СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету История России. Всеобщая история 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по истории 5 класс по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету История России. Всеобщая история 5 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Асановская средняя общеобразовательная школа имени Т.К. Борисова»


Рассмотрена

Руководитель ШМО

_______/__________

Протокол №_____от

«__» __________20__г



Принята

на заседании

педагогического совета

протокол №____от

«__» __________20__г



«Утверждаю»

Директор МКОУ

«АСОШ

им. Т.К. Борисова»

_________Крылова Т. Ф.

Приказ №___________от

«__» __________20__г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

ИСТОРИИ РОССИИ. ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

5 класс










Составитель:

Моисеева Антонида

Николаевна,

Квалификационная категория:

I категория










2021-2022 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «История России. Всеобщая история» для 5 класса разработана на основе:

        • Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577.

  • авторской программы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» - М., Просвещение, 2016;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова»;

  • Учебного плана основного общего образования МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова» на 2021-2022 учебный год.

Программа ориентирована на использование следующего учебника:

  • «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Учебник для общеобразовательных организаций А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая - М., Просвещение, 2016.

Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минпросвещения от 28.12.2018 г. №345)

Цели:

  • освещение взаимодействия человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • изучение  наиболее ярких личностей Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • характеристика процесса становления идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности, особенности мировых религий – буддизма и христианства);

  • анализ на конкретном материале положений о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Задачи:

  • формировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладеть знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитать учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развить способности у учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формировать у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


Предмет «История России. Всеобщая история» изучается в 5 классе в качестве обязательного предмета в общем объеме 68 часов (при 34 неделях учебного года)














ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования:

Личностными результатами являются:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

-метапредметными результатами являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

  • понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

  • владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

-предметными результатами изучения предмета «История России. Всеобщая история» являются:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по истории в 5 классе.


Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История Древнего мира

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА


  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.




























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема раздела, урока

Количество часов

Сроки

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1.

Введение

1 ч.

04.09

РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 Ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)

2.

Древнейшие люди.

1 ч.

06.09

3.

Родовые общины охотников и собирателей.

1 ч.

11.09

4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

1 ч.

13.09

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (4 ч.)

5.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1 ч.

18.09

6.

Появление неравенства и знати.

1 ч.

20.09

7.

Контрольная работа на тему «Жизнь первобытных людей» (КИМ №1)

1 ч.

25.09

8.

Анализ контрольной работы по теме «Жизнь первобытных людей»

1 ч.

27.09

РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 Ч.)

Тема 3 Древний Египет (8 ч.)

9.

Государство на берегах Нила.

1 ч.

02.10

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1 ч.

04.10

11.

Жизнь египетского вельможи.

1 ч.

09.10

12.

Военные походы фараонов.

1 ч.

11.10

13.

Религия древних египтян.

1 ч.

16.10

14.

Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян

1 ч.

18.10

15.

Контрольная работа на тему «Достижения древних египтян» (КИМ №2)

1 ч.

23.10

16.

Анализ контрольной работы по теме «Достижения древних египтян»

1 ч.

25.10

Тема 4. Западная Азия в древности (7 ч.)

17.

Древнее Двуречье.

1 ч.

30.10

18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1 ч.

08.11

19.

Финикийские мореплаватели.

1 ч.

13.11

20.

Библейские сказания

1 ч.

15.11

21.

Древнееврейское царство.

1 ч.

20.11

22.

Ассирийская держава.

1 ч.

22.11

23.

Персидская держава «царя царей».

1 ч.

27.11

Тема 5. Индия и Китай в древности ( 5 ч.)

24.

Природа и люди Древней Индии. Индийские касты.

1 ч.

29.11

25.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1 ч.

04.12

26.

Первый властелин единого Китая.

1 ч.

06.12

27.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру» (КИМ №3)

1 ч.

11.12

28.

Анализ контрольной работы по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру»

1 ч.

13.12

РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 Ч.)

Тема 6. Древнейшая Греция (5 ч.)

29.

Греки и критяне.

1 ч.

18.12

30.

Микены и Троя.

1 ч.

20.12

31.

Поэма Гомера «Илиада».

1 ч.

25.12

32.

Поэма Гомера «Одиссея».

