СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс с КТП на основе авторской программы Г.П.Сергеевой , Е.Д.Критской

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского округа Восход





Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________/ Хорошилова Л.Ф./


«___» ____________2018 г.




Утверждаю

Директор МОУ СОШ г/о Восход

_____________/ Ширяева Г.В./

Приказ № ____


От «___» _____________ 2018г.





Рабочая программа по предмету: «Музыка» 5 класс

базовый уровень,1 час в неделю (всего: 34 урока)

2018-2019 учебный год




Составитель:

Дедова Жанна Владимировна

учитель музыки и ОБЖ

МОУ СОШ г/о Восход

высшая квалификационная категория



поселок Восход 2018

№/п

Название раздела

Содержание раздела

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений, авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, 2017 год.

Предмет «Музыка» в ОУ изучается в 5 классе 1 час в неделю в объеме - 34 часа.

Планируемые результаты

изучения предмета

Личностные:наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, развитие музыкально-эстетического чувства, эмоционально-ценностного отношения к искусству, понимание его функций в жизни человека, социально ориентированный взгляд на мир в разнообразии культур, уважительное отношение к культуре других народов,

Предметные:

Развитие у детей устойчивого интереса различным видам музыкально-творческой деятельности, формирование основ музыкальной культуры, понимать специфику и особенности музыкального языка, выражать своё отношение к музыкальным произведениям, воплощать музыкальные образы в вокально-хоровых произведениях, театрализации фрагментов музыкальных произведений.

Метапредметные:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, активное сотрудничество в выполнении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки и внеурочной деятельности, применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в сети Интернет.


Методическое обеспечение предмета «Музыка»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предмету «Музыка», примерная программа авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рабочая программа, УМК к программе по музыке 5 класс: учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия музыкального материала, сборники песен и хоров, методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-7 класс», научно-популярная литература по искусству, справочные пособия, энциклопедии.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов

Цифровые компоненты УМК: аудиозаписи и фонохрестоматия для 5 класса (комплект компакт- дисков по темам и разделам курса обучения для слушания музыки и исполнения песенного материала), видеофильмы о творчестве композиторов, с записью балетных и оперных спектаклей, мюзиклов, мультфильмов.


Тематическое   планирование   уроков   музыки  в 5 классе


Предмет

класс

Общая образовательная  программа 

Кол-во часов по программе


Рабочая программа учебного курса

Название разделов

Характеристика деятельности учащихся

 МУЗЫКА 

5 класс

 Программы  ОУ

« Музыка . 5-7  классы ». – Г.П.  Сергеева , Е.Д.  Критская .- М.: Просвещение, 2014

1 час в неделю,

34 часа в году

 Музыка . 5-7  классы . Искусство. 8-9  классы . Сборник рабочих  программ . Предметная линия Г.П.  Сергеевой , Е.Д.  Критской .- М.: Просвещение, 2014


 Музыка  и литература (17 часов)

 Музыка  и изобразительное искусство (17 часов)

Выявлять взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством, находить ассоциативные связи, размышлять и высказывать суждение о музыкальном произведении, средствах и формах его воплощения, исполнять народные и композиторские песни о родном крае, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальному произведению при восприятии и исполнении, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, делиться впечатлениями о концертах, спектаклях.



Распределение учебного времени в течение учебного года

Четверть

Количество недель в триместре

Количество часов в неделю

Количество часов в триместре

Количество

тестов

I триместр

10

1

10

1

II триместр

11

1

11

1

III триместр

13

1

13

1

Итого в год

34

1

34

3



Содержание программы предмета Музыка» 5 класс

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Программа состоит из двух разделов, соответствующих те­мам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное ис­кусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред­полагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.


Раздел : “Музыка и литература” (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.


Раздел : “Музыка и изобразительное искусство” (17 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис­торические события, картины природы, разнообразные харак­теры, портреты людей в различных видах искусства. Образ му­зыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: че­рез прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис­ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искус­стве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борь­бы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком­позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.



Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»

Класс_5__



п/п

Дата

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Худ.-пед. идея урока, раздела

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты



Раздел 1. Музыка и литература (17 часов)

1.



























Что роднит музыку с литературой.

(Учебник стр. 6-9)

Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационная природа музыки, специфика средств художественной выразительности музыки народной профессиональной, религиозной(старинной, современной, русской, зарубежной).

