СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «По развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи» Начальное общее образование 2 класс 2.2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть полезна учителям- дефектологам школ II вида

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «По развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи» Начальное общее образование 2 класс 2.2»

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»


Рассмотрено: заседание МО

Учителей-дефектологов

протокол № 1

от 30 августа 2023г.

Руководитель МО

Матовникова Е.В.

Согласовано:

педагогическим советом

протокол №6

от 30 августа 2023г.

Утверждаю:

директор школы - интерната





приказ №130

от 31 августа2023г.













Рабочая программа

«По развитию речевого слуха

и формированию произносительной стороны речи»

Начальное общее образование

2 класс 2.2


Срок реализации программы: 1 год




Разработчик: учитель-дефектолог первой квалификационной Матовникова Екатерина Владимировна




                                                             




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа начального общего образования коррекционно-развивающей области: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2 класса (вариант 2.2, 2 отделение) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 19.12.2014 №1598

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2, 2 отделение);

  • Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2, 2 отделение);

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р),

  • Программа воспитания КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»,

  • Приказ Министерства Просвещения России от 20 мая 2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,

  • Приказ Министерства Просвещения России от 23 декабря 2020г. №766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254».

С учётом требований СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

Рабочая программа ориентирована на учебник «Произношение» 2 класс, в 2 частях (авторы Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е.) Москва "Просвещение" 2019г.

Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения. Основные цели курса:

  • формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухо-зрительной основы восприятия устной речи;

  • формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации;

  • формирование навыков пользования слуховыми аппаратами;

  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств, в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей, сообщение партнеру о затруднении в восприятии его речи;

  • развитие мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности.



Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения.

Цели :

  • формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;

  • формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию кустной речи слышащих и нормально говорящих людей, умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации;

  • формирование навыков пользования слуховыми аппаратами;

  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей, сообщение партнеру о затруднении в восприятии его речи;

  • развитие мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Количество коррекционных часов на обучающегося в неделю определяется учебным планом – в 2 классе 2 отделения – 3 часа на обучающегося (6 занятий).

Структура индивидуального коррекционного занятия:

I часть – Формирование произносительной стороны устной речи.

II часть – Формирование речевого слуха.

Продолжительность индивидуального занятия - 20 минут: по 10 минут на каждую часть занятия.

Основные виды речевой деятельности на занятии: аудирование (слушанье); говорение; чтение; дактилирование, как вспомогательный вид речевой деятельности.

Программа обеспечивает достижение обучающимися 2-го класса II отделения определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- выбор средств общения, использование речевых конструкций, форм, типичных для разговорной речи;

- представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой;

- мотивация овладения устной речью с целью повышения речевой активности;

- ответственное отношение к учению;

- доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку;

- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

- мотивация постоянного пользования средствами электроакустической коррекции.


Метапредметные результаты:

- способность пользоваться речью при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности;

- умение слушать друг друга, исправлять ошибки;

- готовность к оценке собственных действий;

- развитие внимания, памяти, мышления обучающихся воспитанников;

- готовность к логическим действиям – анализу, сравнению, синтезу, обобщению, классификации;

- реализация сформированных умений и навыков в устной коммуникации во внеурочное и внешкольное время при общении с разными людьми.


Предметные результаты:

- умение на слух и слухо-зрительно воспринимать речь окружающих, а также умение использовать ее при коммуникации;

- контроль за собственным произношением;

- освоение фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи;

- соблюдение в речи словесного и логического ударений, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии;

- восприятие на слух (с аппаратами / кохлеарным имплантом) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера, материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов;

- достаточно свободное слухо-зрительное восприятие отработанного речевого материала, его воспроизведение внятно, выразительно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности;

- освоение словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- умение строить связные, грамматически правильно оформленные высказывания.


I. Формирование речевого слуха

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них, или с помощью кохлеарного импланта / кохлеарных имплантов речевого материала (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности и к изучению общеобразовательных предметов, а также текстов, содержание и объём (до 6-9 предложений) которых зависят от индивидуальных особенностей обучающегося. Развитие фонематического слуха обучающихся; проведение упражнений в восприятии на слух шепотной речи со слабослышащими детьми с I и II степенью тугоухости.

Во 2 классе II отделения обучающиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников, на более близком расстоянии и учатся воспринимать на слух фразы, содержащие отдельные слова, словосочетания, а также тексты с незнакомыми по значению словами, разъясняемые контекстом.

Система работы по развитию речевого слуха на индивидуальных занятиях предусматривает выбор нескольких вариантов усложнения предъявления речевого материала:

1. Выбор условий предъявления речевого материала:

- в условиях «подсказывающей» ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал; объявляется тема слуховых упражнений; заглавие текста; предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);

- вне ситуации;

- в условиях, близких к естественным.

2. Сокращение количества предъявлений речевой единицы (слово, словосочетание, фраза) на слух при достижении стабильной положительной динамики в развитии речевого слуха обучающегося.

3. Увеличение объёма, структуры и смысловой нагрузки речевого материала; восприятие текста без разложения его на части; исключение или ограниченное использование ситуативного контекста.

4. Проведение занятия с использованием различных способов предъявления речевого материала – с голоса учителя разговорной громкости или шёпотом, с голоса обучающегося (товарища), с электронного носителя.

