Рабочая программа по предпрофильной подготовке "Основы паразитологии"

Категория: Биология

Программа элективного курса «Основы паразитологии» предназначена для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к биологии. Курс изучается в объеме 33 часов. В основу программы положены принципы углубления  знаний, полученных в курсе «Зоология», а также систематизации знаний в курсе «Человек и его здоровье». Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины в системе биологических знаний,  объяснять пути заражения  паразитами, относящихся к различным таксономическим единицам, узнать о первых симптомах проявления болезни и первой помощи, поможет подготовиться к выбору профильного класса, выбору профессии биологической направленности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предпрофильной подготовке "Основы паразитологии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8

города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



СОГЛАСОВАНО

Руководитель научно- методического

совета школы

_____________/Курбанова Л.К. /







УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 8 г. Бирска

______________ /Ахмадиева А.Н. /

Приказ № 161-К от «31» августа 2018 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предпрофильной подготовке для 9 В класса

на 2018-2019 учебный год

составила учитель биологии

Ахмедьянова Надежда Евгеньевна













РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

учителей естественно-научного цикла

МБОУ СОШ № 8 г. Бирска

Протокол № 1

от «24» августа 2018 года

Руководитель кафедры

_____________/Тазиева А.И./




Пояснительная записка

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Рабочая программа курса по предпрофильной подготовке учащихся 9 класса составлена на основе программы элективного курса Ахмедьяновой Н.Е. «Основы паразитологии», 2017 г.


Планируемые результаты изучения учебного предмета (предметные)

В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать

− основные систематические группы паразитических животных;

−особенности строения и жизненные циклы наиболее распространенных паразитов человека;

− основные характеристики паразитических видов;

-основные симптомы болезней вызванных присутствием паразита в организме человека.

уметь: - владеть определениями основных понятий и терминологией; - объяснять признаки приспособления каждого паразитического животного в зависимости от места и времени локализации на организме хозяина;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых паразитами. -


Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

Введение в паразитологию (2 часа)

1. Основные вопросы

Становление паразитологии как науки. Ученые, внесшие вклад в развитие отечественной паразитологии: Н. А. Холодковский, К. И. Скрябин, В. Я. Данилевский, В. Л. Якимов, Е. Н. Павловский, В. Н. Беклемишев, В. А. Догель.

Паразитизм как форма экологического межвидового взаимодействия.

Классификация паразитов и паразитизма. Принцип обязательности паразитического образа жизни. Время жизнедеятельности паразита в организме хозяина. Классификация паразитов по их локализации.

Приспособления паразитов к паразитическому образу жизни.

Раздел 1. Протозойные инвазии (7 часов)

1. Основные вопросы

Характеристика типа Простейшие. Строение простейших, питание, размножение. Особенности биологии простейших, относящихся к различным классам: Саркодовые, Жгутиковые, Инфузории, Споровики.

Простейшие, обитающие в толстой кишке. Дизентерийная амеба, распространение заражения амебиазом, жизненный цикл. Кишечная амеба - нормальный симбионт толстой кишки человека.

Трипаносомы. Морфология, ареал распространения, жизненный цикл. Антигенные свойства, диагностика и профилактика.

Лейшмании. Характеристика и морфология лейшмании. Ареал распространения. Кожный лейшманиоз.

Простейшие, обитающие в тонкой кишке. Характеристика возбудителя лямблиоза, пути заражения, распространение инфекции, клиника лямблиоза, профилактика.

Токсоплазмы. Характеристика возбудителя токсоплазмоза. Размножение. Жизненный цикл токсоплазмы. Основные хозяева паразита. Распространение токсоплазмы. Трансплацентарное заражение.

Криптоспоридии, класс споровики, подкласс кокцидии. Общая характеристика, цикл развития. Инкубационный период, проявление, лечение криптоспоридиоза.

Инфузории. Характеристика балантидий, диагностика и профилактика.

2. Тематика лабораторных работ

Лабораторная работа № 1. Изучение одноклеточных организмов.