Песня «Моя Россия» Г. Струве, романс «Жаворонок» муз. М. Глинки, сл. Н. Кукольника, р. н. песня «Во поле береза стояла», фрагмент симфонии №4

П. И. Чайковского, Э. Григ «Пер Гюнт» фрагменты.

Интонация, мелодия, песня, романс, симфония, концерт, сюита, опера, поэма, баллада, народная, профессиональ

ная, религиозная музыка, инструменталь

ная музыка.

Понимание значения музыки и литературы в жизни человека, интерес к художественным традициям своего народа, определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю.

Л: развитие эмоционально- ценностного отношения к музыке и литературе,

П: выявлять особенности взаимодействия музыки с литературой ,

Р: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы,

К: передавать свои впечатления в устной форме, исполнять музыкальные произведения соло и в группе,

И: уметь найти и собрать информацию в литературных сочинениях о музыке и музыкантах.

Развитие музыкально- эстетического чувства,

высказывать личное суждение о роли музыки и литературы в жизни человека, использовать различные формы индивидуального и коллективного музицирова ния, решать творческие задачи, участвовать в поиске и сборе информации.

2.


Вокальная музыка.

«Россия, Россия, нет слова красивей…»

( учебник стр.10-11, тетрадь стр.4-5)

Вокальная музыка. Специфика средств художественной выразительности музыки, литературы, живописи. Литературная и музыкальная речь, ее сходство и различие. И Левитан «Стога. Сумерки»,

С. Прокофьев, «Вечер»,С. В.Рахманинов «Второй концерт для ф-но с оркестром, фрагмент, «Ах, ты ноченька» р. н. песня.

Культура, музыкальные термины, песня, интонации литературные и музыкальные, мелодия, лад, сопровождение форма.

Устойчивые представления о языке, форме, содержании музыки, литературы, живописи, усвоение словаря музыкальных терминов, и понятий, размышления о музыке, вокально- хоровая деятельность.

Л: осмысление взаимодействия музыки, литературы и живописи,

П: иметь представление о содержании, языке и форме музыкальных и литературных сочинений,

Р: уметь подобрать музыкальное произведение русских композиторов к фрагменту рассказа В. Белова, картине И Левитана «Стога.Сумерки»,

И: уметь найти и послушать в Интернете песни о родном крае, выполнить задание в творческой тетради.

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влияние на духовно- нравственное становление личности.

3.


«Вся Россия просится в песню».

(учебник стр. 12-13, тетрадь стр. 79)

Музыкально- поэтический фольклор, песня- душа народа, жанры народных песен. Как «складывается песня». Русские народные песни :

«Я на камушке сижу», «На горе-то калина», «Пойду ль я, выйду ль я да»

Жанры народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

Устойчивый интерес к музыке своего народа, к его культуре, традициям, понимание значения музыки в жизни человека, знать и различать особенности разных жанров народных песен.














Л: личный интерес к культуре и музыке своего народа,

П : понимать особенности различных жанров народных песен,

Р : разыграть р. н. песню с инсценировкой, пластикой, инструментальным сопровождением,

К: коллективное общение при решении совместной музыкальной- творческой задачи,

И: уметь найти и собрать информацию о народных песнях, играх, праздниках, народных инструментах твоего края.





Освоение музыкальной культуры России, своего региона использование полученных знаний во внеурочной и досуговой деятельности.

4.


«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

(учебник стр. 14-17), тетрадь стр. 6-9)

Лирические стихотворения - основа для песен и романсов. Средства музыкальной выразительности. М. Ю. Лермонтов « Из Гёте», А Варламов «Горные вершины», А. Рубинштейн «Горные вершины» на сл. М. Лермонтова.

Романс, дуэт, музыкальная форма, средства музыкальной выразительностимелодия, ритм, лад, форма, аккомпанемент, художественный образ.

Выявление общности жизненных истоков и взаимосвязь музыки и поэзии как различными способами познания мира.

Л: проявлять личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений,

П: иметь представление о музыкальных средствах выразительности в песнях, романсах и их связи с поэзией при раскрытии поэтического образа,


Выявлять ассоциативные связи между музыкой, литературой, живописью находить жанровые параллели в музыке и литературе, использовать полученные знания в процессе самостоятель ной работы.

5.


Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»

(учебник стр. 18-19)

Русский литературный фольклор - сказки, легенды, предания.

А. К. Лядов - автор симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора: «Баба- яга», «Волшебное озеро» «Кикимора». Народное сказание «Кикимора».

