СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмеу: чтение для коррекционных школ 8 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмеу: чтение для коррекционных школ 8 вида»

Развернутое календарно – тематическое планирование уроков литературы в 11б классе

урока

Кол-во час

Тема урока

Дата

Основные понятия

Компетенции.

Планируемый результат.

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

1

2

2

Устное народное творчество.

Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».

3.09

8.09

Жанры фольклора

Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина)


Работа с учебником, чтение статьи

Заучивание наизусть

3

4

2

Былины. «На заставе богатырской».

10.09

15.09

Былина, былинный герой

Богатырь

Дифференцировать авторскую балладу от народной.

Знать основных героев русских былин.

Работа с учебником, выразительное чтение, словарная работа, определение главной мысли  былины, выражать впечатление от прочитанного и характеризовать характеристика главного героя

5

6

7

8


9


4





1

Сказки. Сказка про Василису Премудрую.




Лиса и тетерев.

17.09

22.09

24.09

29.09


1.10


Дифференцировать литературную сказку от народной.

Знать основных героев сказки

Работа с учебником, чтение сказки, беседа по содержанию, составление плана пересказа, характеристика героев, работа с иллюстрациями

Из произведений русской литературы 19 века

10

11

2

Иван Андреевич Крылов «Кот и повар»

6.10

8.10

Басня.

Мораль.

Аллегория.

Знать специфику жанра басни

Уметь выразительно читать басни, определять мораль


Чтение и анализ басен, работа над выразительным чтением басен, инсценирование

12-17

6

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».

13.10

15.10

20.10

22.10

27.10

29.10

Биография.

Авторская сказка.

Знать биографию А.С.Пушкина, содержание сказки

Уметь описывать и характеризовать центральные образы сказки

Комментированное чтение сказки, пересказ эпизодов, просмотр мультфильма Заучивание наизусть


18-21

4

М.Ю.Лермонтов «Тучи», «Баллада».

9.11

12.11

16.11

19.11


Знать историческую основу произведения

Уметь выразительно читать

Работа с учебником

Заучивание наизусть

22-25

4

Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» «Саша».

23.11

26.11

30.11

3.12


Знать план поэтического произведения

Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст


Выразительное чтение

Словесное рисование пейзажа


26

27

28

3

А.А.Фет «На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…»

7.11

10.12

14.12

Основные средства художественной выразительности: эпитет, метафора, сравнение

Знать план поэтического произведения

Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст


Работа над стихотворениями

Заучивание наизусть

29

30

31

3

А.П.Чехов «Злоумышленник».

17.12

21.12

24.12

Юмористический рассказ.

Живец, шилишпер, уклейка, пескарь, голавль

Знать факты биографии писателя, понятие юмор

Уметь наблюдать за речью героев, поведением

Совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения

Чтение по ролям
Развивать речь посредством ответов на вопросы, пересказа содержания


Из произведений русской литературы 20 века


32

33

34

3

Максим Горький «Песня о Соколе».


Сокол

Бредни

Знать содержание рассказа и героев

Уметь определять идею рассказа, оценивать поступки героев, составлять рассказ по плану, пересказывать

Работа над содержанием по вопросам

Выразительное чтение


35

36

37

3


В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»


Рассказ.

Тема.

Знать содержание рассказа

Уметь находить жизненные соответствия содержанию рассказ

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение рассказа

Характеристика главного героя, оценка поступка.

Пересказ по плану

38

39

2

М.И.Цветаева «Красной нитью…», «Вчера еще в глаза глядел…»


Пейзажная лирика.

Основные средства художественной выразительности: эпитет, метафора, сравнение

Знать план анализа поэтического произведения

Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст

Анализ стихотворений.

Выразительное чтение стихотворений

Заучивание наизусть

40

41

42

43

4

К.Г.Паустовский «Стекольный мастер».



Поставец, картуз, понёва, шушун

Знать содержание рассказа

Уметь выделить основное в содержании рассказа, определить смысл прочитанного

Работа над содержанием

Характеристика главного героя, оценка поступка.



44

45


2

С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»,


Основные средства художественной выразительности: эпитет, метафора, сравнение

Знать план анализа поэтического произведения

Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст

Анализ стихотворения

Заучивание наизусть

46-51

6

М.А.Шолохов «Судьба человека».


Литературные герои

Лагерфюрер

Оппель-адмирал

Знать содержание рассказа

Уметь выделить основное в содержании рассказа, определить смысл прочитанного давать характеристику героям

Работа с учебником. Осознание последовательности смысла событий.

Выделение главной мысли текста.

Определение мотивов поступков героев

Пересказ по плану

52-54

3

Е.И.Носов «Трудный хлеб».


Крохаль, ситник, ягдташ

Знать содержание рассказа

Уметь выделить основное в содержании рассказа, определить смысл прочитанного давать характеристику героям

Работа с учебником. Осознание последовательности смысла событий.

Характеристика главного героя, оценка поступка.


55-57

3

Н.М.Рубцов «Тихая моя родина», «Зимняя песня».


Пейзажная лирика.

Основные средства художественной выразительности: эпитет, метафора, сравнение

Знать план анализа поэтического произведения

Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст

Анализ стихотворений

Заучивание наизусть

Из произведений зарубежной литературы


58-59

2

Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд».


Баллада

Знать содержание баллады

Уметь выделить основное в содержании , определить смысл прочитанного

Осознание последовательности смысла событий.

Выделение главной мысли текста.

Выразительное чтение

60-62

3

Эрнест Сетон – Томпсон «Снап».