1 ч.

27. 12

33.

Религия древних греков.

1 ч.

10.01

Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

34.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1 ч.

15.01

35.

Зарождение демократии в Афинах.

1 ч.

17.01

36.

Древняя Спарта.

1 ч.

22.01

37.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей..

1 ч.

24.01

38.

Олимпийские игры в древности.

1 ч.

29.01

39.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1 ч.

31.01

40.

Нашествие персидских войск на Элладу.

1 ч.

05.02

Тема 8. Возвышение Афин в V в. До н.э. и расцвет демократии ( 5 ч.)

41.

В гаванях афинского порта Пирей.

1 ч.

07.02

42.

В городе богини Афины.

1 ч.

12.02

43.

В афинских школах и гимнасиях.

1 ч.

14.02

44.

В афинском театре.

1 ч.

19.02

45.

Афинская демократия при Перикле.

1 ч.

21.02

Тема 9. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 ч.)

46.

Города Эллады подчиняются Македонии.

1 ч.

26.02

47.

Поход Александра Македонского на Восток.

1 ч.

28.02

48.

Контрольная работа по теме «Древняя Греция» (КИМ №4)

1 ч.

05.03

49.

Анализ контрольной работы по теме «Древняя Греция».

1 ч.

12.03

РАЗДЕЛ 4. ДРЕВНИЙ РИМ (17 Ч.)

Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

50.

Древнейший Рим.

1 ч.

14.03

51.

Завоевание Римом Италии.

1 ч.

19.03

52.

Устройство Римской республики.

1 ч.

21.03

Тема 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)

53.

Вторая война Рима с Карфагеном

1 ч.

26.03

54.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

1 ч.

04.04

55.

Рабство в Древнем Риме.

1 ч.

09.04

Тема 12. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

56.

Земельный закон братьев Гракхов.

1 ч.

11.04

57.

Восстание Спартака.

1 ч.

16.04

58.

Единовластие Цезаря.

1 ч.

18.04

59.

Установление империи.

1 ч.

23.04

Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)

60.

Соседи Римской империи.

1 ч.

25.04

61.

В Риме при императоре Нероне.

1 ч.

30.04

62.

Первые христиане и их учение.

1 ч.

07.05

63.

Расцвет Римской империи во II в. н.э.

1 ч.

14.05

64.

«Вечный город» и его жители.

1 ч.

16.05

Тема 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 ч.)

65.

Римская империя при Константине.

1 ч.

21. 05

66.

Взятие Рима варварами.

1 ч.

23.05

67.

Контрольная работа по теме «Древний Рим» (КИМ №5)

1 ч.

28.05

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 Ч.)

68.

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Древнего мира»

1 ч.

30.05

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер/Ноутбук

2. Проектор

3. Экран

4. Интерактивная доска.


Учебник:

«Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Учебник для общеобразовательных организаций А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая - М., Просвещение, 2016.

Методические пособия

  1. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по история Древнего мира. 5 класс. В 2 ч. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017.

  2. Сорокина Е. Н. «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику А. Вигасина.» - М.: ВАКО, 2017.


Интернет -ресурсы

1.        Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»: http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2.        Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3.        Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:

•        История Древнего Египта: http: //maat.org, ru/about/lectures.shtmlhttp: //www, kemet.ru

•        Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»: http: //www, earth- history.com/

•        Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима: http://www.mhk.spb.ru/

•        Античная мифология: http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

•        Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71


Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь. — М., 1994.

  2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. — СПб., 1994.

  3. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.

  4. История Древней Греции: учеб./под ред. В. И. Кузишина— М.: Высшая школа, 2005.

  5. Никольский В. К. Детство человечества. — Ленинград, 1939.

  6. НемировскийА. И. История Древнего мира. — М.: Русь-Олимп, 2007.

  7. Бадж У. Древний Египет. Духи, идолы, боги. — М.: Центрополиграф, 2009.

Тематическая литература

  1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. — М., 1998.

  2. Геродот. История. — Ленинград: Наука, 1972.

  3. Утченко С. Л. Древняя Греция. Книга для чтения— М., 1963.

  4. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ.ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.

  5. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары. — СПб., 2003.

  6. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — М., 2005.