Раздел 2. Важнейшие гельминтозы человека (8 часов)

1. Основные вопросы

Систематика гельминтов. Адаптация к паразитическому образу жизни. Геогельминты. Биогельминты. Гельминтологическая диагностика. Организация и общие принципы борьбы с гельминтозами: оздоровление источника инвазии, мероприятия, направленные на механизм передачи, санитарно – просветительная работа.

Тип Плоские черви. Морфология. Класс Сосальщики. Жизненный цикл сосальщиков, взаимосвязь сосальщиков и моллюсков, адаптация сосальщиков к позвоночным, особенности эпидемиологии, диагностика. Печеночный сосальщик, кошачий сосальщик, легочный сосальщик: морфология, ареал распространения, жизненный цикл, диагностика, лечение и профилактика заболеваний, вызванных данными гельминтами.

Класс Ленточные черви. Характеристика ленточных червей, жизненный цикл, личиночная форма паразита, особенности биологии ленточных червей. Широкий лентец – возбудитель дифиллоботриоза у человека. Цепень бычий, цепень свиной – морфология, цикл развития, гигиенические меры профилактики.

Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Геогельминты, развивающиеся без миграции: власоглав, острица детская, диагностика, профилактика. Геогельминты, развивающиеся с миграцией. Характеристика данной группы гельминтов. Аскарида человеческая, морфология, жизненный цикл. Трихинеллы – возбудители трихинеллеза, природные и синантропные очаги трихинеллеза.

2. Тематика лабораторных работ

Лабораторная работа № 2. Особенности строения сосальщиков.

Лабораторная работа № 3. Особенности строения ленточных червей.

Раздел 3. Арахноэнтомология (16 часов)

1. Основные вопросы

Характеристика представителей типа Членистоногие. Характеристика класса Паукообразных, особенности биологии отряда Клещи. Иксодовые клещи как переносчики весенне-летнего энцефалита. Крупный иксодовый клещ как переносчик таежного энцефалита, пути заражения.

Аргазовые клещи. Характеристика аргазовых клещей, их развитие, возбудитель среднеазиатского возвратного тифа. Гамазовые клещи, характеристика краснотелковых клещей. Меры, принимаемые для уничтожения клещей, меры предосторожности, способы удаления клещей.

Клещи – обитатели человеческого жилья. Характеристика клещей этой группы, домашние клещи, меры борьбы с клещами. Клещи – постоянные паразиты человека, характеристика клещей этой группы. Возбудитель чесотки, диагностика, профилактика. Железница угревая - возбудитель демодекоза, диагностика, профилактика.

Класс Насекомые. Характеристика данного класса. Метаморфоз в развитии насекомых. Синантропные насекомые не являющиеся паразитами, медицинское значение этих насекомых. Тараканы. Мухи. Синантропные муравьи. Жуки.

Отряд Полужестокрылые. Постельный клоп, борьба с клопами.

Отряд Блохи. Характеристика данной группы. Человеческая и крысиная блохи, блохи – переносчики инфекционных заболеваний, борьба с блохами.

Отряд Двукрылые. Комары – переносчики болезней, борьба с комарами. Москиты, борьба с москитами. Мошки – переносчики онхоцеркоза, борьба с мошками. Слепни – переносчики сибирской язвы, туляремии. Муха це-це.

Насекомые – постоянные кровососущие паразиты. Головная вошь. Платяная вошь. Морфологические и физиологические различия вшей. Заражение человека возвратным и сыпным тифом. Профилактика инфекционных заболеваний.

Насекомые – тканевые и полостные эндопаразиты. Характеристика данной группы. Вольфартова муха, приспособление для продолжения рода. Своеобразная группа оводов.

2. Тематика лабораторных работ

Лабораторная работа № 4. Изучение внешнего строения клещей – паразитов человека и домашних животных.

Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения насекомых.

Заключение (1 час)

Подведение итогов по курсу «Основы паразитологии».

