Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
346400, г. Новочеркасск , ул. Александровская, 112-а
Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного_цикла____________ Руководитель МО Галкина Т.И.___________________ от ____27.08______2019__ протокол №__1_ | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 2 _____________ О.С.Цветкова от ___28.08__________2019_ приказ № __165__ |
| | |
СОГЛАСОВАНО Председатель МС ___________Т.И. Галкина от ___27.08_______2019_ протокол № _1__ | | Принято на заседании педагогического совета от _____27.08_____ 2019_ протокол № __1_ |
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»_________
в 7-Б классе
на 2019/2020 учебный год
Разработал учитель __Масикова Г.В._____
(фамилия, инициалы)
высшая____________________
(квалификационная категория)
2019
Нормативная правовая база реализации рабочей программы
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного (общего) образования (2004).
3. Примерная программа по русскому языку. 5-9 класс.
4. Федеральный перечень учебников с изм. и доп. (Утвержден приказами Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345, от 08.05.2019 № 233).
5. Учебный план МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска на 2019-2020 уч. год.
6. Авторская программа: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов,
Г.А. Богданова. «Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы» / М.: Дрофа, 2013. В состав УМК входит учебник - Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2018.), согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345)..
На изучение русского языка в 7 Б классе согласно Учебному плану МБОУСОШ №2 на 2019-2020 учебный год отводится 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию программы по русскому языку в 7–Б классе в 2019-2020 учебном году запланировано 163 часа (календарно-тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ).
1. Планируемые результаты освоения предмета
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими предметными результатами обучения:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.
Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VII класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Метапредметные результаты обучения
Анализ текста. Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой), стилистический, типологический – включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста – под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи).
Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста; Пересказывать(устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
II. Содержание учебного предмета
«Русский язык» в 7 классе с указанием форм организации занятий
О ЯЗЫКЕ (1 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.
РЕЧЬ. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ (10ч)
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ (38 ч)
НАРЕЧИЕ (45 ч.) Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце
наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ (10 ч.) Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ (7 ч) Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА (10 ч)Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (5 ч) Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов.
РЕЧЬ (20 ч)
Повторение. (17 ч.) ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ. Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. П. Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур. Защита проектов.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевая деятельность
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.).
Морфемика (состав слова) и словообразование
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Грамматика
Морфология
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.
Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз )
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Синтаксис
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. (Повторение)
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Правописание гласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
-н- и –нн- в словах разных частей речи.
Употребление ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Пунктуация
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Язык и культура
Русский речевой этикет.
Изменяется ли язык с течением времени.
Тематическое планирование по русскому языку в 7-Б классе
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | О языке | 1 |
2 | Язык. Правописание. Культура речи. Закрепление и углубление изученного в 6 классе | 10 |
3 | Морфология. Орфография. | 38 |