На индивидуальном занятии при восприятии речевого материала применяются различные виды работы:

- выполнение поручений на практическом материале и отчёт;

- использование речевых игр;

- ответы на вопросы;

- восприятие слова или фразы и выбор соответствующей картинки, схемы;

- повторение предложения, подсчёт количества слов;

- дополнение тематического ряда слов;

- дополнение предложений;

- запоминание слов и повторение в той же последовательности;

- определение пропущенного слова в условиях учебной ситуации;

- нахождение ошибки в предъявленной фразе;

- составление предложения с опорными словами;

- восприятие интонационных структур предложения;

- восстановление деформированного предложения или текста с опорой на картинки;

- использование учебной («подсказывающей») ситуации в мини-инсценировках с включением кратких диалогов;

- составление рассказа по серии картинок;

- составление рассказа по картине (открытой, закрытой, конструктивной), макету, презентации;

- деление текста на части;

- составление плана рассказа;

- выборочный пересказ или пересказ всего текста, воспринятого на слух;

- пересказ текста с включением диалогических единств;

- озаглавливание текста;

- слуховые диктанты.

II. Формирование произносительной стороны устной речи

Формирование произносительной стороны устной речи в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. При этом на занятиях используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми (тем или иным учеником) на основе подражания. Работа по формированию произносительной стороны устной речи может проводиться со звукоусиливающей аппаратурой индивидуального пользования, с индивидуальными слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком обучающимся по значению и грамматическому оформлению.

На занятиях используются разные виды воспроизведения речевого материала: сопряженное (способствует формированию речевого дыхания и слитному в соответствующем темпе произнесению слов и фраз учащимися); отраженное; самостоятельное.

Во 2 классе II отделения основное внимание уделяется дифференциации сходных звуков, а также работе над стечением согласных звуков в словах и фразах.

При коррекции дефектов звуков используются слуховые дифференцировки, направленные на различение правильного и неправильного произнесения звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы).

Во 2 классе обучающиеся определяют количество слогов в слове, находят ударный и безударный слоги. Во фразах, состоящих из большого количества слогов, они должны уметь делать паузы, выделяя синтагмы сопряженно с учителем, затем по подражанию и на основе графического знака в тексте. На материале слогов, слов, фраз формируется умение изменять силу голоса в зависимо­сти от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину. Одновременно с работой над членением фразы формируются умения изменять силу голоса, необходимую для выделения логического ударения (сначала сопряженно с учителем и по подражанию, а затем и самостоятельно), соблюдать повествовательную и вопросительную интонацию при чтении текста, воспроизводить побудительную (повелительную) и восклицательную интонации, уметь самостоятельно пользоваться основными правилами орфоэпии в речи.

Восприятие неречевых звучаний: восприятие на слух и словесное определение неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов, связанных с явлениями природы и др.;

по темам: «Летние каникулы», «Голоса животных и птиц», «Шум городского транспорта», «Осень», « Зима», «Транспорт» « День защитника Отечества» и т.д.

« Вместе весело шагать» В. Шаинский,

«Осень» М. Карасёва,

«Марш» П.И Чайковский.

Речевое дыхание. Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз в 9 – 10 слогов, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (сопряжённо с учителем, по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи.

Голос. Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса при воспроизведении предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное (сопряженно, отражённо, в отработанном материале самостоятельно). Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом); в связи с логическим ударением в вопросах и ответах (по подражанию, в отработанном материале самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова). Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение подвижности ударения при изменении грамматической формы слова (рука́ – ру́ки).

Звуки и их сочетания. Закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: ы, й, з, ш, ж, б, д, г, р; звукосочетаний (дифтонгов) йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (ель) и после гласных (поезд); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); я, е, ё, ю после разделительных ъ, ь (платье, съел).

Дифференцированное произношение в слогах, словах, фразах звуков:

а) гласных: а – о, о – у, ы – и, я – а, ё – о, ю – у, е - э;

б) согласных:

носовых и ротовых: м – б, м – п, м – п – б, н – д, н – т, н – т – д, м'- б', н' - д', м' - п', н' - т';

свистящих и шипящих: с—ш, з—ж;

аффрикат: ц, ч, щ и других согласных (ц – с, ч – ш, щ - ш);

звонких и глухих: б—п, д—т, г—к, з—с, в—ф, ж – ш;

твёрдых и мягких: п - п', т - т', с - с', р - р', в - в', м - м', б - б', д - д', з - з' и др.

Дифференциация согласных звуков проводится по подражанию речи учителя, затем самостоятельно (пять – папа, ковёр – совок, тюлень - туча, волосы – форточка, завтрак – сад, жарит – шалит, шапка – сани, пожар – стрекоза, дружно – грязно, почка – бочка, и т.д.)

Проводится работа по формированию правильного произношения в стечении согласных звуков в словах, словосочетаниях и фразах (коробка, палка, разность, поздравить; из гаража, из блюдца, над полкой; взял кисточку; зажги свет; Трудно птицам добывать корм. и т.д.)

Слово. Работа над словом предусматривает воспроизведение слова по образцу учителя, по графическому знаку, а также изображение ритмов с помощью рисунков, схем, подбор слов к соответствующим ритмам и т.д.

Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, слов со стечением согласных, с соблюдением словесного ударения (сопряженно, отраженно,по надстрочному знаку, самостоятельно); изображение ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.

Соблюдение в речи правил орфоэпии (по надстрочному знаку, самостоятельно):

безударный о произносится как а;

слитное произнесение предлога со словом (в саду, в лесу, из сада, из леса, под стулом, под деревом);

звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются;

удвоенные согласные произносятся как один долгий звук (кас̅са [кас_а], ван̅на [ван_а]);

слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания -ого, -его — как каво, чево, -ова, -ева;

непроизносимые согласные в словах не произносятся (здра(в)ствуйте, со(л)нце).

Понятия «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных словах, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие. Воспроизведение четырех-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударе­ния и правил орфоэпии (самостоятельно). Воспроизведение четырех-, пятисложных незнакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения.

