Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Устная речь", 1 класс, вариант 9,1»
Пояснительная записка
Рабочая программа по устной речи разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант, авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией Воронковой В.В. с учетом специфики усвоения учебного материала обучающимися с умственной отсталостью на 2017-2018 уч.год
Программа по предмету «Устная речь» в 1 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников, способствует их умственному развитию.
Срок реализации настоящей программы - 1 учебный год.
Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 ч в неделю.
Цель : способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
Задачи:
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Учебно-тематический план
1. «Аудирование»: развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь; развитие умения слушать. Материал реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных упражнений или сопровождает задания других подразделов; выбор картинки по описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, речи артистов.
2. «Общение и его значение в жизни»: организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека.
3. «Дикция и выразительность речи»: отработка у детей чёткости произношения, его эмоциональной выразительности.
4. «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания»: в содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по темам, связанным со школьной жизнью и бытом людей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими; учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируют тем самым различные варианты речевого поведения.
5. «Культура общения»: его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения просьбы, благодарности, приветствия и т.д., помогающим выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Приложение (календарно-тематическое планирование)
"Давайте познакомимся!", знакомство с учителем и учениками |
"Давайте познакомимся!", знакомство с учителями и школой |
"Давайте познакомимся!", знакомство с учителями и школой |
Знакомство во дворе. Правила поведения при знакомстве |
Знакомство во дворе. Коллективное составление рассказа по серии картинок |
Знакомство во дворе. Проигрывание диалогов |
"Теремок", знакомство с русской народной сказкой |
"Теремок", развитие интонационных и жестово-мимических умений |
Знакомство в гостях. Правила поведения при знакомстве с ровесниками и старшими |
Знакомство в гостях. Проигрывание диалогов |
Знакомство в гостях. Коллективное составление рассказа по картинке |
Покупка школьных принадлежностей. Школьные вещи, их основные признаки и действия с ними |
Покупка школьных принадлежностей. Правила поведения в магазине. Игра "Подбери пару" |
Покупка школьных принадлежностей. Ролевая игра "Магазин" |
Готовимся к празднику. Знакомство с основными традициями празднования Нового года |
Готовимся к празднику. Составление рассказа по картинке, проигрывание диалогов |
Зимняя прогулка. Построение высказываний, содержащих просьбу |
Зимняя прогулка. Составление рассказа, моделирование диалогов |
Зимняя прогулка. Коллективное составление рассказа по серии картинок |
В магазине игрушек. Названия игрушек, их основные признаки и действия с ними |
В магазине игрушек. Беседа "Моя любимая игрушка" |
В магазине игрушек. Ролевая игра |
Помощники. Построение реплики-предложения, ответной реплики (согласие или отказ) |
Помощники. Интонационное выделение слов при высказывании |
Помощники. Построение высказывания-просьбы и ответа |
Повторение пройденного. Ролевые игры |
"Спокойной ночи!", активизация традиционных выражений в ситуации перед сном |
"Спокойной ночи!", использование интонации и силы голоса в ситуации общения |
"Спокойной ночи!",словесный отчет о выполненныхдействиях |
"Доброе утро!", активизация традиционных выражений утреннего приветствия |
"Доброе утро!", использование интонации и силы голоса для утреннего приветствия |
"Доброе утро!", составление короткого рассказа из личного опыта |
-
|