Народное сказание, симфоническая миниатюра, партитура.

Эмоционально- образно оценивать музыкальное произведение, понимать специфику музыкального языка и средств выразительности для создания художественного образа и музыкального образа.

Л: проявлять личностное отношение при восприятии музыкального произведения,

П : иметь представление о содержании, форме, языке музыкального произведения, его связи с литературным сочинением,


Осмысление взаимодействия музыки и литературы, понимание жизненного содержания народной и профессиональной музыки.

6.


«Что за прелесть эти сказки…»

(учебник стр. 20-21)

Программная музыка. Н. А. Римский – Корсаков «Шехеразада» по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Программная музыка, симфоническая сюита.

Эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальное произведение классической музыки, понимать специфику и особенность музыкального языка, музыкальной драматургии.

Л: понимать образное содержание сюиты, уважительно относиться к музыкальной культуре своего народа,

П: понимать особенности содержания, формы, музыкального языка, художественных образов,

Р: сравнивать различные музыкальные темы, анализировать эпизоды 4 части сюиты,


Высказывать личностно- оценочные суждения о музыке, ее нравственных ценностях, проявлять интерес к изучению русской классической музыки.

7.


Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…»

(учебник стр.22-23, тетрадь стр. 18-19)

Вокализ. Инструментальные пьесы «Песни без слов» Ф.Мендельсона, П. И. Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года».

Вокализ, песня без слов, баркарола.

Выявлять взаимосвязь музыки и литературы, находить ассоциативные связи художественных образов музыки и поэзии, размышлять о музыкальном произведении

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки и исполнении песен,

П: понимать особенность музыкального воплощения поэтических текстов, пользоваться словарем эмоций,


Развитие музыкально- эстетического чувства при восприятии музыки, коллективном или индивидуаль

ном музицирова

нии

8.


«Песнь моя летит с мольбою…»

(учебник стр.24-25, тетрадь стр. 20-21)

Песни, романсы, инструментальные пьесы - жизненные зарисовки, впечатления и настроение автора. Стихотворение И. Козлова «Венецианская ночь», романс М. И. Глинки «Венецианская ночь», Ф. Шуберт, сл. Штольберга «Баркарола».

Романс, баркарола.

Устойчивый интерес к музыке и литературе своего народа и других народов, пользоваться словарем эмоций, сравнивать музыкальные, поэтические, живописные образы, уметь слышать и находить особенности музыкального языка.

Л: воспринимать и оценивать музыкальные и литературные произведения,

П: понимать особенности и закономерности музыкального языка, сравнивать музыкальные и поэтические образы, пользоваться словарем эмоций,

И: найти в учебнике вокальные сочинения, где есть единство слова и музыки.

Развитие духовно- нравственного становления личности через восприятие песен и романсов о природе.

9.


Вторая жизнь песни. «Живительный родник творчества».

(учебник стр.28-29)

Обработка мелодии народной песни, ее интерпретация в трактовке классического произведения. П. И. Чайковский «Детский альбом» («В церкви», «Камаринская»), финал Концерта №1, Э. Григ «Песня Сольвейг». «Веснянка»- укр. нар. песня.

Интерпретация, обработка, трактовка.

Понимать трактовку классического произведения, слышать и обосновывать приемы музыкального развития.

Л: эмоционально реагировать на музыку,

П: понимать трактовку музыкального сочинения и выявлять народные интонации и мелодии,

Р: передавать свои впечатления в устной форме,

К: проявлять навыки коллективного общения и диалога,

Проявлять творческую инициативу в выполнении различных музыкально-творческих задач, участвовать в групповом и индивидуаль

ном музициро

вании.

10.


«Всю жизнь мою несу Родину в душе..»

Звучащие картины.

( учебник стр. 30-33, тетрадь стр. 26-33)

Колокольный звон. Симфония- действо В. Гаврилина «Перезвоны».

Программная симфония, симфония- действо.

Иметь представление о средствах музыкальной выразительности при воплощении художественного образа, находить жанровые параллели между музыкой, литературой и живописью.

Л: проявлять интерес к музыке, литературе и живописи своего народа, П: выявлять средства музыкальной выразительности, характер музыки,

Р: передавать собственные впечатления о музыке и ее связью с другими видами искусства,

К: участвовать в выполнении творческих заданий,


Воспринимать выявлять общность художественных образов музыки, литературы, живописи, понимать особенности музыкального воплощения

11.


