1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой - М.: «Просвещение», 2018г. в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России от 05.07.2021 № 64100,
учебный план МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска на 2022- 2023 учебный год.
Данная программа входит в предметную линию УМК системы «Школа России».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Цели и задачи обучения математике
Основными целями начального обучения математике являются:
• математическое развитие младших школьников;
• формирование системы начальных математических знаний;
• воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности 3Б класса. Учащиеся в процессе изучения математики анализируют и сравнивают предметы, классифицируют их; распознают в предметах окружающей обстановки изучаемые геометрические фигуры, описывают их свойства, изображают; моделируют операции сложения и вычитания, умножения и деления чисел с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики; используют числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел; образовывают, называют и записывают числа в пределах 1000; составляют таблицу умножения и деления; задачи по рисункам, схемам, выражениям; решают уравнения, простые и сложные задачи изученных видов; применяют знания и способы действий в поисковых ситуациях, находят способ решения нестандартной задачи; выполняют задания творческого характера; собирают информацию в справочной литературе, интернет-ресурсах; готовят проектные работы. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. На уроках математики ученики могут сотрудничать в парах, группах, контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.
Сроки реализации программы
В 3 классе программа по предмету «Математика» рассчитана на 135 часов в год (4 часа) в неделю. На основании Постановления Правительства РФ от 29.08.2022 N 1505 "О переносе выходных дней в 2023 году", с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 130 часов, так как 5 часов выпадает на праздничные и выходные дни: 23.02.2023, 08.03.2023, 01.05.2023, 08.05.2023, 09.05.2023.
Материал программы уплотнен за счет уроков резерва и повторения.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
• положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
• понимание значения математических знаний в собственной жизни;
• понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
• восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
• умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
• умение знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
• уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
• начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
• осознания значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
• осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
• интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
• находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
• проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
• выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
• адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
• самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязь в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
• проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
• устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
• выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
• делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
• проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
• понимать базовые межпредметные и предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
• фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
• стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
• осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
• самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
• осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символи-ческие средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
• осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
• понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
• принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
• применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности3;
• контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
• согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
• конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними.
Предметные результаты
Числа и величины.
Учащийся научится:
• образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
• сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
• устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
• читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
• читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе;
• читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы измерения этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними: 1 год = 12 мес. и 1 сут. = 24 ч.
Учащийся получит возможность научиться:
• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия.
Учащийся научится:
• выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а :а, 0 : а;
• выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления;
• выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число в пределах 1 000;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
• решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами.
Учащийся научится:
• анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
• составлять план решения задачи в два–три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
• преобразовывать задачу вновую, изменяя ее условие или вопрос;
• составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
• решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
• сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
• дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
• находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
• решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
• решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
• обозначать геометрические фигуры буквами;
• различать круг и окружность;
• чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
• различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;
• изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
• читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины.
Учащийся научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
• выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
• выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
• вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией.
Учащийся научится:
• анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
• устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
• самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
• выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
• читать несложные готовые таблицы;
• понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
3.Содержание учебного предмета
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединены
арифметический, геометрический и алгебраический материалы.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Задания из рубрики «Странички для любознательных» по усмотрению учителя могут быть использованы как на отдельном уроке, так и распределены по урокам всех тем:
• Арифметические действия.
• Табличное умножение и деление.
• Внетабличное умножение и деление.
• Нумерация (числа от 1 до 1000).
• Повторение.
Структура курса
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 9 часов.
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление – 56 часов.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Доли. Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление – 27 часов.
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приёмы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация – 15 часов.
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счёте. Запись и чтение трёхзначных чисел. Представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание – 11 часов.
Устные приёмы сложения и вычитания, сводимые к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление – 12 часов.
