Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Осколковская средняя общеобразовательная школа» имени В.П.Карташова
Алейского района Алтайского края
РАССМОТРЕНА на заседании МС Протокол № _ от __ __ _____ Руководитель МС _______Астанина С.И. | ПРИНЯТА педагогическим советом школы Протокол № __ от ___ ___ _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________Л.В.Бочарова Приказ № ___ от ___ __ _____ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Всеобщая история. История Нового времени»
для 8 класса
2019-2020 учебный год
Составитель: Фомина Ю.В.,
учитель истории и обществознания
с.Осколково
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Нового времени» разработана на основе нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказа от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»;
Приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 №345 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования, с изменениями от 08.05.2019, приказ №233
Учебного плана на 2019-2020 учебный год
Календарного графика МКОУ «Осколковской СОШ» имени В.П. Карташова на текущий учебный год;
Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ «Осколковская СОШ» имени В.П. Карташова;
Основной образовательной программы основного общего образования.
Авторской программы к учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. История нового времени. XIX - начало XX века» Русское слово 2016
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «История» в 8 классе изучается в качестве обязательного предмета в общем объёме 70 часов, по 2 часа в неделю. Эти часы распределяются между курсами истории России и Всеобщей истории в соотношении: 70% — на историю России, 30% — на Всеобщую историю. Таким образом, курс «Всеобщая история. История Нового времени. XIX — начало XX в.» должен быть освоен за 28 часов. Курс может изучаться целиком, последовательно в первом полугодии учебного года или отдельными блоками вместе с курсом истории России в течение всего года.
Учебно – методический комплекс.
Для учащихся:
Рабочая тетрадь по Всеобщей истории. Истории нового времени» И.А. Ермакова; Русское слово 2017
Учебник. Н.В. Загладина «Всеобщая история. История нового времени» Русское слово 2018
Для учителя:
Методическое пособие к учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. История нового времени» Русское слово 2018
Планируемые результаты образования.
Личностные результаты изучения восьмиклассниками истории Нового времени включают в себя:
расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;
приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в XIX — начале ХХ в., интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых в последний период Нового времени приобрело ещё более масштабный и влиятельный характер на дальнейшее историческое развитие человечества; уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения восьмиклассниками истории Нового времени включают в себя:
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);
готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;
умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать её в соответствии с те мой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы и др., презентации с использованием ИКТ, проекты);
способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приёмы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Нового времени, их связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.
Предметные результаты изучения восьмиклассниками истории Нового времени (XIX — начало XX в.) включают в себя:
целостное представление об историческом этапе развития человечества в XIX — начале XX в. как оригинальном и важном пери-оде Всеобщей истории, который ознаменовался созданием единой системы мирохозяйственных связей, возникновением мирового рынка, на котором господствовала небольшая группа европейских держав, и в связи с этим ростом социальных, политических и культурных противоречий, ставших причиной большинства войн и конфликтов ХХ столетия;
осознание ведущих тенденций и противоречий европейского и мирового развития в последний период Нового времени, их влияния на экономическую, политическую и духовную жизнь общества в XIX — начале XX в., а также на дальнейший ход Всеобщей истории;
яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры, а также с историей важнейших политических и социальных институтов, научных открытий и технических изобретений последнего периода Нового времени;
способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Нового времени, их комплексного анализа, сопоставления, обобщённой характеристики и оценки, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов прошлого и современности, презентации результатов своей творческой и исследовательской деятельности;
представление о документах внутриполитического и международного характера как специфических источниках по Всеобщей истории XIX столетия, отражающих дух борьбы за раздел мира на сферы влияния, обострение противоречий между индустриально развитыми странами и их готовность бороться за передел уже поделённого мира;
умения датировать важнейшие события и процессы Новой истории зарубежных стран, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития Запада и Востока, синхронизировать факты из истории разных народов и государств, в том числе с историей России XIX в.;
умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Нового времени, описывать их положение в связи с масштабны-ми процессами в экономике и политике XIX — начала XX в., сравнивать, анализировать и обобщать данные разных обзорных карт, расширяя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;
умения прослеживать тенденции изменений в политических, экономических, социальных и культурных процессах последнего периода Нового времени, объяснять причины этих перемен и их влияние на европейское и мировое развитие в ХХ столетии;