«Скажи, откуда ты приходишь красота?»

(учебник стр.

34-35,36-38 ,

тетрадь стр.50-51)

Жанр кантаты.

Г. Свиридов, слова Б. Пастернака «Снег идет», Фрагменты из Музыкальных иллюстраций к повести

А. С. Пушкина «Метель».

Кантата, струнные инструменты, челеста, флейта.

Проявлять интерес к русской поэзии и музыке прошлого века, находить ассоциативные связи, средства выразительности при создании художественного образа

Л: проявлять личностное отношение к музыке и поэзии,

П: понимать стилистические и жанровые особенности произведения,

К: размышлять и высказывать личностное суждение о художественном образе


Понимание эстетической функции музыки в жизни людей, ее жизненного содержания музыкальным средствами

12.


Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

«Гармонии задумчивый поэт».

(учебник стр. 40-43)

Фридерик Шопен – польский композитор, пианист Прелюдия ми минор, Вальс ми бемоль мажор, Полонез ля мажор, Мазурка си бемоль мажор. Стихи:

Л. Озеров «Вальс», А. Граши «Горсть земли».

Лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки.

Понимать образное содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, мелодизм и лирику сочинений

Ф. Шопена, народные истоки, традиции, любовь к Родине.

Л: освоение музыкальных произведений, как духовного опыта поколений,

П: знакомство с новыми жанрами фортепианной музыки Ф, Шопена,

Р: понимать особенности музыкального языка,

К: выполнять в группе творческое задание(стр. 43),

И: уметь собрать информацию при выполнении задания.


Высказывать личностные суждения о роли музыки Ф. Шопена, ее нравственных ценностях и идеалах, понимать особенности музыкального языка, различать фортепианные жанры при восприятии музыки

13.
























14.



























«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

(Учебник стр. 44-47, тетрадь стр.22-25)



















Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

(стр.учебника 48-57, стр. тетради 44-49)

В. А. Моцарт - великий австрийский композитор 18 века. Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка». В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», хор из оперы «Волшебная флейта», А. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Лакримоза», «День гнева» из «Реквиема».









Опера- труд, дело, сочинение. опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинка (увертюра),

Н. А. Римский- Корсаков опера- былина «Садко»

( вступление «Океан- море синее», песня Садко Колыбельная Волховы. песни заморских гостей).

Серенада для струнного оркестра, хор из оперы, реквием, контраст интонаций.



















Опера, либретто, ария, песня, инструменталь

ные темы- лейтмотивы, музыкальный портрет.

Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведения В. А. Моцарта, освоение музыкальных произведений: различать жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки, понимать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии.





Устойчивый интерес к музыке русских композиторов, к ее народным истокам и традициям, различать музыкальные образы, их характерные интонации, музыкальные инструменты, которые их исполняют.

Л: проявлять интерес и личностное отношение к музыке В. А Моцарта,

П: выявлять приемы развития музыкальных образов, различать простые и сложные жанры,

Р: сравнивать и анализировать содержание и средства выразительности музыкальных тем и образов,

И : сбор информации, выполнение творческого задания стр. 84-85)

Л: осмысление взаимодействия искусств как средства расширения взаимодействия музыкальных образов,

П: устойчивое представление о форме, содержании, языке музыкальных произведений, их связи с другими видами искусства, знать оперные термины,

Р: понимать развитие музыкальных тем и образов в процессе восприятия музыки,


Развивать эмоционально- ценностное отношение к музыке В. Моцарта, понимать и различать различные жанры интонации, музыкальные образы, их сходство и различие, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии.



Понимание жизненного содержания классической музыки, ее народных истоков, осмысление взаимодейст

вия искусств для раскрытия художественных образов

15.


Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

( учебник стр. 58-63,

тетрадь стр. 40-43)

Балет с французского - танцую. Создание балетного спектакля, история появления балета.

П. И. Чайковский Балет- сказка «Щелкунчик»

( фрагменты : Вальс цветов, Вальс снежных хлопьев, танцы гостей на балу, сцена битвы с мышами.

Балет - сказка, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца.

Понимать роль балета в жизни людей, соединение в нем различных видов искусства, выявлять средства музыкальной выразительности, знать термины, пользоваться словарем эмоций, находить информацию об известных хореографах и солистах.