7. Свенцицкая И. С. Изгои Вечного города. Первые христиане в Древнем Риме. — М., 2006.

8. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме. - СПб., 2000.

9. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые. - СПб., 2006.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания оценивается отрицательно, отметкой «2»

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

  • полное отсутствие активности - отметка «2»


Критерии оценки по обществознанию за письменные работы

  • Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью;

  • Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

  • Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

  • Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.


Критерии оценки тестового задания:

  • 90-100% - отлично «5»;

  • 70-89% - хорошо «4»

  • 50-69% - удовлетворительно «3»;

  • менее 50% - неудовлетворительно «2».


Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

  • полное отсутствие работы - отметка «2».















КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Приложение №1

Контрольная работа на тему «Жизнь первобытных людей»

1 вариант.

Часть I.  При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. По предположениям учёных, древнейшие люди появились:
1) более 2 млн. лет назад 2) 1,5 млн. лет назад 3) 1 млн. лет назад 4) 500 тыс. лет назад

А2. Главным отличием древнейшего человека от животных было:
1) умение жить сплочённо, коллективно 2) умение изготавливать орудия труда
3) умение добывать пропитание с помощью собирательства 4) умение охотится на диких животных

А3. Что из перечисленного не характеризует родовую общину?
1) все члены общины – сородичи 2) общие жилище и очаг
3) коллективное собирательство, охота, рыболовство 4) у каждого сородича - свой запас пищи

А4. Что из перечисленного свидетельствовало о возникновении у первобытных людей религиозных верований?
1) изготовление орудий труда

2) изображение животных на стенах пещер с целью проведения колдовских обрядов
3) добывание огня 4) совместная трапеза у общего очага

А5. По мнению учёных, земледелие и обработка металлов появились:
1) в Восточной Азии           2) в Южной Африке 3) в Западной Азии             4) в Северной Европе

А6. Кто управлял родовой общиной? 1) цари 2) жрецы 3) старейшины 4) совет старейшин

А7. Первое домашнее животное, прирученное человеком: 1) корова 2) лошадь 3) собака 4) коза

А8. Что из перечисленного появилось около 10 тыс. лет назад?
1) земледелие                  2) охота и собирательство 3) обработка металлов    4) охота с копьём и луком

А9.Первыми осознали, что времена года имеют равную продолжительность и постоянно сменяют друг друга:
1) древние скотоводы       2) древние рыболовы 3) древние охотники                4) древние земледельцы

А 10. Какое орудие труда первобытного человека изображено на картинке?
1) гарпун
2) мотыга
3) рубило
4) копьё

Часть II. При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В6) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1) возникновение мотыжного земледелия 2) овладение огнём 3) возникновение плужного земледелия
4) появление знати

В2. Установите соответствие между годами и веками.

А) 289 год до н. э.         1) VI век до н.э.
Б) 103 год до н.э           2) VII век до н.э.
В) 633 год до н.э.          3) II век до н.э.
Г) 555 год до н.э.           4) III век до н.э.

В3. Какие из перечисленных признаков характеризуют родовую общину. Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.
1) сородичи выбирали старейшин – уважаемых и мудрых стариков 2) обращение пленников в рабство
3) старейшины и вожди племени являлись знатью 4) все члены общины - сородичи
5) имущественное и общественное равенство 6) знатность передавалась по наследству

В4. Какие из перечисленных предметов использовали в своей работе земледельцы? Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.
1) плуг 2) серп 3) печь для обжига изделий 4) мотыга 5) гончарный круг 6) гарпун 7) ткацкий станок 8) печь для выплавки металлов
В5. Укажите, какой год шел: 1) за 118 годом до н.э. 2) перед 75 годом н.э. 3) перед 330 годом до н.э.

В6. Дайте определение следующим понятиям: племя, знать, искусство.

Часть III.  Рассмотрите картинку и выполните задание к ней.

Перед тобой Африка более 2-х миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны или древние люди? Свой ответ поясните.

