СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Всеобщая история.История Древнего мира" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Всеобщая история.История Древнего мира" 5 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Осколковская средняя общеобразовательная школа» имени В.П.Карташова

Алейского района Алтайского края


РАССМОТРЕНА

на заседании МС

Протокол № _

от __ __ _____

Руководитель МС

_______Астанина С.И.

ПРИНЯТА

педагогическим советом

школы

Протокол № __

от ___ ___ _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________Л.В.Бочарова

Приказ № ___

от ___ __ _____



Рабочая программа

по учебному предмету «Всеобщая история. История Древнего мира»

для 5 класса

2019-2020 учебный год




Составитель: Фомина Ю.В.,

учитель истории и обществознания
















с.Осколково

2019 год




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1 Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Древнего мира» разработана на основе нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

  3. Приказа от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»;

  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.04.2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03. 2014 № 253, ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;

  5. Основная программа ООО

  6. Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ «Осколковская СОШ» имени А.П.Карташова;

  7. Примерной образовательной программы по всеобщей истории и программы к учебнику Ф.А. Михайловского, автором которой является Ф.А. Михайловский.



































    1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение истории Древнего мира в 5 классе предусмотрено 68 часов, 2 часа в неделю.

Программа ориентирована на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией Михайловского Ф.А.

Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2019 - 2020 учебный год и рекомендован МО РФ.



    1. Учебно – методическое обеспечение.

Для учащихся:

Рабочая тетрадь по «Всеобщей истории. История Древнего мира». Русское слово, 2014

Учебник. «Всеобщая история. История Древнего мира Ф.А. Михайловский. Русское слово, 2015

Для учителя:

Методическое пособие к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». Русское слово, 2015


  1. Планируемые результаты образования.


Предметные результаты:

  • знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социально-экономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ;

  • усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событий, явлений и процессов;

  • умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения;

  • применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век – с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий;

  • умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

  • способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.

Метапредметные результаты:

  • умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель и задачи работы, определять последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы);

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;

  • умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения и аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные результаты:

  • формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего мира;

  • развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и бережного отношения к историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и охраны.


  1. Содержание учебного предмета (курса).


Введение

Что изучает история. История Древнего мира как часть всеобщей, или всемирной, истории. Основные разделы истории Древнего мира. Письменные и вещественные исторические источники. Археология и этнография. Историческая карта.


Раздел I. ЖИЗНЬ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

(7 часов)


Тема 1.

СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА (3 часа)

Материал темы дает учащимся представление о начальных и самых длительных периодах истории человечества — палеолите и мезолите (в школьном курсе сами термины не употребляются). В темах раздела характеризуются: а) процесс антропогенеза; б) орудийная деятельность первобытных людей, использовавших природные материалы (камень, дерево, кость, шкуры); в) основные занятия людей в условиях присваивающего хозяйства (собирательство и охота); г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности.

Опорные понятия и термины: «человек разумный», первобытные люди, каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф.

Учебное оборудование: карта полушарий.


Тема 2.У ИСТОКОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

(3 часа + 1 ч на повторение)

Изучение материалов темы дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (при обучении термины не употребляются). В теме характеризуются: а) переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества; б) дальнейшее развитие орудийной деятельности людей, открытие керамики и изобретение гончарного круга; в) возникновение родоплеменного строя и его разложение; г) переход к стадии цивилизации и основные ее признаки.

Опорные понятия и термины: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, соседская община, мотыжное и плужное земледелие, бронзовый век, обмен, деньги, период первобытности, цивилизация.

Учебное оборудование: карта полушарий.


Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 часов)


Тема 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН

(4 часа + 1 ч на повторение)

Материалы темы призваны сформировать у учащихся первые представления об особенностях и закономерностях развития древневосточных стран. Тема логически связана с материалом, завершающим изучение истории первобытного мира. Учащиеся получают представления: а) обо всем ареале распространения цивилизаций Древнего Востока; б) о причинах и особенностях возникновения первых на Земле цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на историческое развитие общества; г) о значении строительства ирригационных сооружений, о преобразовании речных долин в результате трудовой деятельности людей; д) о появлении имущественного неравенства между людьми, о формировании государственной организации, о праве как атрибуте государственности, о возникновении письменности.

Опорные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н. Э. — III век н. Э.)», карта «Рост территорий государств в древности».