4 | Наречие | 45 |
5 | Предлог | 10 |
6 | Союз | 7 |
7 | Частица | 10 |
8 | Междометия и звукоподражательные слова | 5 |
9 | Речь. | 20 |
10 | Повторение | 17 |
| Итого: | 163 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7-Б классе
(163 часа)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Формы и виды контроля |
План | Факт |
| I четверть | 44 часа | | | |
1 | Изменяется ли язык с течением времени. | 1 | 02.09 | 02.09 | Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка» |
2 | Этимология как раздел о языке | 1 | 03.09 | | Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова как текст |
3 | Р/Р Что мы знаем о стилях речи | 1 | 04.09 | | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста |
4 | Р/Р Что мы знаем о типах речи | 1 | 04.09 | | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста |
5 | Фонетика и орфоэпия. | 1 | 06.09 | | Фонетический анализ небольшого текста Фонетический разбор слова Объяснительный диктант. |
6 | Фонетика и орфоэпия. | 1 | 09.09 | | Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс). |
7 | Приём звукописи. Словарный диктант | 1 | 10.09 | | Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов). |
8 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | 11.09 | | Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразовательных цепочек, восстановление их звеньев. |
9 | Словообразовательная цепочка. Словообразовательные гнёзда | 1 | 11.09 | | Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. |
10 | Словообразовательная цепочка. Словообразовательные гнёзда | 1 | 13.09 | | Устный опрос. Тренировочные упражнения по алгоритму |
11 | Диагностический контрольный диктант «Повторение изученного в 6 классе» | 1 | 16.09 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
12 | Анализ контрольного диктанта. Способы словообразования | 1 | 17.09 | | Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. |
13 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | 18.09 | | Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. |
14 | Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | 18.09 | | Аналитическая работа с текстом |
15 | Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | 20.09 | | Аналитическая работа с текстом |
16 | РР Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту «Ленька, любимец ребят» | 1 | 23.09 | | Работа по словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии |
17 | РР Сжатое изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» | 1 | 24.09 | | Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» , № 437 |
18 | Анализ изложения. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | 25.09 | | Анализ текста |
19 | Контрольная работа № 1 по теме «Словообразование, морфемика, фонетика, орфоэпия». | 1 | 25.09 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
20 | Анализ контрольной работы. | 1 | 27.09 | | Устный опрос. Самостоятельная работа |
21 | Правописание: орфография и пунктуация. | 1 | 30.09 | | Аналитическая работа с текстом |
22 | Правописание: орфография и пунктуация. | 1 | 01.10 | | Аналитическая работа с текстом |
23 | Буквы Ъ и Ь. | 1 | 02.10 | | Аналитическая работа с текстом |
24 | Повторение. Ь для обозначения мягкости согласных. Ь как показатель грамматической формы. | 1 | 02.10 | | Аналитическая работа с текстом |
25 | Повторение. Ь как показатель грамматической формы. | 1 | 04.10 | | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы |
26 | Повторение. Буквы О - Ё после шипящих и Ц. | 1 | 07.10 | | Объяснение по алгоритму, составление текста со словами данной орфограммы |
27 | Повторение. Буквы О - Ё после Ц. | 1 | 08.10 | | Объяснение по алгоритму, составление текста со словами данной орфограммы |
28 | Р\р. Способы связи предложений в тексте. | 1 | 09.10 | | Объяснение по алгоритму, составление текста со словами данной орфограммы |
29 | Р\р. Средства связи предложений в тексте. | 1 | 09.10 | | Объяснение по алгоритму, составление текста со словами данной орфограммы |
30 | Повторение. Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. | | 11.10 | | Объяснение по алгоритму, составление текста со словами данной орфограммы |
31 | Повторение. Правописание приставок. | 1 | 14.10 | | Объяснение по алгоритму, составление текста со словами данной орфограммы |
32 | Повторение. Правописание приставок -пре и -при | 1 | 15.10 | | Объяснение по алгоритму, составление текста со словами данной орфограммы |
33 | Повторение. Орфограммы в корнях слов. Проверяемые безударные гласные в корне. | 1 | 16.10 | | Объяснение по алгоритму, составление текста со словами данной орфограммы |
