Раздел «Россия - Родина моя». Мелодия - душа музыки. Песенность в музыке русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера.
Раздел «День, полный событий». Жизненно- музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей.
Раздел «О России петь - что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Фольклорный раздел - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел «В музыкальном театре». Особенности оперного и балетного спектакля. Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Мир музыки С. Прокофьева, П. Чайковского, Э. Грига- певцы родной природы. Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.
№ п/п | Дата | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Худ.-пед. идея урока, раздела | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Понятия | Предметные результаты | УУД Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные. | Личностные результаты |
| | | | | | | |
| Раздел 1. Россия – Родина моя(5 часов) |
1. | | Мелодия – душа музыки. (Учебник стр. 6-7) | Песенность русской музыки. П. И. Чайковский Симфония №4 ( 2 часть фрагменты). Г. Струве «Моя Россия». | Мелодия, песенность, симфония, лирический образ. | Умение воспринимать симфоническую музыку, выявлять песенные интонации главной мелодии 2 части симфонии№4 П. И. Чайковского. | Л: воспринимать музыку симфонического жанра, П: понимать содержание, интонационно- образный смысл, термины и понятия, использовать словарь эмоций, Р: уметь осознанно построить речевое высказывание о содержании, характере, музыкальном языке 2 части симфонии, К: участвовать в обсуждении музыкального материала, в вокально- хоровой деятельности. | Понимать свою национальную принадлежность, уважать культуру русского народа на основе изучения шедевра русской симфонической музыки. |
2. | | Природа и музыка. Звучащие картины. (учебник стр. 8-11, тетрадь стр.4-5) | Образы родной природы в романсах русских композиторов. П. Чайковский «Благославляю вас, леса», М. И. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», Н. Римский- корсаков, сл. А. Толстого «Звонче жаворонка пенье». Иллюстрации к картинам: А. Саврасов «Рожь», К. Мирошник «Россия». | Романс, певец, солист, мелодия, аккомпанементпоэзия, лирика, пейзаж. | Понимать художественно- образное содержание романсов, интонационно- мелодические особенности, находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. | Л: размышлять, высказывать личностное суждение об образах природы в различных видах искусства, П: определять образный строй художественных образов , используя словарь эмоций, усваивать термины и понятия, Р: выявлять ассоциативно- образные связи художественных образов романсов, стихотворений, картин, К: самостоятельно выполнять задание из творческой тетради, И: подобрать к картинам созвучные романсы. | Выражать свое отношение к образам природы в музыке, в поэзии, живописи. |
3. | | Виват Россия! Наша слава – русская держава. ( учебник стр.12-15, тетрадь стр. 12-13) | Многоголосная бытовая песня- кант. Виватный кант «Радуйся!» (1712г.). Русская народная песня «Славны были наши деды». | Кант, песенность, маршевость, интонации музыкальные и речевые, солдатская песня, марш, хор, куплет. | Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии. | Л: эмоционально откликаться на музыку, размышлять о ней, П: понимать содержание, определять характер музыки, особенности музыкального языка канта и русской народной песни, Р: сравнивать речевые и музыкальные интонации, К: воплощать свои впечатления устной и письменной форме, выразительно исполнять кант и русскую народную песню. | Воспитание чувства патриотизма на основе изучения образцов народного музыкального искусства. |
4. | | Кантата «Александр Невский». ( учебник стр.16-17) | Жанр кантаты. Хор из кантаты «Вставайте, люди русские!» С. С. Прокофьева. | Кантата, набат, вступление, трехчастная форма. | Восприятие и воплощение образов героев Отечества в жанре кантаты и разных видах музыкально- творческой деятельности (вокально- хоровое пение, сольное, в рисунке). | Л: передавать свои музыкальные впечатления в слове, пении, П: понимать музыкальную форму, средства выразительности, усваивать музыкальные термины и понятия, ориентироваться в нотной записи мелодий, Р: сравнивать музыкальные и художественные образы, К: участвовать в коллективном и сольном исполнении мелодий из кантаты. | Знать песни о героических событиях истории Отечества, исполнять их на уроках и праздниках школы. |