Л: понимать о взаимодействии искусств в балете, П: понимать содержание, форму, музыкальный язык балета, усвоить музыкальные термины в процессе восприятия музыки,

И: уметь находить

и собирать информацию о балете, его исполнителях в Интернете.

Высказывать личностно- оценочные суждения о роли и месте музыки балета «Щелкунчик» в русской культуре, реализовывать творческий потенциал в выполнении творческих заданий.

16.


Музыка в театре, в кино, на телевидении.

(учебник стр.64-67, тетрадь стр. 44)

Литературный сценарий. Разные функции музыки в кино, в театре, на телевидении. Э Григ музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», Ген. Гладков музыка к мультфильму «Бременские музыканты».

Литературный сценарий, музыкальный фильм.

Понимание значения музыки в кино, в театре, на телевидении, исполнять знакомые мелодии, песни из музыкальных фильмов и мультфильмов, знать имена отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей.

Л: высказывать оценочное суждение о роли музыки в кино, в театре, на телевидении,

П: узнавать знакомые произведения,

Р: проследить сюжетную линию в симфонической сюите «Пер Гюнт»,

К: исполнять песни и мелодии из мультфильмов и кинофильмов соло и в хоре, участвовать в концертном исполнении,


Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, участие в различных формах музицированияиспользование полученных знаний во внеурочной досуговой деятельности.

17.


Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора.

( учебник стр. 68-71, 72-73, тетрадь стр. 80)

Мюзикл - музыкальная комедия, где соединяется эстрадная и бытовая музыка, хореография, драма, изобразительное искусство. Э. Л. Уэббер мюзикл «Кошки» на стихи Т. Элиота

Манера пения, «легкий» жанр.

Понимание роли мюзикла в современной сценической музыки, понимать особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров, разучить полюбившиеся мелодии, спеть их с выразительными танцевальными движениями.

Л: проявлять интерес к современному музыкально- сценическому жанру мюзикл,

П: понимать особенности музыкального языка и манеру исполнения,

И: собрать информацию и выполнить задание в творческой тетради стр. 80

Использовать различные формы индивидуального, коллективного музицирования(пение, пластическое интонированиеимпровизация)



Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (17 часов)



18.


Что роднит музыку с изобразительным искусством.

(учебник стр.76-79)

Жизнь- это единый источник рождения искусства. Исторические картины, портреты людей, картины природы в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Фортепианная сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»


Живописная музыка, музыкальная живопись, рисунок, колорит, композиция, ритм, пейзаж, натюрморт, портрет, мелодическая линия, цветовая гамма, звуковая палитра, художник, мастер.

Понимать роль музыки и изобразительного искусства в жизни человека, образное содержание фортепианных пьес, находить ассоциативные связи между музыкой М. Мусоргского и картинами

В. Гартмана.

Л: осмысление взаимодействия музыки и изобразительного искусства,

П: устойчивое представление о средствах выразительности музыки и изобразительного искусства, усвоение словаря терминов,

К: уметь взаимодействовать в паре для выполнения задания на стр. 79,


Иметь личностно-оценочные суждения о музыкальном искусстве во взаимодейст

вии с художественными образами изобразительного искусства разных эпох.

19.


Небесное и земное в звуках и красках.

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

(учебник стр. 80-89, тетрадь стр.54-57)

Образы разных искусств о красоте родной природы. Иконы, песнопения, молитвы - часть духовной культуры Древней Руси.

С. В. Рахманинов Концерт №3 для ф-но с оркестром, «Богородице Дево, радуйся» П. И Чайковский, С. В. Рахманинов

«Аве Мария»

Ф. Шуберта, И. Бах-Ш. Гуно.

Песенность, знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла, солист, хор, орган.

Эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей, эпох, выявлять особенности взаимодействия музыки и изобразительного искусства на основе специфики языка каждого из них.

Л: раскрывать образный строй художественных произведений,

П: понимать особенности русского и западного музыкального искусства разных эпох во взаимодей ствии с образами изобразительного искусства,

И: найти в учебнике и тетради картины, созвучные музыке С. Рахманинова, выполнить задание на стр.56.

Понимать взаимодейст

вие музыки и изобразительного искусства через изучение средств художествен

ной выразительности, взаимодействия образов каждого вида искусства.

20.


Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский.

( учебник стр.90-93, тетрадь стр. 58-59)

Русский князь Александр Невский в произведениях разных искусств: кинофильм С. Эйзенштейна,

С. Прокофьев кантата «Александр Невский», П. Корин триптих «Александр Невский», песни с патриотической и героической темой.

Кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор: тенора, басы, сопрано, альты.

Устойчивый интерес к музыке С. Прокофьева, понимание особенностей музыкального языка, жанра, формы, приемов музыкального развития, усвоение словаря музыкальных терминов в процессе восприятия музыки.

Л: понимание социальных функций музыки: эстетической, воспитательной, познавательной.

П: понятие о содержании музыкальных образов, языке, жанре, приемах развития, связи с другими видами искусства,

Р: передача собственных впечатлений после восприятия музыки, осмысленность своих действий


Проявлять интерес к истории своего народа, чувствовать гордость за свою Родину и ее героев через восприятие и освоение кантаты «Александр Невский».

21.


«Ледовое побоище», «После побоища».

Учебник стр. 94-97, тетрадь стр. 60-61)

Музыкальная картина «Ледовое побоище»,

6 часть кантаты «Мертвое поле». Интонации врага и русского войска, приемы развития музыкальных образов. Р. н. песня «Уж ты, поле мое…»

Выразительностьизобразитель

ность, контраст.

Узнавать на слух главные интонации картины «Ледовое побоище», выявлять приемы музыкального развития, определять музыкальную форму, петь мелодии из кантаты.

Л: петь темы и определять интонационно- образный строй музыки,

П: понимать особенности музыкального языка, формы, содержания музыки,

И: найти в Интернете пословицы и поговорки о русских защитниках Отечества.

Понимать взаимодейст

вие музыки с другими видами искусства через специфику языка, формы, содержания каждого из них.

22.


Музыкальная живопись и живописная музыка.

«Ты раскрой мне, природа, объятия…»

(учебник стр.98-101, тетрадь стр.64-65).

Живописные полотна В. Борисова- Мусатова.

К. Бальмонт стихотворение «Островок»,

Ф. Тютчев «Еще в полях белеет снег». Музыкальные картины

С. В. Рахманинова романсы

« Островок», «Весенние воды». Песня

Г. Струве «Музыка».

Мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок.

Понимать образное содержание музыкальных произведений

С. Рахманинова, особенности музыкального языка, жанра, композиции, находить жанровые параллели между романсом «Островок» и картиной «Водоем», ориентироваться в нотной записи мелодии романса, петь ее.

Л: выявление ассоциативных связей музыки, литературы и живописи,

П: понимать содержание , форму, музыкальный язык романсов, образный строй,

Р: находить ассоциативные связи между образами музыки и других видов искусства,

К: участвовать в различных формах коллективного, группового и индивидуального музицирования (пение, сочинение мелодии),


Развитие музыкально- эстетического чувства при восприятии и личностном отношении к музыке, поэзии, живописи русских художников.

23.


Фореллен- квинтет.

( учебник стр.14-15)

Живописная музыка Ф. Шуберта. Песня «Форель», инструментальный квинтет «Форель» или «Фореллен- квинтет»,

П. Чайковский «Вариации на тему рококо».

Квинтет.

Проявлять интерес к творчеству австрийского композитора Ф. Шуберта, размышлять о знакомом произведении, понимать форму, содержание

Л: высказывать личностно- оценочные суждения о музыке Ф. Шуберта, П. Чайковского,

П: слышать и различать инструменты при восприятии музыки,


Оценивать и соотносить средства художествен

ной выразитель

ности музыки и других видов искусства

24.


Дыхание русской песенности.

(учебник стр. 106-107)

Живописная музыка, образы родной природы, любовь к Родине в произведениях

С. В. Рахманинова. Прелюдии соль мажор, соль диез минор,

Разучивание песни

Г. Струве «Мамин праздник».

Прелюдия, выразительность, изобразитель

ность.

Расширение изучения музыкальных образов С. В. Рахманинова, новая грань творчества русского композитора, понимать и сравнивать средства музыкальной выразительности.

Л: эмоционально воспринимать музыку, размышлять о характере музыкальных образов,

П: понимать средства музыкальной выразительности, приемы развития музыкальных образов,

И: подобрать иллюстрации к прелюдиям или нарисовать рисунок.

Проявлять интерес к музыке русского композитора С.В.Рахманинова, понимать образный строй его произведений, специфику средств музыкальной выразительности.

25.


Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества».

(учебник стр. 108-111, тетрадь стр. 37-39, 30-33))

С. В. Рахманинов Сюита для двух фортепиано( 3 часть «Слезы», 4 часть «Светлый праздник»).

