Настоящая рабочая программа по предмету «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый уровень) составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС СОО);
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Средняя школа №46 имени И. С. Полбина»;
Учебный план МБОУ «Средняя школа №46 имени И. С. Полбина» на 2018-2019 уч. год;
Программа курса: «Геометрия. Сборник рабочих программ. 10-11 классы: учеб. Пособие для образовательных организаций: базовый и углубленный уровни/сост. Т. А. Бурмистрова.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2018.»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекса:
Математика. Алгебра и начала математического анализа. Геометрия. 10-11 класс. А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. Базовый уровень. Часть 1. ФГОС. Изд.: Мнемозина, 2014.
Математика. Алгебра и начала математического анализа. Геометрия. 10-11 класс. А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. Базовый уровень. Часть 2. ФГОС. Изд.: Мнемозина, 2014.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10 – 11 классы. Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., 4-ое изд. – М.: Просвещение. 2017
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Средняя школа №46 имени И. С. Полбина» на изучение учебного предмета «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» 10-11 классы (базовый уровень) отводится 408 часов (6 часов в неделю)
Предмет | Класс | Итого |
10 класс | 11 класс |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия (базовый уровень) | 204 (136+68) | 204 (136+68) | 408 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы
среднего общего образования:
предметные:
учащиеся научатся:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации),
точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических
фигурах, их свойствах;
3) выполнять алгебраические преобразования и применять их для решения учебных задач;
4) пользоваться изученными математическими формулами;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных
практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) выполнять алгебраические преобразования и применять их для решения учебных математических
задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов
курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении или доказательстве геометрических задач;
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать различные приёмы решения геометрических задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
Коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание учебного предмета:
«Алгебра и начала математического анализа» 10 класс (136 ч)
Повторение (5 ч)
Числовые функции (10 ч)
Определение функции, способы ее задания, свойства функций. Обратная функция.
Обучающийся научится
задавать функцию различными способами;
составлять алгоритм исследования функции на монотонность и чётность;
строить график обратной функции; узнает условия существования обратной функции
Обучающийся получит возможность:
применять свойства функции для исследования её на монотонность и чётность;
определять необходимое и достаточное условие обратной функции;
решать занимательные задачи
Тригонометрические функции (42 ч)
Числовая окружность. Длина дуги единичной окружности. Числовая окружность на координатной плоскости. Синус и косинус. Тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента. Тригонометрические функции углового аргумента. Формулы приведения. Функция у = sinx, ее свойства и график. Функция у = соsx, ее свойства и график. Периодичность функций у = sinx, у = соsx. Построение графика функций у = mf(x)и у = f(kx) по известному графику функции у = f(x). Функция y = tgx, у = ctgx, их свойства и графики.
Обучающийся научится
определять на единичной окружности длины дуг,
находить на числовой окружности точку, соответствующему данному числу,
применять формулы приведения для упрощения простейших тригонометрических выражений;
строить тригонометрические функции и их свойства,
Обучающийся получит возможность:
решать простейшие уравнения и неравенства,
преобразовывать сложные тригонометрические выражения, графики тригонометрических функций,
строить графики сложных функций
Тригонометрические уравнения (20 ч)
Первые представления о решении тригонометрических уравнений. Арккосинус. Решение уравнения соst = а. Арксинус. Решение уравнения sint = a. Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tgt=a, ctgt = a. Простейшие тригонометрические уравнения. Два метода решения тригонометрических уравнений; введение новой переменной и разложение на множители. Однородные тригонометрические выражения.
Обучающийся научится
разложения на множители, однородные уравнения
Обучающийся получит возможность
овладеть некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
Преобразование тригонометрических выражений (14 ч)
Синус и косинус суммы и разности аргумента. Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени. Преобразование сумм тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведений тригонометрических функций в сумму.
Обучающийся научится
применять различные тригонометрические формулы: формулы двойного угла, основные формулы тригонометрии, функции суммы и разности, преобразования сумм в произведение и наоборот, для упрощения выражений
Обучающийся получит возможность научиться
Производная (37 ч)
Определение числовой последовательности и способы ее задания. Свойства числовых последовательностей. Определение предела последовательности. Свойства сходящихся последовательностей. Вычисление пределов последовательности. Сумма бесконечной геометрической прогрессии. Предел функции на бесконечности. Предел функции в точке. Приращение аргумента. Приращение функции. Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной. Формулы дифференцирования. Правила дифференцирования. Дифференцирование функции у = f(kx + m). Уравнение касательной к графику функции. Алгоритм составления касательной к графику функции у = f(x).
Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы. Построение графиков функций. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин.
Обучающийся научится
формулировать определение предела, числовой последовательности, функции, способы вычисления предела последовательности, понятие производной функции, физический и геометрический смысл производной,
находить производную суммы, разности, произведения и частного,
применять производную для отыскания наибольших и наименьших значений функции;
познакомится с алгоритмом составления уравнения касательной к графику функции, построения графика функции, научится их применять;
исследовать простейшие функции на монотонность и экстремумы
Обучающийся получит возможность
Обобщающее повторение (7 ч)
«Геометрия» 10 класс (68 ч)
Повторение. (7 ч)
Введение в стереометрию (3 ч)
Элементы и виды треугольников. Вписанная, описанная и вневписанная окружности. Элементы и виды
четырехугольников. Условия вписания и описания окружности. Аксиомы стереометрии. Следствия из
аксиом. Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.
Обучающийся научится:
1) перечислять основные фигуры в пространстве( точка, прямая, плоскость);
2) формулировать аксиомы об их взаимном расположении и иллюстрировать эти аксиомы примерами из окружающей обстановки;
3) применять аксиомы для доказательства утверждений.