34 | Повторение. Орфограммы в корнях слов. Непроверяемые безударные гласные в корне. | 1 | 16.10 | | Устный опрос |
35 | Повторение. Орфограммы в корнях слов. Корни с чередованием. | 1 | 18.10 | | Устный опрос. Словарный диктант |
36 | Повторение. Характеристика орфограмм в корнях слов. | 1 | 21.10 | | Устный опрос |
37 | Контрольная работа № 2 по теме «Повторение изученного в 6 классе». | 1 | 22.10 | | Контрольная работа |
38 | Повторение. Правописание -н и -нн в суффиксах прилагательных и причастий. | 1 | 23.10 | | Устный опрос. Тренировочные упражнения по алгоритму |
39 | Повторение. Правописание -н и -нн в суффиксах прилагательных и причастий. | 1 | 23.10 | | Устный опрос. Тренировочные упражнения по алгоритму |
40 | Повторение. Правописание -н и -нн в суффиксах прилагательных и причастий. | 1 | 25.10 | | Устный опрос. Тренировочные упражнения по алгоритму |
41 | Повторение. Правописание суффиксов причастий. | | 28.10 | | Устный опрос. Тренировочные упражнения по алгоритму |
42 | Повторение. Правописание суффиксов причастий. | 1 | 29.10 | | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. |
43 | Повторение. Правописание окончаний глаголов. | 1 | 30.10 | | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Распределительный диктант с взаимопроверкой.. |
44 | Повторение. Правописание окончаний глаголов. | 1 | 30.10 | | Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст. |
| II четверть | 35 час. | | | |
45 | Правописание приставок. | 1 | 11.11 | | Тематический тест. (15мин.) Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. |
46 | Правописание приставок. | 1 | 12.11 | | Устный опрос |
47 | Правописание приставок. | 1 | 13.11 | | Тренировочные упражнения по алгоритму. |
48 | Правописание приставок. | 1 | 13.11 | | Тренировочные упражнения по алгоритму. |
49 | Орфограммы в корнях слов | | 15.11 | | Тренировочные упражнения по алгоритму. |
50 | Орфограммы в корнях слов | 1 | 18.11 | | Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму. |
51 | Орфограммы в корнях слов | 1 | 19.11 | | Тренировочные упражнения по алгоритму |
52 | Орфограммы в суффиксах слов | 1 | 20.11 | | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста |
53 | Орфограммы в корнях слов. Правописание суффиксов. | 1 | 20.11 | | Тренировочные упражнения по алгоритму. |
54 | Орфограммы в окончаниях | 1 | 22.11 | | Контрольное списывание. |
55 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 1 | 25.11 | | Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой |
56 | Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений. | 1 | 26.11 | | Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой |
57 | Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация» | 1 | 27.11 | | Работа в парах с блок-схемой по теме |
58 | Контрольная работа № 3 по теме «Правописание: орфография, пунктуация» | 1 | 27.11 | | Диктант с дополнительными заданиями |
59 | Анализ контрольной работы | 1 | 29.11 | | Устный опрос |
60 | Словарное богатство русского языка. | 1 | 02.12 | | Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. |
61 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 | 03.12 | | Объяснительный диктант |
62 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 | 04.12 | | Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах. Анализ текстов публицистического стиля. |
63 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 | 04.12 | | Письменная самостоятельная работа |
64 | РР Стили речи. Публицистический стиль речи. | 1 | 06.12 | | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. |
65 | РР Стили речи. Публицистический стиль речи. | 1 | 09.12 | | Аналитическая работа с текстом |
66 | Какие слова являются наречиями. | 1 | 10.12 | | Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. |
67 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | 1 | 11.12 | | Анализ текста |
68 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | 1 | 11.12 | | Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений |
69 | Разряды наречий по значению. | 1 | 13.12 | | Сочинение |
70 | Разряды наречий по значению. | 1 | 16.12 | | Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант. |
71 | Административная контрольная работа № 4. Тест по теме «Наречие» | 1 | 17.12 | | Контрольная работа |
72 | Степени сравнения наречий. | 1 | 18.12 | | Самостоятельная работа |
73 | Р/Р Сочинение по картине «И.К. Айвазовского «Буря» | 1 | 18.12 | | Сочинение |
74 | Словообразование наречий. | 1 | 20.12 | | Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями. |
75 | Изложение по тексту упр. 194 | 1 | 23.12 | | Изложение |
