СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 3 год обучения (Шалаев Никита)БОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 3 год обучения (Шалаев Никита)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа  разработана для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) с сочетанной патологией с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей ребенка и рекомендаций областной медико-педагогической комиссии с использованием следующих программ:

- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1984 г.

- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы) /под ред. И. М. Бгажноковой – г. Москва, Гуманитарный издательский центр Владос,  2007г

На уроках развития речи даются первоначальные  сведения о живой и неживой природе. Цель  предмета состоит не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и в том, чтобы развить детей, обучающихся по II варианту базисного  учебного плана, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. Основную  цель воспитания ребенка с умственной отсталостью можно сформулировать следующим образом: формирование его как социально равноправной личности, способной самостоятельно (в меру своих возможностей), жить в обществе людей, пользоваться основными конституционными правами гражданина. Основное  внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 3 год обучения (Шалаев Никита)БОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 3 год обучения (Шалаев Никита)»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


УТВЕРЖДАЮ: РАССМОТРЕНО:

Директор МКС(К)ОУ

Тогучинского района на заседании МО

«Тогучинская школа для

обучающихся с ОВЗ» протокол №_______

Матецкая О.В. __________

«____»___________20_____г «____»______________20__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

3 год обучения (Шалаев Никита)

учителя Лариной Светланы Николаевны

МКОУ Тогучинского района

«Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ»

на 2016 – 2017 учебный год









Корректировка рабочей программы:


п/п

Тема

Приказ

Подпись























г.Тогучин 20___г.




Пояснительная записка к рабочей программе

по развитию речи 3 класс

Адаптированная рабочая программа разработана для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) с сочетанной патологией с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей ребенка и рекомендаций областной медико-педагогической комиссии с использованием следующих программ:

- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1984 г.

- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы) /под ред. И. М. Бгажноковой – г. Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 2007г

На уроках развития речи даются первоначальные сведения о живой и неживой природе. Цель предмета состоит не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и в том, чтобы развить детей, обучающихся по II варианту базисного учебного плана, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. Основную цель воспитания ребенка с умственной отсталостью можно сформулировать следующим образом: формирование его как социально равноправной личности, способной самостоятельно (в меру своих возможностей), жить в обществе людей, пользоваться основными конституционными правами гражданина. Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах.

Основные задачи предмета:

  • подготовить обучающихся к самостоятельной жизни;

  • развивать умение ориентироваться в окружающей жизни;

  • учить общаться с взрослыми людьми, сверстниками;

  • помочь приобрести простейшие трудовые навыки.

Ознакомление с жизнью растений и животных дети получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Они ведут наблюдения за жизнью животных и растений, изменениями в природе и труде людей, знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, обучающиеся учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. У них корректируется развитие речи, памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления.

Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материалов для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях.

Практические работы помогают закреплению определенных умений и навыков. Для развития различных органов чувств я планирую: занятия лепкой из глины или пластилина, изображение предметов в виде рисунков и аппликаций, использую различные наглядные пособия, трафареты. Я запланировала 18 практических занятий и экскурсий из 34 часов, отведенных на предмет. Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей.

Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у ребенка интерес, стимулируют его к деятельности. Эти уроки способствуют развитию, коррекции личности школьника и необходимы в жизни, решаются задачи развития и коррекции мелкой моторики; развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок по развитию речи должен быть посвящён одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке должно быть ограничено. Для ускорения развития речи занятия необходимо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов.

Уроки развития речи проводятся 1 раз в неделю, 34 часа за год.

Шалаев Никита обучается третий год. Он не может повторить многие слова, произношение многих звуков нарушено, речь скудна и дефектна. Следует уделять внимание коррекции мелкой моторики, т.к. у ребенка наблюдается скованность движений, нарушено зрение. Необходимо уделять на каждом уроке 2-3 минуты на артикуляционную гимнастику для коррекции звукопроизношения, заставлять повторять слова учителя. Никита запомнил основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий. В этом учебном году необходимо закрепить узнавание черного, белого, работать над запоминанием оттенков цветов.














Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе.

Предполагаемые умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся к концу года:

  • Выполнять простые поручения по словесному заданию учителя;

  • Применять доступные этические выражения «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте» и «До свидания»;

  • Внятно выражать свою просьбу, желание;

  • Называть знакомые предметы;

  • Повторять название предметов за учителем;

  • Запомнить и называть оттенки цветов: розовый, голубой, оранжевый, фиолетовый;

  • Слушать сказки и рассказы в устном изложении учителя;

  • Выражать понимание прослушанных текстов с помощью наглядности (картинки с изображением героев, ситуационные картинки);

  • Отвечать на вопросы по прочитанному тексту нераспространенными предложениями;

  • Составлять с помощью учителя нераспространенные предложения с опорой на наглядность;

  • Повторять за учителем артикуляционные упражнения;

  • Узнавать и называть изученные овощи, фрукты, ягоды, растения животных, насекомых.







Аннотация УМК


№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

Учебник

Е.Д.Худенко, С.Н.Кремлева

Развитие речи

Москва «Аркти» 2003г;

Учебник

С.В.Комарова

Устная речь

Москва, «Просвещение», 2011г.







