СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" (3 класс 2 вариант).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" для учащихся 3 класса (2 вариант) коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" (3 класс 2 вариант).»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;



Рабочая программа по учебному предмету «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» составлена в соответствии с учебным планом ОГБОУ «ХХХХ школа-интернат для детей сирот и детей, отсавшихся без попечения родителей»  на 2020-2021 учебный год, рассчитана на 64 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени,



Программа предназначена для решения проблем познавательного, сенсорного и эмоционально-волевого развития ребенка с интеллектуальным недоразвитием.

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере. Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса. Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. Учитывая степень тяжести дефекта ребѐнка, состояние его здоровья, индивидуально- типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать специально организованные коррекционно - развивающие занятия.



Цель:

формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами,




Задачи:


  • формирование и развитие реципторной координации(функция подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга и соответственно координационную работу левой и правой рук);

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.


Программно-методический материал по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» представлен следующими разделами: «Действия с предметами», «Действия с материалами».


Действия с предметами.


Наблюдение за движущимися предметами. Прослеживание движения "солнечного зайчика". Выполнение простых подражательных движений по инструкции "Делай со мной". Воспроизведение по подражанию действий с предметами.

Выполнение действий с предметами: катание, бросание, перекладывание, складывание. Выполнение действий: закручивание, нанизывание, доставание и сталкивание предметов. Действия с предметами различного цвета, формы и величины.

Показывать игрушку, выполнять элементарные действия с ней, следить взглядом за игрушкой, находить игрушку по звуку; выполнять простые действия с игрушкой.

Пытаться звукоподражать, слышать задание, подражать движениям учителя и самостоятельно выполнять простые движения. Знать названия любимых игрушек и действия с ними, (пассивный словарь); название игрушки и действие с ней (пассивный словарь). Манипуляция с движущимися игрушками (черепаха, машина), фиксировать взгляд на конкретном материале, выбирать нужный предмет. Действовать с предметами: сжимать, разжимать, действовать с предметами, выполняя простые инструкции учителя. Находить и выделять из группы предметов заданный предмет по предложенному образцу и по названию. Складывание фигур из счетных палочек по показу и по образцу. Складывание фигур из счетных палочек по словесной инструкции.

Выкладывание фигур (молоток, ворота, дом, окно). Складывание разрезных картинок из 2 и 3 частей по вертикали или горизонтали.

Постройка из одноцветных деталей башни. Постройка из одноцветных деталей дома (в один этаж). Постройка дома из разноцветных деталей по заданному образцу.

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.

Выкладывание "через ряд", через один.

Заполнение панели мозаикой одного цвета.

Выкладывание двух рядов из мозаики разных цветов.

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке (выбирая по цвету).

Раскладывать по порядку, от большего к меньшему и наоборот; разбирать по цвету. Завязывать шнурки с помощью учителя на простой узел. Последовательно выполнять шнуровку, завязывать ленты с помощью учителя на простой узел.

Соотносить действия со словами, находить нужные детали. Собирать домик из отдельных деталий.


Действия с материалами.


Рассматривание различных по качеству материалов: бумагу, ткань, природный материал. Умение фиксировать взгляд на объекте; умение воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон; сжимание, разглаживание, разрывание, сгибание бумаги различной фактуры; скатывание из бумаги шариков; раскладывание кусочков ткани на столе; рисование на бумаге, заворачивание в бумагу предметов, выполнение последовательно организованных движений.

Манипуляция с движущимися игрушками (черепаха, машина), фиксировать взгляд на конкретном материале, выбирать нужный предмет.

Действовать с предметами: сжимать, разжимать, действовать с предметами, выполняя простые инструкции учителя. Находить и выделять из группы предметов заданный предмет по предложенному образцу и по названию.

Выполнять элементарные действия с крупами, фасолью (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой, переносить ложкой и/или ладошкой.

Понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя.

Выполнять элементарные действия с водой, переливать из одного стаканчика в другой.

Понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя.

Разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями.




Планируемые результаты изучения учебного предмета.


Личностные результаты.


 В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

  • овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

  • минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

  • минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.







Предметные результаты.