76 | Анализ изложения. | 1 | 24.12 | | Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом. |
77 | Контрольная работа № 5 по теме «Наречие». Тест | 1 | 25.12 | | Тест |
78 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 1 | 25.12 | | Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста. Создание небольшого текста-рассуждения. |
79 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 1 | 27.12 | | Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом |
| III четверть | 48 час. | | | |
80 | Не в наречиях на –О, -Е. | 1 | 13.01 | | Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом |
81 | Буквы Н,НН в наречиях на -О, -Е. | 1 | 14.01 | | Комментированное письмо. |
82 | Буквы Н,НН в наречиях на -О, -Е. | 1 | 15.01 | | Распределительный диктант. Аналитическая работа с текстом. |
83 | РР Рассуждение-размышление. | 1 | 15.01 | | Лингвистический рассказ |
84 | РР Рассуждение-размышление. | 1 | 17.01 | | Работа с текстами художественного стиля. |
85 | Контрольная работа № 6. Диктант по теме «Правописание наречий» | 1 | 20.01 | | Диктант |
86 | Анализ контрольного диктанта. Буквы –О, -А на конце наречий. | 1 | 21.01 | | Редактирование текста. Творческое списывание. |
87 | Изложение. | 1 | 22.01 | | Изложение. Методические рекомендации: с. 149 |
88 | Дефис в наречиях. | 1 | 22.01 | | Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. |
89 | Контрольная работа № 7 Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | 24.01 | | Диктант. Метод рекомендации: с.151 |
90 | Не и ни в отрицательных наречиях. | 1 | 27.01 | | Устный опрос |
91 | Не и ни в отрицательных наречиях. | 1 | 28.01 | | Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. |
92 | Буква Ь на конце наречий после шипящих | 1 | 29.01 | | Составление текста-описания человека |
93 | Употребление наречий в речи | 1 | 29.01 | | Лингвистический рассказ Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. |
94 | Употребление наречий в речи | 1 | 31.01 | | Тест 15 мин. Взаимодиктант. творческое списывание. Морфологический разбор предлога. |
95 | Произношение наречий. | 1 | 03.02 | | Тест 15 мин. Взаимодиктант. творческое списывание. Морфологический разбор предлога. |
96 | Произношение наречий. | 1 | 04.02 | | Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста. |
97 | Повторение и обобщение по теме «Наречие». | 1 | 05.02 | | Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. |
98 | РР Контрольная работа № 8 Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Масленица» | 1 | 05.02 | | Сочинение по картине Редактирование текста. |
99 | РР Описание состояния человека | 1 | 07.02 | | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.473. упр.477, 478) |
100 | Контрольная работа № 9. Тест по теме «Наречие» | 1 | 10.02 | | Тест |
101 | Предлог как часть речи. | 1 | 11.02 | | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.477, 478). |
102 | РР Описание состояния человека (продолжение, № 2) | 1 | 12.02 | | Сочинение |
103 | Разряды предлогов. | 1 | 12.02 | | Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе» |
104 | Разряды предлогов. | 1 | 14.02 | | Тест 10 мин. Осложненное списывание |
105 | Правописание предлогов. | 1 | 17.02 | | Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении. |
106 | Правописание предлогов. | 1 | 18.02 | | Контрольное списывание |
107 | Правописание производных предлогов. | 1 | 19.02 | | Самостоятельная работа |
108 | Произношение предлогов. | 1 | 19.02 | | Устный опрос |
109 | Употребление предлогов в речи | 1 | 21.02 | | Устный опрос |
110 | РР Порядок слов в спокойной монологической речи. | 1 | 25.02 | | Устный опрос |
111 | РР Порядок слов в спокойной монологической речи. | 1 | 26.02 | | Самостоятельная работа |
112 | РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 1 | 26.02 | | Лингвистический рассказ |
113 | РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 1 | 28.02 | | Анализ текста |
114 | РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 1 | 02.03 | | Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. |
115 | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 1 | 03.03 | | Объяснительный диктант. Тест 15 мин. |
116 | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 1 | 04.03 | | Составление текста с употреблением частиц. |
117 | Правописание союзов. | 1 | 04.03 | | Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц |
118 | Правописание союзов. | 1 | 06.03 | | Словарный диктант |
119 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 1 | 10.03 | | Устный опрос |
120 | Р/Р Сочинение «Человек, который мне нравится» | 1 | 11.03 | | Образование слов разных частей речи от междометий. Употребление междометий в реи (в тексте). |
