Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
на 2020-2021 учебный год
(6 класс по ФГОС)
Составитель:
Гацолаева Света Васильевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия «Диалог"
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса для основной общеобразовательной школы создана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов, авторской программы (Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Т.А. Тростенцова, Москва, «Просвещение», 2006) и в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 210 часов (35 недель,6 часов в неделю), на развитие речи отводится 38 часов (на изложения – 12 часов, на сочинения – 18 часов), на контрольные работы– 10 часов.
Согласно локальным актам итоговая аттестация проводится в конце года (контрольный диктант, тестирование), промежуточная – в декабре. Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме контрольных работ, тестов, диктантов.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета "Русский язык".
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой лингвистических, речевых и языковых знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах курса русского языка как универсального языка науки, культуры и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к русскому языку как части общечеловеческой культуры, понимание значимости предмета для саморазвития и научно-технического прогресса.
Задачи учебного предмета "Русский язык"
Лингвистическое, речевое и языковое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: фонетика, лексика, словообразование, морфемика, морфология, синтаксис, язык и речь. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения русскому языку в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Для основной школы (5-9 классы) на основе ФГОС ООО.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОН РФ от 17 декабря 2010 года № 1897», рабочая программа учебного предмета по ФГОС-2010содержит:
1) планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
в 6 классе – 6 часов
.
Предметные знания и умения учеников 6 класса
понимание роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
осознание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
знание основных признаков разговорной речи, научного, публицистического, официaльно-делового стилей, языка художественной литературы;
знание особенностей основных жанров научного, публицистического, официaльно-делового стилей и разговорной речи;
знание признаков текста и его функционaльно-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
знание основных единиц языка, их признаков;
знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); норм речевого этикета;
умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
умение определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
умение опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анaлиза;
умение объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
воспроизводить текст c заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктyации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки
зрения ее правильности, находить грамматические и речевые
ошибки; недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
осознания роли родного языка в развитии интеллектуaльных и творческих способностей личности, значения родного языка в
жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языкy, сохранения чистоты русского языка как явления кyльтуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в yчебных, бытовых, социaльно-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства полyчения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
2. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и включает следующие тематические блоки:
№ | ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
I | РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ 1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды. 2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. |
II | РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. 2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников. |
III | ТЕКСТ 1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста. 2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов. |
IV | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА 1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа). 2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. |
V | ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ 1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. 2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах. |
VI | ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ 1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь. 2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой. |
VII | ГРАФИКА 1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. 2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях. |
VIII | МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования. 2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. |
IX | ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ 1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка. 2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности. |
| |
X | МОРФОЛОГИЯ 1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей. 2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике. |
XI | СИНТАКСИС 1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. 2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. |
XII | КУЛЬТУРА РЕЧИ Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. |
