СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "История России. Всеобщая история" 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для обучения в 6 классе на основе примерной программы по истории ФГОС второго поколения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "История России. Всеобщая история" 6 класс»


Пояснительная записка


Данная рабочая программа по истории разработана для обучения в 6 классе МКОУ «Пудемская СОШ» на основе примерной программы по истории, федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы.5-9классы. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И. Шевченко и др. – 2-е изд., М.: Просвещение, 2016г. Авторской рабочей программы по Истории России авторов Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под редакцией А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016 г., согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ. Общее количество учебных часов в 6 классе - 68 (2 часа в неделю).


Результаты освоения программы «История 6 класс»


Личностные результаты


1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметные результаты освоения ООП

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.



Предметные результаты

освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Результаты освоения программы конкретного учебного предмета

История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIIIXV вв.) (6 класс)

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.


Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.









Содержание учебного предмета «История средних веков и история России»

6 класс


Наименование раздела

Содержание

Становление средневековой Европы

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках. Христианская церковь в раннее Средневековье. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье

Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.

Арабы VI-XI вв.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата

Феодалы и крестьяне

Средневековая деревня и её обитатели. В рыцарском замке

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни

Католическая церковь в XI- XIII веках.

Крестовые походы

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.

Образование централизованных государств

в Западной Европе (XI-XV вв.)

Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках.

Славянские государства и Византия в XVI-XV веках

Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Культура Западной Европы в Средние века

Образование и философия. Средневековая литература и средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Древние люди и их стоянки на территории современной России. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи

Русь в IX – первой половине XII вв.(

Первые известия о Руси. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство Европы и культура Руси. Повседневная жизнь населения

Русь в середине ХII — начале XIII вв

Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.

Русские земли в середине XIII — XIV вв.

Монгольская империя и изменение политической карты мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в Русских землях во второй половине XIII — XIV вв. Урок-практикум по разделу «Русские земли в середине XIII - XIV вв.»

Формирование единого Русского государства

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. Московское княжество в первой половине XV века. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV века. Русская православная церковь в XV-начале XVI века. Человек в Российском государстве второй половины XV века. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Урок-практикум по разделу «Формирование единого Русского государства»


Тематическое планирование


урока

Раздел, тема

Количество часов


Раздел 1. Становление средневековой Европы (5 ч)


1

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках.

1

2

Христианская церковь в раннее Средневековье

1

3

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

1

5

Англия в раннее Средневековье

1


Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.(3 ч.)


6

Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

7

Культура Византии.

1

8

Образование славянских государств

1


Раздел 3. Арабы VI-XI вв. (2 ч.)


9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1

10

Культура стран халифата

1


Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 ч.)


11

Средневековая деревня и её обитатели

1

12

В рыцарском замке

1


Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (3 ч.)


13

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1

14

Торговля в Средние века

1

15

Горожане и их образ жизни

1


Раздел 6. Католическая церковь в XI- XIII веках.

Крестовые походы (2 ч.)


16

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

17

Крестовые походы

1


Раздел 7. Образование централизованных государств

в Западной Европе (XI-XV вв. ) (6 ч.)


18

Как происходило объединение Франции

1

19

Что англичане считают началом своих свобод

1

20

Столетняя война

1

21

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

1

22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

23

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках

1


Раздел 8. Славянские государства и Византия в XVI-XV веках (2 ч.)


24

Гуситское движение в Чехии

1

25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1


Раздел 9. Культура Западной Европы в Средние века (4 ч.)


26

Образование и философия

1

27

Средневековая литература и средневековое искусство

1

28

Культура раннего Возрождения в Италии

1

29

Научные открытия и изобретения

1


Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч.)


30

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

31

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1



31 ч.


Раздел 1.Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч.)


1

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

2

Образование первых государств

1

3

Восточные славяне и их соседи

1

4

Урок-практикум «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

1


Раздел 2. Русь в IX – первой половине XII вв.(10 ч.)


5

Первые известия о Руси

1

6

Становление Древнерусского государства

1

7

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

8

Русское государство при Ярославе Мудром

1

9

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

10

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

11

Место и роль Руси в Европе. Проектная деятельность

1

12

Культурное пространство Европы и культура Руси

1

13

Повседневная жизнь населения

1

14

Урок-практикум по разделу «Русь в IX – первой половине XII вв.»

1


Раздел 3. Русь в середине ХII — начале XIII вв.(5 ч.)