121 | РР. Описание внешности человека | 1 | 11.03 | | Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов. |
122 | РР. Описание внешности человека | 1 | 13.03 | | тест 15 мин. Составление текста |
123 | Сочинение по картине Тропинина «Портрет сына» | 1 | 16.03 | | Составление текста-характеристики человека |
124 | Повторение темы «Предлог». Тест | 1 | 17.03 | | Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов. |
125 | Контрольная работа № 10. Диктант по теме «Правописание предлогов» | 1 | 18.03 | | Диктант с грамматическим заданием |
126 | Анализ контрольного диктанта. Частица как часть речи. | 1 | 18.03 | | Анализ текста |
127 | Разряды частиц. | 1 | 20.03 | | Составление текста с употреблением частиц. |
| IV четверть | 36 час | | | |
128 | Правописание частиц. | 1 | 30.03 | | Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером. Тест 20 мин (УМК). |
129 | Правописание частиц. | 1 | 31.03 | | Самостоятельная работа |
130 | Правописание частиц. | 1 | 01.04 | | Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации. Тест 10 мин |
131 | Употребление частиц в речи. | 1 | 01.04 | | Аналитическая работа с текстом. работа с толковым словарем |
132 | Употребление частиц в речи. | 1 | 03.04 | | Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: № 571. Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№ 572, 579). |
133 | Произношение предлогов, союзов и частиц. | 1 | 06.04 | | Задания в тестовой форме (УМК) |
134 | Контрольная работа № 11. Диктант по теме «Служебные части речи» | 1 | 07.04 | | Диктант с грамматическим заданием |
135 | Междометие. | 1 | 08.04 | | Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания. Словарный диктант: № 594 Творческая работа (№ 598) |
136 | Междометие. | 1 | 08.04 | | Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля (№ 600) |
137 | Звукоподражательные слова. | 1 | 10.04 | | Рассуждение на лингвистическую тему |
138 | Звукоподражательные слова. | 1 | 13.04 | | Устный опрос |
139 | Омонимия разных частей речи. | 1 | 14.04 | | Тренировочные упражнения по алгоритму. |
140 | Омонимия разных частей речи. | 1 | 15.04 | | Контрольное списывание. |
141 | РР Характеристика человека | 1 | 15.04 | | Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой |
142 | РР Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. | 1 | 17.04 | | Работа в парах с блок-схемой по теме. Подготовка к сжатому изложению. |
143 | РР Сжатое изложение | 1 | 20.04 | | Работа в парах с блок-схемой по теме |
144 | Р/Р Характеристика человека Подготовка к сочинению. Обобщение по теме. | 1 | 21.04 | | Подготовка к сочинению. Составление текстов. |
145 | Р/Р Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..) | 1 | 22.04 | | Сочинение |
146 | Повторение изученного по фонетике и орфоэпии | 1 | 22.04 | | Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. |
147 | Повторение. Состав слова и словообразование. | 1 | 24.04 | | Объяснительный диктант |
148 | Повторение. Состав слова и словообразование. | 1 | 27.04 | | Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах. Анализ текстов публицистического стиля. |
149 | Повторение. Лексика и фразеология. | 1 | 28.04 | | Самостоятельная работа |
150 | Грамматика, морфология и синтаксис. | 1 | 29.04 | | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. |
151 | Контрольная работа № 12. Диктант по теме «Повторение». | 1 | 29.04 | | Диктант с грамматическим заданием |
152 | Грамматика. Морфология и синтаксис. Анализ контрольной работы. | 1 | 06.05 | | Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. |
153 | РР. Повторение по разделу «Речь» | 1 | 06.05 | | Анализ текста |
154 | Орфография. Пунктуация. Стили и типы речи. Повторение. | 1 | 08.05 | | Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, составление предложений |
155 | РР. Стили и типы речи. Повторение. | 1 | 12.05 | | Лингвистическое рассуждение. |
156 | РР. Сочинение-миниатюра «Кем быть? Каким быть?» | 1 | 13.05 | | Объяснительный диктант. |
157 | Повторение и обобщение изученного в 7 классе. | 1 | 13.05 | | Лингвистическое рассуждение. |
158 | Повторение и обобщение изученного в 7 классе. | 1 | 15.05 | | Лингвистическое рассуждение. |
159 | Подготовка к защите проектов | 1 | 18.05 | | Лингвистическое рассуждение. |
160 | Контрольная итоговая годовая работа по типу ОГЭ | 1 | 19.05 | | Тест |
161 | Анализ контрольной работы. | 1 | 20.05 | | Лингвистическое рассуждение. |
162 | Защита проектов. | 1 | 20.05 | | Лингвистическое рассуждение. |
163 | Итоговый урок. | 1 | 22.05 | | |
| Итого: | 163 | | | |
21