XIII | ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ 1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. 2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем. |
XIV | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА 1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. 2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
6 класс
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Повторение изученного в 5 классе | 11 |
3 | Лексика. Культура речи | 11 |
4 | Фразеология. Культура речи | 3 |
5 | Словообразование и орфография. Культура речи | 29 |
6 | Морфология и орфография. Культура речи | 136 |
7 | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах | 9 |
8 | Резервные часы | 10 |
| | 210 |
2. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема урока | Дата урока | Приме чание |
| |
| Русский язык – один из развитых языков мира Литературный язык и его нормы | | |
| Культура речи | | |
| Речевая ситуация | | |
| Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. | | |
| Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. | | |
| Орфограммы в приставках и в корнях слов. | | |
| Части речи. Морфологический разбор слова. | | |
| Орфограммы в окончаниях | | |
| Р/ Р. Классное сочинение на тему «Интересная встреча» (упр.53) | | |
| Словосочетание | | |
| Простое предложение. Знаки препинания | | |
| Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении | | |
| Синтаксический разбор предложения | | |
| Прямая речь. Диалог | | |
| К/р Входной контроль | | |
| Текст, его особенности | | |
| Текст, его особенности | | |
| Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | | |
| Р/Р Сочинение о памятном событии (Упр. 88) | | |
| Начальные и конечные предложения текста | | |
| Ключевые слова | | |
| Понятие о функциональных разновидностях языка | | |
| Официально-деловой стиль | | |
| Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 классе» | | |
| Анализ контрольного диктанта | | |
| Слово и его лексическое значение. | | |
| Слово и его лексическое значение. | | |
| Собирание материалов к сочинению | | |
| Изобразительно-выразительные средства языка | | |
| Р/Р. Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя» | | |
| Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления | | |
| Профессионализмы. | | |
| Диалектизмы. | | |
| Р/Р. Подготовка к сжатому изложению по тексту М.Булатова и В.Порудоминского(Упр.148) | | |
| Р/Р. Написание сжатого изложения по тексту М.Булатова и В.Порудоминского(Упр.148) | | |
| Жаргонизмы | | |
| Эмоционально-окрашенные слова | | |
| Исконно русские и заимствованные слова | | |
| Новые и устаревшие слова | | |
| Новые и устаревшие слова | | |
| Фразеологизмы. | | |
| Источники фразеологизмов | | |
| Словари. | | |
| Лексический разбор слова | | |
| Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика» | | |
| Контрольный тест по теме «Лексика» | | |
| Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Лексика» | | |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | |
| Морфемика. Словообразование и орфография | | |
| Описание помещения | | |
| Основные способы образования слов в русском языке. | | |
| Основные способы образования слов в русском языке. | | |
| Обобщение по теме «Основные способы образования слов в русском языке». Проверочная работа. | | |
| Этимология слова | | |
| Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | | |
| Р\Р Сочинение-описание помещения | | |
| Буквы О и А в корне – кас---кос- | | |
| Буквы О и А в корне – гор-, -гар-, -зор-, -зар-. | | |
| Буквы О и А в корне-зор-, -зар-. | | |
| Буквы И и Ы после приставок | | |
| Гласные в приставках пре- и при- | | |
| Гласные в приставках пре- и при- | | |
| Трудные случаи написания приставок пре- и при- | | |
| Соединительные О и Е в сложных словах. | | |
| Сложносокращенные слова | | |
| Морфемный и словообразовательный разбор слова. | | |
| Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» | | |
| Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Словообразование» | | |
| Р/Р. Контрольное сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | | |
| Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | | |
| Разносклоняемые имена существительные | | |
| Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя- | | |
| Несклоняемые имена существительные | | |
| Род несклоняемых существительных. Проверочная работа. | | |
| Имена существительные общего рода | | |
| Морфологический разбор имени существительного. | | |
| Р/Р. Сочинение по личным наблюдениям «Первый раз в музее» (упр.329) | | |
| Не с существительными | | |
| Не с существительными | | |
| Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- и - щик- | | |
| Гласные в суффиксах -ек и -ик- имен существительных | | |
| Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | | |
| Повторение изученного по теме «Имя существительное» | | |
| Тест по теме: «Имя существительное» | | |
| Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное» | | |
| Анализ контрольного диктанта | | |
| Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | | |
| Описание природы | | |
| Степени сравнения имен прилагательных | | |
| Обобщение по теме «Степени сравнения имен прилагательных». Проверочная работа. | | |
| Разряды имен прилагательных | | |
| Относительные прилагательные | | |
| Р/Р Выборочное изложение | | |
| Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий | | |
| Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев) | | |
| Морфологический разбор имени прилагательного | | |
| Не с именами прилагательными | | |
| Не с именами прилагательными | | |
| Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | | |
| Р/Р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»(Упр.410). | | |
| Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | | |
| Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | | |
| Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин-, -ан-, -ян- | | |
| Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | | |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | | |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | | |
9 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | | |
5 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | | |
9 | Тестирование по теме «Имя прилагательное» | | |
7 | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательное» | | |
9 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками | | |
9 | Имя числительное как часть речи. | | |
0 | Имя числительное как часть речи. | | |
| Р/Р. Устное сочинение «Произведения народного декоративного творчества»(Упр.439) | | |
| Простые и составные числительные | | |
1 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | | |
| Порядковые числительные | | |
1 | Разряды количественных числительных | | |
| Числительные, обозначающие целые числа | | |
| Числительные, обозначающие целые числа | | |
| Дробные числительные | | |
8 | Собирательные числительные | | |
1 | Собирательные числительные | | |
0 | Морфологический разбор имени числительного | | |
1 | Повторение темы «Имя числительное» | | |
2 | Тест по теме «Имя числительное» | | |
| Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме: «Имя числительное» | | |
| Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное». Работа над ошибками | | |
| Р/Р. Устное сочинение « Берегите природу» | | |
| Местоимение как часть речи | | |
| Местоимение как часть речи | | |
| Разряды местоимений. Личные местоимения. | | |
3 | Личные местоимения. | | |
4 | Возвратное местоимение СЕБЯ | | |
5 | Р/Р. Рассказ по сюжетным рисункам (упр. 496) | | |
6 | Вопросительные местоимения | | |
7 | Относительные местоимения | | |
8 | Неопределенные местоимения | | |
9 | Неопределенные местоимения | | |
0 | Отрицательные местоимения | | |
1 | Отрицательные местоимения | | |
2 | Притяжательные местоимения | | |
3 | Притяжательные местоимения | | |
| Р/Р .Подготовка к сочинению - рассуждению (упр. 528) | | |
4 | Р/Р .Написание сочинения – рассуждения (упр. 529) | | |
6 | Указательные местоимения | | |
7 | Указательные местоимения | | |
8 | Определительные местоимения | | |
| Определительные местоимения | | |
| Рецензирование сочинений | | |
| Местоимение и другие части речи. | | |
9 | Морфологический разбор местоимения | | |
3 | Р/Р. Подготовка к Сочинению по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»( упр.547). | | |
1 | Р/Р. Сочинение-описание по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»( упр.547.) | | |
2 | Повторение по теме «Местоимение» | | |
4 | Повторение по теме «Местоимение» | | |
5 | Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Местоимение» | | |
6 | Анализ контрольного диктанта. | | |
| Повторение изученного в 5 классе о глаголе | | |
7 | Инфинитив. Спряжение глаголов | | |
8 | Инфинитив. Спряжение глаголов. Проверочная работа. | | |
9 | Р/Р. Сочинение - рассказ (упр.565) | | |
| Разноспрягаемые глаголы | | |
1 | Разноспрягаемые глаголы | | |
| Глаголы переходные и непереходные | | |
3 | Глаголы переходные и непереходные | | |
| Глаголы переходные и непереходные. Проверочная работа. | | |
5 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | | |
| Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | | |
4 | P/Р. Подготовка к изложению (упр. 590) | | |
| P/Р. Написание изложения (упр. 590) | | |
1 | Условное наклонение | | |
| Условное наклонение | | |
| Повелительное наклонение | | |
3 | Повелительное наклонение | | |
| Различение повелительного наклонения и формы будущего времени | | |
5 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени | | |
| Употребление наклонений | | |
7 | Употребление наклонений | | |
8 | Безличные глаголы. | | |
| Безличные глаголы. | | |
1 | Морфологический разбор глагола. | | |
2 | Р/Р. Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанного (упр. 625) | | |
| Р/Р. Написание сочинения-рассказа на основе услышанного (упр. 625) | | |
1 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | | |
6 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | | |
| Повторение изученного по теме «Глагол» | | |
8 | Повторение изученного по теме «Глагол» | | |
9 | Контрольный диктант №8 с грамматическим заданием по теме «Глагол» | | |
| Анализ контрольного диктанта | | |
1 | Разделы науки о языке | | |
| Орфография. | | |
3 | Орфография. | | |
4 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | | |
| Промежуточная контрольная работа №9 | | |
7 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | |
7 | Лексика и фразеология | | |
8 | Лексика и фразеология | | |
| Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | | |
0 | Морфология | | |
1 | Синтаксис. | | |
| P/ Р. Написание сочинения - рассказа (упр. 658) | | |
5 | Анализ сочинений | | |
| Повторение | | |
| Повторение и систематизация пройденного материала | | |
| Повторение и систематизация пройденного материала | | |
7 | Итоговая контрольная работа (тест) | | |
8 | Анализ контрольной работы | | |
8 | Подведение итогов. | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
(учитель дополняет, изменяет в соответствии с теми источниками, которые имеет и использует в образовательном процессе)
Гац И.Ю. Современный кабинет русского языка – М.: Дрофа, 2010.