Фраза. Продолжается формирование интонационной стороны речи обучающихся. Выделение ритмической структуры слова, фразы, а затем - передача эмоциональной окрашенности речи. Произношение фраз в темпе, близком к естественному (отраженно и самостоятельно); изменение темпа произношения (быстро, медленно). Воспроизведение предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное (сопряженно, отражённо, в отработанном материале самостоятельно). Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи.

На индивидуальном занятии при коррекции произношения применяются различные виды работы:

- изолированное произнесение звука;

- выделение ударного слога в слогосочетаниях, воспроизведение ритма слов;

- повторение слогов, слов и фраз за учителем;

- чтение слогов, слов, фраз, текстов;

- вставка пропущенной буквы в слова и фразы;

- подбор слов на заданный звук с опорой на картинку;

- составление словосочетаний, предложений из слов;

- называние картинок;

- ответы на вопросы по картинкам;

- решение математических примеров;

- дополнение словосочетаний и предложений по картинке;

- составление словосочетаний и предложений по подстановочным таблицам на основе чтения или чтения и называния картинки;

- побуждение к речевым действиям;

- воспроизведение интонационных структур предложения;

- составление рассказа по картинке (серии картин), по вопросам, опорным словам и др.;

На индивидуальных занятиях в речевой материал включаются слова и фразы, необходимые для повседневного общения с окружающими людьми. Использование материала обиходно-разговорной речи способствует закреплению произносительных навыков учащихся


Планируемые результаты изучения коррекционного курса

Формирование речевого слуха

Обучающиеся к концу 2-го класса II отделения должны уметь воспринимать на слух (слухо-зрительно) на рабочем или более близком расстоянии (с учётом слуховых, речевых и индивидуальных особенностей) разнообразный речевой материал с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них, с кохлеарными имплантами:

- знакомые по значению слова, словосочетания, фразы, включая отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом (I, II степень тугоухости), обиходно-разговорного характера и, относящийся к учебной деятельности, типа: Когда птицы прилетают с юга? В каком классе учится твоя сестра? На уроке математики дети решают примеры и задачи. Достань учебник из портфеля, ручку из пенала. Придумай словосочетание со словами: одна... (+ существительное женского рода). Расскажи про погоду и т. п.;

- речевой материал различной тематики; - тексты (8—10 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.

Формирование произносительной стороны устной речи

I. Речевое дыхание

Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папа-папа, папапапапа), слов, словосочетаний и фраз в 9—10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряженно с учителем, отраженно по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы). Выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи.

II. Голос

Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и самостоятельно). Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом) (первая — вторая четверть), в связи с повествовательной и вопросительной интонацией.

III. Звуки и их сочетания

Усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний:

- гласных: а, о, у, и, э, ы;

звукосочетаний (дифтонгов) йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции и после гласных; после разделительных ъ, ь;

согласных: п, м, н, ф, в, б, т; к, х, с, з, ш ,л

позиционное смягчение согласных перед гласными и в конце слов по подражанию;

мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов.

Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах, коротких фразах:

гласных: а - о, а – э, о - у, э - и, и – у, и - ы;

согласных: м-п, м-б, н-т, с-з, с-ш, ф-в, п-б

Приближенное произношение с использованием допустимых замен еще не усвоенных учащимися звуков, включая ш – с, д-т, р- фрикативный или одноударный звук р, л – полумягкий, л, ц-с, ч-ш, щ-ш

IV. Слово

Воспроизведение четырех-, пятисложных незнакомых слов слитно, голосом нормальной высоты, силы, с соблюдением их звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых звуковых замен, с выделением словесного ударения и соблюдением правил орфоэпии (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах самостоятельно); слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

Понятия «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных словах, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.

Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, на отработанном материале самостоятельно):

- безударный звук о произносится, как а;

- слитное произнесение предлога со словом;

- звонкие согласные в конце слов оглушаются;

- удвоенные согласные произносятся как один долгий звук (касса[кас_а], ван̅на [ван_а]);

- непроизносимые согласные в словах не произносятся (здра(в)ствуйте, со(л)нце).

V. Фраза

Изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно (сопряженно и отраженно).

Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно). Делать паузы во фразах, состоящих из большого количества слогов, выделяя синтагмы сопряженно с учителем, затем по подражанию и на основе графического знака в тексте.

Воспроизведение повествовательной, побудительной и вопросительной интонации отражённо вслед за учителем, а также при чтении текста



Тематическое планирование по формированию речевого слуха

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Деятельность учителя с учётом требований программы воспитания

1

Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности.

18,5

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного курса через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр; дидактического театра; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний;

- обеспечение коррекционной направленности занятия: активизация познавательного интереса школьников к речи, повышение речевой активности, формирование коммуникативной функции речи, расширение словарного запаса, автоматизация произносительных навыков речи, закрепление навыков слухового восприятия неречевых и речевых звучаний.

2

Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

15

3

Тексты.

14,5

4

Диагностика слуха.

1,5

5

Мониторинг.

2

6.

Контрольная работа

1


Итого:

52,5




Рекомендуемые учебно-методические средства обучения

1. Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида.

2. А.Н. Пфафенродт, М.Е. Кочанова «Произношение» 2 класс 1,2 часть.

3. «Практический речевой материал по развитию слухового восприятия, для детей с нарушением слуха» ГКОУ школа-интернат г. Тихорецка Краснодарского края Л.А. Киселева, Л.А. Тарасенко.

4.Н.С. Русланова Дидактический материал для развития лексико –грамматических категорий у детей 5-7лет

5. Т.С. Зыкова, З.Г. Кац, Л.И. Руленкова «Русский язык».

7. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова «Окружающий мир» 2 класс.

8.«Логопедические домашние задания для детей с ОНР».

9. Б.Д. Корсунская «Читаю сам»

10.А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс.