2 вариант

Часть I.  При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Наука, изучающая прошлое человечества по находкам, обнаруженным в результате раскопок, называется:
1) география 2) история 3) астрономия 4) археология

А2. Главное отличие древнейших людей от животных состояло:
1) в различном внешнем виде 2) в умении общаться при помощи звуков
3) в умении сооружать простейшие укрытия от непогоды 4) в умение изготавливать орудия труда

А3. Человек разумный появился:
1) 100 тыс. лет назад         2) 60 тыс. лет назад 3) 40 тыс. лет назад           4) 25 тыс. лет назад

А4. Что из перечисленного не относится к религиозным верованиям первобытного человека?
1) коллективная охота 2) вера в жизнь после смерти
3) появление магии и колдовства 4) представление о том, что у каждого человека есть душа

А5. По предположениям учёных, земледелие и скотоводство возникли:
1) 15 тыс. лет назад        2) 10 тыс. лет назад 3) 9 тыс. лет назад          4) 6 тыс. лет назад

А6. Какой из перечисленных металлов человек освоил первым:
1) железо 2) золото 3) серебро 4) медь

А7. Назовите главную причину появления неравенства среди людей:
1) распад родовой общины 2) появление земледелия 3)изменения орудий труда 4)появление государства

А8. Кто управлял племенем? 1) цари 2) жрецы 3) старейшины 4) совет старейшин

А9. В селениях земледельцев постепенно складывался новый порядок. Община состояла теперь из семей, которые имели скот, орудия труда и вели собственное хозяйство. Это -
1) племя 2) родовая община 3) соседская община 4) семья

А 10. Какое орудие труда первобытного человека изображено на картинке?

1) гарпун
2) мотыга
3) серп
4) копьё

Часть II. При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В6) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1) овладение огнем 2) возникновение человеческого стада

3) изобретение гончарного круга 4) изобретение лука и стрел

В2. Установите соответствие между годами и веками.

А) 50 год до н. э. 1) II век до н.э. Б) 121 год до н.э 2) VIII век до н.э. В) 770 год до н.э. 3) IX век до н.э.
Г) 806 год до н.э. 4) I век до н.э.

В3. Какие из перечисленных признаков характеризуют соседскую общину. Выберите цифры под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.
1) совместный труд всей общины на полях 2) у каждой семьи – свой участок земли и скот
3) неравенство членов общины 4) общая земля
5) совместная охота 6) урожай принадлежал семье, им распоряжался глава семьи

В4. Какие из перечисленных предметов использовали в своей работе ремесленники? Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.
1) плуг 2) каменный топор 3) печь для обжига изделий 4) мотыга 5) гончарный круг 6) гарпун 7) ткацкий станок 8) лук и стрелы

В5. Укажите, какой год шел:
1) перед 770 годом до н.э. 2) за 565 годом н.э. 3) за 543 годом до н.э.

В6. Дайте определение следующим понятиям: соседская община, религия, неравенство.

Часть III.  Рассмотрите картинку и выполните задание к ней.

Перед тобой рисунок «Первобытный похоронный обряд». Почему умершего положили в позе спящего? С какой целью с ним зароют ожерелье из медвежьих зубов, копье, плоды и орехи?


Ответы :

          1 вариант    2 вариант
                    Часть I.
А1             1            4
А2             2            4
А3             4            3
А4             2            1
А5             3            2
А6             3            4
А7             3            1
А8             1            4
А9             4            3
А10           3            1

                   Часть II.
В1      2134            2143
В2      4321            4123
В3      145               236
В4      124               357
В5
  1) 117 год до н.э.   1) 771 год до н.э.
  2) 74 год н.э.          2) 566 год н.э.
  3) 331 год до н.э.   3) 542 год до н.э.
В6
1 вариант:
1) племя – объединение нескольких родов.
2) знать – богатые и знатные люди.
3) искусство – творческое отражение действительности.
2 вариант:
1) соседская община – коллектив соседей.
2) религия – вера в сверхъестественные силы существа.
3) неравенство – появление бедных и богатых людей.

Критерии оценивания

Часть А – 10 баллов; Часть В1-В4 – 8 баллов (В1 – 2 балла   В2 - 2 балла   В3 – 2 балла   В4 - 2 балла)
В5 -3 балла В6 - 3 балла Часть С – 3 балла
Максимальное количество баллов - 27

27 – 24 балла – «5»
23 – 15 баллов – «4»
14 – 9 баллов – «3»
Менее 9 баллов – «2»









Приложение №2

Контрольная работа на тему «Древний Египет»

Часть А. Тест. Выберите правильный вариант ответа.