Материально – техническое и методическое обеспечение образовательного процесса


№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

Книга

Г.С.Швайко

Игры и игровые упражнения для развития речи

Москва,«Просвещение»

1988

Книга по практической психологии

А.Ф.Ануфриев

С.Н.Костромина

Как преодолеть трудности в обучении детей

Москва,«ОСЬ-89»

1997

Пособие для родителей и педагогов

Л. П.Савина

Пальчиковая гимнастика (для развития речи дошкольников)

Москва, «АСТ»

1999

Пособие

Т.И.Гризик

В мире слов

Москва, «Просвещение» 2006г

Учебник

Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О.Куртова

Живой мир. 1 класс

Москва, « Просвещение», 2012г

Библиотека словесника

Составитель Ю.Г.Круглов

Русские народные загадки, пословицы, поговорки

Москва, «Просвещение» 1990г

Рабочая тетрадь

А.В.Усвайская,

Н.А.Ардашева

Дневник наблюдений

Москва,

« Просвещение»,1989г

Книга-альбом

Р.С.Буре

Мы друг другу помогаем

СПб «Детство-Пресс» 2006г

Рабочая тетрадь

Н.Е.Писарева

Мамины уроки

СПб «Детство-Пресс» 2005г

Тесты

Е.Синякова

Что должен знать ребенок 4-5 лет

Москва, ООО «Стрекоза», 2008г

Тематические плакаты (10 тем)

Обучающие карточки


Птицы

Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г

Обучающие карточки


Грибы и ягоды

Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г

Обучающие карточки


Профессии

Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г

Обучающие карточки


Животные России

Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г

Обучающие карточки


Насекомые

Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г

Обучающие карточки


Времена года

Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г

Обучающие карточки


Цветы

Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г

Обучающие карточки


Что такое хорошо и что такое плохо

Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г

Обучающие карточки


Герои русских сказок

Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г

Интернет- ресурсы: http://минобрнауки.рф  http://minobr.nso.ru/ 

http://concord.nichost.ru/ http://www.proshkolu.ru/

http://pedsovet.su/http://pedsovet.org/; http://www.uroki.net/

http://festival.1september.ru/;  http://институт-коррекционной-педагогики.рф

Ноутбук

Учебно-тематический план

Развитие речи 3 год обучения



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)

1

Осень

5

2

2-практическая работа

1 –экскурсия

2

Овощи

3

1

2-практическая работа

3

Ягоды

1

1


4

Деревья

4

2

1 -практическая работа

1 –экскурсия

5

Зима

5

3

1 -практическая работа

1 –экскурсия

6

Животные

5

2

2-практическая работа

1 –экскурсия

7

Птицы

3

2

1 –экскурсия

8

Комнатные растения

2

1

1-практическая работа

9

Насекомые

1


1-практическая работа

10

Весна

3

1

1 -практическая работа

1 –экскурсии

11

Цветы

2

1

1-практическая работа


Итого:

34

16

18





Поурочное календарно-тематическое планирование

Развитие речи 3 год обучения

п/п

урока

Раздел

Наименование темы

Всего

уроков

Сроки прохождения программы


Коррекционная работа

Планируемые

Фактические



Осень


5




1

1


Изменения в природе осенью


5.09


Коррекция внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики

2

2


Экскурсия в лес «Наблюдение за осенними изменениями в природе»


12.09


3

3


Осенние работы в огороде и на полях


19.09


4

4


Практическая работа. Работа в огороде: уборка моркови


26.09


5

5


Листопад. Практическая работа

« Осенний пейзаж»


3.10




Овощи


3




6

1


Картофель


10.10.


Коррекция памяти, мелкой моторики, мышления

7

2


Капуста


17.10


8

3


Практическая работа «Употребление овощей в пищу».


24.10




Ягоды


1




9

1


Арбуз. Цвет, величина, форма, вкус


31.10


Коррекция восприятия



Деревья


4




10

1


Дуб


14.11


Коррекция речи, мелкой моторики, внимания, эмоционально-волевой сферы

11

2


Тополь


21.11


12

3


Экскурсия на природу «Распознавание деревьев»


28.11


13

4


Практическая работа «Части дерева»


5.12


Коррекция наблюдательности, мелкой моторики, внимания



Зима


5




14

1


Изменения в природе зимой


12.12


Коррекция наблюдательности, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики

15

2


Признаки зимы. Метели ,морозы


19.12


16

3


Практическая работа «Зимние забавы детей»


26.12


17

4


Труд людей зимой


16.01


18

5


Экскурсия в зимний лес


23.01




Животные


5




19

1


Домашние животные: корова, лошадь


30.01


Коррекция представления, мышления

20

2


Практическая работа «Сравнение коровы и лошади по внешнему виду»


6.02


21

3


Дикие животные. Еж, белка


13.02


22

4


Экскурсия в живой уголок


20.02


Коррекция представления об окружающем, эмоционально-волевой сферы

23

5


Сравнение диких и домашних животных. Практическая работа «Найди отличия»


27.02


Коррекция представления, мышления, памяти



Птицы


3




24

1


Ворона, воробей



6.03


Коррекция представления об окружающем мире, эмоционально-волевой сферы


25

2


Грач


13.03


26

3


Экскурсия «Наблюдение за птицами»


20.03




Комнатные растения


2




27

1


Бегония


3.04


Отработка практических навыков ухода за растениями

28

2


Практическая работа: уход за комнатными растениями


10.04




Насекомые


1




29

1


Практическая работа. «Бабочка.

Стрекоза»


17.04


Коррекция восприятия, представления



Весна


3




30

1


Изменения в природе весной


24.04


Коррекция представления, наблюдательности, внимания

31

2


Практическая работа: наблюдение за распусканием листьев ветки тополя


4.05


32

3


Экскурсия к речке «Раннецветущие растения: мать – и - мачеха»


15.05




Цветы


2




33

1


Одуванчик, ромашка


22.05


Коррекция наблюдательности, эмоционально-волевой сферы

34

2


Практическая работа «Краски лета»


29.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!