Адаптированная рабочая программа разработана для обучающейся 2-Г класса МБОУ г. Керчи РК « Школа №12» на 2020/2021 учебный год
Адресность программы: адаптированная рабочая программа обучения на дому составлена для обучающейся второго года обучения Слоновой Елизаветы на основании коллегиального заключения и справки ВК
Данная программа разработана на основе нормативных правовых документов:
- ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12, 13, 19, 28, 30, 47, 48 );
- Федеральным государственным образовательным стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.2.);
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 12»
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) классов, программе, учебному плану, годовому календарному графику МБОУ г. Керчи «Школа №12» рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (аудиторные занятия и часы для самостоятельной работы) Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи:
- всесторонне развивать личность
- способствовать умственному развитию
- достичь уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим для социальной адаптации
- исправление дефектов развития.
Программа составлена с учетом особенностей детей с РАС. Обучающиеся с РАС (вариант 8.2.) — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.2.)– нередко встречается среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Все обучающиеся с РАС испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех обучающихся с РАС являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанницы, максимального развития познавательных интересов, индивидуального подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания и навыки.
Программа рассчитана на 1о часов в неделю.
При составлении расписания учитываются особенности обучающегося, семьи. Допускается корректировка проведения уроков по часам на 10%. (интенсификация материала, объединение тем и блочное изучение материала). Продолжительность уроков составляет 40 минут.
Распределение часов по учебному плану
Предмет | Количество часов |
за год | по четвертям | в неделю |
I | II | III | IV |
Русский язык | 68 | 18 | 14 | 20 | 16 | 2 |
Литературное чтение | 68 | 18 | 14 | 20 | 16 | 2 |
Математика | 68 | 18 | 14 | 20 | 16 | 2 |
Окружающий мир | 34 | 9 | 7 | 10 | 8 | 1 |
ИЗО | 34 | 9 | 7 | 10 | 8 | 1 |
Музыка | 34 | 9 | 7 | 10 | 8 | 1 |
Технология | 51 | 13,5 | 10,5 | 15 | 12 | 1,5 |
Физическая культура | 34 | 9 | 7 | 10 | 8 | 1 |
Коррекционно-развивающие занятия | 68 | 18 | 14 | 20 | 16 | 2 |
9. Развитие связной речи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 34 учебных часов в год, из расчета 1 часа в неделю (34 учебных недели). В соответствии с расписанием учебных занятий темы распределены на 34 часа (из них 34 часа-аудиторные занятия). Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
Планируемые результаты изучения предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы курс «Коррекция устной и письменной речи» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по перечисленным ниже параметрам.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных результатов:
- развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- положительного отношения к языковой деятельности;
- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
- развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Реализация коррекционно-логопедической работы обеспечивает успешность усвоения учебных программ по русскому языку и чтению. Логопедические занятия способствуют достижению личностных, метапредметных (коммуникативных, познавательных, регулятивных) результатов.
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем-логопедом находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем-логопедом) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем-логопедом или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем-логопедом, сверстниками, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя-логопеда или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя-логопеда поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя-логопеда (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя-логопеда);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя-логопеда); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем-логопедом и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Содержание учебного предмета
Содержание коррекционных занятий зависит от наличия у конкретного обучающегося с ЗПР той или иной формы дисграфии. Поэтому на основе данной программы логопед может выбрать те направления работы, которые необходимы для устранения определенных нарушений устной и письменной речи. Тематика коррекционных занятий соответствует программе по русскому языку для конкретного года обучения, что обусловлено необходимостью в систематической и разносторонней комплексной работе логопеда и учителя русского языка.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
Аудиторные занятия |
1. | Дифференциация гласных и согласных букв и звуков | 22 |
2. | Работа над словом | 6 |
3. | Предложение | 6 |
| Итого: | 34 |