15

Политическая раздробленность на Руси

1

16

Владимиро-Суздальское княжество

1

17

Новгородская республика

1

18

Южные и юго-западные русские княжества

1

19

Урок-практикум по разделу «Русь в середине ХII — начале XIII вв.»

1


Раздел 4. Русские земли в середине XIII — XIV вв. (9 ч.)


20

Монгольская империя и изменение политической карты мира

1

21

Батыево нашествие на Русь

1

22

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

23

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

1

24

Литовское государство и Русь

1

25

Усиление Московского княжества

1

26

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

2

27

Развитие культуры в Русских землях во второй половине XIII — XIV вв.

1

28

Урок-практикум по разделу «Русские земли в середине XIII - XIV вв.»

1


Раздел 5. Формирование единого Русского государства (6 ч.)


29

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века.

1

30

Московское княжество в первой половине XV века.

1

31

Распад Золотой Орды и его последствия

1

32

Московское государство и его соседи во второй половине XV века

1

33

Русская православная церковь в XV-начале XVI века

1

34

Человек в Российском государстве второй половины XV века

1

35

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

36

Урок-практикум по разделу «Формирование единого Русского государства»

1



37


ИТОГО:

68 ч.






















Контрольно - измерительные материалы


Урок-практикум «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

1 вариант


Часть I Выберите правильный ответ.

1. К какой языковой семье относится славянская языковая группа:

А) алтайской Б) кавказской В) индоевропейской Г) урало-самодийской

2. Какие занятия первобытных людей относятся к производящей форме хозяйства:

А) охота Б) земледелие В) скотоводство Г) собирательство

3. Какой из периодов каменного века ученые называют мезолитом:

А) древний каменный век Б) средний каменный век В) новый каменный век

4. В какой из стоянок древних людей на территории нашей страны ученые обнаружили рисунки первобытных охотников?

А) близ деревни Костёнки под Воронежом Б) в Денисовой пещере на Алтае

В) в стоянке Сунгирь под Владимиром Г) в Каповой пещере на Южном Урале

5. Когда на Земле наступило резкое похолодание и начался ледниковый период:

А) 100 тыс. лет назад Б) 80 тыс. лет назад В) 40 тыс. лет назад Г) 14 тыс. лет назад

6. Назовите один из главных видов охоты в ледниковый период:

А) любительская Б) промысловая В) загонная Г) засадная

7. Что из перечисленного не относится к послеледниковому периоду:

А) появление микролитов в составных орудиях труда

Б) разделение труда между мужчинами и женщинами

В) изобретение новых средств передвижения-лодок, лыж, саней

Г) вымирание крупных животных – мамонтов и шерстистых носорогов

8. Согласны ли вы с тем, что с началом распада первобытного общества на смену родовой общине пришла соседская община:

А) да Б) нет

9. Как называется объединение родов, живущих в одной местности:

А) племя Б) община В) союз племен Г) соседская община

10. Какой образ жизни сложился в лесостепной полосе у земледельческих племен:

А) оседлая жизнь Б) полукочевой образ жизни В) жизнь кочевников

Часть II Работа с картой учебника стр. 28-29.


  1. Найдите на карте и выпишите название столицы Хазарского каганата.

  2. Найдите на карте и выпишите второе название города Херсонес.

  3. Перечислите реки и озера, которые находятся на территории расселения восточнославянского племени ильменских словеней.


Часть III Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив знак плюс «+» или минус «-»:

  1. Предки русских, украинцев и белорусов относятся к восточной ветви славян.

  2. Главным занятием восточных славян в VI-VIII вв. было ремесло.

  3. Переложная система земледелия использовалась в лесных районах заселенной славянами территории.

  4. Переложная система земледелия более простая и эффективная в использовании, чем подсечно-огневая.

  5. Способ обработки земли, при котором одну из половин пашни засевают, а другую оставляют под пар на год, называют двупольем.

  6. Вервь – это племенное собрание восточных славян.

  7. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение – боеспособную часть мужского населения племени.

  8. Во главе каждого племени славян стоял старейшина.

  9. Для поклонения богам славяне ставили деревянные идолы и совершали обряды жертвоприношений.

  10. Главными богами в пантеоне восточных славян были Ярило, Перун, Стрибог, Велес, Мокошь.



Контрольный тест по истории России 6 класс

Тема «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

2 вариант


Часть I Выберите правильный ответ.

