Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
УТВЕРЖДАЮ: РАССМОТРЕНО:
Директор МКС(К)ОУ
Тогучинского района на заседании МО
«Тогучинская школа для
обучающихся с ОВЗ» протокол №_______
Матецкая О.В. __________
«____»___________20_____г «____»______________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
3 год обучения (Шалаев Никита)
учителя Лариной Светланы Николаевны
МКОУ Тогучинского района
«Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ»
на 2016 – 2017 учебный год
Корректировка рабочей программы:
г.Тогучин 20___г.
Пояснительная записка к рабочей программе
по развитию речи 3 класс
Адаптированная рабочая программа разработана для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) с сочетанной патологией с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей ребенка и рекомендаций областной медико-педагогической комиссии с использованием следующих программ:
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1984 г.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы) /под ред. И. М. Бгажноковой – г. Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 2007г
На уроках развития речи даются первоначальные сведения о живой и неживой природе. Цель предмета состоит не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и в том, чтобы развить детей, обучающихся по II варианту базисного учебного плана, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. Основную цель воспитания ребенка с умственной отсталостью можно сформулировать следующим образом: формирование его как социально равноправной личности, способной самостоятельно (в меру своих возможностей), жить в обществе людей, пользоваться основными конституционными правами гражданина. Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах.
Основные задачи предмета:
подготовить обучающихся к самостоятельной жизни;
развивать умение ориентироваться в окружающей жизни;
учить общаться с взрослыми людьми, сверстниками;
помочь приобрести простейшие трудовые навыки.
Ознакомление с жизнью растений и животных дети получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Они ведут наблюдения за жизнью животных и растений, изменениями в природе и труде людей, знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, обучающиеся учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. У них корректируется развитие речи, памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления.
Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материалов для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях.
Практические работы помогают закреплению определенных умений и навыков. Для развития различных органов чувств я планирую: занятия лепкой из глины или пластилина, изображение предметов в виде рисунков и аппликаций, использую различные наглядные пособия, трафареты. Я запланировала 18 практических занятий и экскурсий из 34 часов, отведенных на предмет. Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей.
Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у ребенка интерес, стимулируют его к деятельности. Эти уроки способствуют развитию, коррекции личности школьника и необходимы в жизни, решаются задачи развития и коррекции мелкой моторики; развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок по развитию речи должен быть посвящён одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке должно быть ограничено. Для ускорения развития речи занятия необходимо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов.
Уроки развития речи проводятся 1 раз в неделю, 34 часа за год.
Шалаев Никита обучается третий год. Он не может повторить многие слова, произношение многих звуков нарушено, речь скудна и дефектна. Следует уделять внимание коррекции мелкой моторики, т.к. у ребенка наблюдается скованность движений, нарушено зрение. Необходимо уделять на каждом уроке 2-3 минуты на артикуляционную гимнастику для коррекции звукопроизношения, заставлять повторять слова учителя. Никита запомнил основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий. В этом учебном году необходимо закрепить узнавание черного, белого, работать над запоминанием оттенков цветов.
Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе.
Предполагаемые умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся к концу года:
Выполнять простые поручения по словесному заданию учителя;
Применять доступные этические выражения «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте» и «До свидания»;
Внятно выражать свою просьбу, желание;
Называть знакомые предметы;
Повторять название предметов за учителем;
Запомнить и называть оттенки цветов: розовый, голубой, оранжевый, фиолетовый;
Слушать сказки и рассказы в устном изложении учителя;
Выражать понимание прослушанных текстов с помощью наглядности (картинки с изображением героев, ситуационные картинки);
Отвечать на вопросы по прочитанному тексту нераспространенными предложениями;
Составлять с помощью учителя нераспространенные предложения с опорой на наглядность;
Повторять за учителем артикуляционные упражнения;
Узнавать и называть изученные овощи, фрукты, ягоды, растения животных, насекомых.