1. Египет располагается:

а). в северо-восточной части Африки. б). в центральной Азии

в). в центральной Африки г). В дельте реки Нил между вторым и седьмым рукавами;

2. Во главе Древнего Египта стоял:

а) король; б) фараон; в) император; г) царь.

3. Двойная корона египетских фараонов символизирует:

а). объединение Южного и Северного царств б). союз богов неба и земли

в). союз царства мертвых и царства живых г). брачный союз с принцессой соседнего государства.

4.Основной вид удобрений на полях Древнего Египта:

а) минеральные удобрения; б) навоз; в) перегной; г) ил.

5. Шадуф – это:

а) приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля; б) защитное обмундирование воинов;

в) приспособление для письма; г) бог воды.

6. Служителей древнеегипетских храмов принято называть:

а) писцами; б) вельможами; в) жрецами; г) священниками.

7. «Священное письмо» Древнего Египта:

а) клинопись; б) иероглифы; в) алфавит; г) кириллица.

8. Самая высокая пирамида Египта:

а) Джоссера б) Хеопса в) Рамсеса г) Тутанхамона

9. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера? (несколько вариантов ответов)

а) Фигура фараона изображалась больше других.

б) Мужчин изображали с кожей темного цвета, а женщин – светлого цвета.

в) Мужчин и женщин изображали с одинаковым цветом кожи.

г) Голову и ноги рисовали, как у стоящего боком.

д). Скульптура вельможи изготовлялась таким образом: вельможа сидит, обе руки перекрещены на груди.

10. В какие страны Тутмос совершил завоевательные походы в 1500 г. до н.э.? (Несколько вариантов).

а) Нубия, Ливия б) Синай, Палестина в) Македония, Ассирия г) Сирия, Финикия

Часть В. Объяснить смысл следующих слов (По подобию задания 3 ВПР)

Иероглифы, фараон, саркофаг, шадуф, мумия

Часть С. (по подобию заданий 5 и 6 ВПР)

1. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), где полностью или частично располагалась страна, правителей которой называли фараонами.

2. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, правителей которой называли фараонами


Ответы

Часть А. Тест.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

а

г

а

в

б

б

А,б,г

А, б, г

Часть В.

1. иероглифы — древние рисуночные знаки египетского письма

2. фараон - царь Древнего Египта

3. саркофаг — гробница для захоронения.

4. шадуф — приспособление для подъёма воды из реки или колодца

5. мумия — сохранённое бальзамированием тело;

Часть С.

С1

С2 Древний Египет располагался по берегам реки Нил, разливы которой удобряли почву илом, что обусловило занятие местного население земледелием.


Критерии оценивания:

Все вопросы Ч. А оцениваются в 1 балл, вопросы Части В – 2 балла за корректное раскрытие, 1 балл – если термин раскрыт не полностью, Ч.С: С1 – 1 балл, С2 – 2 балла

Максимальный балл: 23


23 – 20 балла – «5»

19 – 16 баллов – «4»

15 – 9 баллов – «3»

Менее 9 баллов – «2»










Приложение №3

Контрольная работа на тему «Западная Азия, Индия и Китай в древности».

Часть 1. Выбери правильный ответ.

1. Междуречье располагалось между реками:

а) Нил и Евфрат, б) Тигр и Евфрат, в) Нил и Тигр, г) Инд и Ганг.

2. Укажите самого могущественного царя Вавилона, который правил с 1792 г. по 1750 г. до н.э.:

а) Крез, б) Ашшурбанапал, в) Дарий, г) Хаммурапи.

3. По законам Хаммурапи земледельцев за долги:

а) могли превратить в рабов пожизненно; в) не могли превратить в рабов;

б) могли превратить в рабов на 3 года; г) пороли кнутом.

4. Самые крупные города Финикии:

а) Тир, Сидон, Библ; б) Тир, Фивы, Библ; в) Тир, Сидон, Ур; г) Тир, Фивы, Ур.

5. Укажите, как финикийцы называли свои поселения, основанные на новых территориях:

а) посёлки, б) оазисы, в) колонии, г) деревни.