11.«Дидактический материал по развитию слухового восприятия для слабослышащих обучающихся»

Н.И Матвеева, Л.З. Нестерова, Н. И Чертова, И.Г Багрова, Н.И Матвеева, Л.З. Нестерова, Н. И. Чертова, И.Г. Багрова.

12.Е.П.Кузьмичёва, Е.З. Яхнина «Развитие устной речи у глухих учащихся»





Лист изменений.

Тема

Содержание изменений

Дата

Обоснование

Согласование

































Календарно-тематическое планирование РРС на Iчетверть.


Тема

Кол-во часов

Сроки

Методический материал

Речевой материал

1.

Обследование слуха речью.

1

1 неделя

Е.П.Кузьмичёва, Е.З. Яхнина «Развитие устной речи у глухих учащихся»


Мяч, рыба, корзина.

Папа, рыба, бумага.

Самолёт, собака, бабушка.


2.

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.



II.Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме «Летние каникулы». (1)

1,5




2 неделя

Дидактический материал





Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя 1 часть


I.Вопросы.

1.Назови времена года.

2.Назови самое холодное время года, жаркое время года.

3. Какое сейчас время года?

3. Назови осенние месяцы.


Беседа по картинке

1.Какое время года прошло?

2.Что делали ребята летом?

3.Что делали ребята в лесу? (на реке?)

4.Как ребята отдохнули?

5.В какой класс они пришли в сентябре?

6.Как ты отдохнул (а) летом?

Повторение словаря по теме: лето - летом, отдыхать – отдыхали, собирали, загорали, купались,


3

II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме «Одежда, обувь» (2)





III. Текст «В парке» (3)

1,5

3 неделя



«Практический речевой материал по развитию слухового восприятия, для детей с нарушением слуха» стр. 18





А.Н. Пфафенродт,

М.Е. Кочанова. «Произношение» 2 класс 1,2 части


.Вопросы.

1.Назови времена года.

2.Назови самое холодное время года, жаркое время года.

3. Какое сейчас время года?

3. Назови осенние месяцы.


Беседа по картинке

1.Какое время года прошло?

2.Что делали ребята летом?

3.Что делали ребята в лесу? (на реке?)

4.Как ребята отдохнули?

5.В какой класс они пришли в сентябре?

6.Как ты отдохнул (а) летом?

Повторение словаря по теме: лето - летом, отдыхать – отдыхали, собирали, загорали, купались,


4

II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме

«Осень»







III.Текст «На пруду». (4)

1,5

4 неделя



Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико –грамматических категорий у детей 5-7лет






Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя 1 часть



Беседа по картинке

Летом лес был зелёный.

Наступили осенние дни. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Только ёлочки стоят зелёные.

Вопросы:

1. Какой лес летом?

2. Какие клёны и берёзки?

3. Какая осина?

4. Какое дерево стоит зелёным?

Текст «На пруду».

Ребята гуляли в парке. В парке был большой пруд. На пруду плавали лебеди, утки. Ребята смотрели на красивых птиц. Мальчики и девочки бросали лебедям кусочки хлеба. Птицы плавали около берега. Хорошо было в парке!

Вопросы к тексту.

1.Где гуляли ребята?

2.Что было в парке?

3.Как ты думаешь, понравилось ребятам в парке? Почему?

Словарь: парк, пруд, лебеди, утки, гуляли, плавали, смотрели, бросали.

5

I Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.



II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме «Профессии» (5)

1,5

5неделя

Дидактический материал




Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя 1 часть

Вопросы:

1. В какое время года птицы улетают на юг?

2. Каких перелётных птиц ты знаешь?

3.Как люди помогают птицам, которые остаются зимовать?

Беседа по картинкам.

1.Что делает учительница (врач, портниха, парикмахер)?

2.Кто в школе готовит обед?

3.Кем работает твоя мама?

Повторение словаря по теме: 

врач, портниха, повар, парикмахер, воспитатель, доярка, учит детей, шьёт одежду, лечит людей.


6

II.Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов: ознакомление с окружающим миром

по теме

«Транспорт»

III.Текст «Котёнок» (6)

1,5

6 неделя

Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя 1 часть



Работа по картинкам:

-Покажи и назови транспорт.

- Классификация транспорта.

«Наземный, воздушный, водный».

-Д\и «Четвёртый лишний»

Повторение словаря по теме: трамвай, самолёт, автобус.


Текст «Котёнок»

В коридоре стояли тапочки. Котёнок подумал, что это кровать для кошек. Он улёгся в тапочек спать. Мурлыкал, мурлыкал и уснул.

Вопросы:

1.Где стояли тапочки?

2. О чём подумал котёнок?

3.Куда улёгся спать котёнок?

Слова: коридор, тапочки, мурлыкал.

7.

I Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.



III. Текст «Приметы осени» (7)

1,5

7 неделя

Практический речевой материал по развитию слухового восприятия, для детей с нарушением слуха





«Произношение» 2 класс 1 часть

А.Н. Пфафенродт,

М.Е.Кочанова. Стр.95






I.Вопросы.

1.Для чего нужен (нужна) утюг, тарелка, лопата и т.д.?

2.Где стоит телевизор?

3.Дворник подметает улицу (чем?)

4.Рабочий копает землю (чем?)


Текст

«Приметы осени»

  Наступила осень. Небо серое. Солнце светит мало. Идёт дождь. Дует ветер. Падают жёлтые и красные листья с деревьев. Птицы улетают на юг. Ребята надели пальто и сапоги.  

Вопросы:

1.Какое время года наступило?

2.Какая погода?

3.Какие листья падают?

4.Что делают птицы?

5.Что надели ребята?

Словарь: небо, солнце, дождь, ветер, деревья, деревьев, листья, падают, улетают, пальто, сапоги, надели.

8

I Речевой материал. обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.



