Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО учителей Приказ № ____.
начальных классов от «___» август 2018 г
Протокол заседания № 1 Директор школы
Руководитель МО
______________________ _________________
Н.И.Дробина С.В.Гасай
«__» август 2018 г. «__» август 2018 г.
Рабочая программа
по развивающему курсу «Учимся рисовать»
для детей 5-7 лет
составлена на основе программы обучения и развития
«Предшкольная пора»
под редакцией Н.Ф. Виноградовой
на 2018-2019 у/г
Составитель: Яловенко О.П.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы образования для детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора». Авторский коллектив: Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой в соответствии со следующими документами:
План занятий;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Основная образовательная программа дошкольного образования ОУ;
Программа образования для детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора».
Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу кратковременного пребывания в МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2018-2019у/г. Реализуется без изменений авторской программы.
Программа «Предшкольная пора» предназначена для образования (обучения, развития и воспитания) детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу кратковременного пребывания.
Работа с детьми по данной программе обеспечивает их личностное развитие, формирование у них предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для успешной адаптации к школе. Реализация программы предполагает у дошкольников готовности к совместному труду, расширение знаний об окружающем мире и умений их применять а разнообразной деятельности.
Цели и задачи, принципы построения Программы
Цель Программы:
Развитие зрительного восприятия (различать цвет, форму, размер предмета), мелкой моторики руки; знакомство детей со средствами изобразительной деятельности; формирование технических навыков по изобразительной деятельности; развитие творческого и интеллектуального потенциала, графической деятельности, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.)
Задачи Программы:
формирование ряда умений:
- пространственная ориентировка;
- умение анализировать форму предмета и изображение;
- развитие воображения;
- освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Принципы построения Программы:
- Природосообразностъ обучения — реальный учёт ценностей дошкольного периода развития, актуальности для ребёнка сенсорных впечатлений, расширение знаний и умственных умений; личностно значимая ориентированность и индивидуализация образовательного процесса.
- Гуманный характер взаимодействия субъектов образовательных отношений — оптимистическая гипотеза взрослого по отношению к недостаткам ребёнка, терпимость и сдержанность; эмоционально-положительный фон работы с детьми, эмоциональное благополучие каждого ребёнка; взаимопонимание образовательной организации и семьи.
- Деятелъностная основа образования — приоритет ведущей деятельности дошкольного периода (игровой); создание условий для разнообразных игр и игровых заданий, художественной и театральной деятельности; внимание к формированию предпосылок учебной деятельности, умения сотрудничать и общаться; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Развивающая образовательная среда, обеспечивающая условия для индивидуального развития, социализации ребёнка старшего дошкольного возраста, готовности к дальнейшему образованию. Культуросообразность образовательной среды — введение детей в российскую и национальную культуру (искусство, литература, история, традиции, обряды и др.); создание условий для развития индивидуальной культуры.
Продолжительность обучения:
Программа рассчитана на 1 год.
Учебный год - 30 недель (с сентября по май)
60 занятия в год.
2 занятия в неделю
Временная продолжительность занятий:
25мин. - для детей 5-6 лет (старшая группа)
30мин. - для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Для реализации программы пользуемся учебными пособиями из серии «Предшкольная пора»:
Салмина Н.Г, Глебова А.О. Умелые ручки: форма и штриховка: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста/Н.Г. Салмина, А.О. Глебова. — М. : Вентана-Граф, 2014.
Салмина Н.Г, Глебова А.О. Умелые ручки: рисуем по сетке: рабочие тетради для детей старшего дошкольного возраста № 1, 2/Н.Г. Салмина, А.О. Глебова. - М. : Вентана-Граф, 2015.
Салмина Н.Г, Глебова А.О. Умелые ручки: рисуем по звёздам: рабочие тетради для детей старшего дошкольного возраста № 1, 2/Н.Г. Салмина, А.О. Глебова. - М. : Вентана-Граф, 2015.
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: рисунок, аппликация, лепка: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста/Н.Г. Салмина, А.О. Глебова. — М. : Вентана-Граф, 2015.
Салмина Н.Г, Глебова А.О. Учимся рисовать: анализ форм и создание образа: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста/Н.Г. Салмина, А.О. Глебова. — М. : Вентана-Граф, 2015.
Р Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи : рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста/Н.Г. Салмина, А.О. Глебова. — М.: ВентанаТраф, 2015.
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: графика, живопись, народные промыслы: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста/Н.Г. Салмина, А.О. Глебова. — М. : ВентанаТраф, 2015.