5. | | Опера «Иван Сусанин». Родина моя, русская земля». ( учебник стр.18-21, тетрадь стр. 6-7) | Образы Родины, героев Отечества в русской опере. М. И. Глинка опера «Иван Сусанин» (вступительная хоровая сцена, ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» | Опера, хоровая сцена, певец-солист, ария, эпилог, благовест. | Формирование эмоционального и осознанного восприятия оперного жанра героической тематики. | Л: уважительное отношение к русской классической музыке, П: понимать содержание оперы, усваивать музыкальные термины, Р: сравнивать и давать характеристику музыкальным образам, используя словарь эмоций, К: уметь взаимодействовать с учителем и сверстниками , выполнять задание в творческой тетради. | Уважительное отношение к культуре и истории русского народа через восприятие оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». |
| | Раздел 2. День, полный событий (4 часа) | |
6. | | Утро. Музыка утра. ( учебник стр.24-25, тетрадь стр. 8-9) | Образы природы в музыке. Э Григ «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт», П. И. Чайковский «Утренняя молитва», Э. Григ, Сл. А. Мунка «Заход солнца». | Песенность, развитие, повтор, лад, тембр. | Понимать художественно- образное содержание музыкальных произведений и раскрывать средства его воплощения. | Л : воспринимать образы природы в разных видах искусства, П: понимать интонационно- образный смысл, форму сочинений, средства музыкальной выразительности, Р: сравнивать музыкальные образы, выявлять выразительные свойства звучащей музыки, развитие музыкального образа, К: самостоятельно работать в творческой тетради, И: подобрать стихи к музыке Э. Грига и П. И. Чайковского. | Уметь наблюдать за разнообразными явлениями природы, как источника к музыкальным, художественным и поэтическим ассоциациям. |
7. | | Портрет в музыке. ( учебник стр.26-29, тетрадь стр. 10-11) | Изобразитель ность и выразительность музыки разных жанров. С. С. Прокофьев, сл. А. Барто «Болтунья», Балет «Ромео и Джульетта» (Джульетта- девочка). | Выразительность, изобразительность, контраст, скороговорка. | Выявлять настроение человека, выраженные в музыке, передавать в исполнении интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. | Л: эмоционально- образно воспринимать музыку, П: понимать средства музыкального развития, усваивать словарь эмоций, Р: выявлять выразительные и изобразительные интонации в процессе восприятия музыки, сравнивать музыкальные образы, К: участвовать в обсуждении музыкального материала | Развитие интереса к музыкально- творческой деятельности, личностных мотивов учения. |
8. | | В детской. Игры и игрушки, На прогулке. (учебник стр.30-35) | Сцены из жизни детей. Вокальный цикл М. П. Мусоргского «Детская» ( «С няней», «С куклой»), П. Чайковский «Нянина сказка», «Болезнь куклы», «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», С. Прокофьев «Сказочка». | Мелодия, речетатив, соло, интонационная выразительность, песенность, танцевальностьмаршевость, фортепиано, аккомпанементсолист. | Воспринимать и понимать выразительные и изобразительные интонации, жанровые особенности, средства воплощения музыкальных образов. | Л: интонационно - образно воспринимать музыку разных жанров и стилей, П: понимать средства музыкального воплощения музыкальных образов, термины и понятия, Р: вывлять различные интонационные особенности, сравнивать их, обобщать, К: уметь выразить свои музыкальные впечатления в слове, в рисунке. | С уважением относиться к музыкальному наследию русских композиторов. |
9. | | Вечер. Музыка вечера. ( учебник стр. 36-37) | Образы природы в музыке, поэзии и живописи. М. Мусоргский, сл. А. Плещеева «Вечерняя песня». «Колыбельная» П. Чайковский, сл. А. Майкова. | Интонация, мелодия, аккомпанемент | Понимать общность интонаций в музыке, живописи, в поэзии. | Л: воспринимать образы природы как источник к музыкальным ассоциациям, П: понимать песенную природу музыкальных образов, Р : сравнивать музыкальные и художественные образы, проводить аналогии, К: уметь вести диалог, взаимодействовать со сверстниками в паре в решении учебно- творческой задачи. | Уметь ориентироваться в многообразных явлениях жизни и искусства, понимать неразрывную связь музыки и с другими видами искусства. |
| | Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм ( 4 часа). | |
10. | | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. (учебник стр.42-45) | Образы Богородицы ( Дева Мария) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Богородице Дево, радуйся. С. Рахманинов. Ф. Шуберт, сл. В. Скотта, перевод А. Плещеева «Аве, Мария», И. Бах Прелюдия до мажор. | Молитва, песенные интонации. | Эмоционально и осознанно относиться к музыке религиозной традиции, знакомиться с жанрами церковной музыки. | Л: иметь представление о музыке религиозной традиции, П: знакомство с жанрами церковной музыки, Р: выявлять образный строй музыки с помощью словаря эмоций, сравнивать религиозную музыку русскую и западноевропейскую, К: петь сольно, в паре мелодию «Богородице Дево, радуйся» с ориентацией на нотную запись. | Иметь представление о музыкальной культуре Русской православной церкви, западных католических храмов. |
11. | | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. ( учебник стр.46-49) | Владимирская икона богоматери - величайшая святыня Руси. Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.В. Гаврилин «Мама»,иллюстрации к картинам К. Петров- Водкин «Петроградская мадонна», О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми» | Тропарь, пение а капелла. | Развитие интереса к музыкальному художественному искусству, музыкальной деятельности. | Л: уметь размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека, П: выразительно исполнять мелодии музыкальных произведений с ориентацией на нотную запись, К: продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками в решении музыкально- творческих задач, И: вспомнить другие песни о маме и исполнить их на уроке- концерте. | Уважительное отношение к культуре своего народа, формирование эстетических потребностей и чувств. |
12. | | Вербное воскресенье. Вербочки. (Учебник стр.48-51) | Торжественные молитвенные песнопения – величания в честь праздника. Икона Вход Господень в Иерусалим. А. Гречанинов, сл. А. Блока «Вербочки», Осанна. Хор из рок- оперы «Иисус Христос». Э.-Л. Уэббер. | Величание. | Уметь воплощать воплощать в пении музыкальные образы, воспринимать художественные, музыкальные и поэтические строки об одном и том же событии - входе Иисуса Христа в Иерусалим. | Л: понимать художественно-образное содержание музыкальных сочинений, П: определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций, Р: выявлять ассоциативно- образные связи музыкальных , художественных и поэтических произведений, К: участвовать в коллективном и сольном воплощении песен. | Иметь представления о религиозных праздниках и народных традициях их воплощения. |
13. | | Святые земли русской. (учебник стр.52-53) | Праздники Русской православной церкви: Крещение Руси (988 год). Святые земли русской княгиня Ольга и князь Владимир. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. Баллада о князе Владимире, сл. А. Толстого. | Величание, баллада, тропарь. | Знакомство с жанрами церковной музыки (баллада, величание). | Л: интонационно осмысленно исполнять сочинения церковной музыки, П: понимать интонационно- образную природу сочинений, Р: выявлять ассоциативно- образные связи музыкальных и живописных произведений, сравнивать музыкальные образы, К: исполнять сольно, в ансамбле, в паре величании и балладу. | Уметь ориентироваться к культурном многообразии окружающей действительности, воплощать в пении музыкальные образы музыки Русской православной церкви. |
| | Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа) | |