Обучающийся получит возможность:
1) углубить и расширить знания о геометрии;
2) совершенствовать конструктивные навыки;
3) строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы и умозаключения;
4) познакомиться с историческими сведениями по теме.
Параллельность прямых и плоскостей (15 ч)
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Угол между прямой и плоскостью. Тетраэдр и параллелепипед. Сечение многогранников.
Обучающийся научится:
1) формулировать определение параллельных прямых, плоскостей, прямой и плоскости в пространстве;
2) доказывать свойства параллельности;
3) находить объяснение свойств параллельности в окружающем мире;
4) применять признаки параллельности для установления факта параллельности объектов;
5) строить сечение многогранников, в том числе, используя свойства параллельности;
6) Объяснять какая их фигур является тетраэдром, а какая параллелепипедом, находить и проговаривать
элементы многогранников, в том числе углы в пространстве.
7) формулировать определение скрещивающихся прямых, строить скрещивающиеся прямые, формулировать и доказывать свойства и признаки скрещивающихся прямых.
Обучающийся получит возможность:
1) иллюстрировать свойства и признаки на моделях;
2) осуществлять контроль и самоконтроль, находить свои ошибки;
3) использовать компьютерные технологии для построения сечений многогранников;
4) строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы и умозаключения.
Перпендикулярность прямых и плоскостей. (16 ч)
Перпендикулярные прямые в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о
трех перпендикулярах. Расстояния в пространстве. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол.
Признак перпендикулярности плоскостей. Прямоугольный параллелепипед.
Обучающийся научится:
1) формулировать определение перпендикулярных прямых, плоскостей, прямой и плоскости;
2) формулировать и доказывать свойства перпендикулярности геометрических объектов;
3) формулировать и доказывать признаки перпендикулярности геометрических объектов;
4) объяснять понятия наклонной, проекции наклонной и перпендикуляра, используя в том числе, наглядные пособия;
5) формулировать и применять теорему о трех перпендикулярах;
6) формулировать определение двугранного угла, строить двугранный угол, применять понятие двугранного угла при решении задач;
7) строить расстояния между объектами в пространстве и вычислять их.
Обучающийся получит возможность:
1) использовать КТ для наглядности изучаемого материала;
2) применять полученные знания для решения задач профильного экзамена;
3) строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы и умозаключения, приводить примеры и контрпримеры;
4) решать задачи смежных дисциплин, с использованием фактов стереометрии.
Многогранники (15 ч)
Понятие многогранника. Призма. Площадь поверхности призмы. Пирамида. Правильная и усеченная
пирамида. Площадь поверхности пирамиды. Правильные многогранники.
Обучающийся научится:
1) формулировать определение призмы и пирамиды, называть элементы многогранников;
2) строить углы, плоскости, расстояния в многогранниках;
3) использовать свойства и факты многогранников при решении задач;
4) использовать формулы объемов, боковой поверхности, полной поверхности многогранников в задачах;
5) объяснять симметрию многогранника,
6) формулировать определение правильного многогранника, доказывать, что не существует правильного многогранника при n ≥ 6 .
Обучающийся получит возможность:
1) использовать КТ для наглядности изучаемого материала;
2) применять полученные знания для решения задач профильного экзамена;
3) строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы и умозаключения, приводить примеры и контрпримеры;
4) решать задачи смежных дисциплин, с использованием свойств многогранников.
Векторы в пространстве. (9 ч)
Понятие вектора в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение , вычитание векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Обучающийся научится:
1) Оперировать на базовом уровне понятием декартовы координаты в пространстве;
2) находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда
Обучающийся получит возможность:
1) Оперировать понятиями декартовы координаты в пространстве, вектор, модуль вектора, равенство векторов, координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение векторов, коллинеарные векторы;
2) находить расстояние между двумя точками, сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам;
3) задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат;
4) решать простейшие задачи введением векторного базиса
Итоговое повторение. (2 ч)
Календарно-тематическое планирование 10 класс
Всего 136 + 68 часов (6 часов в неделю).
| Содержание | Общее кол-во часов | Количество учебных часов | Количество часов на контрольные, практические, лабораторные работы |
Алгебра и начала математического анализа |
| Повторение | 6 | 5 | 1 |
| Глава 1. Числовые функции | 10 | 10 | |
| Глава 2. Тригонометрические функции | 42 | 39 | 3 |
| Глава 3. Тригонометрические уравнения | 20 | 19 | 1 |
| Глава 4. Преобразование тригонометрических выражений | 14 | 13 | 1 |
| Глава 5. Производная | 37 | 34 | 3 |
| Повторение за курс 10 класса | 11 | 6 | 1 |
| | 140 | | |
Геометрия |
| Повторение | 4 | 4 | |
| Введение | 4 | 4 | |
| Параллельность прямых и плоскостей | 15 | 13 | 2 |
| Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 16 | 15 | 1 |
| Многогранники | 15 | 14 | 1 |
| Векторы в пространстве | 9 | | |
| Повторение за курс 10 класса | 7 | | 1 |
| | 70 | | |
| Итого | 210 | 189 | 15 |
ИНМ – изучение нового материала
ЗИМ – закрепление изученного материала
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
КЗУ – контроль знаний и умений
Т – тест
СП – самопроверка
ВП – взаимопроверка
СР – самостоятельная работа
РК – работа по карточкам
ФО – фронтальный опрос
УО – устный опрос
ПР – проверочная работа
З – зачет