Виды занятий:
Игры, слушание, наглядный, повторение, занятия в рабочей тетради, занятия в парах, подгруппах; рисование, штрихование, раскрашивание, аппликация, физкультминутки.
Содержание учебного курса
Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
• пространственная ориентировка;
• умение анализировать форму предмета и изображения;
• развитие воображения;
• освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
По окончании курса дети должны:
Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета, расположения в пространстве предметов и объектов. Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации.
Ориентироваться в пространстве листа.
Копировать и создавать различные контуры и изображения (с помощью рисования и лепки), выполнять разнообразные виды штриховки. Ориентироваться в графических и живописных средствах художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).
Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты наблюдений в природе.
Изображать человека и животных в статике и динамике.
Иметь общие представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, скульптура; пейзаж, портрет).
Планируемые результаты освоения Программы
На основе Программы создаются условия для того, чтобы к концу обучения ребёнок знал:
по разделу «Учимся рисовать»:
слова, характеризующие пространственные отношения между элементами изображения;
слова, характеризующие разные произведения живописи;
На основе Программы создаются условия для того, чтобы к концу обучения ребёнок умел:
по разделу «Учимся рисовать»:
анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям;
ориентироваться в пространстве листа;
выполнять разнообразные виды штриховки^
изображать предметы окружающего мира, человека и животных (в статике и динамике);
писать элементы букв;
Содержание работы | Ожидаемый результат |
Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве. Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные отношения между элементами изображения. С помощью рисования и лепки копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания). Изображать человека в статистике и динамике. Иметь представление о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт). | | Должны знать: - названия семи цветов спектра; - элементарные правила смешения основных цветов. Должны уметь: - правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги и карандаш; - свободно работать карандашом – без напряжения проводить линию в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; - передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; -правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности); - выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками); - применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе природной росписи (Хохлома, Дымково); - пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина); - выполнять простейшие композиции – аппликации |
Календарно - тематическое планирование.
«Учимся рисовать» 2 часа в неделю – вторник, четверг
№ | Наименование пособия | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания занятий | Дата проведения |
план | факт |
Нерегламентированная деятельность - 4 часов |
1 | | «Солнышко и тучка» | 1 ч | Развивать умения передавать радостное солнышко. Развивать умения передавать, и грустную тучку. | 4.09 | |
2 | | «Осень» | 1 ч | Развивать умения передавать в рисунке осенние деревья | 6.09. | |
3 | | «Листопад» | 1 ч | Развивать умения передавать листопад | 11.09 | |
4 | | «Дождь» | 1 ч | Развивать умения передавать дождливую погоду | 13.09. | |
«Учимся рисовать» - 60 часов |
1 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр. 4-5) | Нарисуй такой же узор. | 1 ч | Учить ориентироваться в пространстве отдельной клетки. | 18.09 | |
2 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр. 6-7) | Нарисуй такой же узор. | 1 ч | Учить проводить линии с заданным характером, не меняя положение листа, ориентироваться в пространстве листа. | 20.09 | |
3 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр. 9-10) | Повтори узор. | 1 ч | Учить проводить линии с заданным характером, не меняя положение листа, ориентироваться в пространстве листа. | 25.09. | |
4 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.11-12) | Повтори элементы. | 1 ч | Учить воспроизводить линии в системе точек. Формировать навыки ориентировки на листе. | 27.09 | |
5 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка. (стр. 4-5) | Аппликация в технике обрыва «Осеннее дерево». | 1 ч | Усвоение способов раскрашивания и обрывания. | 2.10 | |
6 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.14-15) | Повтори по точкам и линиям. | 1 ч | Развивать умения воспроизводить линии и фигуры в рамках клетки, в системе клеток и точек | 4.10 | |
7 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка. (стр. 6-7) | Аппликация из набора фигур «Кошка» | 1 ч | Способствовать развитию зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки. | 9.10 | |
8 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.17-18) | Нарисуй в пустых квадратах. | 1 ч | Развивать умения воспроизводить линии и фигуры в рамках клетки, в системе клеток и точек | 11.10. | |