В. Г. Кикта Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» (1, 2, 8 части).

Мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония.

Эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения, понимать развитие музыкальной драматургии , средствах музыкальной выразительности , приемах развития музыкальных образов и их взаимодействия., петь по нотам мелодии из 3 и 4 части.

Л: высказывать личностные суждения при восприятии музыки, понимать содержание музыкальных образов и их связь с другими видами искусства,

П: иметь представление о форме, музыкальном языке произведений,

Р: находить сходные и различные черты художественного воплощения музыкальных образов, прослеживать связь основных тем с песенным фольклором,

И: найти информацию о колокольном перезвоне.

Воспитание духовно- нравственных ценностей при восприятии и изучении шедевров русского музыкального искусства.

26.


Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

(учебник стр.112-117, тетрадь стр. 34-36, 72-73)

Скрипка может петь, плакать, говорить…

Никколо Паганини Каприс №24,

И.Бах «Чакона»,

П. Чайковский «Мелодия», А. Шнитке Концерт №1 для скрипки с оркестром.

Тембр, скрипка соло, инструменталь

ный концерт, каприс, интерпретация, портрет в живописи, скульптуре, музыке.

Освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений, различать простые и сложные жанры инструментальной музыки, знать имена отечественных и зарубежных композиторов, узнавать их

П : осмысленное чтение текста, узнавать тембр скрипки при восприятии музыкальных произведений,

К: выполнение творческих заданий в тетради,

И: поиск информации о знаменитых итальянских скрипичных мастерах

Размышлять и высказывать личностное отношение о нравственных ценностях, воплощении художествен-

ных образов в содержании, форме

27.


Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

(учебник стр. 118-125, тетрадь стр. 66-67,74-77)

Симфонический оркестр и дирижер - единое целое. Дирижеры мира.

Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…

Л. Бетховен Симфония №3 «Траурный марш»,

Симфония№5

(первая часть- начало, финал, тема 2 части). Песни Г. Струве «Музыка», «Мамин праздник».

Симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижер,

эскиз, этюд, набросок, зарисовка.

Понимать образное содержание музыки

Л. Бетховена, воплощение вечных тем искусства борьбы и победы, выявлять особенности музыкальной драматургии, музыкального языка


Л: проявлять эмоционально- ценностное отношение к музыке Л. Бетховена,

П: понимать специфику музыкального языка и средствах музыкальной выразительности,

И: найти информацию о памятниках защитникам Отечества в Подмосковье.

Понимание жизненного содержания симфоничес

кой музыки Л. Бетховена, проявлять творческую инициативу в реализации музыкально- творческих задач.

28.


Застывшая музыка.

Содружество муз в храме.

(учебник стр.126-131)

Архитектура - застывшая музыка. Русские храмы и монастыри, античные храмы, готические соборы. Гармония форм и красок. Величественная, тожественная музыка органа.

Дж. Каччини «Аве Мария», хор «Богородице Дево, радуйся»

П. Чайковского и

С. Рахманинова.


Органная музыка, хор а капелла.

Понимать жизненные истоки и взаимосвязь музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира, размышлять о знакомом музыкальном произведении и формах его воплощения

Л: понимать социальные функции музыки во взаимодействии разных видов искусства,

П: различать жанры и стили народной и профессиональной музыки и ее связях с другими видами искусства, усвоение словаря эмоций и музыкальных терминов,

И: подобрать стихи, созвучные образам храмов.

Расширение представлений о содержании музыкальных образов народной, религиозной, классической музыки во взаимодейст вии с другими видами искусства

29.


Полифония в музыке и живописи.

«В музыке Баха слышаться мелодии космоса…»

( учебник стр.132-133)

Органная музыка

И. С. Баха. «Прелюдия и фуга для органа».

Духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга.

Понимать образное содержание музыкальных произведений

И. Баха, понимать полифоническую природу музыки 17 века, знакомиться с терминами и понятиями.

Л: выявление ассоциативных связей музыки с архитектурой,

П: понимать полифоническую природу музыки Баха,

И: находить информацию в учебнике (стр.133), ответить на вопрос.

Эмоционально- образно воспринимать музыку И. Баха, давать личностную оценку, иметь представление о специфики музыкального языка, форме, содержании


30.


Музыка на мольберте. Композитор- художник

М. Чюрленис.

(учебник стр.134-139).

