Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Осколковская средняя общеобразовательная школа» имени В.П.Карташова
Алейского района Алтайского края
РАССМОТРЕНА на заседании МС Протокол № _ от __ __ _____ Руководитель МС _______Астанина С.И. | ПРИНЯТА педагогическим советом школы Протокол № __ от ___ ___ _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________Л.В.Бочарова Приказ № ___ от ___ __ _____ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Всеобщая история. История Древнего мира»
для 5 класса
2019-2020 учебный год
Составитель: Фомина Ю.В.,
учитель истории и обществознания
с.Осколково
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Древнего мира» разработана на основе нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказа от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.04.2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03. 2014 № 253, ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;
Основная программа ООО
Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ «Осколковская СОШ» имени А.П.Карташова;
Примерной образовательной программы по всеобщей истории и программы к учебнику Ф.А. Михайловского, автором которой является Ф.А. Михайловский.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение истории Древнего мира в 5 классе предусмотрено 68 часов, 2 часа в неделю.
Программа ориентирована на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией Михайловского Ф.А.
Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2019 - 2020 учебный год и рекомендован МО РФ.
Учебно – методическое обеспечение.
Для учащихся:
Рабочая тетрадь по «Всеобщей истории. История Древнего мира». Русское слово, 2014
Учебник. «Всеобщая история. История Древнего мира Ф.А. Михайловский. Русское слово, 2015
Для учителя:
Методическое пособие к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». Русское слово, 2015
Планируемые результаты образования.
Предметные результаты:
знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социально-экономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ;
усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событий, явлений и процессов;
умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения;
применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век – с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий;
умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;
способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.
Метапредметные результаты:
умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель и задачи работы, определять последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы);
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;
умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения и аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные результаты:
формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего мира;
развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и бережного отношения к историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и охраны.
Содержание учебного предмета (курса).
Введение
Что изучает история. История Древнего мира как часть всеобщей, или всемирной, истории. Основные разделы истории Древнего мира. Письменные и вещественные исторические источники. Археология и этнография. Историческая карта.
Раздел I. ЖИЗНЬ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
(7 часов)
Тема 1.
СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА (3 часа)
Материал темы дает учащимся представление о начальных и самых длительных периодах истории человечества — палеолите и мезолите (в школьном курсе сами термины не употребляются). В темах раздела характеризуются: а) процесс антропогенеза; б) орудийная деятельность первобытных людей, использовавших природные материалы (камень, дерево, кость, шкуры); в) основные занятия людей в условиях присваивающего хозяйства (собирательство и охота); г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности.
Опорные понятия и термины: «человек разумный», первобытные люди, каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф.
Учебное оборудование: карта полушарий.
Тема 2.У ИСТОКОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
(3 часа + 1 ч на повторение)
Изучение материалов темы дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (при обучении термины не употребляются). В теме характеризуются: а) переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества; б) дальнейшее развитие орудийной деятельности людей, открытие керамики и изобретение гончарного круга; в) возникновение родоплеменного строя и его разложение; г) переход к стадии цивилизации и основные ее признаки.
Опорные понятия и термины: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, соседская община, мотыжное и плужное земледелие, бронзовый век, обмен, деньги, период первобытности, цивилизация.
Учебное оборудование: карта полушарий.
Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 часов)
Тема 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН
(4 часа + 1 ч на повторение)
Материалы темы призваны сформировать у учащихся первые представления об особенностях и закономерностях развития древневосточных стран. Тема логически связана с материалом, завершающим изучение истории первобытного мира. Учащиеся получают представления: а) обо всем ареале распространения цивилизаций Древнего Востока; б) о причинах и особенностях возникновения первых на Земле цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на историческое развитие общества; г) о значении строительства ирригационных сооружений, о преобразовании речных долин в результате трудовой деятельности людей; д) о появлении имущественного неравенства между людьми, о формировании государственной организации, о праве как атрибуте государственности, о возникновении письменности.
Опорные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н. Э. — III век н. Э.)», карта «Рост территорий государств в древности».
Тема 4. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
(4 часа+1 ч на повторение)
В теме изучается история Египта эпохи бронзы, то есть времени Древнего, Среднего и Нового царств (сами термины не употребляются). Учащиеся узнают о развитии древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Вводится понятие «культура». Дается представление об историческом значении древнеегипетской цивилизации.