14. | | Настрою гусли на старинный лад. (учебник стр. 56-57, тетрадь стр.14-15) | Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Былина о Добрыне Никитиче. | Былина, певец- сказитель, гусли. | Ориентироваться в музыкально- поэтическом фольклоре (жанр былины), понимать особенности повествования былин. | Л: интонационно - осмысленно исполнять мелодию былины, П: понимать особенности повествования былины ( мелодию, ритм), Р: выявлять жизненные истоки и особенности народного песенного творчества, К: участвовать в коллективной вокально- хоровой деятельности, самостоятельно работать в творческой тетради. | Позитивно оценивать свои музыкально-творческие способности, участвовать в традиционных народных праздниках. |
15. | | Певцы русской старины (Баян, Садко, Лель). (учебник стр.58-63, тетрадь стр. 16-17)) | Образы народных сказителей, певцов –музыкантов. Песня Баяна из оперы М. И. Глинка. Песня Садко из оперы- былины «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Песня Леля «Туча со громом сговорилась». Былина о Садко и Морском царе. | Былинный напев, аккомпанемент(подражание гуслям), песня, куплет, меццо- сопрано, кларнет, литавры. | Расширение эмоционально- образных представлений о музыкантах- сказителях в произведениях русских композиторов. | Л: эмоционально- образно воспринимать музыку , П: понимать песенную природу мелодий песен, Р :сравнивать, выявлять общность интонаций песен из опер и народных русских песен, К: участвовать , взаимодействовать в учебно- творческом процессе. | Формирование уважительного отношения к музыке русских композиторов, проявлять интерес к оперному музыкальному искусству. |
16. | | Звучащие картины. (учебник стр.64-65) | Обряды, обычаи, игры, масленичные песни русского народа. Б. Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье». Рус. нар. песня «Как у наших у ворот», «Блины». | Народные традиции, праздники. | Формирование представлений о песнях, обычаях, обрядах, играх русского народа. | Л: иметь личностное отношение к музыкальным образам русского фольклора, П: понимать характер, содержание, музыкальный и художественный язык музыкального и художественного произведения, Р: находить особенности взаимодействия музыки с живописью, К: воплощать музыкальные и художественные образы в разыгрывании песни, в рисунке, в слове. | Проявлять интерес к коллективной музыкально- творческой деятельности через обращение к русскому фольклору. |
17. | | Прощание с Масленицей. (учебник стр.66-67) | Народные обряды в опере Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка». | Повтор, контраст, сопоставление, мелодии в народном стиле. | Понимать общность жизненных истоков и особенностей народного и профессионального музыкального творчества. | Л: рассуждать о музыкальных и художественных образах, П: воспринимать на слух имитацию тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра, Р: выявлять мелодии в народном стиле, сравнивать, сопоставлять характеры, музыкальный язык, К: общаться, взаимодействовать в коллективном воплощении музыкальных образов, И: подобрать музыку к художественным иллюстрациям. | Проявлять интерес к музыкальным занятиям, участвовать в коллективной музыкально- творческой деятельности(песни, игры-драматизации). |
| | Раздел 5. В музыкальном театре(6 часов) | |
18. | | Опера «Руслан и Людмила». (учебник стр.70-75) | Сцены из оперы. Вокальные музыкальные жанры. Ария Руслана, Каватина Людмилы, Ария Фарлафа. | Сцена из оперы, ария, баритон, каватина, сопрано, рондо, бас, контраст. | Расширение знаний об оперном искусстве, знакомство с новыми вокальными жанрами. | Л: понимать триединство музыкальной деятельности композитора- исполнителя- слушателя, П: исполнять мелодии арий по нотной записи, усваивать музыкальные термины и понятия, Р: понимать приемы развития музыкальных образов, сравнивать музыкальные и поэтические образы, К: участвовать в обсуждении , отвечать на вопросы. | Личностно оценивать музыку, понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. |
19. | | Опера «Орфей и Эвридика» (учебник стр. 76-77) | Древнегреческий миф о певце Орфее. К. Глюк опера Орфей и Эвридика» (фрагменты из оперы) | Опера, миф, лира. | Понимать содержание, музыкальную форму, язык музыкальных фрагментов (Мелодия, хор фурий) | Л: испытывать потребность в общении с музыкой, П: воспринимать музыку оперы, усваивать музыкальные термины и понятия, Р: размышлять о музыке, выстраивать речевое высказывание, выявлять контрастные образы в опере, К: взаимодействовать с учителем, работать в паре в решении музыкально- творческих задач. | Уметь передавать свои впечатления от общения с оперным музыкальным искусством, развивать свой музыкальный и художественный вкус. |
