СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Физика" 9 класс (ФГОС ООО)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование УМК: учебник «Физика». 9 класс. А.В. Пёрышкина (Москва, «Дрофа». 2016г.) «Сборник вопросов и задач по физике» А.А.Марон, Е.А.Марон, С.В.Позойский (Москва,«Дрофа».2017г), федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством Образования и Науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Физика" 9 класс (ФГОС ООО)»

Пояснительная записка.



Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе авторской программы «Физика. 9класс» А.В.Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник (Москва. «Дрофа». 2015г) для общеобразовательных школ Министерства Образования Российской Федерации.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК: учебник «Физика». 9 класс. А.В. Пёрышкина (Москва, «Дрофа». 2016г.) «Сборник вопросов и задач по физике» А.А.Марон, Е.А.Марон, С.В.Позойский (Москва,«Дрофа».2017г), федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством Образования и Науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Согласно учебному плану МБОУ Васильевской СОШ на реализацию программы отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.







1 Планируемые результаты изучения учебного предмета:



Предметные результаты обучения физике:



в теме «Законы взаимодействия и движения тел»

обучающийся научится:

  • понимать и описывать физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

  • давать определения физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; первая космическая скорость, реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

  • понимать смысл основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и применять их на практике;

  • приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знать и уметь объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;


Обучающийся получит возможность научиться:

  • измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).


в теме «Механические колебания и волны. Звук»

обучающийся научится:

  • понимать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

  • давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: гармонические колебания, математический маятник;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.


в теме «Электромагнитное поле»

обучающийся научится:

  • понимать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

  • давать определения физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

  • понимать смысл закона преломления света и правила Ленца, квантовых постулатов Бора;


Обучающий получит возможность научиться:

  • понимать назначение, устройство и принцип действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

  • понимать суть метода спектрального анализа и его возможностей.


в теме «Строение атома и атомного ядра»

обучающийся научится:

  • понимать, описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

  • давать определения физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма- частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протоннонейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

  • приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

  • измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

  • понимать смысл закона сохранения массового числа, закона сохранения заряда, закона радиоактивного распада, правила смещения;

  • владеть экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;


Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать суть экспериментальных методов исследования частиц;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).


в теме «Строение и эволюция Вселенной»:

обучающийся научится:

  • представлять состав, строение, происхождение и возраст Солнечной системы;

  • применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

  • сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

  • объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.


Метапредметные результаты.

Обучающийся научится:

  • овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов;

  • воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


Обучающийся получит возможность научиться:

  • приемам действий в нестандартных ситуациях, овладению эвристическими методам решения проблем;

  • умению работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы:

  • познавательные интересы на основе развития интеллектуальных и творческих способностей;

  • умения самостоятельно приобретать новые знания и практические навыки;

  • стремления выбирать свой жизненный путь в соответствии с собственными интересами и возможностями;


Обучающийся получит возможность для формирования:

  • ценностного отношениям друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

  • представления о научном наследии России в области физики;

  • экологического сознания, признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знаний основных принципов и правил отношения к природе; знаний основ здорового образа жизни; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

  • гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну,

  • уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, нетерпимости к любым видам насилия и готовности противостоять им;

  • потребности в самовыражении и самореализации,

  • позитивной моральной самооценки и моральных чувств — чувства гордости при следовании моральным нормам, понимания роли морали (на основе биографии великих ученых);






2 Содержание учебного предмета.



Тема №1. «Законы взаимодействия и движения тел».


Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при равноускоренном прямолинейном движении без начальной скорости. Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения механической энергии.

Лабораторные работы.

1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

2 «Измерение ускорения свободного падения».


Тема №2. «Механические колебания и волны. Звук».


Колебательное движение. Свободные колебания. Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Звуковой резонанс.

Лабораторные работы.

3 « Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».


Тема №3. «Электромагнитное поле».


Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторные работы.

4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».


Тема №4. «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Радиоактивность. Модели атомов. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Ядерные силы. Дефект массы. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы.

Лабораторные работы.

6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

7 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».


Тема №5. «Строение и эволюция Вселенной».


Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Строение, излучения и эволюция Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.









3 Тематическое планирование.



п/п

Наименование разделов

Общее количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Законы взаимодействия и движения тел

39

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

16

1

1

3

Электромагнитное поле.

23

1

2

4

Строение атома и атомного ядра.

18

1

2

5

Строение и эволюция вселенной.

4

 

 

6

Резервное время

2

 

 

 

Итого

102

5

7



Календарно - тематическое планирование



урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения тем

Фактические сроки

Примечание

Тема №1. Законы взаимодействия и движения тел (39 часов)

1

Материальная точка. Система отсчета.


 

 

2

Перемещение.


 

 

3

Определение координаты движущегося тела.


 

 

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.


 

 

5

Решение задач на равномерное прямолинейное движение.


 

 

6

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.


 

 

7

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.