III .Текст « Ноябрь»

(8)


1,5ч

8 неделя


Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя 1 часть

А.Н. Пфафенродт,

М.Е. Кочанова. «Произношение» 2 класс 1,2 части



I.Вопросы.

1.Как зовут твоего брата (сестру)?

2. Он старше тебя или младше?

3. В каком классе учится твоя сестра (брат)?


Текст «Ноябрь»

Наступила поздняя осень. Небо хмурое, серое. Идёт дождь. Дует холодный ветер. Облетели с деревьев листья. (Деревья стоят голые.) Птицы улетели на юг. Ноябрь – последний месяц осени. Скоро придёт зима.

Вопросы:

1. Расскажи, какая погода бывает осенью.

2. Какие стали деревья?

3. Почему улетели птицы?

4. Какое время года скоро наступит?

Повтори: последний месяц, поздняя осень, холодный ветер, хмурое небо, ноябрь, осень, дождь, ветер, холодно, облетели, улетели, птицы.

9

II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме «Слова противоположные по значению»


III. Текст. «Медведь» (9)




Контрольная работа

1,5

9 неделя

Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя 1 часть



Продолжи предложение:

Лук горький. Лимон кислый, а апельсин ….. Повторение слов по теме: широкий узкий, короткий - длинный, грязный – чистый и т.д.

Д\И Лото «Сладкое горькое, кислое солёное» или «Скажи наоборот».



Текст «Медведь»

Пришла осень. Начался листопад. Листья на деревьях облетели. *Медведь нашёл себе яму под деревом. *В яме было много сухих листьев и веток. Медведь сделал себе берлогу и лёг спать. Начались морозы. Снег покрыл деревья, землю и берлогу. Тепло медведю под снегом.

Вопросы:

1.Почему листья на деревьях облетели?

2.Расскажи, как медведь сделал себе берлогу.

3.Что медведь будет делать зимой.

Словарь: берлога - берлогу, яма – яму - в яме, листопад, лёг спать, снег – под снегом. Восприятие контрольных фраз с уроков и тем, и текстов.

2 четверть

10

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.



II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме «Части тела человека» (10)



10 неделя


Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида, пособие для учителя 1 часть.


Н.Э. Теремкова

« Логопедическое домашнее задание для детей с ОНР»

I.Вопросы

1.Есть у тебя друг или подруга?

2.Как зовут твоего друга или подругу?

3.Сколько ему лет (ей) лет?

4. В каком классе учится твой друг?

5. В какие игры ты играешь со своим другом?


Беседа. Работа по картинке

  1. Назови и покажи части тела.

  2. Скажи, сколько у тебя глаз, ушей, носов, языков, щёк, ног, рук,

  3. Покажи правую руку, левую руку, (левый глаз, правое ухо)

  4. Д/ и «Составь портрет».


11.

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.



II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме «Наша страна»

( 11 )

1,5ч

11 неделя

Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида, пособие для учителя 1 част



А.Плешаков «Окружающий мир»

I.Вопросы.

1.Какая сегодня погода?

2.Какая погода осенью?

3.Какое небо сегодня?

4.Какая погода была вчера?




Беседа

1.В какой стране ты живёшь?

Работа по картинкам покажи:

Флаг, герб.

12

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.


III.Текст «Наступление зимы».

(12)

1,5ч

12

Т.К.Королевская

 Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида, пособие для учителя 1 часть


А.Н. Пфафенродт,

М.Е. Кочанова. «Произношение» 2 класс 1,2 части


I. Вопросы:

1.У тебя есть домашнее животное?

2. Как его зовут?

3.Чем питается кошка собака и т.д.


Текст «Наступление зимы».

Наступили первые морозы. Замёрзли лужи. Река покрылась льдом. Серые тучи закрыли всё небо. Медленно начали падать первые снежинки. Потом пошёл густой снег. Земля побелела. На улицу выбежали дети. Они лепят первые снежки. Дворники убирают снег. Потом подъезжают машины и увозят снег.

Вопросы:

1.Раскажи, как изменилась природа, когда пришла зима.

2.Что делают дети зимой?

3.Как убирают снег на улицах?

4.Тебе нравится зима?

Повтори: мороз, морозы, лёд, покрылась льдом, снежинки, густой снег, первые морозы, замёрз (ли).


13

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности



II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме

« Приметы зимы» (13)

1,5

13 неделя

Дидактический материал





Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя 1 часть


I. Вопросы:

1. У вас есть в школе врач?

2. Ты был сегодня у врача?

3.Что тебе делал врач?


II.Работа по картинкам.

1.Что нарисовано на картинке?

2.Какая погода бывает зимой?

3. Что одевают люди зимой?

4.Назови зимние месяцы?

Дополни предложение:

Сегодня ……, сегодня …….., сегодня………

Слова: белый снег, мороз, иней, лёд, дует ветер, идёт снег


14

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.




III. Текст. «Кормушка» (14)

1,5ч

14

Неделя

Т.К.Королевская.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя 1 часть


А.Н. Пфафенродт,

М.Е. Кочанова. «Произношение» 2 класс 1,2 части


I.Вопросы

1.  Назови зимнюю одежду

2.Назови летнюю одежду

3. Почему летом нельзя носить шубу ?





III. Текст. «Кормушка»

Наступила холодная зима. Земля покрыта глубоким снегом. Многие птицы зимой голодают. На помощь им приходят ребята. Они приносят корм. Прилетят птицы. Весело будет в птичьей столовой!

Задания к тексту:

1.Какое время года наступило?

2.Чем покрыта земля?

3.Как живут птицы зимой?

4.Кто помогает птицам?

Повтори: холодная зима, снег, глубокий снег, голодная, голодают, корм, птичья столовая.