20. | | Опера «Снегурочка». (учебник стр.78-83) | Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» на сюжет одноименной пьесы А. Островского (ария Снегурочки, каватина Берендея, шествие царя Берендея, пляска скоморохов). | Сцена из оперы, ария, сопрано, шествие, каватина, тенор | Формирование основ музыкальной культуры на основе изучения оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка». | Л: проявлять личный интерес к оперному музыкальному искусству, П: понимать содержание, музыкальный язык, усваивать музыкальные термины и понятия, Р: выявлять средства музыкальной выразительности, развитие музыкальных образов, К: участвовать в коллективной музыкально- творческой деятельности. | Формирование музыкально- эстетического, художественного вкуса и интереса к оперному музыкальному искусству. |
21. | | Океан- море синее. (учебник стр. 84-85, тетрадь стр. 20-21) | Опера- былина Н. А. Римского- Корсакова «Садко». Вступление к опере. В. Ермолаева «Море» ( иллюстрация к картине). | Зерно- интонация, развитие, трехчастная форма. | Уметь воспринимать оперную музыку, выражать свое впечатление к музыкальному образу. | Л: эмоционально воспринимать музыку вступления к опере «Садко», П: понимать музыкальную форму, исполнять тему моря по нотной записи, Р: выявлять ассоциативные связи художественного и музыкального образа, К: уметь взаимодействовать в паре, в группе в решении учебно- творческой задачи, И: найти стихи к художественному и музыкальному образу. | Уважительное отношение к музыкальному оперному искусству русских композиторов. |
22. | | Балет «Спящая красавица». (учебник стр. 86-89, тетрадь стр. 18-19) | П. И. Чайковский балет «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро. Вступление. Тема феи сирени, Феи Карабос, Вальс, финал перового действия). | Сцена из балета, интонация, развитие. | Формирование интереса к музыкальному жанру балета. | Л: размышлять о музыкальном образе, П: понимать содержание, музыкальный язык, использовать словарь эмоций, петь мелодии из балета, Р: выявлять выразительные и изобразительные инотонации, К: самостоятельно работать в творческой тетради. | Понимание социальных функций музыки (балета) в жизни человека и общества. |
23. | | В современных ритмах. ( учебник стр.90-91) | Современный жанр в музыке - мюзикл. Ричард Роджерс «Звуки музыки» ( песенка о звукоряде). | Современные интонации и ритмы, мюзикл. | Иметь представление о современном музыкальном жанре (мюзикле), средствах музыкальной выразительности. | Л: передавать свои впечатления в разных видах музыкально- творческой деятельности, П: понимать специфику жанра, средства музыкальной выразительности, Р: сравнивать темы из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» и интонаций из мюзикла «Звуки музыки». | Развитие личностного отношения к современной музыке, интереса к музыкальным занятиям. |
| | Раздел 6. В концертном зале (6 часов) | |
24. | | Музыкальное состязание. (учебник стр. 94-95) | Инструментальный концерт. П. И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (фрагменты: 1 часть- главная тема, 3 часть - финал) | Композитор, исполнитель, слушатель, концерт, вариационное развитие. | Иметь представление о музыкальном жанре инструментальный концерт, знать исполнительские коллективы и имена известных исполнителей. | Л: определять характер музыкальных тем, П: понимать форму, содержание , музыкальный язык, Р: определять жанр музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании инструментов симфонического оркестра, К: общаться, вступать в диалог, отвечать на вопросы, И: найти информацию об исполнителе концерта на Первом Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. | Иметь личностное отношение к музыке П. И. Чайковского, узнавать стилевые и жанровые особенности Первого концерта для фортепиано с оркестром. |
