнения самбо. Приёмы самостраховки: на спину перекатом; при падении вперёд на руки; при падении на спину через мост; на бок кувырком через плечо. Способы страховки падений преподавателем, партнёром. Упражнения для приёмов в положении лёжа: удержания, переворачивания. Упражнения для бросков: выведение из равновесия, броски захватом ноги (ног), подножки, подсечки, зацепы через голову, подхваты, броски через бедро, через спину.
Подвижные игры на базе борьбы самбо: "Солнышко и дождик", "Воробьи и кот", "У медведя во бору", «Прыжок через ручеек», «Репка», «Пингвины на льдине», « Борьба за мяч», «Борьба руками», «Передача набивного мяча», «Петушиный бой», «Борьба ногами лежа», «Всадники», «Прижать стопу соперника», «Скручивание», «Трофей», «Выведение из равновесия», «Борьба нанайских мальчиков», «Выбивание опоры», «Борьба в перетягивании каната шеренгами», «Вытеснение из круга», «Перехвати мяч», «Салки на ковре».
Спортивные игры:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие физические упражнения на материале различных видов спорта
ВФСК ГТО. Использование на уроках физических упражнений общеразвивающей и прикладной направленности для подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной программе тематическое планирование распределено в объеме 405 часов, из них в 1 классе – 99 часов, а со второго класса по четвертый – 102 часа ежегодно 3 часа в неделю согласно учебному плану МБОУ СОШ № 47. В течение учебного года проводится подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО). Все изменения отражены в таблице.
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УМР
методического объединения ____________ Е.Н. Глазкова
учителей физической культуры 30 августа 2021 года
и ОБЖ
от 30 августа 2021 года №1
_____________ С.В. Рябухина