6. Что изобрели финикийцы:

а) прозрачное стекло, б) фарфор, в) компас, г)бумага.

7. Первое государство в Палестине создали:

а) филистимляне, б) евреи, в) ассирийцы, г) персы.

8. Укажите имя царя, который прославился в Израильском царстве своей мудростью и богатством:

а) Моисей, б) Саул, в) Соломон, г) Давид.

9. Широкое применение железа началось в:

а) IX веке до н.э.; б) VIII веке до н.э.; в) X веке до н.э.; г) XI веке до н.э.

10. Ассирийская армия была самой непобедимой, потому что:

а) в войске была строгая дисциплина, б) военачальники жестоко наказывали провинившихся;

в) ассирийцы милостиво относились к завоёванным народам; г) использовала железное оружие.

11. Укажите имя самого могущественного правителя Персии:

а) Кир, б) Камбиз, в) Дарий.

12. Как назывались десять тысяч воинов из охраны персидского царя:

а) «бессмертные», б) «отважные», в) «лучшие», г) «несравненные».

13. Какие горы защищают Индию с севера? а) Тянь-Шань; б) Альпы; в) Гималаи

14. Что выращивали индийцы:

А) рис, хлопчатник, сахарный тростник; Б) картофель, морковь; В) помидоры, баклажаны, оливки

15.Мудрый бог с головой слона в Индии? А) Ганеша; Б) Брахма; В) Гамет

Часть 2. Объяснить смысл следующих слов (По подобию задания 3 ВПР)

Буддизм, клинопись, пурпурная краска, джунгли, индуизм.

Часть 3 (По подобию заданий 5 и 6 ВПР)

1.Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором были расположены шумерские города-государства Ур, Урук, Лагаш.

2. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей территории, на которой были расположены шумерские города-государства Ур, Урук, Лагаш.


Ответы.

Часть 1

1б; 2г; 3б; 4а; 5в; 6а; 7.б ; 8б; 9в 10г ; 11в; 12а; 13 в 14а; 15а;

Часть 2

Буддизм – религия жителей Индии, основателем которой являлся Будда.

клинопись – особое письмо древних шумеров в форме клиньев.

Пурпурная краска – краска, которая добывалась из раковин морских улиток

Джунгли – густые, труднопроходимые леса Индии

Индуизм – религия евреев, вера в бога Яхве

Часть 3

1.

2. Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Правильно дано объяснение влияния одного любого природно-климатического условия на занятия жителей -2б

Правильно дано объяснение влияния одного природно-климатического условия на занятия жителей, при этом допущена(-ы) неточность(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ При объяснении влияния природно-климатических условий на занятия жителей указаны не основные, а только второстепенные (несущественные) связи – 1б

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию

задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 б

Максимальный балл 2

Критерии оценивания:

Вопросы Части 1 оцениваются в 1 балл,

Вопросы Части 2 – 2 балла за корректное раскрытие, 1 балл – если термин раскрыт не полностью,

Часть 3: 1 – 1 балл, 2 – 2 балла

Максимальный балл: 28

28 – 25 балла – «5»

24 – 20 баллов – «4»

19 – 11 баллов – «3»

Менее 11 баллов – «2»







Приложение №4

Контрольная работа на тему «Древняя Греция»

1. Место расположения Древнейшей Греции

А. Апеннинский полуостров Б. Балканский полуостров В. Малая Азия Г. Африка

2. Как назывался остров, на котором произошло извержение вулкана, из-за этого обезлюдел о. Крит.?

А. Родос Б. Итака В. Фера Г. Полис

3. Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают:

А. Эсхила Б. Гомера В. Геродота Г. Аристофана

4. На склонах гор древние греки выращивали:

А) виноград и оливки; Б) финики и инжир; В) рис и чай; Г) пшеницу и ячмень.