15

II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме

« Зима»







III. Текст «Снежная баба», (15)

1,5ч

15

неделя

Т.К.  Королевская. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя 1 часть



Работа по картинкам.

Какое время года нарисовано?

Декабрь, январь, февраль - это зимние месяцы.

-Дополни предложения:

Мальчик катается на …

Девочки лепят …..

-В какие игры играют дети зимой?

Повторение слова по теме: зима, сугробы, горка, снеговик, мороз, снежинки.


Текст «Снежная баба»

Ночью выпало много снега. После уроков ребята вышли во двор. Они стали возить снег нам середину двора. (Дети стали лепить снежную бабу). Толя слепил большой ком. Вова слепил ком поменьше, а Оля слепила маленький ком. Потом они вместе слепили снежную бабу. На голову надели ведро. Около снежной бабы положили доску.

Вопрос:

1Что делали ребята во дворе?

2.Расскажите, как они лепили снежную бабу.

3.Что положили ребята для птиц?

4. А ты помогаешь птицам зимой?

16

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.


II.Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме

« Детёныши животных»


Контрольная работа

1,5

16 неделя

Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя 1 часть

Произношение второй класс 1 часть .


А.Н.Пфафенродт, М.Е. Кочанова

I.Вопросы.

1.Какое сегодня число?

2. Какой день недели?

3. Какой вчера был день недели?

Слова: дни недели, вчера, сегодня, завтра.



II. Выполни поручения:

1.Послушай, повтори и покажи

Котёнок, щенок, телёнок, лисёнок, медвежонок, ежонок,

Ответь на вопрос «У кого кто?»:

У Овцы - ягнёнок, у коровы -…, у собаки -…, у кошки -…., у медведя -……, у лисы -……, у волка - ...

Кошка дикое или домашнее животное?


17

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.




IIIТекст «Новый год» (16)

1,5

17 неделя

Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида :пособие для учителя 1 часть

А.Н. Пфафенродт,

М.Е. Кочанова. «Произношение» 2 класс 1,2 части


I.Беседа по картинке.

1.Что решили построить ребята во дворе?

2.Как они строили горку?

3.На чём катаются дети?

Повторение словаря по теме: коньки, лыжи, санки, кататься на коньках, горка.



Текст «Новый год»

Скоро Новый год. В школу привезли большую и пушистую ёлку. Ёлку поставили в зал. В классе ребята сделали игрушки для ёлки. Вечером они повесили на ёлку шары, хлопушки, флажки и другие игрушки. *Под ёлку поставили Деда Мороза и Снегурочку. Скоро праздник.  

Вопросы:

1.Какую ёлку привезли в школу?

2.Расскажи, как украсили ребята ёлку.

3.Вечером нарисуй, что они повесили на ёлку.

Повтори слова и словосочетания: Новый год, наша школа – в нашу школу, под ёлку – на ёлку – для ёлки, будут выступать, красивая ёлка – красивую ёлку, пушистая ёлка





3четверть


18

Исследование слуха речью.

Проверка произношения

1,5

18 неделя

Е.П.Кузьмичёва, Е.З. Яхнина «Развитие устной речи у глухих учащихся»


Н.Д. Шматко, Т.В..Пилымская

«Альбом для обследования детей с нарушением слуха»

Мяч, рыба, бумага; папа, рыба, корзина; самолёт, собака, бабушка.

19

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.


II.Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме

« Зимние забавы» (17)

1,5

19

неделя

Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя 1 часть


I. Вопросы.

1. Что ты делал на каникулах?

2.Где ты был во время каникул?

3.Какую книгу ты прочитал?



II. Беседа по картинке

  1. Что нарисовано на картинке?

  2. Что дети делают зимой?

Повтори предложения: Катаются на лыжах, катаются на коньках, катаются на санках, играют в снежки.

Слова: санки, лыжи, коньки, каток, сугроб, горка, зима, зимой, ребята, ребятам, пушистый снег, весело.


20

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.



II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме «Описание внешнего вида домашнего животных» (18)

1,5

20 неделя







Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида, :пособие для учителя 1 часть


I.Вопросы:

1. В каком городе (деревне) ты живёшь?

2.Назови свой адрес

3.Назови членов семьи.



II.Вопросы.

1.Чем питается кролик, (овца)?

2.Чем покрыто тело кролика (овцы)?

3.Коровы живут на ферме. Коровы питаются травой и сеном. Люди ухаживают за домашними животными. Собака стережёт двор..Лошадь возит дрова, сено, картошку.

Где живут лошади?

Что делает кошка в доме?

Что ест кошка?

Чем покрыто тело кошки?

Слова: кролик, стережёт двор, дрова, сено

21

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.



III. Текст «Наша родина -Россия»

(19)


1,5

21 неделя

Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида, :пособие для учителя 1 часть



Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова «Окружающий мир» 2 класс.

I. Вопросы

1. Назови первый ( второй, третий ) месяц зимы

2.Какая погода бывает зимой?

3.Солько месяцев продолжается зима?


Текст «Наша родина - Россия»


Мы живём в Росси. Наша Родина, наше Отечество. В нашем Отечестве много городов, посёлков, деревень. Везде живут люди: мужчины, женщины, дети. Взрослые люди работают, а дети учатся. Люди работают на заводе, на фабрике, в магазине, на почте, в театре, в школе, в институте. У людей разные профессии: врач, учитель, портной, шофёр, инженер. Родину защищают военные: солдат, матрос, лётчик, пограничник.


Вопросы:

1. Как называется страна, в которой мы живём?

2. В каких населённых пунктах живут люди?

3. Где работают люди?

4.Кто защищает нашу Родину?

Слова повтори: Отечество, защищают военные, Россия.