1. К какой языковой семье относится тюркская языковая группа:

А) кавказской Б) алтайской В) урало-самодийской Г) индоевропейской


2. Какие занятия первобытных людей относятся к присваивающей форме хозяйства:

А) охота Б) земледелие В) скотоводство Г) собирательство


3. Какой из периодов каменного века ученые называют палеолитом:

А) древний каменный век Б) средний каменный век В) новый каменный век


4. В какой из стоянок древних людей археологи обнаружили всемирно известные «палеолитические венеры» - фигурки женщин из камня или кости:

А) близ деревни Костёнки под Воронежом Б) в Денисовой пещере на Алтае

В) в стоянке Сунгирь под Владимиром Г) в Каповой пещере на Южном Урале


5. Когда на Земле закончился ледниковый период и установился климат, близкий к современному:

А) 100 тыс. лет назад Б) 80 тыс. лет назад В) 40 тыс. лет назад Г) 14 тыс. лет назад


6. Назовите один из главных видов охоты после отступления ледника в период мезолита:

А) любительская Б) промысловая В) загонная Г) засадная


7. Что из перечисленного относится к ледниковому периоду:

А) появление микролитов в составных орудиях труда

Б) разделение труда между мужчинами и женщинами

В) изобретение новых средств передвижения-лодок, лыж, саней

Г) вымирание крупных животных – мамонтов и шерстистых носорогов


8. Согласны ли вы с тем, что с началом распада первобытного общества на смену соседской общине пришла родовая община:

А) да Б) нет


9. Как называется коллектив кровных родственников, живущих и трудившихся сообща:

А) союз племен Б) родовая община В) соседская община Г) племя


10. Какое занятие людей в период неолита привело к появлению мотыги и плуга:

А) скотоводство Б) ремесло В) земледелие Г) собирательство


Часть II Работа с картой учебника стр. 28-29.


  1. Найдите на карте и выпишите название столицы Болгарского царства.

  2. Найдите на карте и выпишите второе название города Таматарха.

  3. Перечислите реки, которые находятся на территории расселения восточнославянского племени полян.


Часть III Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив знак плюс «+» или минус «-»:

  1. Предки русских, украинцев и белорусов относятся к южной ветви славян.

  2. Главным занятием восточных славян в VI-VIII вв. было земледелие.

  3. Подсечно-огневая система земледелия использовалась в степных районах заселенной славянами территории.

  4. Подсечно-огневая система земледелия более простая и эффективная в использовании, чем переложная.

  5. При трехполье часть полей засевается яровыми и озимыми хлебами.

  6. Соседская община восточных славян называется вече.

  7. На территории расселения восточных славян образовалось 12-15 племенных союзов.

  8. Не со всеми соседями у славян сложились дружеские отношения.

  9. Традиционными верованиями восточных славян стали разные виды язычества.

  10. Для поклонения богам славяне строили храмы и совершали обряды жертвоприношений.


Ответы:

I вариант

II вариант

Часть I

1В; 2Б,В; 3Б; 4Г; 5Б; 6В; 7Б; 8А; 9А;10А

1Б; 2А,Г; 3А; 4А; 5Г ;6Г; 7Б; 8Б; 9Б; 10В

Часть II

  1. Итиль; 2. Корсунь;

3. Озеро Ильмень, река Волхов.

  1. Плиска; 2. Тмутаракань;

3. Река Днепр

Часть III

1+; 2-; 3-; 4+; 5+; 6-; 7+; 8-; 9+; 10+.

1-; 2+; 3-; 4-; 5+; 6-; 7+; 8+; 9+; 10-.


Урок-практикум: «Русь в IX - первой половине XII вв.»


Первый вариант

Выберите правильный ответ.

1С именем какого князя связаны события 882 и 907 гг.?

1) Рюрик 3) Аскольд

2) Олег 4) Дир

2. Причиной гибели князя Игоря стало:

1) желание князя восстановить свое право сбора дани у вятичей

2) засада у днепровских порогов печенегов

3) отказ радимичей платить князю положенную дань

4) нарушение князем договора с древлянами о по­людье

3Чему способствовало установление княгиней Ольгой уроков и погостов?

1) развитию образования

2) укреплению связей с Византией

3) упорядочению сбора дани

4) распространению христианства

4. Расцвет Древнерусского государства — это вре­мя княжения:

1) Ольги 3) Владимира Святого

2) Святослава 4) Ярослава Мудрого

5. Когда произошло крещение Руси?

1) VIII в. 3) начале X в.

2) IX в. 4) конце X в.