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график лабораторных работ

Программа рассчитана на 1 час в неделю.


Четверть

Количество

часов в четверти

Количество лабораторных работ

I четверть

8

1

II четверть

8

2

III четверть

10

2

IV четверть

8

-

Итого в год

34

5

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса ученик 9 класса должен:

знать: ● классификацию паразитов человека; ● географическое распространение паразитарных болезней человека; ● основные морфологические характеристики беспозвоночных животных – паразитов человека; ● циклы развития паразитов; ● основные симптомы болезней вызванных присутствием паразита в организме человека; ● основные принципы профилактики паразитарных болезней человека.

уметь: ● владеть определениями основных понятий и терминологией; ● объяснять признаки приспособления каждого паразитического животного в зависимости от места и времени локализации на организме хозяина; ● использовать знания жизненных циклов паразитов для ведения здорового образа жизни.


Календарно-тематический план


урока

Дата

проведения


Название раздела. Тема урока

Кол-во часов по разделу


Примечание

План

Факт




Введение в паразитологию

2


1

7.09


Паразитология как наука



2

14.09


Паразитизм как форма экологического межвидового взаимодействия






Раздел 1. Протозойные инвазии

7


3

21.09


Тип Простейшие. Особенности биологии простейших



4

28.09


Лабораторная работа № 1 «Изучение одноклеточных организмов»



5

5.10


Тип Простейшие. Класс Саркодовые (дизентерийная амеба, кишечная амеба)



6

12.10


Тип Простейшие. Класс Жгутиковые (трипаносома, лейшмания)



7

19.10


Тип Простейшие. Класс Жгутиковые (лямблия, трихомонада)



8

26.10


Класс Споровики (малярийный плазмодий, токсоплазма)



9

9.11


Тип Инфузории (балантидия)






Раздел 2. Важнейшие гельминтозы человека

8


10

16.11


Систематика гельминтов. Адаптации к паразитическому образу жизни



11

23.11


Характеристика типа Плоские черви



12

30.11


Тип Плоские черви. Класс Сосальщики (печеночный сосальщик, кошачий сосальщик, легочный сосальщик)



13

7.12


Лабораторная работа № 2

«Особенности строения сосальщиков»



14

14.12


Тип Плоские черви. Класс Ленточные черви (бычий цепень, свиной цепень, широкий лентец, эхинококк)



15

21.12


Лабораторная работа № 3 «Особенности строения ленточных червей»



16

28.12


Тип Круглые черви (власоглав, острица детская)



17

18.01


Тип Круглые черви (аскарида человеческая, трихинелла)






Раздел 3. Арахноэнтомология

16


18

25.01


Характеристика типа Членистоногие. Класс Паукообразные



19

1.02


Тип Членистоногие. Отряд Клещи



20

8.02


Тип Членистоногие. Иксодовые клещи (таежный клещ, собачий клещ)



21

15.02


Аргазовые клещи. Гамазовые клещи



22

22.02


Клещи – обитатели человеческого жилья



23

1.03


Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения клещей – паразитов человека и домашних животных»



24

8.03


Характеристика класса Насекомые. Синантропные насекомые



25

15.03


Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения насекомых»



26

22.03


Класс Насекомые. Отряд Таракановые



27

5.04


Класс Насекомые. Отряд Клопы (постельный клоп, поцелуйный клоп)



28

12.04


Класс Насекомые. Отряд Блохи (блоха человеческая, блоха крысиная)



29

19.04


Класс Насекомые. Отряд Вши (платяная вошь, головная вошь)



30

26.04


Класс насекомые. Отряд Двукрылые. Комары, москиты, мошки, мокрецы, слепни, мухи



31

3.05


Насекомые – постоянные кровососущие паразиты. Тканевые и полостные эндопаразиты



32

10.05


Домашние животные – переносчики различных заболеваний



33

17.05


Домашние животные – переносчики различных заболеваний






Заключение

1


34

24.05


Обобщение и систематизация знаний за курс «Основы паразитологии»
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей