МАОУ «Техно-Школа им. В.П. Савиных» г. Перми
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Лечебная культура»
по АООП образования обучающихся с глубокой степенью умственной отсталости, 2 вариант
(девятый год обучения)
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Быстрых Надежда Ивановна,
учитель высшей категории
Пермь, 2019 год
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», приказа министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности (9 год обучения, глубокая степень умственной отсталости), содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы – коррекционно-развивающий.
Данная программа позволяет получить обучающемуся представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.
Программа предусматривает 1 час в неделю, 34 часа в год.
Общая характеристика программы:
Лечебная физкультура – модифицированная комплексная четырёхгодичная программа, которая способствуют укреплению здоровья и предназначенная для организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми с лёгкой, средней и глубокой степенью умственной отсталости, направленная на коррекцию и компенсацию нарушений физического развития, на формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков.
Проблема укрепления здоровья, физического развития и повышения работоспособности – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку занятия лечебной физкультурой способствуют укреплению здоровья, улучшению соматического состояния учащихся.
Программа «Лечебная физкультура» включает в календарно-тематический план образовательной области не только упражнения для коррекции осанки, плоскостопия, но и упражнения для кистей рук и пояса верхних конечностей; упражнения для коррекции ходьбы и бега, ползание и лазание, дыхательные упражнения, которые выполняются на тренажёрах.
Цели ЛФК:
- коррекция имеющихся дефектов здоровья у обучающегося;
- повышение адаптации организма к неблагоприятным условиям жизни.
Задачи ЛФК:
- повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
- совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;
- повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля над физической нагрузкой и функциональным состояниям организма на занятиях физической культурой;
- формирование представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека.
Основные принципы применения средств ЛФК:
Ведущим является принцип систематичности, т.е. непрерывное, планомерное, регулярное использование любых средств ЛФК в различных формах. Благодаря этому происходит закрепление физиологических сдвигов, происходящих в организме ребенка под влиянием физических упражнений, а также закрепление компенсаторно-приспособительных реакций. Перерыв в занятиях ЛФК приводит к утрате, ослаблению условно-рефлекторных связей, изменяют течение приспособительных реакций.
Принцип от простого к сложному подразумевает повышение требований, предъявляемых к детскому организму. Этот принцип важен для обеспечения адаптации организма к повышающейся нагрузке и решения воспитательных задач.
Принцип индивидуального подхода к обучающемуся. Повышение нагрузок и изменение характера упражнений должны происходить индивидуально, т.к. адаптация у различных детей протекает с разной скоростью.
Принцип доступности. Доступность определяется соответствием физических упражнений уровню психомоторного развития, состоянию здоровья, двигательному опыту, физической подготовленности и состоянию двигательного аппарата.
Принцип чередования необходим для предупреждения утомления у детей. Средства ЛФК надо сочетать так, чтобы работа мышц, осуществляющих движение, сменялась работой других мышц, оставляя возможность для восстановительных процессов.
Принцип сознательности и активности. Сознательное отношение к ЛФК обуславливает у них интерес к занятиям, позволяет отвлечься от мыслей о заболевании, придает всем лечебным мероприятиям оптимистический настрой. Поэтому к попыткам самостоятельных действий нужно относиться внимательно и доброжелательно.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате освоения минимума программы по ЛФК обучающийся должен знать и иметь представления:
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
- о правилах поведения на занятиях физической культурой;
- о правилах подготовки мест для самостоятельных занятий;
- о правилах использования закаливающих процедур;
- о причинах возникновения травм во время занятий и профилактике травматизма.
уметь:
- выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
- выполнять комплексы ЛФК (в зависимости от медицинских показаний);
-вести наблюдения за показателями ЧСС во время выполнения физических упражнений;
- выполнять индивидуальные упражнения на развитие основных физических качеств с учетом медицинских показаний;
- выполнять комплексы дыхательных упражнений;
- выполнять строевые упражнения;
- выполнять передвижение в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять закаливающие процедуры;
- выполнять метание малого мяча в цель;
- выполнять прыжки через скакалку.
Ожидаемый результат:
Сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости.
Во время реализации программы будет развиваться процесс ее коррекции и совершенствования. Первые результаты станут, видны по итогам тестирования физической подготовленности в конце учебного года.
Учебно – тематическое планирование
Тема | Кол. часов | Требования к уровню |
Упражнения на развитие координации движений | 3 | Отслеживание результатов в индивидуальных программах обучения по критериям. Показатели самостоятельности учащегося (пс): Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен). Действие выполняется ребенком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (по изображению или вербально) - по подражанию или по образцу - самостоятельно - узнает объект - не всегда узнает объект - не узнает объект |
Тренировка вестибулярного аппарата | 2 |
Основы дыхания при выполнении физических упражнений | 3 |
Травматизм и его предупреждение в процессе занятий физкультурой | 2 |
Упражнения на развитие навыков двигательной активности | 4 |
Массаж, пальчиковая гимнастика | 1 |
Упражнения с мячом | 3 |
Упражнения для рук, плечевого пояса | 3 |
Игровые упражнения | 4 |
Упражнения для ног, брюшного пресса | 3 |
Упражнения с обручем | 1 |
Коррекционные игры | 6 |
Всего за год | 34 |
Требования к уровню подготовленности:
В результате освоения программного материала по лечебной физической культуре обучающийся должен знать и иметь представления:
- О роли и значении занятий физическими упражнениями;
- О физической подготовке и её связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
- О физической нагрузке и способах её регулирования;
- Об оказании первой доврачебной помощи при ссадинах, царапинах, лёгких ушибах и потёртостях.
Уметь:
- Выполнять комплексы упражнений на формирование правильной осанки;
- Выполнять комплексы дыхательных упражнений, упражнений для профилактики нарушения осанки и нарушения зрения (с учётом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);
- Определять величину нагрузки в соответствии с режимами её выполнения (по частоте сердечных сокращений).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К ПРОГРАММЕ:
Курпан, Ю. И. Физкультура формирующая осанку / Ю. И. Курпан, Е. А. Талабум. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 32с.
Лях, В. И. Мой друг – физкультура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы / В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2008. – 190 с.
Меры безопасности на уроках физической культуры: (Все для учителя физической культуры): Учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов, Т. Г. Коваленко, П. А. Киселев, Г. Н. Попова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – 150 с.
Настольная книга для учителя физической культуры / Г. И. Погодаев. - М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.
Приходько, В. С. Лечебная физкультура в клинике детских болезней / В. С. Приходько, Л. К. Пархоменко. – Киев: Здоров'я, 1981 - 215 с.
Соколова, Н. Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре / Н. Г. Соколова. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 445с.
Тарасов, О. Ф. Реабилитация при детских болезнях / О. Ф. Тарасов, М. И. Фонарев. – Л.: Медицина, 1980.
Тихвинский, С. Б. Детская спортивная медицина: Рук-во для врачей / под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. – М.: Медицина, 1991. – 560с.
Фокин, Г. Ю. Уроки физкультуры в начальной школе: 1-4 классы: Пособие для учителей физкультуры / Г. Ю. Фокин. – М.: школьная пресса, 2003. – 224 с.
Фонарев, М. И. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях / М. И. Фонарев, Т. А. Фонарева. – Л.: Медицина, 1981.
Фонарев, М. И. Справочник по детской лечебной физкультуре / М. И. Фонарев. – Л.: Медицина, 1983. – 360с.
Календарно – тематическое планирование
Урок 1. Техника безопасности на занятиях ЛФК. Упражнения на дыхание. |
Урок 2. Влияние физической нагрузки на частоту пульса.Дыхание при физической нагрузке. |
Урок 3. Основы дыхания при выполнении физических упражнений. |
Урок 4. Основы дыхания при выполнении физических упражнений. |
Урок 5. Комплекс дыхательной гимнастики. |
Урок 6. Комплекс дыхательной гимнастики. |
Урок 7. Техника безопасности при выполении упражнений на координацию. Упражнения на развитие координации движений. |
Урок 8. Упражнения на развитие координации движений. |
Урок 9. Упражнения на развитие координации с использованием гимнастической скамейки, шведской стенки. |
Урок 10. Упражнения на развитие координации с использованием гимнастической скамейки, шведской стенки. |
Урок 11. Упражнения на развитие координации с использованием мячей разного размера. |
Урок 12. Упражнения на развитие координации с использованием мячей разного размера. Игра. |
Урок 14. Бег из разных положений. Игра. |
Урок 15. Бег с изменением направления. Бег с предметами. Игра. |
Урок 16. Упражнения на развитие силы без предметов. |
Урок 17. Упражнения на развитие силы без предметов. |
Урок 18. Упражнения на развитие силы с предметами. |
Урок 19. Упражнения на развитие силы с предметами. |
Урок 20. Комплекс ЛФК № 1. |
Урок 21. Комплекс ЛФК № 1. |
Урок 22. Комплекс ЛФК № 1. |
Урок 23. Комплекс упражнений № 1. |
Урок 24. Комплекс упражнений № 1. |
Урок 25. Комплекс упражнений № 1. |
Урок 26. Игры на развитие вестибулярного аппарата. |
Урок 27. Комплекс № 1. |
Урок 28. Комплекс № 1. |
Урок 29. Комплекс № 2. |
Урок 30. Комплекс № 2. |
Урок 31. Комплекс № 1. |
Урок 32. Комплекс № 1. |
Урок 33. Игровой урок. |
Урок 34. Игровой урок. |