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
График контрольных и проверочных работ
№ п/п | Дата проведения | Форма контроля | Тема |
1 четверть |
1 | 15.09 | Входная (стартовая) контрольная работа «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» |
2 | 18.10 | Контрольная работа за 1 четверть «ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ». |
2четверть |
1 | 23.11 | Контрольная работа | Табличное умножение и деление» |
2 | 20.12 | Контрольная работа за 1 полугодие «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ» |
3 четверть |
1 | 09.02 | Контрольная работа | «Внетабличное умножение и деление» |
2 | 07.03 | Контрольная работа за 3 четверть «ДЕЛЕНИЕ» |
4 четверть |
1 | 19.04 | Контрольная работа | «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание» |
2 | 11.05 | Итоговая контрольная работа за год «ПИСЬМЕННОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ» |
4. Календарно-тематическое планирование по математике
3 класс УМК «Школа России»
№ п/п | Название раздела, темы урока (темы контрольной, практической, лабораторной, творческой работы) | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание |
| 1четверть (33ч.) | | | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч) |
1 | Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 | 01.09 | Уч. с. 4 № 5 |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | 1 | 05.09 | т. с. 3-4 |
3 | Выражение с переменной. | 1 | 06.09 | с. 6 № 6 |
4 | Решение уравнений с неизвестным слагаемым. | 1 | 07.09 | т. с. 5-6 |
5 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. Математический диктант | 1 | 08.09 | с. 8 № 6, № 7 |
6 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. | 1 | 12.09 | с. 9 № 4, № 6 |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. Самостоятельная работа «Сложение и вычитание в пределах 100» (с. 14-15) | 1 | 13.09 | с. 10 № 2, № 4 |
8 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных». «Что узнали. Чему научились». | 1 | 14.09 | с. 14 № 8, 9 т. с.7 |
9 | Входная контрольная работа «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | 1 | 15.09 | повторить табл.умножения |
Табличное умножение и деление (56 ч) |
10 | Работа над ошибками. Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | 19.09 | т. с. 8-9 |
11 | Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 2. | 1 | 20.09 | с. 19 № 6, № 4 |
12 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | 21.09 | т. с. 10 |
13 | Таблица умножения и деления на 3. | 1 | 22.09 | с. 21 № 5, № 8 |
14 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | 1 | 26.09 | с. 23 № 6, т.с.11-12 |
15 | Порядок выполнения действий. | 1 | 27.09 | с. 25 № 5,7 |
16 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. | 1 | 28.09 | с. 26 № 4, № 6 |
17 | Странички для любознательных. Самостоятельная работа по теме «Табличное умножение и деление на 2 и 3» (с. 10-13) | 1 | 29.09 | т. с. 13-15 |
18 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 03.10 | с. 30 № 10, № 12 |
19 | Таблица умножения и деления на 4. Математический диктант | 1 | 04.10 | с. 34 № 5, т. с. 16 |
20 | Таблица Пифагора. | 1 | 05.10 | с. 35 № 3,5 |
21 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | 06.10 | Тест с.12-13 с. 36 № 5 т. с. 17 |
22 | Решение задач на увеличение числа в несколько раз. | 1 | 10.10 | т. с. 18-19 |
23 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | 11.10 | с. 38 № 5, т. с. 16 |
24 | Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление на 4, 5» (с. 33-34) | 1 | 12.10 | с. 39 № 3, № 4 |
25 | Работа над ошибками. Таблица умножения и деления на 5. | 1 | 13.10 | с. 40 № 4, т. с. 20 |
26 | Работа над ошибками. Задачи на кратное сравнение. | 1 | 17.10 | с. 41 № 2,4 |
27 | Контрольная работа за 1 четверть «Табличное умножение и деление». | 1 | 18.10 | |
28 | Решение задач на кратное сравнение. | 1 | 19.10 | т. с. 21-22 |
| Задачи на кратное и разностное сравнение чисел. | | | с. 43 № 3, т.с.24-25 |
29 | Таблица умножения и деления на 6. | 1 | 20.10 | с. 44 № 4,5 |
30-31 | Тест Закрепление по теме «Умножение и деление».с.20-21 | 2 | 24.10 25.10 | с. 45№ 4т. с. 26-27 |
32 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | 1 | 26.10 | с. 46 № 4, № 5 |
33 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. | 1 | 27.10 | с. 47 № 3, № 6 |
| 2 четверть (32ч.) | | | |
34 | Таблица умножения и деления на 7. Математический диктант | 1 | 07.11 | с. 48 № 3, № 6 |
