СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК для 10 класса по программе к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина). 68 часов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК для 10 класса по программе к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина). 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК для 10 класса по программе к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина). 68 часов.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нахабинская гимназия № 4»

г.о. Красногорск Московской области



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР Директор МБОУ

________/ Д.Э. Чернова./ «Нахабинская гимназия № 4»

28.08.2019 г. _________/Т.В.Садовская/

Приказ № ___ от 30.08.2019 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 10 в класса

на 2019-2020 учебный год








СОГЛАСОВАНО Составитель:

на заседании ШМО Аксёнова Елена Юрьевна,

учителей русского языка и литературы учитель русского языка и литературы

Руководитель ШМО________/А.В. Копотилова/

Протокол № 1 от 27.08.2019г.











п.Нахабино

2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК для 10В класса разработана на основе:

- требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта,

- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия №4» на 2019-2020 учебный год,

- примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия №4»,

- программы к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) / Н.Г. Гольцова. — 7-е изд. — М.: OOO «Русское слово — учебник», 2012;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. №345, учитывая изменения и дополнения).


Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - М.: ООО «Русское слово – учебник»», 2018.



Учебный план МБОУ «Нахабинская гимназия №4» выделяет на изучение русского языка в 10В классе 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.


Цели обучения.

Изучение русского языка в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функцио­нально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исто­рический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зре­ния нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесооб­разного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Задачи обучения:

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающей­ся системе;

  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

  • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Содержание обучения русскому языку на отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА. РУССКИЙ ЯЗЫК.

10 КЛАСС (68 ч)

Введение (1 ч)

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (6 ч)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ  (2 ч)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3 ч)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (22ч)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.        

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных  на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие и звукоподражательные слова

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления

междометий.


    1. Основные виды контроля:

1.Стартовый (входящий) контроль – 1

2. Промежуточный, тематический контроль:

  • Контрольные сочинения – 4

  • Контрольные изложения – 2

  • Контрольные работы и диктанты –1

3. Итоговый контроль – 1

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:


Учащиеся 10 класса должны:

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид­ностей языка;

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
    текста;

владеть:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


  1. УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1.«Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - М.: ООО «Русское слово – учебник»», 2016.

2.Иванова С.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Сборник. Типовые тестовые задания: учебно-методическое пособие / С.Ю. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 215 с. (Серия «ЕГЭ. Сборник»)

Цыбулько И.П. ЕГЭ 2017. Русский язык. Тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2017. – 120 с.

3.Малюшкин А.Б., Крамаренко Г.М. Русский язык. ЕГЭ – 2008: Тренировочные типовые задания с ответами. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с.

4.Русский язык: реальные тесты и ответы. – Сергиев Посад: ФОЛИО, 2013. – 268 с. – (Единый государственный экзамен – 2008)

5.Единый государственный экзамен 2013 :Контрол. измерит.материалы: Рус.яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008. – 128 с.

6.ЕГЭ 2017. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов /Авт.-сост. И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова. – М.: Эксмо, 2013.- 384 с.

7.Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – 3-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013. – 432 с.

8.Огай О.Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.- 64 с. (Готовимся к ЕГЭ)

9.Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: Учебное пособие / Под ред. проф. О.В. Загоровской. – Воронежский госпедуниверситет, 2004. – 243 с.

10.Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ / Серия «ЕГЭ». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 192 с.

Информационная поддержка ЕГЭ

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (http://www.gramota.ru/)

Говорим и пишем правильно (http://pishu-pravilno.livejournal.com/)

Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (http://rus.reshuege.ru/

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru/) ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений (www.fipi.ru)


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

в 10В классе (68 ч)


Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения


Введение – 1ч



Слово о русском языке.

03.09



Лексика. Фразеология. Лексикография – 9ч



Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

05.09


Изобразительно-выразительные средства русского языка.

10.09


Стартовый контроль.

12.09


Омонимы, паронимы и их употребление.

17.09


Синонимы, антонимы и их употребление.

19.09


Р/Р Творческая работа «Жизнь слова» к упр. 42.

24.09


Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшие слова и неологизмы.

26.09


Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

01.10


Р/Р Лексикография. Лингвистический анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения.

03.10



Фонетика. Графика. Орфоэпия – 2ч



Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

15.10


Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка.

17.10



Морфемика и словообразование – 4ч



Морфемика. Состав слова. Морфемный разбор слова.

22.10


Словообразование.

24.10


Формообразование.

29.10


Контрольная работа по темам «Орфоэпия», «Словообразование».

31.10



Морфология и орфография – 49 ч



Анализ контрольной работы. Принципы русской орфографии.

05.11


Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова.

07.11


Чередующиеся гласные в корне слова.

09.11


Чередующиеся гласные в корне слова.

12.11


Гласные после шипящих и Ц. Словарный диктант.

14.11


Правописание звонких, глухих, непроизносимых и двойных согласных в корне.

26.11


Р/Р Контрольное изложение по рассказу Б. Екимова.

28.11


Анализ изложения. Правописание гласных и согласных в приставках.

03.12


Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

05.12


Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

10.12


Гласные И и Ы после приставок.

12.12


Употребление Ъ и Ь.

17.12


Употребление прописных букв. Правила переноса слов. Словарный диктант.

19.12


Имя существительное как часть речи.

24.12


Р/Р Особенности рассуждения как типа речи.

26.12


Р/Р Обучающее сочинение – рассуждение. Часть (С).

09.01


Анализ сочинений, работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных.

14.01


Гласные в суффиксах имён существительных.

16.01


Правописание сложных имён существительных.

21.01


Имя прилагательное как часть речи.

23.01


Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных.

25.01


Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

28.01


Правописание сложных имён прилагательных.

30.01


Контрольный диктант «Правописание имён существительных и прилагательных».

04.02


Имя числительное как часть речи. Склонение числительных.

06.02


Правописание имён числительных.

11.02


Употребление имён числительных в речи.

13.02


Местоимение как часть речи.

25.02


Правописание местоимений.

27.02


Глагол как часть речи.

03.03


Правописание глаголов. Сочинение-миниатюра по словам А.П. Чехова (упр.254, в.4).

05.03


Причастие как глагольная форма.

10.03


Образование причастий.

12.03


Правописание причастий.

17.03


Правописание причастий.

19.03


Деепричастие как глагольная форма.

24.03


Наречие как часть речи.

26.03


Правописание наречий. Слова категории состояния.

31.03


Изложение с творческим заданием (по рассказу Р. Брэдбери «Улыбка»).

02.04


Предлог как служебная часть речи.

14.04


Правописание предлогов.

16.04


Союз как служебная часть речи.

21.04


Правописание союзов.

23.04


Частица как служебная часть речи. Правописание частиц.

28.04


Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

30.04


Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

07.05


Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова.

12.05


Обобщающее повторение изученного.

14.05


Итоговый контроль. Тестирование.

19.05


Анализ итогового контроля.

21.05


Подведение итогов года.

26.05


Резерв.

28.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!