6. Категория населения на Руси, близкая к рабам:

1) холопы 3) младшая дружина

2) закупы 4) рядовичи

7. Вотчина — это:

1) земля, являющаяся совместной собственно­стью общины

2) сдаваемая в аренду земля

3) наследственное земельное держание

4) земля, отданная в пользование общиннику, за которую он платил дань

8. Год смерти Владимира Святого, ознаменовавший­ся началом усобиц на Руси:

1) 990 3) 1016 

2) 1015 4) 1019

9. При Ярославе Мудром высшая власть в Древне­русском государстве принадлежала:

1) вече 3) киевскому князю

2) вече и совету старейшин 4) совету старейшин

10. Титул главы Русской православной церкви в Древнерусском государстве:
1) игумен 3) епископ
2) архиепископ 4) митрополит

11. Установите правильное соответствие между сло­вом и его значением:

1) погосты 4) полюдье
2) усобицы 5) рядовичи

3) уроки 6) общество


а) размер дани и сама дань в Древней Руси

б) княжеские раздоры на Руси

в) места сбора дани

г) объезд киевским князем с дружиной своих зе­мель для сбора дани

д) люди, объединенные общей жизнью и деятель­ностью в одном государстве

е) люди, которые заключили договор, согласив­шись жить и работать у господина на опреде­ленных условиях


12. Соотнесите фрагменты «Повести временных лет» и историческую личность:

1) «...Пошел ... на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел ... болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Пе­реславе, беря дань с греков...»

2) «…Было же у него 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полотске, Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове. Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, поса­дил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмуторокали. И сказал…: «Нехорошо, что мало городов около Киева…» И стал ставить города по Десне и по Остру …»


а) князь Владимир, б) князь Игорь,
в) князь Ярослав Мудрый, г) князь Святослав


Второй вариант

Выберите правильный ответ.

1. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве произошло в:

1) VIII в. 3) начале X в.

2) IX в. 4) конце X в.

2. Княгиня Ольга отомстила за смерть князя Игоря:

1) дреговичам 3) древлянам

2) полянам 4) вятичам

3. Одним из результатов деятельности княгини Ольги было:

1) установление точного размера дани и место ее сбора

2) определение характера сдаваемой дани

3) заключение выгодного торгового договора с Ви­зантией

4) усиление власти киевского князя

4. Русь приняла христианство из:

1) Польши 3) Рима

2) Болгарского царства 4) Византии

5. Какая река была местом массового крещение киевлян?

1) Дунай 3) Дон

2) Днепр 4) Волга

6. Город, в котором первоначально княжил Влади­мир по указанию своего отца:

1) Киев 3) Перемышль

2) Новгород 4) Чернигов

7. Основной частью населения Древнерусского го­сударства были:

1) зависимые крестьяне

2) ремесленники и купцы

3) свободные земледельцы

4) «старшие» и «младшие» дружинники

8. Первые русские (православные) святые:

1) Ярополк, Олег 3) Святослав, Игорь

2) Борис, Глеб 4) Владимир, Мстислав

9. Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси:

1) монастырей

2) письменности

3) свода законов Русская Правда

4) храмов

10. К деятельности Владимира Мономаха относится:

1) запрет превращения свободных в рабов за долги

2) строительство Софийского собора в Киеве

3) победа над печенегами

4) упорядочению сбора дани

11. Установите правильное соответствие между сло­вом и его значением:

1) наместник 4) митрополит
2) смерд 5) закуп

3) бояре 6) епископ


а) титул главы Русской православной церкви

б) разорившийся общинник, пошедший в долго­вую кабалу за ссуду

в) высшее духовное лицо в православной и дру­гих церквях, глава церковного округа

г) высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин

д) сельский житель, который нес повинности в пользу князя

е) глава местного управления, назначенный цент­ральной властью


12. Установите соответствие между фрагментами «По­вести временных лет* и исторической личностью.

1) «... Набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем му­жа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал... что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади себя, а сам подошел к го­рам, неся малолетнего Игоря...»

2) «...Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба? И, за­мыслив каиново дело, послал, обманывая, посла к Глебу со следующими словами: "Приезжай сю­да поскорее, отец тебя завет: сильно ои болен". Глеб тотчас же сел на коня и отправился с малою дружиною, потому что был послушлив отцу.... Итак, Глеб был убит, и был брошен на берегу между двумя колодцами, затем же, взяв его, увезли и положили его рядом с братом его Бори­сом в церкви святого Василия...»


а) Святополк б) Олег

в) Игорь г) Святослав


Урок-практикум «Русские земли в середине XIII-XIV в.»