Аннотация УМК
№ п/п | Тип пособия | Автор | Наименование | Издательство, год |
| Учебник | Е.Д.Худенко, С.Н.Кремлева | Развитие речи | Москва «Аркти» 2003г; |
| Учебник | С.В.Комарова | Устная речь | Москва, «Просвещение», 2011г. |
Материально – техническое и методическое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Тип пособия | Автор | Наименование | Издательство, год |
| Книга | Г.С.Швайко | Игры и игровые упражнения для развития речи | Москва,«Просвещение» 1988 |
| Книга по практической психологии | А.Ф.Ануфриев С.Н.Костромина | Как преодолеть трудности в обучении детей | Москва,«ОСЬ-89» 1997 |
| Пособие для родителей и педагогов | Л. П.Савина | Пальчиковая гимнастика (для развития речи дошкольников) | Москва, «АСТ» 1999 |
| Пособие | Т.И.Гризик | В мире слов | Москва, «Просвещение» 2006г |
| Учебник | Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О.Куртова | Живой мир. 1 класс | Москва, « Просвещение», 2012г |
| Библиотека словесника | Составитель Ю.Г.Круглов | Русские народные загадки, пословицы, поговорки | Москва, «Просвещение» 1990г |
| Рабочая тетрадь | А.В.Усвайская, Н.А.Ардашева | Дневник наблюдений | Москва, « Просвещение»,1989г |
| Книга-альбом | Р.С.Буре | Мы друг другу помогаем | СПб «Детство-Пресс» 2006г |
| Рабочая тетрадь | Н.Е.Писарева | Мамины уроки | СПб «Детство-Пресс» 2005г |
| Тесты Е.Синякова | Что должен знать ребенок 4-5 лет | Москва, ООО «Стрекоза», 2008г |
| Тематические плакаты (10 тем) |
| Обучающие карточки | | Птицы | Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г |
| Обучающие карточки | | Грибы и ягоды | Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г |
| Обучающие карточки | | Профессии | Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г |
| Обучающие карточки | | Животные России | Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г |
| Обучающие карточки | | Насекомые | Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г |
| Обучающие карточки | | Времена года | Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г |
| Обучающие карточки | | Цветы | Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г |
| Обучающие карточки | | Что такое хорошо и что такое плохо | Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г |
| Обучающие карточки | | Герои русских сказок | Ростов-на-Дону, изд. «Проф-Пресс» 2012г |
| Интернет- ресурсы: http://минобрнауки.рф http://minobr.nso.ru/ http://concord.nichost.ru/ http://www.proshkolu.ru/ http://pedsovet.su/; http://pedsovet.org/; http://www.uroki.net/ ; http://festival.1september.ru/; http://институт-коррекционной-педагогики.рф |
| Ноутбук |
Учебно-тематический план
Развитие речи 3 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение) |
1 | Осень | 5 | 2 | 2-практическая работа 1 –экскурсия |
2 | Овощи | 3 | 1 | 2-практическая работа |
3 | Ягоды | 1 | 1 | |
4 | Деревья | 4 | 2 | 1 -практическая работа 1 –экскурсия |
5 | Зима | 5 | 3 | 1 -практическая работа 1 –экскурсия |
6 | Животные | 5 | 2 | 2-практическая работа 1 –экскурсия |
7 | Птицы | 3 | 2 | 1 –экскурсия |
8 | Комнатные растения | 2 | 1 | 1-практическая работа |
9 | Насекомые | 1 | | 1-практическая работа |
10 | Весна | 3 | 1 | 1 -практическая работа 1 –экскурсии |
11 | Цветы | 2 | 1 | 1-практическая работа |
| Итого: | 34 | 16 | 18 |