Опорные понятия и термины; восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы, налоги, культура, скульптура, архитектура.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Тема 5. ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ВЕК ЖЕЛЕЗА
(4 часа+1 ч на повторение)
В теме дается характеристика развития государств в период железного века, показано значение открытия железа в истории человеческого общества. Учащиеся получают представление о расширении ареала цивилизации, об укрупнении и усилении государств, о важнейших культурных достижениях народов Западной Азии (создание финикийцами алфавита, Ниневийская библиотека, вавилонская наука, древнееврейский монотеизм). Материал темы позволяет проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта. Углубляется представление о Библии как историческом источнике.
Опорные понятия и термины: железный век, единобожие, колония, держава.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Тема 6. ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
(3 часа+1 ч на повторение)
В теме показано возникновение на Древнем Востоке в условиях железного века. Тема завершает изучение истории Древнего Востока. Учащиеся повторяют и закрепляют знания географии стран Древнего Востока, получают сведения о значении наступления железного века в Индии и Китае, узнают о том, что нового внесли древние индийцы и китайцы в мировую культуру. Раздел завершается изучением Персидской державы, что служит наиболее логичным переходом к истории Древней Греции.
Опорные понятия и термины: железный век, держава, варны (сословия), буддизм, сатрап, сатрапия, налоги.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай (IIIтысячелетие до н.э. — III век н. Э.)»; карта «Рост территорий государств в древности».
Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19ч)
Тема 7. ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ
(3 часа)
В теме учащиеся знакомятся с особенностями географического положения и природных условий Древней Греции и острова Крит, с археологическими памятниками и данными мифологии о древнейшей истории региона в период бронзового века, с сюжетным содержанием поэм Гомера и религией древних греков.
Опорные понятия и термины: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция»; карта «Древние государства мира».
Тема 8. РОЖДЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА
(3 часа+1 ч на повторение)
Тема имеет важное теоретическое значение. Учащиеся получают представление о важнейшем периоде в истории Греции - архаическом (термин не употребляется), узнают о возникновении античной (полисной) цивилизации, об Афинах и Спарте как двух полисах, сыгравших наиболее важную роль в истории всего греческого мира, об особенностях их развития. Материал темы позволяет проводить сравнительный анализ развития греческих полисов, дает представление о многообразии мира полисов, обо всем ареале распространения древнегреческой культуры. Учащиеся также узнают о зарождении демократии в Афинах и о зарождении античной формы рабства. Материал раздела дает возможность сравнения греческих полисов с государствами Древнего Востока.
Опорные понятия и термины: родоплеменной строй, полис, колонизация, аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н.э.», врезная карта «Греческие колонии в VIII - VI веках до н.э.».
Тема 9. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ
(2 часа)
В теме изучается героическая борьба греческих полисов во главе с Афинами и Спартой против персидской агрессии. Материал раздела имеет не только познавательное, но также большое воспитательное значение. При ознакомлении учащихся с историей греко-персидских войн подчеркивается их справедливый характер со стороны греков, защищавших свою родину, и захватнический характер войн со стороны персов, стремившихся к захвату чужих земель.
Опорные понятия и термины: причины, характер войны, гоплит, фаланга.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н. Э.».
Тема 10. МОГУЩЕСТВО И УПАДОК АФИН
(3 часа)
В теме рассматриваются: а) развитие и функционирование Афинской демократии, ее всемирно-историческое значение, несмотря на ограниченный характер; б) образование Афинской морской державы, ограбление афинянами союзных полисов; в) развитие в Греции античной формы рабства; г) развитие ремесла и торговли; д) борьба между Афинской морской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.
Опорные понятия и термины: граждане, состав населения, метеки, законы, классическое рабство, стратеги, стратег - автократор, союзники.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. До н. Э.»
Тема 11. ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
(2 часа+1 ч на повторение)
В теме углубляется понятие «культура». Оно дается теперь не просто как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а как исторически и социально обусловленное и объективированное в продуктах творческой деятельности отношение человека к природе, обществу, самому себе. Учащиеся узнают из раздела о причинах расцвета древнегреческой культуры (одной из которых являлась победа демократии), об активном участии всего свободного населения в создании культурных ценностей, о гуманистическом содержании греческой культуры, о расширении знаний греков о природе и обществе, о появлении отдельных наук, в том числе истории.
Опорные понятия и термины: культура, наука, философия, гимнасий, Олимпийские игры, атлет, дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н.э.», альбомы по истории культуры.