Вариант 1

Часть А. В каждом задании выберите один правильный ответ:

  1. В начале XIII века правитель Монгольского государства принял имя:

  1. Темучин;

  2. Есугей;

  3. Чингисхах;

  4. Субедей.


  1. Во главе монгольского войска, двинувшегося на Русь в 1237 г., стоял:

  1. Чингисхан;

  2. Батый;

  3. Мамай;

  4. Тохтамыш.

  1. Первый удар монголы под предводительством Батыя нанесли по княжеству:

  1. Владимирскому;

  2. Рязанскому;

  3. Черниговскому;

  4. Смоленскому.

  1. Какой русский город держал оборону от монголо-татар 7 недель:

  1. Рязань;

  2. Козельск;

  3. Торжок;

  4. Киев.

  1. Укажи имя былинного героя, который собрав малую рязанскую дружину:

  1. княгиня Ольга;

  2. княгиня Евпраксия;

  3. княгиня Маланья;

  4. Илья Муромец

  1. Во сколько лет Александр Невский одержал первую победу?

  1. в 24 г.;

  2. в 30 лет;

  3. в 16 лет;

  4. в 18 лет.

  1. В 1242 г. произошло столкновение дружин с западно-европейскими рыцарями на:

  1. реке Неве;

  2. реке Угре;

  3. Чудском озере;

  4. реке Ижоре.

  1. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате:

  1. нашествия хана Батыя;

  2. похода хана Мамая;

  3. походов Чингисхана;

  4. набегов половцев;

  1. Укажите имя князя, о котором идёт речь:

«…Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру», – так писал летописец о князе

  1. Андрее Боголюбском;

  2. Данииле Галицком;

  3. Александре Невском;

  4. Владимире Мономахе.

  1. В каком городе вспыхнуло восстание против ордынского посла и его многочисленной свиты:

  1. Тверь;

  2. Ростов;

  3. Полоцк;

  4. Киев.

  1. О каком городе гласит легенда: « И как только татары ринулись к городу, воды озера разлились и стали затоплять город. …..стал уходить под воду. Воды озера сомкнулись над городом. Татары в страхе бежали прочь. И сей град Большой …. невидим стал и оберегаем рукою Божией»

  1. Новгород;

  2. Китеж;

  3. Тверь;

  4. Галич.

  1. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

  1. Раковорская битва;

  2. нашествие «Неврюевой рати»;

  3. Завоевание Руси ханом Батыем;

  4. битва на реке Калке.

Часть Б.

  1. Когда произошли следующие события?

А) Невская битва;

Б) Куликовская битва;

В) Первое получение Москвой ярлыка на великое княжение.

  1. Дайте определение терминам:

Ярлык, баскак, ясак.

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка о событиях XIII в. и напишите князя, о котором идет речь.

«Не обнаружив шведов у Ладоги, [князь] двинулся на запад, к устью Невы, усилив свое войско отрядом ладожан. Получив… уточняющие данные о расположении шведского лагеря, сумев не обнаружить себя, [князь] нанес по лагерю неожиданный удар. Был воскресный день 15 июля, сравнительно рано – половина девятого утра по современному часосчислению, когда на ничего не подозревавших шведов обрушились русские полки. Часть их бросилась на корабли, стоявшие у левого берега Невы, другая старалась переправиться на левый берег р. Ижоры. Предводитель шведского войска пытался оказать сопротивление, построив оставшихся в боевые порядки, но все было тщетно».

Часть С.

  1. Как Ордынское господство повлияло на Древнерусское государство?

Укажите три признака


«Русские земли в середине XIII-XIV вв.»

Вариант 2

Часть А. В каждом задании выберите один правильный ответ:

  1. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло у реки:

  1. Угры;

  2. Калки;

  3. Днепра;

  4. Сити.


  1. Причиной нашествия  монголо-татар на Русь можно считать:

  1. возможность обогащения;

  2. наличие сильной армии у монголов;

  3. ослабление Руси в результате феодальной раздробленности;

  4. все указанные причины.

  1. Хан Батый назвал « злым городом»:

  1. Торжок;

  2. Коломну;

  3. Козельск;

  4. Киев.

  1. Русские князья ездили в Орду за:

  1. Данью;

  2. Отдыхать;

  3. Грамотой;

  4. Грабежа.

  1. С событиями какого века связано имя Александра Невского?