Пространство картины как отзвук зримого мира. Картина «Фуга», И. Бах «Ария»,

Фуга до мажор из ХТК,

М. Чюрленис Прелюдии для ф-но, симфоническая поэма «Море» (фрагменты).

Композиция, форма, колорит, ритм, музыкальная живопись, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, соната,

allegro( скоро),

andante ( не спеша).


Представление о художественной и музыкальной картине мира через восприятие музыки, живописи и поэзии

М. К. Чюрлениса.

Л: эмоционально - образно воспринимать и оценивать произведения М. Чюрлениса,

П: понимать и сравнивать особенности музыкального языка и живописи,

К: уметь вступать в диалог, работать самостоятельно,

И: подбери фрагмент из поэмы «Море» и стихи М. Чюрлениса к частям триптиха (стр.136-137)

Высказывать личностную оценку произведениям М. К. Чюрлениса,

Иметь представление о музыкальных и художественных средствах выразительности

31.


Импрессионизм в музыке и живописи.

«Музыка ближе всего к природе…»

(учебник стр.140-143, тетрадь стр.68-71)

Импрессионизм-впечатление.

Клод Дебюсси «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море», фортепианная прелюдия «Лунный свет», «Кукольный кек-уок» из сюиты «Детский уголок».

Импрессионизм, живописная музыка,

прелюдия, интерпретация,

фортепианная сюита, джазовые ритмы.

Проявлять интерес к музыке К. Дебюсси, эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения, понимать особенности музыкального языка

Л: эмоционально- образное восприятие музыки К. Дебюсси,

П: понимание особенностей музыкального языка(гармония. ритм), стиля, жанров,

И: Прочитать рассказ «Струна» в тетради стр. 34-36)

Понимать специфику музыкального языка и средств художественной выразительности музыки К. Дебюсси

32.


О подвигах, о доблести, о славе…

«О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»

Звучащие картины.

( учебник 144-147, тетрадь стр. 86-87).

Тема защиты Родины в произведениях русских композиторов, художников, писателей, поэтов.

«Реквием»- так назвали свои произведения поэт

Р. Рождественский, композитор

Д. Кабалевский, литовский художник - график

С. Красаускас,

К. Паустовский рассказ «Струна» (тетрадь стр. 34-36), песни и стихи о войне.

Реквием.

Проявлять устойчивый интерес к музыке Д. Б. Кабалевского, эмоционально - образно воспринимать оценивать музыку, ее музыкальный язык, средства музыкальной выразительности, жанровые, стилистические особенности.

Л: сопереживать вместе с автором о трагической странице истории нашего народа, о погибших солдатах в боях за свободу и мирное небо,

П: понимать приемы взаимодействия и развития музыкальных, поэтических, художественных образов,

И: найти информацию в различных источниках о графике, подобрать стихи и музыкальные сочинения к рисункам С. Красаускаса (стр.146-147).


Понимать жизненное содержание современной академической музыки, расширять представления о музыкальной картине мира, выявлять особенности взаимодейст

вия музыки с другими видами искусства

33.


В каждой мимолетности вижу я миры…

Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…

Музыкальная живопись Мусоргского.

(учебник стр. 148-151, тетрадь стр.88).

«Мимолетности»- цикл фортепианных миниатюр С. Прокофьева.

Картины

В. Кандинского.

«Рассвет на Москве - реке»

М. Мусоргского, фрагменты из сюиты «Картинки с выставки».

Фортепианная миниатюра, язык искусства,

интермедия.

Расширение музыкально- слуховых представлений о русской музыке разных эпох, стилей, жанров, музыкальном языке, средствах выразительности.


Л: проявлять интерес к русской музыке разных эпох, активизация слухового опыта к знакомым произведениям,

П : иметь представлении о содержании , форме, языке

музыкальных произведений, усваивать словарь музыкальных терминов


Познание музыкальной картины мира через восприятие творчества русских композиторов

С. Прокофьева и М. Мусоргского.

34.


Исследовательский проект. Мир композитора.

(учебник стр.154 -155, 156-157).

Проект - брошенный вперед.

Самостоятельная или коллективная творческая деятельность.


Исследовательский проект.

Осознание значения взаимодействия искусств - музыки, литературы, архитектуры, изобразительного искусства - в жизни людей.

Л: понимание и осмысление взаимодействия искусств, их влияние на духовно- нравственное становление личности,

П: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в проектной деятельности


Уметь решать творческие задачи, участвовать в исследовательском проекте.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!