Бультерьер

Джинджерснап

Гончие

Дог, волкодав

Знать содержание рассказа

Уметь выделить основное в содержании рассказа, определить смысл прочитанного

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение рассказа

Выделение главной мысли рассказа

Пересказ по плану

63-65

3

Джеральд Даррелл «Живописный жираф»


Английский писатель.

Аристократ.

Интеллигент.

Знать содержание рассказа

Уметь выделить основное в содержании рассказа, определить смысл прочитанного

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение рассказа

Характеристика главных героев, оценка поступка

Пересказ по плану

66

1

Повторение и обобщение пройденных тем.





67-68

2

Резервное время


























Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению для 11В класса общеобразовательной школы для детей с ОВЗ разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основной образовательной программы ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г.Ласточкиной для детей с ОВЗ» для детей с нарушением слуха, имеющих умственную отсталость и Программы специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, допущенную Министерством образования РФ.М. «Просвещение», 2013г.



Цель:

Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

Задачи:

-совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательных текстов;

-развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

-развитие положительных качеств и свойств личности.

-формирование правильного отношения школьников к поступкам людей; к труду; нравственного, эстетического воспитания.


Общая характеристика рабочей программы и учебного процесса:



Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Она направлена на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственной позиции поведения.

На уроках литературы в 9 классе (глухих, имеющих умственную отсталость) продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся достаточно владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.



На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения. В данной программе преобладают требования: назвать, определить, описать, приводить примеры. В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический. Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи: составление плана пересказа; краткие и подробные пересказы текста; развитие художественной фантазии у детей.

Методы и приемы обучения:

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой ) наглядный ( наблюдение, демонстрация ), практический.

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

-составление плана текста;

-пересказ текста по плану;

-пересказ текста по предполагаемым вопросам;

-выразительности чтение;

-чтение наизусть;

-чтение по ролям.

Для формирования правильного восприятия и воспроизведения речи у неслышащих школьников должны ставиться коррекционные задачи:

• различение и опознавание знакомых фраз на слух;

• восприятие учебного материала слухо-зрительно;

• тренировка навыков чтения с губ;

• коррекция звукопроизношения;

• соблюдение правил орфоэпии;

• развитие речевого слуха;

• закрепление навыков устной речи;

• развитие словесно-логического мышления;

• совершенствование всех видов речевой деятельности неслышащих учащихся.



Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично-развивающемся мире;

- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, сопереживания чувствам других людей;

-способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи и жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.



Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий:


Регулятивные УУД:

  1. принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  2. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  3. обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  4. адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.


Познавательные УУД:

  1. использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном материале;

  2. использовать в жизни и деятельности некоторые межпредменые знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  3. владение самостоятельной грамотной речью в пределах изученного материала.


Коммуникативные УУД:

  1. овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

  2. вступать в диалог и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых);

  3. использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;

  4. слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач.



Содержание тем учебного предмета

Устное народное творчество.
Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».
Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).
«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».

Из произведений русской литературы ХIХ века.
И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении).
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении).
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада».
Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша».
А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Это утро, радость эта радость…».
А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении).

Из произведений русской литературы ХХ века.
М. Горький «Песня о Соколе».
В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении).
М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».
К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер».
С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…».
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».

Произведения зарубежной литературы.
Э. Сетон – Томпсон «Снап».

Р. Стивенсон «Вересковый мед».

Д. Даррелл «Живописный жираф».

Произведения для заучивания наизусть.
Русская народная песня «Колыбельная»

И.А. Крылов «Кот и Повар» (отрывок)

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

М.Ю. Лермонтов «Тучи»

АА.Фет «Это утро, радость эта…»

М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок)

М.И. Цветаева «Красною кистью…»

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

Н.М. Рубцов «Зимняя песня»



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-наизусть 9-10 стихотворений;

-тему произведения;

-главных героев рассказа.

Учащиеся должны уметь:

-читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

-отвечать на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения;

-составлять план прочитанного;

-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты-самостоятельно.;

-составлять элементарную характеристику героя на основе предложенного плана.



Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Литература для учителя.

1.А.К.Аксенова, М.И.Шишкова «Чтение» учебник 9 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва, «Просвещение», 2019 г.

2.Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя/ Сост. В.Волина. - М., 1991 г.

3.Словари

4.Научно-методический журнал «Русский язык в школе», «Коррекция и развитие, «Начальная школа», «Дефектология»

Литература для учащихся.

1. А.К.Аксенова, М.И.Шишкова «Чтение» учебник 9 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва, «Просвещение», 2019 г.

2.Словари, справочники.

Учебно-методическое обеспечение.

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронкова и др.-М.: «Просвещение» 2013 г.

2.Адаптированная программа для глухих детей, имеющих умственную отсталость.

3. А.К.Аксенова, М.И.Шишкова «Чтение» учебник 9 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва, «Просвещение», 2019 г.



Средства обучения:

1.Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)

2.Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)

3.Экранно-звуковые пособия (слайды, видеофильмы)











Тематическое планирование

по литературе в 11б классе на 2021-2022 учебный год

Кол-во часов: 68 часов; в неделю 2 часа

По основным разделам:



№ п/п


Наименование разделов

Количество часов

1.

Устное народное творчество

18

2.

Литератур XIX века

50

3.

Литература XX века

64

4.

Зарубежная литература


5.

Резервное время

2


Всего:

68


Планирование составлено на основе Программы специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Просвещение», 2013г.


Учебник: А.К.Аксенова «Чтение» учебник 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2019 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!