умения давать комплексную характеристику важных фактов из истории последнего периода Нового времени (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, их этапы, результаты, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам или самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни, идейно-политические течения и др.), оформлять результаты своей работы в соответствующих форматах таблиц (конкретизирующие, сравнительно-обобщающие), логических схем и других видов условно-графической наглядности (кластеры, графы и др.);
умения сравнивать однородные исторические факты, характерные для разных периодов Нового времени (индустриальные и аграрные страны, абсолютная и конституционная монархия, колонии и метрополии, т.д.) или для разных стран и народов мира XIX — начале XX в.; объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных групп Нового времени, в том числе на основе их изображений, первоисточников и дополнительной информации; синхронизировать факты биографии и жизнедеятельности современников XIX столетия, высказывать суждения об их роли в истории своих государств, а также в европейской и мировой истории;
умения описывать памятники истории и культуры, посвящённые важнейшим событиям всемирной истории XIX — начала XX в. и воплощающие «политику памяти»; рассказывать о важных событиях, используя приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого на основе текстовых и визуальных источников;
умения различать в учебном и документальном текстах фак-ты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию в учебнике и разных источниках, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам Всеобщей истории Нового времени (XIX — начало XX в.);
умения соотносить единичные события в отдельных странах общими явлениями и процессами, характерными для Нового времени, раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении в масштабах одного государства, а также общеевропейской и всемирной истории;
умения анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и многоперспективности, дополнять информацию учебника сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей Нового времени, почерпнутыми из аксиологического анализа документов;
готовность применять новые знания и умения в общении одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Нового времени, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России.
Содержание учебного предмета, курса.
Введение (1 ч)
Ключевые вопросы
Какие явления и процессы, характерные для Нового времени, продолжали развиваться в XIX столетии? Какие изменения произошли в социально-экономической, политической и культурной жизни стран и народов мира в XIX в.? Какое влияние они оказали на мировое развитие в Новейшее время?
Новое время: XIX в.
Раздел 1. Реакция и революции в европейском и мировом развитии (5 ч)
Ключевые вопросы
Какое влияние на перемены в Европе и мире оказали войны, начатые революционной Францией и продолженные империей Наполеона I? Как развивалась борьба между реакционными и революционными силами в Европе и Латинской Америке в первой половине XIX в.? Как изменилась общественно-политическая карта Европы и мира в результате этой борьбы в середине XIX в.?
Империя Наполеона I. Народы против Французской империи. Поход в Россию и крушение Французской империи. Священный союз и революционное движение в Европе в 1820—1830-х гг. Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине XIX в.
*** Перемены в общественно-политической жизни Европы и Латинской Америки под влиянием революционных войн Франции и крушения империи Наполеона.
Раздел 2. Становление национальных государств в Европе (3 ч)
Ключевые вопросы
Почему в 1848—1849 гг. Европа вновь оказалась охваченной революционными выступлениями? Почему в середине XIX в. в Центральной Европе начался подъём национальных движений? Как в результате революций и войн в Европе образовались два крупных национальных государства?
Незавершённые революции 1848—1849 гг. в Европе. Начало воссоединения Италии и объединения Германии. Франко-германская война и Парижская коммуна.
*** Роль революций и войн в создании национальных государств и развитии международных отношений в Европе и мире.
Раздел 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги (4 ч)
Ключевые вопросы
Как в середине XIX в. в большинстве стран Европы проходил процесс завершения промышленного переворота? К каким переменам в социально-политической и идеологической сферах европейского общества он привёл? Почему общественно-политическая мысль в XIX в. стала более многообразной и противоречивой?
Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX в. Индустриальные страны во второй половине XIX — начале XX в. Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX в.
Раздел 4. Ведущие страны мира в середине XIX — начале XX в. (5 ч)
Ключевые вопросы
Какие изменения произошли в странах Европы и других регионов мира в результате промышленного переворота и индустриализации? Что способствовало в конце XIX — начале XX в. выдвижению новых государств на авансцену мировой истории?
Великобритания и её доминионы. США: причины и итоги Гражданской войны 1861—1865 гг. Страны Западной и Центральной Европы. Государства Южной и Юго-Восточной Европы. Япония на пути модернизации.
*** Страны Европы, Япония и США на политической карте мира в начале ХХ в.
Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX — начале XX в. (6 ч)
Ключевые вопросы
Как европейским державам в XIX в. удалось подчинить своему влиянию страны Востока? Что ожидало мир в эпоху борьбы колониальных держав за передел мира? Какое влияние колониальная политика стран Европы, США и Японии оказывала во второй половине XIX — начале ХХ в. на развитие колоний, полуколоний Азии и Африки, а также стран Латинской Америки?