35 | «Странички для любознательных». Знакомство с проектом «Математические сказки». | 1 | 08.11 | т. с. 28-29 |
36 | «Что узнали. Чему научились». Самостоятельная работа по теме «Решение задач» (с. 35-36) | 1 | 09.11 | с. 55 № 25, № 27 |
37 | Работа над ошибками. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. | 1 | 10.11 | с. 57 № 4, 5 |
38 | Единицы площади – квадратный сантиметр. | 1 | 14.11 | с. 59 № 6, № 8 |
39 | Площадь прямоугольника. | 1 | 15.11 | с. 61 № 5, № 7 |
40 | Таблица умножения и деления на 8. | 1 | 16.11 | с. 62 № 4, № 5 |
41 | Закрепление по теме «Таблица умножения и деления». (с.30-31) Математический диктант | 1 | 17.11 | т. с. 32-33 |
42 | Решение задач изученных видов. | 1 | 21.11 | т. с. 34-35 |
43 | Таблица умножения и деления на 9. | 1 | 22.11 | с. 65 № 4, № 6 |
44 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | 23.11 | |
45 | Работа над ошибками. Единицы площади – квадратный дециметр. Сводная таблица умножения. | 1 | 24.11 | т. с. 38-40 |
46 | Решение задач изученных видов. | 1 | 28.11 | с. 69 №3 |
47 | Единицы площади – квадратный метр. | 1 | 29.11 | с. 71 № 4, 5 |
48 | Решение задач изученных видов. Тест «Компоненты умножения и деления»с.27-28 | 1 | 30.11 | с. 72 № 2, № 4 |
49 | «Странички для любознательных». Задачи-расчёты. | 1 | 01.12 | т. с. 44-45 |
50 | Закрепление по теме «Таблица умножения». | 1 | 05.12 | с. 77 № 14, № 17 |
51 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа «Единицы площади» с. 37-38 | 1 | 06.12 | с. 79 № 29, № 31 |
52 | Работа над ошибками. Умножение на 1. | 1 | 07.12 | с. 82 № 4,7 |
53 | Умножение на 0. Деление нуля на число. | 1 | 08.12 | с. 83 № 4, № 6 |
54 | Деление нуля на число. | 1 | 12.12 | с. 85 № 5, № 8 |
55 | Текстовые задачи в три действия. | 1 | 13.12 | с. 86 №5,7 |
56 | Доли. Образование и сравнение долей. | 1 | 14.12 | с. 93 № 9, № 7 |
57 | «Странички для любознательных». | 1 | 15.12 | т. с. 66-68 |
58 | Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. | 1 | 19.12 | с. 84 № 3, № 5 |
59 | Контрольная работа за 1 полугодие «Умножение и деление». | 1 | 20.12 | |
60 | Анализ контрольной работы. Окружность. Круг. Математический диктант | 1 | 21.12 | с. 95 № 5, № 6 |
61 | Диаметр окружности (круга). | 1 | 22.12 | т. с. 70-71 |
62 | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. | 1 | 26.12 | с. 97 № 5, № 7 |
63 | Единицы времени. | 1 | 27.12 | с.99 № 4,7 |
64 | Единицы времени. Сутки. Проверочная работа «Единицы времени» с.61-62 | 1 | 28.12 | т. с. 75-76 |
65 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 29.12 | с. 105 № 10, № 14 |
| 3 четверть (40ч.) | | | |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 ч) |
66 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60: 3. | 1 | 11.01 | Уч. с. 4 № 6 т. с. 3 |
67 | Случаи деления вида 80:20. | 1 | 12.01 | с. 5 № 4, № 7 |
68 | Умножение суммы на число. | 1 | 16.01 | Тест с.42 т. с. 4 |
69 | Решение задач несколькими способами. | 1 | 17.01 | с. 7 № 6, № 7 |
70 | Приёмы умножения для случаев вида 23 · 4, 4 · 23. | 1 | 18.01 | с. 8 № 3, № 7 |
71 | Умножение двузначного числа на однозначное. .Математический диктант | 1 | 19.01 | т. с. 7 |
72 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. | 1 | 23.01 | с. 10 № 5, № 9 |
73 | Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных». | 1 | 24.01 | т. с. 10 № 19 |
74 | Деление суммы на число. Самостоятельная работа « Внетабличное умножение и деление» с.6-7 | 1 | 25.01 | т. с. 13 № 26, № 28 |
75 | Деление суммы на число. Закрепление. | 1 | 26.01 | с. 14 № 3, № 5 |
76 | Приёмы деления вида 69: 3, 78 : 2. | 1 | 30.01 | с. 15 № 3, № 7 |
77 | Связь между числами при делении. | 1 | 31.01 | с. 16 № 3, № 6 |
78 | Проверка деления. | 1 | 01.02 | с. 17 № 4, № 6 |
79 | Приём деления для случаев вида 87:29, 66 : 22. | 1 | 02.02 | т. с. 18 |
80 | Проверка умножения делением. Математический диктант | 1 | 06.02 | с. 19 № 5, т. с. 19 |
81 | Решение уравнений. | 1 | 07.02 | с. 20 № 5.т. с. 22 |
82 | Закрепление пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 08.02 | с. 21 № 5, № 9 |
83 | Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | 09.02 | |
84 | Анализ контрольной работы. Деление с остатком. | 1 | 13.02 | с. 24 № 2, № 6 т. с. 25 |
85 | Деление с остатком. Закрепление. | 1 | 14.02 | с. 27 № 3,4 |
86 | Деление с остатком методом подбора.с. 48-49 | 1 | 15.02 | с. 28 № 4, № 7 |