5. Одной из причин Троянской войны считается ссора богинь на пиру богов, которые не поделили:

А. Зеркало – подарок Зевса Б. Золотую оливку В. Золотой апельсин Г. Золотое яблоко

6. Грекам удалось одолеть троянцев:

А.В честном боют Б. при помощи подкопа под стену В. при помощи деревянного коня Г.С помощью богов

7. Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он

относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема (по подобию задания 2 ВПР)

«Говоря коротко, я утверждаю, что всё наше государство – центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности, и, выполняя своё дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя независимого положения… Действительно, из нынешних государств только одно наше выдерживает испытание, чтобы стать выше толков о нём; только одно наше государство не возбуждает негодования в нападающих на него неприятелях в случае поражения их такими людьми (как мы), не вызывает упрека в подчинённых, что они будто бы покоряются людям, не достойным владычествовать. Создав могущество, подкреплённое ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужим предметом удивления для современников и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом, доставляющем минутное наслаждение своими песнями, в то время как истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление».

Перечень тем

А) Древний Египет Б) Древняя Греция В) Персидская держава Г) Древний Китай

8. Прочтите отрывок из жизнеописания исторического деятеля и определите, к какой из данных

тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема (по подобию задания 2 ВПР)

«Нас поджидая всё время, товарищи возле сидели.

К суше пристав, быстроходный корабль на песок мы втащили,

Сами же вышли на берег прибоем шумящего моря.

Выгрузив коз и овец циклопа из полого судна,

Начали мы их делить, чтоб никто не ушёл обделённым.

Стадо меж всеми деля, товарищи в пышных поножах

Мне ещё дали отдельно барана. У самого моря

Я чернотучному Зевсу Крониду, владыке над всеми,

В жертву сжёг его бёдра. Но Зевс моей жертвы не принял:

Думал он, как бы устроить, чтоб все без остатка погибли».

Перечень тем

А) Древняя Греция Б) Древняя Индия В) Вавилонское царство Г) Древний Египет

9. Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»:

А) Фидий; Б) Геродот; В) Сократ; Г) Гомер

10. Триера- это:

А) площадка для тренировок; Б) школа для борьбы;

В) лёгкий маневренный корабль греков; Г) форма построения персидских солдат..

11. Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к теме Древняя Греция (по подобию задания 4 ВПР)

Строительство пирамиды фараона Хеопса, изгнание Тарквиния Гордого, строительство городов из глины, существование кастовой системы, деятельность правителя Дария I, Марафонская битва.

 Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.

12. Объяснить смысл следующих слов (По подобию задания 3 ВПР)

Полис, «Илиада», кентавр, Пирей, остракизм







Ответы

1-б, 2-в, 3-б, 4-А, 5-г, 6-в, 7- б, 8-а, 9-в, 10-в.

11. Марафонская битва; Рассказ об указанном событии (процессе, явлении).

12. полис — небольшое независимое государство в Древней Греции, центром которого был город. «Илиада» — поэма Гомера; кентавр — в греческой мифологии получеловек-полулошадь, Пирей — афинский порт; остракизм — процедура объявления жителя Афин изгоем с помощью народного голосования, суд черепков в Афинах

Критерии оценивания:

Вопросы 1-10– оцениваются в 1 балл;

11. Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ о событии (процессе, явлении) содержит исторические факты; фактические ошибки отсутствуют – 3 б.

Правильно указано событие (процесс, явление); в рассказе наряду с верными фактами о событии (процессе, явлении) содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа.

ИЛИ Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ содержит только один исторический факт; фактические ошибки отсутствуют – 2 б

Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ содержит только один факт; в рассказе наряду с верным фактом о событии (процессе, явлении) содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Правильно указано только событие (процесс явление). – 1 б

Событие (процесс, явление) указано неправильно / не указано независимо от наличия/отсутствия рассказа о нём. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный – 0 б

12. 2 балла за корректное раскрытие, 1 балл – если термин раскрыт не полностью,

Максимальный балл 3

23- 20- оценка «5»; 19-16- оценка «4»; 15-9- оценка «3»; Менее 9 – оценка «2»




































Приложение №5

Контрольная работа на тему «Древний Рим»

Часть 1

1. В Италии в отличие от Греции:

1.Редко выпадали дожди 2. Земля была неплодородной 3.Были невысокие пологие горы 4. Нет рек

2.Рим стал хозяином всего Средиземноморья после:

1.Завоевания Египта 2.Изгнания Тарквиния Гордого

3.Окончания войны с царем Пирром 4. Окончания Второй войны Рима с Карфагеном

3.В Римском государстве в IV в. до н.э.:

1.Императоры обладали неограниченной властью

2. Народное собрание было высшим органом власти

3.За исполнение государственных должностей платили

4.Сенат в своих действиях отчитывался перед Народным собранием

4. В Римской республике правом вето обладали:

1.Сенаторы 2. Императоры 3.Консулы 4.Народные трибуны

5.Римлянин Варрон называл рабов «говорящими орудиями труда», потому что римляне:

1.Относились к рабам как к вещи 2. Уважительно относились к рабам

3.Заставляли рабов петь во время работы 4. Отказались от использования плугов мотыг и лопат

6.Причина принятия земельного закона братьев Гракхов:

1.уход плебеев из Рима 2. поражение Рима в войне с Карфагеном

3.ослабление военного могущества Рима 4.нехватка рабов в Риме и их высокая стоимость

7.С какими событиями связаны даты 509 г. до н.э., 49 г. до н.э.?

1.С военными победами римлян 2.С проведением Олимпийских игр

3.С созданием памятников культуры 4.С изменениями государственного устройства

8. Порядок управления, при котором государством управляют выбранные на определенный срок должностные лица, называется: 1.Империя 2.Провинция 3.Держава 4.Республика

9.Изменение отношения римских властей к христианству в IV в. н.э. было связано с:

1.Гибелью Иисуса Христа 2.Призывами христиан к восстанию

3.Приходом к власти императора Нерона 4.Требованием христианской церкви быть покорным властям

10. Кого из римских императоров называли «актером на императорском троне»?

1.Цезаря 2.Октавиана Августа 3.Константина 4.Нерона

11. Прочтите отрывок из документа и укажите событие, о котором идет речь. «Голос застревает в моем горле, и пока я диктую, рыдания прерывают мое изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен; более того, голод предшествовал мечу, и только немногие из горожан уцелели, чтобы стать пленниками»

1.Разрушение римлянами Карфагена 2.Взятие Рима Ганнибалом 3.Взятие Рима Аларихом 4.Осада галлами Рима

12. Архитектурным памятником Древнего Рима является:

1.Парфенон 2.Колонна Траяна 3.Фаросский маяк 4. Пирамида Хеопса

13.Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите правильный ответ в виде последовательности букв.

А) битва при Каннах Б) восстание Спартака В) возникновение города Рима

Г) перенос столицы Римского государства в Константинополь

Часть 2. Объяснить смысл следующих слов (По подобию задания 3 ВПР)

Легион, Колизей, сенат, патриции. Трибун.

Часть 3.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к теме Древний Рим. (По подобию задания 4 ВПР)

Проповедь Сиддхартхи Гуатамы, производство пурпурной краски, восстание Спартака, правление царя Филиппа в Македонии, создание поэмы о Гильгамеше, разливы реки Нил.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Ответы

Часть 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

3

1

2

4

1

3

4

4

4

4

3

2

ВАБГ

Часть 2

легион — крупное воинское соединение в Древнем Риме, Колизей — крупнейший амфитеатр в Риме, сенат — совет старейшин в Древнем Риме, патриции — родовая аристократия Древнего Рима. трибун — должностное лицо в Древнем Риме, защитник прав народа

Часть 3. Восстание Спартака; Рассказ об указанном событии (процессе, явлении).


Критерии оценивания:

Вопросы ч. 1 до 12 – оцениваются в 1 балл, з. 13– оценивается в 2 балла

Вопросы ч. 2 - 2 балла за корректное раскрытие, 1 балл – если термин раскрыт не полностью,

Часть 3.

Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ о событии (процессе, явлении) содержит исторические факты; фактические ошибки отсутствуют – 3 б.

Правильно указано событие (процесс, явление); в рассказе наряду с верными фактами о событии (процессе, явлении) содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа.

ИЛИ Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ содержит только один исторический факт; фактические ошибки отсутствуют – 2 б

Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ содержит только один факт; в рассказе наряду с верным фактом о событии (процессе, явлении) содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Правильно указано только событие (процесс явление). – 1 б

Событие (процесс, явление) указано неправильно / не указано независимо от наличия/отсутствия рассказа о нём. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный – 0 б


Макс. Балл: 27


27-24 – «5»

23-20 – «4»

19-11 – «3»

Менее 11 – оценка «2»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!