Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
СОГЛАСОВАНО | | УТВЕРЖДАЮ |
Руководитель _____Марюшкина Л.Ю. | | Директор гимназии _______Н.В. Маслеников |
Приказ № ___ | | Приказ № ___ |
Рабочая программа
«Профессиональная подготовка»
курс «Путь к профессии»
в 9 классах
педагог-психолог Юдина И.В,
2021-2022 учебный год
34 часа
г. Ярославль
Пояснительная записка
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей.
Практическая значимость этого вопроса для всех участников образовательного процесса возрастает в связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Переход к профильному обучению предполагает организацию предпрофильной подготовки, которая включает в себя систему педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, содействует их самоопределению по завершению основного общего образования.
Предпрофильная подготовка, профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися выпускных классов по их профессиональному самоопределению. Причем важно, чтобы профильное обучение не ограничилось специализированной подготовкой в вузы, а позволило бы «не потерять» часть детей, которые нуждаются в большей степени в подготовке к производительному труду в промышленности, в сельском хозяйстве.
Центральной фигурой в вопросах жизненного, социального и профессионального самоопределения выпускников в образовательном учреждении был и остается педагог. Главная цель совместной работы педагога с учениками - помочь им определиться с выбором будущей профессии. В государственных документах последних лет четко обозначен курс на воспитание уважения к труду, человеку труда, ценностей профессионализма.
Данная программа представляет собой один из вариантов системной работы по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов, учитывает педагогические, психологические аспекты данной проблемы. Рассчитана на 34 часа, включает в себя теоретические и практические занятия.
Отличительные особенности программы
• Позволяет объединить усилия семьи и гимназии, педагогов образования и родителей в вопросах профессионального самоопределения обучающихся • Органично вписывается в школьную жизнь старшеклассников. • Дает обучающимся ориентиры для дальнейшей самостоятельной работы .• Позволяет отдельные мероприятия по профориентационной работе привести в систему работы, которая имеет свое начало и свое логическое завершение.
Задачи курса:
- дать старшеклассникам необходимые знания для осознанного выбора профессии; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу; сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии.
Учебно-тематический план учебной программы
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
| Блок «Основы профессионального самоопределения» | |
1. | Введение в курс «Профессиональная ориентация». Формула выбора профессии | 1 |
2. | Правила выбора профессии | 1 |
3. | Ошибки при выборе профессии. | 1 |
4. | Что такое труд в жизни общества? (Игра «Пришельцы-инопланетяне»). | 1 |
5. | Роль базовых компетенций в жизни и трудовой деятельности человека | 1 |
6. | Основные шаги по принятию решения о выборе профессии (профиля обучения). | 1 |
| Блок «Мир профессий» | |
7. | Введение в мир профессий. | 1 |
8. | Современная классификация видов экономической деятельности | 1 |
9. | Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. | 1 |
10. | Мои профессиональные интересы и способности. | 1 |
11. | Основные критерии описания профессий. | 1 |
12. | Источники информации о профессиях. | 1 |
| Блок «Я в мире профессий» | |
13. | Что я знаю о себе и других людях. | 1 |
14. | Индивидуальные особенности личности. Диагностика темперамента | 1 |
15. | Темперамент и выбор профессии. | 1 |
16. | Значение внимания и памяти в профессиональной деятельности | 1 |
17. | Типы мышления в профессиональной деятельности. | 1 |
18. | Общение в профессии. | 1 |
19. | Какой я? | 1 |
20. | Медицинские противопоказания при выборе профессии. | 1 |
| Блок «Мой опыт. Проба сил» | |
21. | Как я работаю и действую? | 1 |
22. | Как я работаю и взаимодействую? (игра «Кораблекрушение») | 1 |
| Блок «Рынок труда. Рынок образовательных услуг» | |
23. | Знакомство с рынком труда | 1 |
24. | Профессиональная подготовка и трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений | 1 |
25. | Как выбрать учебное заведение | 1 |
26. | Куда пойти учиться | 1 |
| Блок «Проектирование будущего. Выбор образовательной траектории в контексте будущего профессионального самоопределения» | |
27. | Ценности личности в жизни человека. Типы жизненных ценностей | 1 |
28. | Постановка целей. | 1 |
29. | Мои ресурсы. | 1 |
30. | Как принимать решение? | 1 |
31. | Проектирование будущего: разработка образовательно-профессионального проекта | 1 |
32. | Самопрезентация: портфолио | 1 |
33. | Самопрезентация: презентационные документы | 1 |
34. | «Таблетки от стресса» (саморегуляция в стрессовой ситуации) | 1 |
Схема составления индивидуального профессионального портрета
•Тип профессии (на основе результатов диагностик, собственных представлений о себе).
•Вид деятельности (на основе результатов диагностик, собственных представлений о себе).
•Предполагаемая профессия (основной, запасной варианты).
•Природные способности, склонности, круг интересов, увлечений, связанных с выбранной профессией; свои достижения.
•Личностные качества, индивидуальные особенности (дать перечень тех, которые соответствуют и не соответствуют выбранной специальности)
- самооценка
- оценка окружающих (родители, родственники, друзья, знакомые, учителя).
•Экспертная оценка: требования, предъявляемые к профессии (информация из профессиограммы, мнение специалистов-профессионалов).
•Вывод о степени соответствия выбранной специальности (самооценка):
- полное соответствие
- в значительной степени
- частичное соответствие
- несоответствие
- нет ясной картины на основе полученных данных
- недостаточно информации для вывода.
• Учебное заведение, где буду приобретать выбранную специальность.
Результативность, эффективность работы по программе «Путь к профессии» определяется тем, насколько предварительный профессиональный выбор, сделанный школьниками, оказался окончательным и реализовался в практическом принятии решения после окончания школы.