Курс «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
ориентироваться в тетради в линию;
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
использовать основные правила построения линейного орнамента
Содержание курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Основной целью курса является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко – слоговой анализ слов. Работа по звуко – слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям.
1. Звуки
- понятие «Звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих;
- выделение звука в начале. В конце и в середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2. Слоги.
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слов.
3. Слова.
- выявление различий в звуковом составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых звуков или слогов в названии картинок;
- изменение слов путем замены, перестановки. Добавления. Исключения звуков или слогов;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова.
4. Буквы.
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
5. Связная устная речь.
- обучение ответам на вопросы, диалогическая речь;
- обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
- обучению подробному пересказу текста;
- обучение составлению рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок.
КТП по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
№ | Раздел | Тема урока | Кол час | Основные понятия | Примечания |
1 | Звуки | Вводное занятие. Знакомство. В мире звуков | 1 | Звуки | Диагностика уровня подготовки детей к занятиям |
2 | | Гласные и согласные звуки | 1 | Гласные и согласные звуки | Звуки гласные и согласные |
3 | | Гласные и согласные звуки | 1 | Гласные и согласные звуки | Звуки гласные и согласные |
4 | Слово | Слово | 1 | «Слово» и «предмет» Живые и неживые предметы Твердый и мягкий согласный звуки | Первый звук в слове |
5 | | Слово | 1 | «Слово» и «предмет» Живые и неживые предметы Твердый и мягкий согласный звуки | Первый звук в слове |
6 | | Предложение | 1 | Предложение состоит из слов | Запись предложения схемой |
7 | | Предложение | 1 | Предложение состоит из слов | Запись предложения схемой |
8 | Буквы | Буквы А ,а | 1 | Гласный звук Живые и неживые предметы Буква как знак | Количество звуков в слове |
9 | | Буквы О, о | 1 | Гласный звук Схема слова | Количество звуков в слове |
10 | | Времена года, месяцы года, дни недели. Буквы И, и. | 1 | Гласный звук | Определение звуков в слове |
11 | | Буквы У, у | 1 | Гласный звук | Чтение |
12 | | Буквы А, О, У. | 1 | | Чтение |
13 | | Буквы И, и | 1 | Гласный звук | Чтение |
14 | | Буквы Н, н | 1 | Согласный звук (тв., мяг.)Строчная и заглавная буквы | Чтение слогов с буквой Н |
15 | | Буквы С, с, З, з | 1 | Согласный звук Противоположные и близкие по смыслу слова | Лесенка слов |
16 | | Буква Ы | 1 | Гласный звук | Чтение слогов, сбор слов |
17 | | Буквы Т, т, Д,д | 1 | Согл . звук | Чтение слов Работа с Букварем |
18 | | Буквы К, к, Г,г | 1 | Соглас. звук | Диктант (первая буква в слове) |
19 | | Гласные (А, О, У, И) звуки. Согласные (Н, К,Г, Т, Д,З.з, С,с). | 1 | Согласный звук | Сбор слов. Чтение |
20 | Слоги | Слог | 1 | Слово состоит из слогов | |
21 | | Звуки гласные и согласные. Слог. | 1 | | Слоги до слов |
22 | | Звуки гласные и согласные. Слог. | 1 | | |
23 | Буквы | Буквы Л, л, М,м | 1 | Согласные звуки | Деление слов на звуки и слоги. |
24 | | Буквы Р, р. Звуки. | 1 | Согласные звуки | |
25 | | Буквы В, в., Ф,ф | 1 | Согласные звуки Множественное и единственное число | Развитие фонематического слуха Ребусы |
26 | | Буквы Е, е, Я,я Ягоды | 1 | Буква Е – 2 звука, позиция в слове | Сбор слов из слогов. |
27 | | Буквы П, п.,Б,б Грибы | 1 | Согласные звуки. | Орфографическая минутка |
28 | | Буквы Ш,ш, Ж,ж Животные леса | 1 | Всегда твердые согласные Правило ЖИ_ШИ | Лесенка слов |
29 | | Буквы Ч, ч ,Щ,щ | 1 | Всегда мягкий согласный звук Правило ЧА_ЩА | Сквозная буква |
30 | | Буква Ь. | 1 | Буква Ь – показатель мягкости согласного звука | Работа с Букварем |
31 | | Буква Ь в середине слова | 1 | Показатель мягкости согласного звука | Ребусы |
32 | | Буквы Х, х,Ц,ц | 1 | Глухой согласный звук | Сквозная Х |
33 | | Практическое пользование изученных букв Проверка знаний | 1 | | Сквозное КВА в словах |
Основные требования к уровню подготовки воспитанников
К концу обучения воспитанники должны:
Знать / понимать:
— звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— звук, слог, слово;
— слово и предложение;
— ударение;
Уметь:
— называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
— называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета;
— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— различать звук, слог, слово;