87 | Приёмы нахождения частного и остатка. | 1 | 16.02 | с. 29 № 2, № 5 |
88 | Задачи на деление с остатком. | 1 | 20.02 | т. с. 29 |
89 | Деление меньшего числа на большее. | 1 | 21.02 | с. 31 № 4, № 6 |
90 | Проверка деления с остатком. Проверочная работа по теме «Деление с остатком».с.56-57 | 1 | 22.02 | т. с. 32 |
91 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 27.02 | с. 33 № 5, № 7 |
92 | Проект «Задачи-расчёты». | 1 | 28.02 | с. 35 № 16, № 19 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (15 ч) |
93 | Устная нумерация чисел в пределах 1 000. | 1 | 01.03 | с. 42 № 5, № 7 |
94 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | 02.03 | с. 43 № 5, № 6 |
95 | Разряды счётных единиц. | 1 | 06.03 | с. 45 № 8, № 10 |
96 | Контрольная работа за 3 четверть «Деление». | 1 | 07.03 | |
97 | Анализ контрольной работы. Натуральная последовательность трёхзначных чисел. | 1 | 09.03 | с. 47 № 4, № 6 |
98 | Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. Математический диктант. | 1 | 13.03 | т. с. 40 |
99 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | 14.03 | с. 48 № 5, т. с. 41 |
100 | Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трёхзначных чисел.Тест «Нумерация»с.62 | 1 | 15.03 | с. 49 № 6, № 7 |
101 | Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | 16.03 | с. 50 № 6, т. с. 42 |
102-103 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. | 2 | 20.03 21.03 | с. 51 № 2 с. 51 № 5 |
104 | Единицы массы: килограмм, грамм. | 1 | 22.03 | т. с. 43 |
105 | «Странички для любознательных». | 1 | 23.03 | с. 58 № 5 |
| 4 четверть (25ч.) | | | |
106 | «Что узнали. Чему научились». | 1 | 03.04 | с. 58 № 8 |
107 | Закрепление изученного. Самостоятельная работа «Нумерация чисел в пределах 1000».с.15-18 | 1 | 04.04 | с. 60 № 23, № 25 |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 ч) |
108 | Приёмы устных вычислений. | 1 | 05.04 | с. 66 № 6, № 7 |
109 | Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 380 + 20, 620 – 200. | 1 | 06.04 | с. 67 № 5, № 7 |
110 | Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560 – 90. | 1 | 10.04 | т. с. 48 |
111 | Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670 – 140. Математический диктант | 1 | 11.04 | с. 69 № 5, № 6 |
112 | Приёмы письменных вычислений. Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел. | 1 | 12.04 | с. 70 № 4, № 6 |
113 | Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел. Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 | 13.04 | т. с. 51 |
114 | Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание».(с.21-22) | 1 | 17.04 | с. 72 № 3, № 6 |
115 | Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел. Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 | 18.04 | т. с. 52 |
116 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание» | 1 | 19.04 | |
117 | Анализ контрольной работы. Виды треугольников (по соотношению сторон).«Странички для любознательных». | 1 | 20.04 | т. с. 53 |
118 | «Что узнали. Чему научились». | 1 | 24.04 | с. 78 № 11, № 12 |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч) |
119 | Приёмы устных вычислений. | 1 | 25.04 | с. 82 № 4 № 5 |
120 | Приёмы устного умножения и деления. Математический диктант | 1 | 26.04 | с. 83 № 5 № 6 |
121 | Приёмы устных вычислений вида: 100: 50, 800 : 400. | 1 | 27.04 | т. с. 59 |
122 | Виды треугольников по видам углов. | 1 | 02.05 | т. с. 60 |
123 | Закрепление изученного | 1 | 03.05 | т. с. 61 |
124 | Проверочная работа «Приемы устного умножения и деления» | 1 | 04.05 | т. с. 62 |
125 | Приём письменного умножения на однозначное число. Алгоритм письменного умножения на однозначное число. | 1 | 10.05 | с. 89 № 3, № 6 |
126 | Итоговая контрольная работа за год «Письменное умножение и деление». | 1 | 11.05 | |
127 | Анализ контрольной работы. Письменное умножение на однозначное число. | 1 | 15.05 | с. 90 № 4, № 5 |
128 | Приём письменного деления на однозначное число. Алгоритм письменного деления на однозначное число. | 1 | 16.05 | с. 92 № 3, № 4 |
129 | Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором. | 1 | 17.05 | т. с. 66 |
130 | Повторение и закрепление пройденного материала за год». | 1 | 18.05 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска от 30.08.2022 года № 1 заместитель директора по УВР, председатель МС ____________Д.Н. Батрунов | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко |
15