 

 

8

Решение задач на определение скорости при равноускоренном движении.


 

 

9

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.


 

 

10

Решение задач на определение перемещения при равноускоренном движении.


 

 

11

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.


 

 

12

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».


 

 

13

Решение комбинированных задач на равноускоренное движение.


 

 

14

Относительность движения.


 

 

15

Повторение и обобщение темы "Равномерное и равноускоренное движение".


 

 

16

Контрольная работа №1 "Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение".


 

 

17

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.


 

 

18

Второй закон Ньютона.


 

 

19

Решение задач на второй закон Ньютона


 

 

20

Третий закон Ньютона. Решение задач на законы Ньютона.


 

 

21

Сила упругости. Закон Гука.Сила трения.


 

 

22

Свободное падение тел.


 

 

23

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения».


 

 

24

Решение задач на свободное падение тел.


 

 

25

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.


 

 

26

Решение задач на движение тел, брошенных вертикально вверх.


 

 

27

Закон всемирного тяготения.


 

 

28

Решение задач на закон всемирного тяготения.


 

 

29

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных
телах.


 

 

30

Прямолинейное и криволинейное движение.
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.


 

 

31

Решение задач на движение тел по окружности


 

 

32

Импульс тела. Закон сохранения импульса.


 

 

33

Решение задач на закон сохранения импульса.


 

 

34

Реактивное движение. Ракеты.


 

 

35

Вывод закона сохранения механической энергии.


 

 

36

Решение задач на закон сохранения энергии.


 

 

37

Повторение и обобщение темы "Законы взаимодействия и движения тел".


 

 

38

Решение задач на законы динамики.


 

 

39

Контрольная работа № 2 «Законы динамики»


 

 

Тема №2. Механические колебания и волны. Звук. (16 часов)

40

Колебательное движение. Свободные колебания.


 

 

41

Величины, характеризующие колебательное движение


 

 

42

Решение задач на колебательное движение.


 

 

43

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити».


 

 

44

Гармонические колебания.


 

 

45

Затухающие колебания.


 

 

46

Вынужденные колебания.


 

 

47

Резонанс.


 

 

48

Распространение колебаний в среде. Волны.


 

 

49

Длина волны. Скорость распространения волн.


 

 

50

Источники звука. Звуковые колебания.


 

 

51

Высота, [тембр] и громкость звука.


 

 

52

Распространение звука. Звуковые волны.


 

 

53

Отражение звука. Звуковой резонанс.


 

 

54

Повторение темы «Механические колебания и волны. Звук.»


 

 

55

Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны. Звук».


 

 

Тема №3. Электромагнитное поле. (23 часа)

56

Магнитное поле.


 

 

57

Направление тока и направление линий его магнитного поля.


 

 

58

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.


 

 

59

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.


 

 

60

Решение задач на определение индукции магнитного поля и магнитного потока.


 

 

61

Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.


 

 

62

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции».


 

 

63

Явление самоиндукции.


 

 

64

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.


 

 

65

Электромагнитное поле.


 

 

66

Электромагнитные волны.


 

 

67

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.


 

 

68

Принципы радиосвязи и телевидения.


 

 

69

Электромагнитная природа света.


 

 

70

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.


 

 

71

Решение задач на законы преломления света.


 

 

72

Дисперсия света. Цвета тел.


 

 

73

Типы оптических спектров.


 

 

74

Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».


 

 

75

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.


 

 

76

Повторение и обобщение темы «Электромагнитное поле»


 

 

77

Решение задач по теме "Электромагнитное поле"


 

 

78

Контрольная работа №4 "Электромагнитное поле"


 

 

Тема №4. Строение атома и атомного ядра. (18 часов)

79

Радиоактивность. Модели атомов.


 

 

80

Радиоактивные превращения атомных ядер.


 

 

81

Экспериментальные методы исследования частиц.


 

 

82

Открытие протона и нейтрона.


 

 

83

Состав атомного ядра. Ядерные силы.


 

 

84

Решение задач по теме "Ядерные реакции".


 

 

85

Энергия связи. Дефект масс.


 

 

86

Решение задач по теме "Энергия связи. Деффект масс".


 

 

87

Деление ядер урана. Цепная реакция.


 

 

88

Лабораторная работа № 6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».


 

 

89

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.


 

 

90

Атомная энергетика.


 

 

91

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.


 

 

92

Решение задач на закон радиоактивного распада.


 

 

93

Термоядерные реакции.


 

 

94

Лабораторная работа № 7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»


 

 

95

Повторение и обобщение темы "Строение атома и атомного ядра"


 

 

96

Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»


 

 

Тема №5. Строение и эволюция вселенной. (4 часов)

97

Состав, строение и происхождение Солнечной
системы.


 

 

98

Большие планеты Солнечной системы.


 

 

99

Малые тела Солнечной системы.


 

 

100

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.


 

 

Тема №6. Резервное время (2 часа).

101

Обобщающее повторение


 

 

102

Обобщающее повторение


 

 



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!