Тема 12. МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ
(3 часа + 1 ч на повторение)
В теме учащиеся знакомятся с историей возвышения Македонского царства при Филиппе II, с жизнью и деятельностью Демосфена, выдающегося греческого оратора и патриота, с историей завоеваний Александра Македонского и их последствиями, с экономическим и культурным подъемом в большинстве районов Восточного Средиземноморья в эллинистический период (история эллинизма не изучается). Материал темы позволяет поставить вопрос о роли личности в истории. Раздел завершает изучение истории Древней Греции.
Опорные понятия и термины: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.
Учебное оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э.», альбомы по истории элленистической культуры.
Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (22 ч)
Тема 13. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(3 часа)
Из материалов темы учащиеся узнают: а) о местоположении и природных условиях Италии (в сравнении с Грецией); б) возникновении Рима и его развитии в царский период; в) об установлении республики и ее аристократическом характере; г) об образовании к III веку до н. э. римской гражданской общины; д) о завоевании Италии и организации ее управления под властью Рима. В разделе углубляется понятие государства.
Опорные понятия и термины: республика, патриции, плебеи, сенат, консул, римское гражданство, «общественная земля», союзники.
Учебное оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III века до н. э.)».
Тема 14. РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ
(3 часа +1 ч на повторение)
Тема включает в себя материал о превращении Римской республики в III — II веках до н. э. в сильнейшую державу Средиземноморья, при этом внешняя политика Рима характеризуется как захватническая, рассказывается об образовании провинций и обогащении римской знати, продолжается изучение карты Средиземноморского мира в древности.
Опорные понятия и термины: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, профессиональная армия.
Учебное оборудование: карта «Римская республика III — I веках до н.э.».
Тема 15. ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ
В ПЕРИОД РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(5 часов +1 ч на повторение)
В теме изучается наиболее насыщенный историческими событиями, фактами, персоналиями период римской истории, приведший к падению республиканского строя и замене его режимом империи. Гражданские войны рассматриваются как следствие римских завоеваний. Наиболее важной теоретической проблемой является изучение причин падения республиканского строя в Риме.
Опорные понятия и термины: гражданская война, реформа, профессиональная армия, проскрипции, военная диктатура, союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират.
Учебное оборудование: карта «Римская республика в III - I веках до н.э.».
Тема 16. РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
(4 часа)
В теме изучается период Ранней Римской империи: правление Октавиана Августа и его преемников, быт и культура Рима конца республики — начала империи, характеризуются достижения римской культуры.
Опорные понятия и термины: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ, внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда.
Учебное оборудование: карта «Римская империя в I—III веках н.э.», альбомы по истории культуры Древнего Рима.
Тема 17. ЗАКАТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
(4 часа + 1 ч на повторение)
В теме изучается период заката античной цивилизации и переходный к Средневековью период Поздней Римской империи. Учащиеся узнают: а) о кризисе империи в III веке, который являлся не только социально-экономическим и политическим, но и общим кризисом античной культуры и идеологии; б) о возникновении и победе христианства, о становлении и развитии христианской церкви; в) о реформах Диоклетиана и Константина; г) о развитии мира «варваров»; д) о причинах и исторических условиях падения Западной Римской империи.
Опорные понятия и термины: кризис, реформы, язычество, христианство, апостол, церковь, епископ, римский папа, патриарх, падение Западной Римской империи.
Учебное оборудование: карта «Римская империя в IV — V веках. Падение Западной Римской империи».
Тематическое планирование.