Тема 4. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

(4 часа+1 ч на повторение)

В теме изучается история Египта эпохи бронзы, то есть времени Древнего, Среднего и Нового царств (сами термины не употребляются). Учащиеся узнают о развитии древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Вводится понятие «культура». Дается представление об историческом значении древнеегипетской цивилизации.

Опорные понятия и термины; восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы, налоги, культура, скульптура, архитектура.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».


Тема 5. ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ВЕК ЖЕЛЕЗА

(4 часа+1 ч на повторение)

В теме дается характеристика развития государств в период железного века, показано значение открытия железа в истории человеческого общества. Учащиеся получают представление о расширении ареала цивилизации, об укрупнении и усилении государств, о важнейших культурных достижениях народов Западной Азии (создание финикийцами алфавита, Ниневийская библиотека, вавилонская наука, древнееврейский монотеизм). Материал темы позволяет проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта. Углубляется представление о Библии как историческом источнике.

Опорные понятия и термины: железный век, единобожие, колония, держава.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».


Тема 6. ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

(3 часа+1 ч на повторение)

В теме показано возникновение на Древнем Востоке в условиях железного века. Тема завершает изучение истории Древнего Востока. Учащиеся повторяют и закрепляют знания географии стран Древнего Востока, получают сведения о значении наступления железного века в Индии и Китае, узнают о том, что нового внесли древние индийцы и китайцы в мировую культуру. Раздел завершается изучением Персидской державы, что служит наиболее логичным переходом к истории Древней Греции.

Опорные понятия и термины: железный век, держава, варны (сословия), буддизм, сатрап, сатрапия, налоги.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай (IIIтысячелетие до н.э. — III век н. Э.)»; карта «Рост территорий государств в древности».


Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19ч)


Тема 7. ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ

(3 часа)

В теме учащиеся знакомятся с особенностями географического положения и природных условий Древней Греции и острова Крит, с археологическими памятниками и данными мифологии о древнейшей истории региона в период бронзового века, с сюжетным содержанием поэм Гомера и религией древних греков.

Опорные понятия и термины: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция»; карта «Древние государства мира».


Тема 8. РОЖДЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА

(3 часа+1 ч на повторение)

Тема имеет важное теоретическое значение. Учащиеся получают представление о важнейшем периоде в истории Греции - архаическом (термин не употребляется), узнают о возникновении античной (полисной) цивилизации, об Афинах и Спарте как двух полисах, сыгравших наиболее важную роль в истории всего греческого мира, об особенностях их развития. Материал темы позволяет проводить сравнительный анализ развития греческих полисов, дает представление о многообразии мира полисов, обо всем ареале распространения древнегреческой культуры. Учащиеся также узнают о зарождении демократии в Афинах и о зарождении античной формы рабства. Материал раздела дает возможность сравнения греческих полисов с государствами Древнего Востока.

Опорные понятия и термины: родоплеменной строй, полис, колонизация, аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н.э.», врезная карта «Греческие колонии в VIII - VI веках до н.э.».


Тема 9. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

(2 часа)

В теме изучается героическая борьба греческих полисов во главе с Афинами и Спартой против персидской агрессии. Материал раздела имеет не только познавательное, но также большое воспитательное значение. При ознакомлении учащихся с историей греко-персидских войн подчеркивается их справедливый характер со стороны греков, защищавших свою родину, и захватнический характер войн со стороны персов, стремившихся к захвату чужих земель.

Опорные понятия и термины: причины, характер войны, гоплит, фаланга.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н. Э.».


Тема 10. МОГУЩЕСТВО И УПАДОК АФИН

(3 часа)

В теме рассматриваются: а) развитие и функционирование Афинской демократии, ее всемирно-историческое значение, несмотря на ограниченный характер; б) образование Афинской морской державы, ограбление афинянами союзных полисов; в) развитие в Греции античной формы рабства; г) развитие ремесла и торговли; д) борьба между Афинской морской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.

Опорные понятия и термины: граждане, состав населения, метеки, законы, классическое рабство, стратеги, стратег - автократор, союзники.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. До н. Э.»