  1. X в.;

  2. XI в.;

  3. XIII в.;

  4. XIV в..

  1. Русское войско в ходе Невской битвы сражалось против:

  1. датских рыцарей;

  2. шведов;

  3. немецких рыцарей;

  4. поляков.

  1. Итогом Ледового побоища является:

  1. поражение крестоносцев;

  2. отпор монголо - татарам;

  3. поражение шведов;

  4. остановлена агрессия литовцев против новгородцев.

  1. Что из названного относилось к итогам похода Батыя в Юго-Западную Русь:

  1. Захват и разгром Киева;

  2. Разорение Великого Новгорода;

  3. Начало политической раздробленности на Руси.

  4. Взятие города Владимира.

  1. В какой битве погиб Владимиро-Суздальский князь Юрий Всеволодович?

  1. на реке Калка;

  2. на реке Сить;

  3. При обороне Рязани;

  4. При защите Владимира.

  1. Об осаде какого русского города говорится:

многие жители, в том числе и члены княжеской семьи, укрылись в Успенском соборе, но огонь настиг их и там…»

  1. Рязани;

  2. Киева;

  3. Владимира;

  4. Козельска.

  1. О каком городе гласит легенда: « И как только татары ринулись к городу, воды озера разлились и стали затоплять город. …..стал уходить под воду. Воды озера сомкнулись над городом. Татары в страхе бежали прочь. И сей град Большой …. невидим стал и оберегаем рукою Божией»

  1. Новгород;

  2. Китеж;

  3. Тверь;

  4. Галич.

  1. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

  1. Ледовое побоище;

  2. Антиордынское восстание в Твери;

  3. Невская битва;

  4. Завоевание Руси ханом Батые

Тема: «Формирование единого Русского государства XV- нач. XVI вв.»

(по учебнику История России под редакцией А.В. Торкунова)

1. «Кто, когда и что сделал?»

Соотнесите портреты правителей с годами их правления и деятельностью. Заполните таблицу, в которой.

А. 1389 - 1425 Б. 1425 - 1462 В. 1462 - 1505

1. Присоединения Новгорода к Московскому княжеству

2. Временное прекращение выплаты дани Орде

3. Ликвидация мелких уделов в Московском княжестве

4. Присоединения Муромского и Тарусского княжества к Московскому

5. Ликвидация ордынского владычества на Руси

6. Междоусобная борьба второй четверти XV века

I.

II.

III.

Ответ:

Имя

Правитель

Годы правления

События

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Завершите предложение:

А. Земельное владение, даваемое за военную и государственную службу права продажи, обмена, наследования называется …

Б. Система содержания должностных лиц за счёт местного населения называется …

В. Натуральный налог с народов Поволжья, Сибири, Севера называется …

Г. Порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, называется …

3. Вставьте пропущенные слова

Иван III принял новый титул - государь всея Руси. Он называл себя А)______. Великий князь «держал совет» с Б) ______ ______. Вся территория России была поделена на В) ______, во главе которых стояли Г) ________.

4. Прочитайте статью 56 из первого свода законов единого государства «СУДЕБНИК» 1497 года

О КРЕСТЬЯНСКОМ ОТКАЗЕ. А крестьянам отказываться (переходить) из волости (в волость), из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Пожилое за дворы (крестьяне пусть) платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина (за двор). Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожилое за) четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожилое за) полдвора; если поживет три года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожилое за) три четверти двора; если поживет четыре года, то (пусть) он заплатит (пожилое) за весь двор.

Ответьте на вопросы:

1. Как изменилось положение крестьян?

2. На каких условиях был возможен уход крестьян?

5. Найдите современников

А) Марфа Борецкая

1. Казимир IV

Б) Даниил Щени

2. Ахмат

В) Менгли - Гирей

3. Жанна д, Арк

Г) Дмитрий Шемяка

4.Софья Палеолог

Ответы запишите в таблицу

А)

Б)

В)

Г)

 

 

 

 

Ответы на задания

1.

Имя

Правитель

Годы правления

События

Василий I

II

А

36

Василий II

I

Б

24

Иван III

III

В

15

2. А - поместье

Б - кормление

В - ясак

Г - местничество

3. А) - самодержец

Б) - Боярской думой

В) - уезды

Г) - воеводы-наместники

4.

1. Положение крестьян изменилось в худшую сторону, так как данная статья частично ограничивала их личную свободу.

2. Уход крестьян возможен был только в случае уплаты пожилого, которое зависело от природной зоны (лес или поле).

5.

А)

Б)

В)

Г)

4

1

2

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!