Киселева Н.В. Проектирование рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»: учебно-методическое пособие – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014.
Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.
Поурочные планы по учебникам русского языка. Для 5–9 классов: автор Влодавская Е.А. М, «Просвещение», 2014.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык, 5-9 классы / авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский; М.: Просвещение, 2011.
Русский язык. Рабочая тетрадь к учебникам 5–9 классы / автор Е.А. Ефремова, М, «Просвещение», 2014.
Русский язык: для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина, О.М.Александрова; под редакцией Н.М. Шанского. Учебники. – М.: Просвещение, 2010-12;
Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь по русскому языку для 5-9 классов в 2 частях / автор В. Янченко, Л. Латфуллина, С. Михайлова. М, «Просвещение», 2014.
Тесты по русскому языку для 5-9 классов – М.: Дрофа, 2011.
Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительные сведения по вопросам преподавания русского языка можно получить, используя информацию, содержащуюся в образовательных ресурсах сети Интернет:
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http:// www.philolog.ru dahl
Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://www.rus.1septеmber.ru
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://'www.gramota.ru
Имена.org - популярно об именах и фамилиях http: // www.imena.org
Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http:// www.gimn13.tl.ru/rus
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http:// www.ruslit.ioso.ru
Каталог образовательных Интернет-ресурсов http://www.edu.ru
Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru
Крылатые слова и выражения http:// www.slova.ndo.ru
Культура письменной речи http: //www.gramma.ru
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org
Мир слова русского http://www.rusword.org
Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http: // www.ruscorpora.ru
Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm
Опорные конспекты по орфографии http: www.yamal.org/ook
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http:// www.yamal.org.ook
Основные правила грамматики русского языка http: // www.stihi-rus.ru / www.pravila.htm
Портал по культуре речи http://www.gramota.ru
Правила грамматики http: www.ipmce.su/ igor osn_prav.html
Репетитор по русскому языку http://www.russkoe-slovo.ru
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http:// www.gramota.ru/book/ritorika
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http:// www.ropryal.ru
Рукописные памятники Древней Руси http: // www.lrc-lib.ru
Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http: // www.rusgram.narod.ru
Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http: www.philol.msu.ru /rus/galya-l/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http: character.wcbzone.ru
Сайт газеты «Первое сентября». Русский язык. / Методические материалы http://www.rus.1september.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http: www.svetozar.ru
Свиток - История письменности на Руси http: www.ivki.ru/svitok
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru
Система дистанционного обучения «Веди» - Русский язык http: vedi.aesc.msu.ru
Словесник: сайт для учителей К.В. Архиповой http: slovesnik-oka.narod.ru
Справочная служба русского языка http: spravka.gramota.ru
Тесты http: www.likbez.spb.ru/tests
Тесты по русскому языку http: likbez.spb.ru
Филологический портал Philology.ru http:www.philology.ru
Центр развития русского языка http: www.ruscenter.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http: learning-russian.gramota.ru