В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами

  • использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью;

  • уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом);

  • уметь захватывать и удерживать предмет;

  • уметь сминать лист бумаги;

  • уметь открывать емкости для хранения;

  • уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;

  • уметь погружать руки в сухой бассейн;

  • уметь доставать из сухого бассейна предметы;

  • уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

  • уметь отбирать крупы (единичные представители круп).



































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.



Наименование разделов, тем программ.

Количество часов.

1.

Тренировка пальцев рук.


1

2.

Динамические движения пальцев рук.

1

3.

Управление рукой. Упражнения по показу, по образцу.

1

4.

Сминание материала (бумага): одной рукой, двумя руками.

1

5.

Разрывание материала (бумага).


1

6

Скатывание из бумаги шариков.


1

7.

Заворачивание в бумагу предметов.

1

8.

Смешиваем краски.


1

9.

Размазывание материала (краска): одной рукой, двумя руками.

1

10

Рисование на бумаге карандашами.

1

11

Рисование на бумаге красками и кисточкой.

1

12

Пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы).

1

13

Перекладывание материала (фасоль, горох) из одной ёмкости в другую кончиками пальцев.

1

14

Разминание материала (пластилин): одной рукой, двумя руками.

1

15


16

Работа с пластилином.


2

17

Переливание воды двумя руками, с использованием инструмента (стаканчик, ложка, бокал).

1

18

Наматывание материала (бельевая верёвка, шпагат, шерстяные нитки).

1

19

Вынимание предметов (из коробки).

1

20

Складывание предметов (в коробку).

1

21

Перекладывание предметов (из коробки в коробку).

1

22

Встряхивание предмета (шумящие и звенящие предметы).

1

23

Толкание предмета от себя (игрушка на колёсиках, ящик, входная дверь).

1

24

Вращение предмета (завинчивание крышек на банках, бутылках, детали конструктора с болтами).

1

25

Нажимание на предмет всей рукой (юла).

1

26

Вставление предметов (стаканчиков) друг в друга.

1

27

Вставление в отверстия. Работа с мозаикой.


1

28

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.

1

29

Выкладывание мозаики "через ряд", через один.

1

30

Заполнение панели мозаикой одного цвета.

1

31

Выкладывание двух рядов из мозаики разных цветов.

1

32

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги.

1

33

Раскладывание геометрических фигур из цветной бумаги в указанном порядке.

1

34


35

Раскладывание геометрических фигур по порядку, от большего к меньшему.

2

36


37

Раскладывание геометрических фигур по порядку, от меньшего к большему.

2

38


39

Раскладывание геометрических фигур по цвету.

2

40

Нанизывание предметов (кольца, шарики, крупные бусины).

1

41

Вращение предмета (вентиль крана, крышка пластиковой бутылки).

1

42


43

Сжимание предмета (резиновые игрушки, губка, прищепки): одной рукой, двумя руками, пальцами.

2

44

Открывание и закрывание предмета: коробка,

банка с капроновой крышкой.

1

45

46

Толкание предмета (ящик шкафа, входная дверь): от себя к себе.

2

47

Вставление в отверстия, вращение предмета (шариковая ручка).

1

48


49

Конструирование из крупных деталей.

2

50

Конструирование из мелких деталей.

1

51

Складывание пирамидки физическим примериванием.

1

52

Конструирование из палочек и фигур наложением на картинку.

1

53

Конструирование из палочек и фигур по показу.

1

54

Конструирование из палочек и фигур по образцу.

1

55


56

Складывание разрезных картинок из 2 и 3 частей по вертикали.

2

57


58

Складывание разрезных картинок из 2 и 3 частей по горизонтали.

2

59

Постройка башни из одноцветных деталей.

1

60

Постройка башни из разноцветных деталей по образцу.

1

61

Постройка дома из одноцветных деталей (в один этаж).

1

62

Постройка дома из разноцветных деталей по заданному образцу.

1

63

Действия с игрушками.


1

64

Упражнения со шнуровкой.


1

65


66

Завязывание шнурков с помощью учителя на простой узел.

2

67


68

Завязывать ленты с помощью учителя на простой узел.

2





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).


  1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.



  1. «Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов СКШИ VIII вида», 2006г.


  1. 4.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2007.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!