СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для 3 класса вариант 2 СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для 3 класса вариант 2 СИПР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для 3 класса вариант 2 СИПР»









  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для 3 А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 66 часов.


Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель уроков окружающего социального мира – расширение представлений о социальных явлениях (о взаимосвязи между предметным миром и социальным миром, о труде людей), формирование и закрепление умений по взаимодействию со сверстниками в разных ситуациях.

Основными задачами программы являются:

1) знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),

2) формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном поселке, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам.

Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др.

2. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные:

- проявляют интерес к трудовым заданиям в разных ситуациях;

- проявляют активность в совместных делах со сверстником.

Предметные:

- имеют элементарные представления о знакомых профессиях (воспитатель, учитель, врач, водитель), узнают, показывают, выделяют по сюжетной картинке (4-5 из 6);

- имеют элементарные представления о знакомых культурно-бытовых учреждениях: «Детский сад», «Школа», «Кинотеатр», «Детский театр», «Больница» и расположенных в них объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), узнают на сюжетной картинке;

- называют и выделяют признаки социальных ролей людей (дети и воспитатели; учитель, ученики; водитель, пассажиры, пешеходы; актеры, зрители; врачи, больные);

- называют и выделяют некоторые знаки дорожного движения для пешеходов и транспорта;

- называют и выделяют признаки знакомых праздников, имеют представления об элементарных традициях, умеют выбрать роль (чтеца, певца, танцора) для своего участия (Новый год, 8 марта, Праздник победы 9 мая);

- играют в настольно-печатные, дидактические или подвижные игры;

- проявляют активность при выполнении поручения взрослых совместно с одноклассниками.

Базовые учебные действия.

- проявляют адекватное поведение в социальной ситуации ближнего окружения (умения приветствия, знакомства, предложение о помощи и др.);

- умение поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками (с знакомыми взрослыми), проявлять сочувствие, взаимопомощь;

- умение проявлять самостоятельность и взаимодействовать в группе в процессе разных видов детской деятельности.

Показателями усвоения программы учебного материала по предмету «Окружающий социальный мир» 3 класса является совершенствование и уточнение представлений о предметном и социальном мире, об их взаимосвязи; о профессиях и труде людей; об учреждениях культурно-бытового назначения ближайшего окружения; о культурных традициях и соответствующей атрибутики; о праздниках, о способах поддержки и налаживания межличностных взаимоотношений со сверстниками (со знакомыми взрослыми).


3. Содержание учебного предмета.

Основное содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир» включает

5 направлений:

  1. «Профессии и труд людей».

  2. «Учреждения культурно-бытового назначения» (аптека, парикмахерская, театр, музей).

  3. «Азбука дорожного движения»

  4. «Праздники»

  5. «Совместные дела»

Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях, экскурсиях и прогулках. Для обучающихся 3 группы реализация программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения.

п/п

Направления

Количество часов


Профессии и труд людей

15


Учреждения культурно-бытового назначения

9


Азбука дорожного движения

20


Праздники

10


Совместные дела

12


Итого

66


Программа представлена следующими разделами:


Профессии и труд людей

Различение учителей школы по имени и отчеству, роду деятельности. Распознавание атрибутов учителя в соответствии с учебным предметом.

Знание профессий людей, работающих в школе (учитель, дворник, уборщица, повар). Распознавание атрибутов данных профессий (одежды, инвентаря):

(журнал, доска, мел – учитель/ мяч, свисток – учитель физкультуры и т.п; метла, жилетка – дворник; ведро, швабра – уборщица; колпак, белый короткий халат, кастрюля – повар). Понимание (употребление) слов, обозначающих действия предмета (учит, моет, подметает, варит). Выделение и называние своего социального статуса - школьник. Элементарное понимание прав и обязанностей в связи с этим. Знание (соблюдение) правил поведения в школе и на школьном дворе.

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый – трамвай, поезд, безрельсовый – маршрутка, троллейбус).

