ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 30.08.2018 № 344
протокол педсовета №1 от 30.08.2018
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Геометрия»
8 класс
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Составитель:
Петриченко В.М., учитель математики, первой квалификационной категории
г. Нижневартовск
2018 год
Содержание.
Пояснительная записка .
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Пояснительная записка.
Программа составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ № 34».
Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Основные задачи курса геометрии в 8 классе по данной программе сводятся к следующему:
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и, в частности, логического, алгебраического и эвристического мышления;
духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учётом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей учащихся;
овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды;
рассмотрение видов четырехугольников, детального изучения их свойств и признаков;
формирование умения находить площади изучаемых фигур;
изучение свойств прямоугольных треугольников;
введение понятие подобия;
изучение окружности;
Место учебного предмета в предметном плане.
На изучение предмета «Геометрия» в 8 классе в учебном плана МБОУ «СШ №34» отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Метапредметные:
• Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
• Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.
• Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Предметные:
• введение основных геометрических понятий, научить различать их взаимное расположение;
• научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
• ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
• изучить все о многоугольниках (элементы, свойства, признаки);
• изучить формулы площадей многоугольников и применять при решении задач и доказательстве теорем;
• научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
• подготовить к дальнейшему изучению геометрии на ступени основного общего и среднего полного образования.
Содержание программы учебного предмета.
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
6. Календарно-тематическое планирование с определение основных видов учебной деятельности.
№ | Дата | Кол-во часов | Раздел, название темы | Основные виды учебной деятельности |
По плану | По факту |
Четырехугольники. Площадь. | Формулировать определения параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции, средней линии трапеции; распознавать их на чертежах и рисунках. Формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции. Решать задачи на построение и вычисление. Выделять в условии задачи условие и заключение. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка; проводить дополнительные построения в ходе решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи. |
1. | 1 неделя | | 1 | Многоугольник. | |
2. | 1 неделя | | 1 | Выпуклый многоугольник. | |
3. | 2 неделя | | 1 | Параллелограмм. | |
4. | 2 неделя | | 1 | Признаки параллелограмма. | |
5. | 3 неделя | | 1 | Признаки параллелограмма. | |
6. | 3 неделя | | 1 | Трапеция. Нулевой контрольный срез | |
7. | 4 неделя | | 1 | Свойства и признаки трапеции. | |
8. | 4 неделя | | 1 | Задачи на построение. | |
9. | 5 неделя | | 1 | Прямоугольник. | |
10. | 5 неделя | | 1 | Ромб и квадрат. | |
11. | 6 неделя | | 1 | Осевая и центральная симметрия. | |
12. | 6 неделя | | 1 | Решение задач по теме: «Четырехугольники». | |
13. | 7 неделя | | 1 | Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники». | |
14. | 7 неделя | | 1 | Анализ контрольной работы. | |
| Объяснять и иллюстрировать понятие периметра и площади многоугольника; равновеликих и равносоставленных фигур. Выводить формулы площадей параллелограмма, прямоугольника, треугольника, ромба, квадрата, трапеции. Находить площадь многоугольника разбиением на треугольники и четырехугольники. Формулировать и доказывать теорему Пифагора. Решать задачи на вычисление площадей треугольников, четырехугольников, многоугольников. Использовать формулы для обоснования доказательных рассуждений в ходе решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи. |
15. | 8 неделя | | 1 | Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата. | |
16. | 8 неделя | | 1 | Площадь прямоугольника. | |
17. | 9 неделя | | 1 | Площадь параллелограмма. | |
18. | 9 неделя | | 1 | Площадь треугольника. | |
19. | 10 неделя | | 1 | Теорема об отношении площадей треугольников. | |