4.1. Тематическое планирование 5 класс – 2 часа в неделю
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел I. Жизнь и открытия первобытных людей | 7 |
3 | Раздел II. Древний Восток | 19 |
4 | Раздел III. Древняя Греция | 19 |
5 | Раздел IV. Древний Рим | 22 |
| Итого | 68 |
Календарно – тематическое поурочное планирование
(в соответствии с авторской программой)
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
Введение 1 час |
1.1 | Увлекательный мир истории | 1 | |
Раздел 1. Жизнь и открытия первобытных людей 7 часов Тема 1. Собиратели и охотники каменного века 3 часа |
2.1 | Первые люди на земле | 1 | |
3.2 | Открытия и изобретения древних охотников | 1 | |
4.3 | Искусство и религия первобытных людей | 1 | |
Тема 2. У истоков цивилизации 3 часа + 1 ч на повторение |
5.1 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | |
6.2 | От первобытности к цивилизации | 1 | |
7.3 | Повторение и проверка знаний | 1 | |
8.4 | Счет лет в истории | 1 | |
Раздел 2. Древний Восток 19 часов Тема 3. Цивилизации речных долин 4 часа + 1 ч на повторение |
9.1 | Египет – дар Нила | 1 | |
10.2 | Страна двух рек | 1 | |
11.3 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | |
12.4 | Древнейшие цивилизации Индии и Китая | 1 | |
13.5 | Повторение и проверка знаний | 1 | |
Тема 4. Древний Египет 4 часа + 1 ч на повторение |
14.1 | Фараоны и пирамиды | 1 | |
15.2 | Жизнь в Древнем Египте | 1 | |
16.3 | Завоевания фараонов | 1 | |
17.4 | Культура Древнего Египта | 1 | |
18.5 | Повторение и проверка знаний | 1 | |
Тема 5. Западная Азия в век железа 4 часа + 1 ч на повторение |
19.1 | Финикийские мореплаватели | 1 | |
20.2 | Древняя Палестина | 1 | |
21.3 | Ассирийская военная держава | 1 | |
22.4 | Победители Ассирии | 1 | |
23.5 | Повторение | 1 | |
Тема 6. Великие державы Древнего Востока 3 часа + 1 ч на повторение |
24.1 | Образование державы Маурьев в Индии | 1 | |
25.2 | Единое государство в Китае | 1 | |
26.3 | Великая Персидская держава | 1 | |
27.4 | Повторение | 1 | |
Раздел 3. Древняя Греция 19 часов Тема 7. Древнейшая Греция 3 часа |
28.1 | Греция и Крит в эпоху бронзы | 1 | |
29.2 | Поэмы Гомера | 1 | |
30.3 | Боги и герои Эллады | 1 | |
Тема 8. Рождение Античного мира 3 часа + 1 ч на повторение |
31.1 | Греческие полисы и Великая греческая колонизация | 1 | |
32.2 | Афинский полис | 1 | |
33.3 | Древняя Спарта | 1 | |
34.4 | Повторение | 1 | |
Тема 9. Греко – персидские войны 2 часа |
35.1 | Герои Марафонской битвы | 1 | |
36.2 | Персидское вторжение в Грецию | 1 | |
Тема 10. Могущество и упадок Афин 3 часа |
37.1 | Расцвет демократии в Афинах | 1 | |
38.2 | Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. | 1 | |
39.3 | Пелопоннесская война | 1 | |
Тема 11. Древнегреческая культура 2 часа + 1 ч на повторение |
40.1 | Граждане, ученые и атлеты Греции | 1 | |
41.2 | Архитекторы, скульпторы, поэты Греции | 1 | |
42.3 | Повторение | 1 | |
Тема 12. Македонские завоевания 3 часа + 1ч на повторение |
43.1 | Возвышение Македонии | 1 | |
44.2 | Завоевания Александра Македонского | 1 | |
45.3 | Греческий Восток | 1 | |
46.4 | Повторение | 1 | |
Раздел 4. Древний Рим 22 часа Тема 13. Образование Римской Республики 3часа |
47.1 | Начало Римской истории | 1 | |
48.2 | Республика римских граждан | 1 | |
49.3 | Завоевание Римом Италии | 1 | |
Тема 14. Римские завоевания в Средиземноморье 3 часа + 1 ч на повторение |
50.1 | Первая война с Карфагеном | 1 | |
51.2 | Война с Ганнибалом | 1 | |
52.3 | Рим-завоеватель Средиземноморья | 1 | |
53.4 | Повторение | 1 | |
Тема 15. Гражданские войны в период Римской Республики 5 часов + 1 ч на повторение |
54.1 | Народные трибуны – братья Гракхи | 1 | |
55.2 | Сулла – первый военный диктатор Рима | 1 | |
56.3 | Восстание Спартака | 1 | |
57.4 | Цезарь – повелитель Рима | 1 | |
58.5 | Падение республики | 1 | |
59.6 | Повторение | 1 | |
Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи 4 часа |
60.1 | Император Октавиан Август | 1 | |
61.2 | Цезари Рима | 1 | |
62-63. 3-4 | Жизнь в Римской империи | 2 | |
Тема 17. Закат античной цивилизации 4 часа + 1 ч на повторение |
64.1 | Кризис Римской империи в III веке | 1 | |
65.2 | Христианство | 1 | |
66.3 | Императоры Диоклетиан и Константин | 1 | |
67.4 | Падение Западной Римской империи | 1 | |
68.5 | Повторительно – обобщающий урок | 1 | |
Лист внесения изменений