Понимание (употребление) обобщающего понятия «транспорт». Знание назначения наземного транспорта.

Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Знание (называние), различение профессий людей, работающих на транспорте (водитель (машинист) – кондуктор (проводник)).

Узнавание (различение) общественного (пассажирского) транспорта. Знание места посадки и высадки из автобуса и трамвая – остановка; поезда- вокзал.

Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина), соотнесение с цветом. Различение людей, работающих на специальном транспорте по специальной одежде (по возможности называние). Соотнесение деятельности с профессией. Выполнение доступных трудовых действий на пришкольном участке:

Узнавание (различение), называние основных трудовых действий в природе (поливать, копать, подметать (сгребать); орудий для их совершения (лопата, грабли, лейка, метла).

Учреждения культурно-бытового назначения

Узнавание (различение), называние знакомых учреждений: школа, больница (поликлиника), театр и вновь изученных: музей, аптека, парикмахерская. Понимание (употребление) обобщающего понятия «профессия». Распознавание атрибутов изученных профессий (одежды, инвентаря): белый халат, фонендоскоп- врач; фартук, расческа и ножницы - парикмахер). Понимание (употребление) слов, обозначающих действия предмета (дворник: чистит снег, подметает двор, поливает растения; водитель: водит трамвай, крутит руль, объявляет остановки; парикмахер: причесывает, делает стрижку, укладывает волосы; художник: подбирает краски, рисует картины, организует выставляет свои картины в музеях.

Соотнесение учреждения с характерной деятельностью людей, работающих там (артист, кассир, гардеробщик, художник, фармацевт). Различение помещений школы, больницы (регистратура, кабинет), театра (касса, сцена, зрительный зал), парикмахерской (стойка администратора, зал). Знание назначения помещений, предметов мебели в этих помещениях. Представление о досуговой деятельности.

Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах в музее, театре («можно» - «нельзя»).

Азбука дорожного движения

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар, перекресток).

Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход» «Движение пешеходов запрещено"), разметка («зебра»), светофор). Правила перехода улицы. Различение дорожных знаков: светофор, пешеходный переход, дорожные работы, знак - опасность).

Праздники

Обобщение знаний о традициях, символики и атрибутов праздников (Новый Год - елка, День Победы Георгиевская лента, 8 марта цветы (тюльпаны)).

Соблюдение школьных традиций (линейка, последний звонок, перемена, классный час). Участие в школьных праздничных мероприятиях.

Знакомство с традицией празднования Дня рождения.

Формирование умения приглашать гостей на день рождения.

Совместные дела

Представление о себе как члене коллектива класса. Соотнесение себя с возрастной группой (дети, ученики).

Полоролевая иден­тификация: мальчики и девочки.

Выполнение посильных поручений по помощи (одеться, помыть руки, убрать рабочее место) одноклассникам.

Способы проявления дружеских отношений (чувств).

Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Элементарные способы общения, умения обращаться с просьбой, обмениваться игрушкой с другим ребенком.

Обучение играм по правилам.

Включение в совместную с другими детьми деятельность, принимать роль, действовать по правилам.



4. Календарно-тематическое планирование

№ 

п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Школа. Чему учат в школе?

02.09


2

Представления о труде людей. Дидактическая игра: «Подбери то, что тебе нужно для занятия».

07.09


3

Экскурсия по школе.

09.09


4

Слушание (чтение) стихов о школе.

14.09


5

Транспорт. Сравнение автобуса и трамвая.

16.09


6

"Вот мы в автобусе сидим" (игра)

21.09


7

Паровозик из Ромашково» (урок- путешествие)

23.09


8

Изучение правил пользования общественным транспортом.

28.09


9

Почему они спешат? (спец. транспорт).

30.09


10

Узнавание специфичных звуков движущегося транспорта.

05.10


11

Пиктограмма «автобус», «машина», «поезд».

07.10


12

Составление разрезных картинок.