25. | | Музыкальные инструменты. Флейта. Звучащие картины. (учебник стр.96-99, тетрадь стр.22-23) | Легенда о происхождении флейты. И. С. Бах «Шутка», С. С. Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты симфонической сказки). М. Врубель «Пан». Иллюстрации с изображением музыкантов- флейтистов. | Деревянные духовые инструменты, старинная и современная музыка. | Узнавать тембр флейты, различать на слух старинную и современную музыку. | Л: передавать свои впечатления о звучащих музыкальных образах, П: определять тембр звучания флейты, характеры музыкальных образов, использовать словарь эмоций, Р: сопоставлять звучание флейты с другими инструментами деревянно - духовой группы, К: взаимодействовать с учителем, в паре, самостоятельно в решении учебных и творческих задач. | Проявлять творческую инициативу, позитивно оценивать свои музыкально- творческие способности, овладевать навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. |
26. | | Музыкальные инструменты. Скрипка. ( учебник стр.100-101). | У скрипки есть душа, которая поет. Великие скрипичные мастера. Знаменитые скрипачи- виртуозы. Н. Паганини «Каприс». П. И. Чайковский «Мелодия». Норвежская народная песня «Волшебный смычок». | Скрипач, виртуоз. | Формирование устойчивого интереса к классической музыке через изучение музыкальных произведений для скрипки. | Л: эмоционально осознанно воспринимать музыку, П: узнавать тембр скрипки, Р: различать интонационные особенности, стилевые произведений П. Чайковского и Н. Паганини, К: передавать свои впечатления в устной форме, в вокально- творческой деятельности, И: найти имена знаменитых скрипичных мастеров, исполнителей, стихи, рассказы о скрипке. | Познание мира, чувств и мыслей человека, духовно- нравственное становление через восприятие лучших образцов классической музыки. |
27. | | Сюита «Пер Гюнт». (учебник стр. 102-105) | Э. Григ Симфоническая сюита «Пер Гюнт» («Утро»,«В пещере горного короля», «Танец Анитры». «Смерть Озе», «Песня Сольвейг»). | Сюита, тема, вариационное развитие, песенность, танцевальность маршевость. | Понимать содержание, интонационно- образный смысл, развитие музыкальных образов, особенности формы и стиля композитора. | Л: эмоционально и осознанно воспринимать музыку, П: определять характер звучащей музыки, использовать словарь эмоций, Р: анализировать, сравнивать, сопоставлять музыкальные образы, средства их воплощения. К: воплощать свои впечатления в слове, в рисунке, в пении мелодий из произведений сюиты. | Уважительно относиться к музыкальной культуре норвежского народа, выраженной через творчество Э. Грига . |
28. | | Призыв к мужеству. Третья симфония Л. В. Бетховена «Героическая». (Учебник стр.106-111) | Героическая тема в музыке Л. В. Бетховена. Фрагменты Третьей симфонии(главная тема из первой части, вторая часть, финал ). | Симфония, дирижер, маршевость, песенность, контраст, финал, тема, вариации. | Расширение представлений о симфоническом жанре, знание основных закономерностей симфонического цикла, интонационно- образной сферы Третьей симфонии Л. Бетховена. | Л: воспринимать музыку и выражать свое впечатление, П: понимать форму, содержание, музыкальный язык симфонии, Р: сравнивать музыкальные образы, выявлять их развитие, К: взаимодействовать с учителем, работать самостоятельно, отвечать на вопросы. | Проявлять интерес к классическому музыкальному искусству, выраженному в творчестве немецкого композитора Л. В. Бетховена. |
29. | | Мир Бетховена. (учебник стр.112-113, тетрадь стр. 24-25) | Музыкальный мир композитора. Фортепианные сочинения: «Лунная соната» Л. В. Бетховена, «К Элизе», «Сурок». | Выразитель ность, изобразительность, мелодия, аккомпанемент лад. | Понимать и оценивать интонационно- образный строй фортепианных сочинений Л. Бетховена. | Л: развитие способности сопереживать, высказывать свое отношение к музыке, П: петь мелодии произведений, ориентируясь на нотную запись, Р: выявлять выразительные и изобразительные интонации, средства музыкальной выразительности, К: воплощать музыкальные образы в пении, дирижировании, И: подбери стихи, иллюстрации из учебника к полюбившемуся сочинению. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование эстетических потребностей. |
| | Раздел 7. В концертном зале (5 часов) | |