22

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности


III. Текст «Хороший друг» (20)

1,5

22

неделя


Дидактический материал







Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида, пособие для учителя 1 часть


I.Вопросы:

1.Что ты делаешь утром (днём, вечером)?

2.Какую книгу ты прочитал?

3. Куда ты положил тетрадь?


Текст «Хороший друг»

У Бори два товарища - Серёжа и Гриша. Ребята учатся во втором классе. Однажды Боря не смог решить задачу. Он попросил товарищей ему помочь. Гриша дал Боре свою тетрадь и сказал: «Спиши задачу у меня». А Серёжа сказал: « Не надо списывать. Я тебе и так объясню. Ты сам решишь задачу».

Вопрос:

1. В каком классе учатся ребята?

2. Расскажи, как хотел Гриша помочь Борису.

3. Как хотел Серёжа помочь Борису?

4. Кто сделал правильно?

5. Кто настоящий друг?

Повтори слова и словосочетание:

Товарищ, два товарища, второй класс, не мог решить.


23

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности




III Текст.«День защитника Отечества». (21)

1,5

23





Б.Д. Корсунская «Читаю сам», стр. 70






А.Н. Пфафенродт,

М.Е. Кочанова. «Произношение» 2 класс 1,2 части









I.Выполни поручения:

1. Где лежит ручка?.

2. Возьми ручку и карандаш

3. Что ты сделал?

4.Назови временам года

5. Назови самое холодное время года


Текст

«День защитника Отечества».

23- февраля - День защитника Отечества. В этот день все поздравляют мужчин- защитников Родины.

Галя просит маму: - Мама, дай мне, пожалуйста, три поздравительных открытки - для папы, для дедушки, и для брата Мити. Я хочу поздравить их с Днём защитника Отечества.

- Митя ещё маленький, ему только четыре года,-сказала мама.

- Митя вырастет, и тоже будет защищать Родину, будет солдатом,- и сказала Галя.

Вопросы:

1.Какого числа отмечают День защитника отечества?

2.О чём попросила Галя маму?

3.Что сказала мама про Митю?

4.Что ответила Галя маме?

24

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности



III Текст « Зайка» (22)




1,5


24

неделя






Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида, пособие для учителя 1 часть



А.Н. Пфафенродт,

М.Е. Кочанова. «Произношение» 2 класс 1,2 части


I. Вопросы:

1.Сколько дней в неделю учатся дети?

2. Какой предмет ты любишь?

3. В какую игру ты любишь играть?


Текст « Зайка»

Папа у Шуры охотник. Он принёс домой зайца. Он жил у Шуры всю зиму. Мальчик давал зайцу морковку, капусту и другие овощи. Один раз зайчик убежал в сад. Шура поймал зайца и отнёс в школу. В школе ребята кормили зайца. Когда начались, летние каникулы, ребята отпустили его в лес.

Вопросы:

1. Придумай заглавие к рассказу.

2.Кем был Шурин папа?

3. Кого принёс папа?

4.Скажи, чем Шура кормил кролика?

5.Куда Шура отнёс зайчика?

6.Что сделали ребята летом?

Повтори: охотник, заяц, зайца, зайчик, зайчика, кормили его, летние каникулы, отпустили его


25

II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме

«8 Марта»







III Текст « В марте» (23)

1,5

25

неделя


Дидактический материал








Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя 1 часть



I.Беседа:

1.Когда мамин праздник?

2. Кого поздравляют 8 Марта?

3.Составь предложение:

Поздравляю мама, тебя с праздником!

4.Дополни предложение:

Маша подарила….

Андрей нарисовал….

Повторение словаря по теме: подарок, весна, праздник, цветы, открытка, рисунок.



Текст « В марте»

В марте начинает таять снег. Появились первые проталины. С каждым днём всё теплее. Дни стали длиннее, а ночи короче. Небо голубое. Это начало весны. Скоро прилетят грачи – наши первые гости.

Задания к тексту:

1.Какой первый месяц весны?

2.Какой снег в марте?

3.Какая погода в марте?

4.Какие птицы прилетают в марте?

Повтори: март, в марте, тает снег, проталины, тепло, теплее, день, ночь, грачи.


26

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности


II.Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме

«Приметы весны»

(24)


1,5

26 неделя

Дидактический материал




Дидактический материал по развитию слухового восприятия. Н.И.Матвеева,

Л.З.Нестерова, Н.Н.Чертова, И.Г.Багрова

I.Вопросы.

1.Как меняется погода весной?

2.Сегодня идёт снег (дождь)?

3. Назови весенние месяцы.



II.Беседа:

1. Какая бывает погода весной?

2.Назови весенние признаки.

3.Какие птицы прилетают весной?

Словарь: названия перелётных птиц.

27

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности


II.Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме

«Весна» (25)

1,5

27 неделя

Т.К.  Королевская. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида, пособие для учителя 1 часть


I.Беседа.

1.Ты помогаешь дома маме?

2. Ты утром убираешь кровать?

3.Какие уроки у тебя были сегодня?



II.Работа по картинке

1.Какой снег стал весной?

Повтори предложения:

Наступила весна. Стало тепло.

Ярко светит солнышко.

Снег тает. Текут ручейки.

Повторение словаря по теме: весна, подснежники, ласточка, скворец, капель, кукушка, весеннее солнышко, бегут ручьи т.д.

28

I.Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.




III.Текст «Апрель» (26)





Контрольная работа


1,5

28 неделя

Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида, пособие для учителя 1 часть


А.Н. Пфафенродт,

М.Е. Кочанова. «Произношение» 2 класс 1,2 части




I.Вопросы

1.Что ты ел на завтрак?

2.Кто сегодня дежурный?

3. Что делает дежурный?