Поурочное календарно-тематическое планирование
Развитие речи 3 год обучения
№ п/п | № урока | Раздел | Наименование темы | Всего уроков | Сроки прохождения программы | Коррекционная работа |
Планируемые | Фактические |
| | Осень | | 5 | | | |
1 | 1 | | Изменения в природе осенью | | 5.09 | | Коррекция внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики |
2 | 2 | | Экскурсия в лес «Наблюдение за осенними изменениями в природе» | | 12.09 | |
3 | 3 | | Осенние работы в огороде и на полях | | 19.09 | |
4 | 4 | | Практическая работа. Работа в огороде: уборка моркови | | 26.09 | |
5 | 5 | | Листопад. Практическая работа « Осенний пейзаж» | | 3.10 | |
| | Овощи | | 3 | | | |
6 | 1 | | Картофель | | 10.10. | | Коррекция памяти, мелкой моторики, мышления |
7 | 2 | | Капуста | | 17.10 | |
8 | 3 | | Практическая работа «Употребление овощей в пищу». | | 24.10 | |
| | Ягоды | | 1 | | | |
9 | 1 | | Арбуз. Цвет, величина, форма, вкус | | 31.10 | | Коррекция восприятия |
| | Деревья | | 4 | | | |
10 | 1 | | Дуб | | 14.11 | | Коррекция речи, мелкой моторики, внимания, эмоционально-волевой сферы |
11 | 2 | | Тополь | | 21.11 | |
12 | 3 | | Экскурсия на природу «Распознавание деревьев» | | 28.11 | |
13 | 4 | | Практическая работа «Части дерева» | | 5.12 | | Коррекция наблюдательности, мелкой моторики, внимания |
| | Зима | | 5 | | | |
14 | 1 | | Изменения в природе зимой | | 12.12 | | Коррекция наблюдательности, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики |
15 | 2 | | Признаки зимы. Метели ,морозы | | 19.12 | |
16 | 3 | | Практическая работа «Зимние забавы детей» | | 26.12 | |
17 | 4 | | Труд людей зимой | | 16.01 | |
18 | 5 | | Экскурсия в зимний лес | | 23.01 | |
| | Животные | | 5 | | | |
19 | 1 | | Домашние животные: корова, лошадь | | 30.01 | | Коррекция представления, мышления |
20 | 2 | | Практическая работа «Сравнение коровы и лошади по внешнему виду» | | 6.02 | |
21 | 3 | | Дикие животные. Еж, белка | | 13.02 | |
22 | 4 | | Экскурсия в живой уголок | | 20.02 | | Коррекция представления об окружающем, эмоционально-волевой сферы |
23 | 5 | | Сравнение диких и домашних животных. Практическая работа «Найди отличия» | | 27.02 | | Коррекция представления, мышления, памяти |
| | Птицы | | 3 | | | |
24 | 1 | | Ворона, воробей | | 6.03 | | Коррекция представления об окружающем мире, эмоционально-волевой сферы |
25 | 2 | | Грач | | 13.03 | |
26 | 3 | | Экскурсия «Наблюдение за птицами» | | 20.03 | |
| | Комнатные растения | | 2 | | | |
27 | 1 | | Бегония | | 3.04 | | Отработка практических навыков ухода за растениями |
28 | 2 | | Практическая работа: уход за комнатными растениями | | 10.04 | |
| | Насекомые | | 1 | | | |
29 | 1 | | Практическая работа. «Бабочка. Стрекоза» | | 17.04 | | Коррекция восприятия, представления |
| | Весна | | 3 | | | |
30 | 1 | | Изменения в природе весной | | 24.04 | | Коррекция представления, наблюдательности, внимания |
31 | 2 | | Практическая работа: наблюдение за распусканием листьев ветки тополя | | 4.05 | |
32 | 3 | | Экскурсия к речке «Раннецветущие растения: мать – и - мачеха» | | 15.05 | |
| | Цветы | | 2 | | | |
33 | 1 | | Одуванчик, ромашка | | 22.05 | | Коррекция наблюдательности, эмоционально-волевой сферы |
34 | 2 | | Практическая работа «Краски лета» | | 29.05 | |