20. | 10 неделя | | 1 | Площадь трапеции. | |
21. | 11 неделя | | 1 | Решение задач по теме: «Площадь многоугольников». | |
22. | 11 неделя | | 1 | Теорема Пифагора. | |
23. | 12 неделя | | 1 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | |
24. | 12 неделя | | 1 | Решение задач с помощью теоремы Пифагора. | |
25. | 13 неделя | | 1 | Формула Герона. | |
26 | 13 неделя | | 1 | Решение задач по теме: «Площадь». | |
27. | 14 неделя | | 1 | Контрольная работа №2 по теме: «Площадь. Теорема Пифагора» | |
28. | 14 неделя | | 1 | Анализ контрольной работы. | | |
Подобные треугольники. | Формулировать определение подобных треугольников. Формулировать и доказывать теоремы о признаках подобия треугольников, теорему Фалеса. Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника. Выводить формулы, выражающие функции угла прямоугольного треугольника через его стороны. Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка; проводить дополнительные построения в ходе решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи. |
29. | 15 неделя | | 1 | Пропорциональные отрезки. | |
30. | 15 неделя | | 1 | Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. | |
31 | 16 неделя | | 1 | Первый признак подобия треугольников. | |
32 | 16 неделя | | 1 | Полугодовая контрольная работа | |
33. | 17 неделя | | 1 | Второй признак подобия треугольников. | |
34. | 17 неделя | | 1 | Третий признак подобия треугольников. | |
35. | 18 неделя | | 1 | Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников». | |
36. | 18 неделя | | 1 | Контрольная работа № 3 по теме: «Признаки подобия треугольников». | |
37. | 19 неделя | | 1 | Анализ контрольной работы. | |
38 | 19 неделя | | 1 | Средняя линия треугольника. | |
39 | 20 неделя | | 1 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | |
40 | 20 неделя | | 1 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | |
41 | 21 неделя | | 1 | Решение задач на построение методом подобия. | |
42 | 21 неделя | | 1 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | |
43 | 22 неделя | | 1 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | |
44 | 22 неделя | | 1 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30*,45*,60*. | |
45 | 23 неделя | | 1 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30*,45*,60*. | |
46 | 23 неделя | | 1 | Контрольная работа № 4 по теме: «Подобные треугольники». | |
47. | 24 неделя | | 1 | Анализ контрольной работы. | |
Окружность. | Формулировать определения понятий, связанных с окружность, центрального и вписанного углов, секущей и касательной к окружности, углов, связанных с окружностью. Изображать, распознавать и описывать взаимное расположение прямой и окружности. Изображать и формулировать определения биссектрис, медиан, серединных перпендикуляров, высот и их продолжений, вписанных и описанных многоугольников и треугольников; окружности, вписанной в треугольник, и окружности, описанной около треугольника. Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка; проводить дополнительные построения в ходе решения. Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи. |
48. | 24 неделя | | 1 | Взаимное расположение прямой и окружности. | |
49. | 25 неделя | | 1 | Касательная к окружности. | |
50. | 25 неделя | | 1 | Решение задач по теме: «Касательная к окружности». | |
51. | 26 неделя | | 1 | Градусная мера дуги окружности. | |
52. | 26 неделя | | 1 | Теорема о вписанном угле. | |
53. | 27 неделя | | 1 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | |
54. | 27 неделя | | 1 | Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы». | |
55. | 28 неделя | | 1 | Свойство биссектрисы угла. | |
56. | 28 неделя | | 1 | Серединный перпендикуляр к отрезку. | |
57. | 29 неделя | | 1 | Теорема о пересечении высот треугольника. | |
58 | 29 неделя | | 1 | Вписанная окружность. |
59. | 30 неделя | | 1 | Вписанная окружность. |
60 | 30 неделя | | 1 | Описанная окружность. |
61. | 31 неделя | | 1 | Описанная окружность. |
62. | 31 неделя | | 1 | Решение задач по теме: «Окружность». |
63. | 32 неделя | | 1 | Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность». |
64. | 32 неделя | | 1 | Анализ контрольной работы. Повторение Теорема Пифагора |
65 | 33 неделя | | 1 | Повторение Площади фигур | Повторить курс геометрии, сконцентрировать внимание учащихся на узловых вопросах программы. |
66 | | | 1 | Повторение Площади фигур |
67 | 34 неделя | | 1 | Контрольная работа по итогам года |
68 | | | 1 | Повторение Окружность. |