Тема 11. ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

(2 часа+1 ч на повторение)

В теме углубляется понятие «культура». Оно дается теперь не просто как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а как исторически и социально обусловленное и объективированное в продуктах творческой деятельности отношение человека к природе, обществу, самому себе. Учащиеся узнают из раздела о причинах расцвета древнегреческой культуры (одной из которых являлась победа демократии), об активном участии всего свободного населения в создании культурных ценностей, о гуманистическом содержании греческой культуры, о расширении знаний греков о природе и обществе, о появлении отдельных наук, в том числе истории.

Опорные понятия и термины: культура, наука, философия, гимнасий, Олимпийские игры, атлет, дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н.э.», альбомы по истории культуры.


Тема 12. МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

(3 часа + 1 ч на повторение)

В теме учащиеся знакомятся с историей возвышения Македонского царства при Филиппе II, с жизнью и деятельностью Демосфена, выдающегося греческого оратора и патриота, с историей завоеваний Александра Македонского и их последствиями, с экономическим и культурным подъемом в большинстве районов Восточного Средиземноморья в эллинистический период (история эллинизма не изучается). Материал темы позволяет поставить вопрос о роли личности в истории. Раздел завершает изучение истории Древней Греции.

Опорные понятия и термины: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.

Учебное оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э.», альбомы по истории элленистической культуры.


Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (22 ч)


Тема 13. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(3 часа)

Из материалов темы учащиеся узнают: а) о местоположении и природных условиях Италии (в сравнении с Грецией); б) возникновении Рима и его развитии в царский период; в) об установлении республики и ее аристократическом характере; г) об образовании к III веку до н. э. римской гражданской общины; д) о завоевании Италии и организации ее управления под властью Рима. В разделе углубляется понятие государства.

Опорные понятия и термины: республика, патриции, плебеи, сенат, консул, римское гражданство, «общественная земля», союзники.

Учебное оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III века до н. э.)».


Тема 14. РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

(3 часа +1 ч на повторение)

Тема включает в себя материал о превращении Римской республики в III — II веках до н. э. в сильнейшую державу Средиземноморья, при этом внешняя политика Рима характеризуется как захватническая, рассказывается об образовании провинций и обогащении римской знати, продолжается изучение карты Средиземноморского мира в древности.

Опорные понятия и термины: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, профессиональная армия.

Учебное оборудование: карта «Римская республика III — I веках до н.э.».


Тема 15. ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ

В ПЕРИОД РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(5 часов +1 ч на повторение)

В теме изучается наиболее насыщенный историческими событиями, фактами, персоналиями период римской истории, приведший к падению республиканского строя и замене его режимом империи. Гражданские войны рассматриваются как следствие римских завоеваний. Наиболее важной теоретической проблемой является изучение причин падения республиканского строя в Риме.

Опорные понятия и термины: гражданская война, реформа, профессиональная армия, проскрипции, военная диктатура, союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират.

Учебное оборудование: карта «Римская республика в III - I веках до н.э.».


Тема 16. РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

(4 часа)

В теме изучается период Ранней Римской империи: правление Октавиана Августа и его преемников, быт и культура Рима конца республики — начала империи, характеризуются достижения римской культуры.

Опорные понятия и термины: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ, внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда.

Учебное оборудование: карта «Римская империя в I—III веках н.э.», альбомы по истории культуры Древнего Рима.


Тема 17. ЗАКАТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(4 часа + 1 ч на повторение)

В теме изучается период заката античной цивилизации и переходный к Средневековью период Поздней Римской империи. Учащиеся узнают: а) о кризисе империи в III веке, который являлся не только социально-экономическим и политическим, но и общим кризисом античной культуры и идеологии; б) о возникновении и победе христианства, о становлении и развитии христианской церкви; в) о реформах Диоклетиана и Константина; г) о развитии мира «варваров»; д) о причинах и исторических условиях падения Западной Римской империи.

Опорные понятия и термины: кризис, реформы, язычество, христианство, апостол, церковь, епископ, римский папа, патриарх, падение Западной Римской империи.

Учебное оборудование: карта «Римская империя в IV — V веках. Падение Западной Римской империи».









  1. Тематическое планирование.


4.1. Тематическое планирование 5 класс – 2 часа в неделю


Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел I. Жизнь и открытия первобытных людей

7

3

Раздел II. Древний Восток

19

4

Раздел III. Древняя Греция

19

5

Раздел IV. Древний Рим

22


Итого

68


    1. Календарно – тематическое поурочное планирование

(в соответствии с авторской программой)


Тема

Количество часов

Дата проведения

Введение 1 час

1.1

Увлекательный мир истории

1


Раздел 1. Жизнь и открытия первобытных людей 7 часов

Тема 1. Собиратели и охотники каменного века 3 часа

2.1

Первые люди на земле

1


3.2

Открытия и изобретения древних охотников

1


4.3

Искусство и религия первобытных людей

1


Тема 2. У истоков цивилизации 3 часа + 1 ч на повторение

5.1

Возникновение земледелия и скотоводства

1


6.2

От первобытности к цивилизации

1


7.3

Повторение и проверка знаний

1


8.4

Счет лет в истории

1


Раздел 2. Древний Восток 19 часов

Тема 3. Цивилизации речных долин 4 часа + 1 ч на повторение

9.1

Египет – дар Нила

1


10.2

Страна двух рек

1


11.3

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1


12.4

Древнейшие цивилизации Индии и Китая

1


13.5

Повторение и проверка знаний

1


Тема 4. Древний Египет 4 часа + 1 ч на повторение

14.1

Фараоны и пирамиды

1


15.2

Жизнь в Древнем Египте

1


16.3

Завоевания фараонов

1


17.4

Культура Древнего Египта

1


18.5

Повторение и проверка знаний

1


Тема 5. Западная Азия в век железа 4 часа + 1 ч на повторение

19.1

Финикийские мореплаватели

1


20.2

Древняя Палестина

1


21.3

Ассирийская военная держава

1


22.4

Победители Ассирии

1


23.5

Повторение

1


Тема 6. Великие державы Древнего Востока 3 часа + 1 ч на повторение

24.1

Образование державы Маурьев в Индии

1


25.2

Единое государство в Китае

1


26.3

Великая Персидская держава

1


27.4

Повторение

1


Раздел 3. Древняя Греция 19 часов

Тема 7. Древнейшая Греция 3 часа

28.1

Греция и Крит в эпоху бронзы

1


29.2

Поэмы Гомера

1


30.3

Боги и герои Эллады

1


Тема 8. Рождение Античного мира 3 часа + 1 ч на повторение

31.1

Греческие полисы и Великая греческая колонизация

1


32.2

Афинский полис

1


33.3

Древняя Спарта

1


34.4

Повторение

1


Тема 9. Греко – персидские войны 2 часа

35.1

Герои Марафонской битвы

1


36.2

Персидское вторжение в Грецию

1


Тема 10. Могущество и упадок Афин 3 часа

37.1

Расцвет демократии в Афинах

1


38.2

Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.

1


39.3

Пелопоннесская война

1


Тема 11. Древнегреческая культура 2 часа + 1 ч на повторение

40.1

Граждане, ученые и атлеты Греции

1


41.2

Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

1


42.3

Повторение

1


Тема 12. Македонские завоевания 3 часа + 1ч на повторение

43.1

Возвышение Македонии

1


44.2

Завоевания Александра Македонского

1


45.3

Греческий Восток

1


46.4

Повторение

1


Раздел 4. Древний Рим 22 часа

Тема 13. Образование Римской Республики 3часа

47.1

Начало Римской истории

1


48.2

Республика римских граждан

1


49.3

Завоевание Римом Италии

1


Тема 14. Римские завоевания в Средиземноморье 3 часа + 1 ч на повторение

50.1

Первая война с Карфагеном

1


51.2

Война с Ганнибалом

1


52.3

Рим-завоеватель Средиземноморья

1


53.4

Повторение

1


Тема 15. Гражданские войны в период Римской Республики 5 часов + 1 ч на повторение

54.1

Народные трибуны – братья Гракхи

1


55.2

Сулла – первый военный диктатор Рима

1


56.3

Восстание Спартака

1


57.4

Цезарь – повелитель Рима

1


58.5

Падение республики

1


59.6

Повторение

1


Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи 4 часа

60.1

Император Октавиан Август

1


61.2

Цезари Рима

1


62-63.

3-4

Жизнь в Римской империи

2


Тема 17. Закат античной цивилизации 4 часа + 1 ч на повторение

64.1

Кризис Римской империи в III веке

1


65.2

Христианство

1


66.3

Императоры Диоклетиан и Константин

1


67.4

Падение Западной Римской империи

1


68.5

Повторительно – обобщающий урок

1






























































Лист внесения изменений


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!