12.10


13

Обобщающее понятие «Транспорт».

14.10


14

Прогулка по улице.

19.10


15

Различение профессий людей, работающих на транспорте (водитель (машинист) – кондуктор (проводник)).

21.10


16

Воссоздание транспорта из частей (конструирование, аппликация).

26.10


17

Понимание (употребление) обобщающего понятия «профессия».

28.10


18

Кому что пригодится?

09.11


19

Парикмахер. Просмотр презентации.

11.11


20

Парикмахер. Применение атрибутов знакомых профессий (одежды, инвентаря).

16.11


21

Выделение и называние действий, характерных для профессии.

18.11


22

Распознавание атрибутов изученных профессий (одежды, инвентаря).

23.11


23

Труд в природе.

25.11


24

Трудовой десант. Сбор листьев.

30.11


25

Сбор семян цветов.

02.12


26

Аптека. Экскурсия в аптеку.

07.12


27

Беседа о значении лекарств.

09.12


28

Предметно-игровые действия по теме «В аптеке».

14.12


29

Представление о досуговой деятельности.

16.12


30

Музей. Узнавание на иллюстрациях знакомых учреждений.

21.12


31

Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (общепринятые нормы поведения).

23.12


32

Рассматривание картин знаменитых художников.

11.01


33

Промежуточная аттестация. Задание 1 «Пиктограммы»

Задание 2 «Знакомая профессия»

13.01


34

Уличное движение.

18.01


35

Я - пешеход. Светофор.

20.01


36

Экскурсия на перекресток.

25.01


37

Дидактическая игра «Почини светофор».

27.01


38

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар, перекресток).

01.02


39

Дорожные знаки.

03.02


40

Дорожные знаки «Пешеходный переход».

08.02


41

Различение дорожных знаков: светофор, пешеходный переход, дорожные работы, знак – опасность.

10.02


42

Правила перехода улицы.

15.02


43

Проигрывание ситуаций, игровых сюжетов «Едем в гости».

17.02


44

Новый год у ворот.

22.02


45

Узнавание праздника на сюжетных картинах.

24.02


46

Совместное изготовление украшений на ёлку.

01.03


47

Мамин (женский) день.

03.03


48

Совместное изготовление украшений и подарков к празднику.

10.03


49

Что такое День Победы?

15.03


50

Рисование картинки – символа.

17.03


51

День рождения.

31.03


52

Хороводная игра "Каравай".

05.04


53

Формирование умения приглашать гостей на день рождения.

07.04


54

Полоролевая иден­тификация: мальчики и девочки.

12.04


55

Выполнение посильных поручений по помощи одноклассникам.

14.04


56

Способы проявления дружеских отношений (чувств).

19.04


57

Умение выражать свой интерес к другому человеку.

21.04


58

Элементарные способы общения, умения обращаться с просьбой, обмениваться игрушкой с другим ребенком.

26.04


59

Обучение играм по правилам.

28.04


60

Включение в совместную с другими детьми деятельность, принимать роль, действовать по правилам.

05.05


61

Вместе весело шагать! Учимся дружить.

12.05


62

Давайте поиграем (сюжетные, подвижные игры).

17.05


63

Парные игры: «Дрозд», «У меня, у тебя».

19.05


64

Ролевые игры: «Дочки – матери».

24.05


65

Ролевые игры: «Больница».

26.05


66

Итоговая аттестация

Задание 1 «Учреждения нашего города»

Задание 2 «Наши праздники»

31.05




  1. Методические материалы

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  2. Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. М: Просвещение,
    2013 г.

  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой;

  4. Федеральный Государственный Основной Образовательный стандарт

При изучении разделов  рекомендуется использовать:

  • натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

  • детские наборы посуды, предметы быта;

  • предметные, сюжетные  картинки

  • дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»  

  • аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей,   правила поведения в общественных местах.

  • тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.

  • комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

  • детские наборы «Больница», «Магазин». 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!