30. | | Чудо- музыка. Остры ритм- джаза звуки. (учебник стр.116-119, тетрадь стр. 28-29) | Музыка- источник вдохновения, надежды и радости. Й. Гайдн Мы дружим с музыкой», Д. Б. Кабалевский , сл. З. Александровой, «Чудо- музыка», «Колыбельная Клары» из оперы Дж. Гершвина «Порги и бес». | Песенность, танцевальность куплетная форма, лад, импровизация, ритм, джаз- оркестр. | Проявлять устойчивый интерес к современной и старинной музыке, выразительно исполнять песни в ансамбле, сольно и в хоре. | Л: эмоционально откликаться на музыку разного характера, П: исполнять мелодии песен по нотам, понимать особенности музыкального языка джазовой музыки, знать имена джазовых музыкантов, Р: сравнивать музыкальный язык «Колыбельной» Дж. Гершвина с другими колыбельными песнями, К: участвовать в различных формах вокально- хоровой деятельности. | Реализовывать свой творческий потенциал в сольной, хоровой, ансамблевой деятельности, исполнять песенный репертуар класса. |
31. | | Люблю я грусть твоих просторов. (учебник стр. 120-121) | Интонации русской песенности в музыке Г. В. Свиридова. «Снег идет» из Маленькой кантаты, «Весна», «Тройка»- из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». | Песенность, музыкальные иллюстрации, кантата, хор, симфонический оркестр. | Понимать взаимодействие музыки с литературой, особенности музыкального языка. | Л: размышлять о музыкальных сочинениях, высказывать свои впечатления, П: понимать особенности музыкальной формы, языка, Р: сравнивать, сопоставлять интонации музыкальные и поэтические, К: вступать в диалог, отвечать на вопросы, И: найти иллюстрации картин к музыке Г. Свиридова в учебнике. | Испытывать потребность в общении с музыкой на уроке, вне школы, в семье. |
32. | | Мир Прокофьева. (учебник стр. 122-123, тетрадь стр. 30-31) | Музыкальные образы произведений С. С. Прокофьева. Музыкальная картина «Шествие солнца», тема Джульетты из балета «Ромео и Джульетта». В.А. Моцарт Канон «Слава солнцу, слава миру!» | Фортепианная, вокальная, симфоническая музыка, музыкальная речь. | Понимать особенности музыкального языка музыки С. Прокофьева, разбираться в элементах нотной грамоты, петь мелодии из сочинений С. Прокофьева. | Л: эмоционально и осознанно воспринимать музыку С. Прокофьева, П: определять характер музыки, развитие музыкальных образов, знать музыкальные термины, понятия, Р: сравнивать музыку С. Прокофьева с музыкой Э. Грига «Утро», «Рассвет на Москве- реке» Мусоргского, К: участвовать в обсуждении музыкального материала, исполнять канон в паре, в группе. | Осознавать значение музыки в жизни человека, понимание и сопереживание чувствам других людей. |
33. | | Певцы родной природы. (учебник стр.124-125, тетрадь стр. 32) | Музыкальная речь П. И. Чайковского и Э. Грига. П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром- 3 часть (фрагмент), Э. Григ «Утро». «Скрипка» Р. Бойко, сл. И. Михайлова. | Музыкальная речь, лирические чувства. | Эмоционально и осознанно воспринимать музыку, рисующую красоту родной природы. | Л: размышлять о музыке, высказывать свое мнение о ней, П: понимать музыкальный язык сочинений, Р: выявлять общие черты двух произведений, К: передавать лирические чувства в слове, в пении, в рисунке И: найти иллюстрации картин в учебнике, соответствующие звучащей на уроке музыке. | Уметь наблюдать и оценивать культурное многообразие окружающей действительности, уважительно относиться к русской культуре и других народов. |
34. | | Прославим радость на Земле. Радость к солнцу нас зовет. (учебник стр.126-128) | «Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…» Симфония №40 (финал), В. А. Моцарт, «Ода к радости» (финал симфонии №9) Л. В. Бетховена. | Опера, симфония, песня, ода, кант, гимн. | Понимание основ музыкальной культуры на основе изучаемых произведений, шедевров мировой классической музыки. | Л: эмоционально откликаться на музыку, П: понимать музыкальные жанры, форму, язык, понятия, термины, Р: анализировать, сравнивать музыкальные образы, К: иметь устойчивые навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. | Понимать значение музыки в жизни одного человека и общества в целом, участвовать в музыкальной жизни класса и школы. |