Текст «Апрель»

Апрель – второй месяц весны. Всё ярче и ярче светит солнце. По небу плывут облака. На деревьях набухают почки. В конце апреля на деревьях появляются первые листочки. Расцветают весенние цветы. Прилетают в родные края птицы. Первыми прилетают грачи. Потом прилетают скворцы и жаворонки.

Вопросы:

1.Назови второй месяц весны.

2.Расскажи, какая природа весной.

3.Какие птицы прилетают первыми?

4.Какие птицы прилетают после грачей?

Повтори слова и словосочетания: апрель, месяц, второй месяц, весна, весны, светит солнце, ярко ярче, облака, почки, набухают, птицы, грачи, скворцы, жаворонки


IV четверть

29

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности






III. Текст « Птичьи дома»

(27)

1,5

29 неделя

Т.К.Королевская  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида, пособие для учителя 1 часть





А.Н. Пфафенродт,

М.Е. Кочанова. «Произношение» 2 класс 1,2 части


I. Беседа.

1.Что делают на уроке математики?

2. Нарисуй … красных шара, а груш на …. больше. Что ты нарисовал?

3.Реши примеры: 43-3 58-20 75=15





Текст « Птичьи дома»

Наступила весна. Дети сделали скворечник и повесили его на дерево около школы. Они сказали маленькому Ване «Будем ждать скворцов». Стало тепло. Однажды Ваня подошёл к ели и увидел, что две птички сидели на скворечнике. Скворцы прилетели! Скворцы прилетели!- радостно закричал Ваня и побежал к ребятам. Скворцы влетели в скворечник и вылетели обратно. Они приносили травинки, мох и пёрышки. Скворцы вили себе гнездо.

Вопросы.

1. Что сделали ребята?

2. Кто первый увидел скворцов?

3. Что сделали скворцы?

4. Из чего скворцы себе сделали гнездо?

Слова:

Дерево - на дереве, скворец - скворцов- скворцы, скворечник, вылетали, влетел.

30

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности


II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме

«Труд людей весной» (28)

1,5

30 неделя

Дидактический материал





Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя 1 часть




I. Вопросы

1Какая погода бывает весной?

2.Кто просыпается весной в лесу?

3. Как изменяется погода весной?


II.Работа по картинке.

Игра: «Кто что делает»

-Для чего нужен каждый из этих инструментов? (лейка, лопата, грабли, кисть, пила).

- Закончи предложение:

На огороде сеют...

На поле сеют...

На цветнике высевают...

В саду сажают...

Слова: яблони, груши, рожь, пшеницу, подсолнечник, бархатцы, астры, ромашки, морковь, свекла, огурцы)


31

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности.



II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов «День Победы» (29)

1,5

31 неделя

Дидактический материал






Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя 1 часть


I. Вопросы

1. Когда прилетают птицы с юга?

2.Как люди помогают птицам?

3.Назови первый месяц весны.



II. Беседа

1.Какой праздник 9 мая?

2. Кого поздравляют в этот день?

Повтори предложение:

 Была  война с фашистами.  

Наша страна победила.  

9-го Мая вечером в больших городах бывает салют.  

Повторение словаря по теме: День Победы, война, началась, закончилась, победили, праздник, салют, 9 мая.

32

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности


II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме

«Лето»(30)

1,5

32 неделя

Дидактический материал



А.Н. Пфафенродт,

М.Е. Кочанова. «Произношение» 2 класс 1,2 части



I.Вопросы

1.Кто сегодня дежурный?

2.Где едят дети?

3. Что делает дежурный?


Беседа.

1.Какое время года наступит после весны?

2.Назови летние месяцы.

3. Дополни предложение.

Летом…. (жарко, тепло, часто идут дожди, пасмурно, облачно).

4.Продолжи предложение.

Летом ребята отдыхают (загорают, купаются, играют).

33

II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме

«Растения»(30)



III.Текст «Берёзовая роща» (31)

1,5

33 неделя

Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя 1 часть


А.Н. Пфафенродт,

М.Е. Кочанова. «Произношение» 2 класс 1,2 части


II.Беседа.

1.Покажи и назови.

2.Покажи и назови части цветка?

3. Составь предложения.

растут, астры, В парке, розы

Повторение словаря по теме: цветок, стебель, листок, корень, астра, роза, ромашка,


Текст «Берёзовая роща»

Это было в мае. Катя и её маленький брат пошли в берёзовую рощу. Было очень тихо. Хорошо весной в роще. Поют птицы, гудят пчёлы, летают бабочки. Кругом много цветов. Растут душистые ландыши. А Игорь увидел красивые голубые цветы. Долго бродили дети по роще. Ребята посидели около ручья. Радостные и счастливые они вернулись домой.

Вопросы:

1.Кто ходил в рощу?

2. Как было в роще?

3.Какие цветы видели дети?

Повтори слова: берёзовая роща, в берёзовую рощу, в берёзовой роще, незабудки, ландыши, около ручья.

34

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся

к организации учебной деятельности





II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов по теме

«Летние каникулы» (32)





Контрольная работа

1,5

34 неделя

Т.К.  Королевская Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя 1 часть


Н.И Матвеева, Л.З. Нестерова, Н. И Чертова, И.Г Багрова «Дидактический материал по развитию слухового восприятия для слабослышащих»


I. Вопросы

1. В какую игру ты играл (а)?

2. Какое время года будет после весны?

3. Какое время года тебе нравится?  

4.Какую книгу читал (а)?



Беседа.

1.Назови летние месяцы.

2.Куда (с кем) ты поедешь отдыхать?

3. Что ты будешь делать на летних каникулах?

Повторение словаря по теме:

лето, летом, летние каникулы, отдыхают, купаются, загорают, собирают грибы и ягоды, река, на реке, первого сентября.

35

Проверка речевого слуха


1,5ч


Дидактический материал
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!