Индия под властью англичан. «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами. Османская империя и Персия в XIX — начале XX в. Завершение колониального раздела мира. Колониализм: последствия для метрополий и колоний. Латинская Америка во второй половине XIX — начале XX в.
***Восток в орбите влияния Запада: характер и результаты их взаимодействия в XIX — начале ХХ в.
Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX — начале XX в. и Первая мировая война 1914—1918 гг. (2 ч)
Ключевые вопросы
Почему обострение международных противоречий на рубеже XIX — XX вв. впервые привело к войне мирового масштаба? Как Первая мировая война изменила политическую карту Европы и какое влияние она оказала на мировое развитие в ХХ в.?
Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX—XX вв. Начало Первой мировой войны. На фронтах Первой мировой войны.
*** Первая мировая война как результат обострения международных противоречий и исторический феномен Нового времени.
Раздел 7. Наука, культура и искусство в XIX — начале XX в. (2 ч)
Ключевые вопросы
Чего достигло человечество в познании окружающего мира и самого себя в XIX столетии? Какой стала научная картина мира в результате научного и технического прогресса в последнем периоде Нового времени? В чём состоит историко-культурное наследие XIX в.?
Технический прогресс и развитие научной картины мира. Культурное наследие XIX — начала XX в.
*** Достижения и противоречия культурного развития человечества в XIX — начале XX в.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Тематическое планирование.
4.1. Тематическое планирование 8 класс – 2 часа в неделю
Тема | Кол-во часов |
Введение. | 1 ч. |
Раздел I. Реакция и революции в европейском и мировом развитии | 5 ч. |
Раздел II. Становление национальных государств в Европе | 3 ч. |
Раздел III. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги | 3 ч |
Раздел IV. Ведущие страны мира в середине XIX — начале XX в. | 5 ч |
Раздел V. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX — начале XX в. | 6 ч |
Раздел VI. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX — начале XX в. и Первая мировая война 1914—1918 гг. | 3 ч |
Раздел VII. Наука, культура и искусство в XIX — начале XX в. | 2 ч |
Итого | 28 ч |
Календарно – тематическое поурочное планирование
( в соответствии с авторской программой)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1.1. | Введение. Новое время: XIX в . | 1 | |
Раздел I. Реакция и революции в европейском и мировом развитии 5 часов |
2.1. | Империя Наполеона I | 1 | |
3.2. | Народы против Французской империи. | 1 | |
4.3. | Поход в Россию и крушение Французской империи. | 1 | |
5.4. | Священный союз и революционное движение в Европе в 1820—1830-х гг. | 1 | |
6.5. | Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине XIX в. | 1 | |
Раздел II. Становление национальных государств в Европе 3 часа |
7.1. | Незавершённые революции 1848—1849 гг. в Европе. | 1 | |
8.2. | Начало воссоединения Италии и объединения Германии. | 1 | |
9.3. | Франко-германская война и Парижская коммуна. | 1 | |
Раздел III. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги 3 часа |
10.1. | Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX в | 1 | |
11.2. | Индустриальные страны во второй половине XIX — начале XX в. | 1 | |
12.3. | Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX в. | 1 | |
Раздел IV. Ведущие страны мира в середине XIX — начале XX в. 5 часов |
13.1. | Великобритания и её доминионы. | 1 | |
14.2. | США: причины и итоги Гражданской войны 1861—1865 гг. | 1 | |
15.3. | Страны Западной и Центральной Европы. | 1 | |
16.4. | Государства Южной и Юго-Восточной Европы. | 1 | |
17.5. | Япония на пути модернизации. | 1 | |
Раздел V. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX — начале XX в. 6 часов |
18.1. | Индия под властью англичан. | 1 | |
19.2. | «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами. | 1 | |
20.3. | Османская империя и Персия в XIX — начале XX в. | 1 | |
21.4. | Завершение колониального раздела мира. | 1 | |
22.5. | Колониализм: последствия для метрополий и колоний. | 1 | |
23.6. | Латинская Америка во второй половине XIX — начале XX в. | 1 | |
Раздел VI. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX — начале XX в. и Первая мировая война 1914—1918 гг. 3 часа |
24.1. | Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX—XX вв. | 1 | |
25.2. | Начало Первой мировой войны. | 1 | |
26.3. | На фронтах Первой мировой войны. | 1 | |
Раздел VII. Наука, культура и искусство в XIX — начале XX в. 2 часа |
27.1. | Технический прогресс и развитие научной картины мира. | 1 | |
28.2. | Культурное наследие XIX —начала XX в. | 1 | |
Лист внесения изменений