9 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка.(стр. 9-10) | Изготовление пластилинового рельефа «Рябина». | 1 ч | Выполнение декоративной композиции способами налепа и рельефа. | 16.10 | |
10 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.20-21) | Повтори фигуры. | 1 ч | Развивать умения воспроизводить линии и фигуры в рамках клетки, в системе клеток и точек | 18.10. | |
11 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка.(стр.12,15) | Вырежи и наклей по образцу. | 1 ч | Учит делать аппликацию из набора фигур, передать движение объекта в соответствии с образом. | 23.10 | |
12 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.23-24) | Нарисуй схемы. | 1 ч | Развивать умения воспроизводить линии и фигуры в рамках клетки, в системе клеток и точек | 25.10. | |
13 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка. (стр. 17) | Выделение контуров объектов с помощью пластилиновых нитей. | 1 ч | Способствовать развитию зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки. | 06.11 | |
14 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.26-27) | Нарисуй узор. | 1 ч | Воспроизводить рисунок на основе измерения (на глазок и т.д.) | 08.11. | |
15 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка (стр18-19) | Вырежи и наклей по образцу. | 1 ч | Учит делать аппликацию из набора фигур, передать движение объекта в соответствии с образом. | 13.11 | |
16 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.29-30) | Повтори фигуры по образцу. | 1 ч | Учить воспроизводить в системе точек. Формировать навыки ориентировки на листе. | 15.11. | |
17 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка.(стр21- 22) | Изготовление пластилинового рельефа «Морской пейзаж». | 1 ч | Учить создавать сюжетную композицию из двух-трёх изображений. Выполнять композицию способами налепа и рельефа. | 20.11 | |
18 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.32-33) | Повтори форму. | 1 ч | Учить штриховать рисунки линиями, геометрическими фигурами. | 22.11. | |
19 | Учимся рисовать: анализ форм и создание образа. (стр. 4-6) | Форма предметов. | 1 ч | Первичное представление о форме предметов. Выделение простых геометрических фигур в предметах сложной формы. | 27.11 | |
20 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.35-36) | Нарисуй по образцу. | 1 ч | Учить дорисовывать рисунки на основе симметрии. | 29.11. | |
21 | Учимся рисовать: графика живопись и народные промыслы. (стр.4- 5) | Раскрашивание рисунка с учётом симметрии. «Терем». | 1 ч | Достраивание «Терема» на основе симметрии Раскрашивание рисунка с учётом симметричного расположения его частей. | 04.12 | |
22 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.38-39) | Нарисуй схемы созвездий. Дорисуй узоры. | 1 ч | Учить копировать несимметричные фигуры по клеткам. | 06.12. | |
23 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка. (стр. 29-30) | Изготовление пластилинового рельефа «Листик с божьей коровкой | 1 ч | Учить создавать сюжетную композицию из двух-трёх изображений. Выполнять композицию способами налепа и рельефа. | 11.12 | |
24 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.41-42) | Нарисуй схемы созвездий. Дорисуй узоры. | 1 ч | Учить копировать несимметричные фигуры по клеткам. | 13.12. | |
25 | Учимся рисовать: анализ форм и создание образа. (стр. 9-10) | Дорисуй фигуры. | 1 ч | Учить выделять структуру объекта и копировать его. Способствовать развитию пространственной ориентации. | 18.12 | |
26 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.44-45) | Нарисуй схемы созвездий. Дорисуй узоры. | 1 ч | Учить копировать несимметричные фигуры по клеткам. | 20.12. | |
27 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка. (стр. 32, 35) | Аппликация в технике обрыва «Птица чомга». | 1 ч | Усвоение способов вырезания и обрывания в аппликации. Создание сюжетной индивидуальной композиции. | 25.12 | |
28 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.47-48) | Нарисуй схемы созвездий. Дорисуй узоры. | 1 ч | Учить копировать несимметричные фигуры по клеткам. | 27.12 | |
29 | Учимся рисовать: анализ форм и создание образа. (стр. 12-14) | Дорисуй ежа и мышь как на образцах. | 1 ч | Учить выделять орнамент и раскрашивать его. Развивать умение создавать целостное изображение объекта на основе его элемента | 10.01. | |
30 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.50-51) | Нарисуй схемы созвездий. Дорисуй узоры. | 1 ч | Учить копировать несимметричные фигуры по клеткам. | 15.01. | |
31 | Учимся рисовать: графика живопись и народные промыслы. (стр.8- 9) | Дорисуй узоры. | 1 ч | Учить изображать орнамент по образцу. Способствовать развитию пространственной ориентации. | 17.01. | |
32 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.53-54) | Повтори контуры. | 1 ч | Развивать умение копировать несимметричные рисунки по точкам. | 22.01. | |
33 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка.(стр.41,43) | Аппликация из набора фигур «Птица» | 1 ч | Способствовать развитию зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки | 24.01. | |
34 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.56-57) | Нарисуй по клеточкам. Закончи узор. | 1 ч | Закреплять навыки воспроизводить рисунок на основе образца. | 29.01. | |
35 | Учимся рисовать: анализ форм и создание образа. (стр. 16-18) | Орнамент и его раскрашивание «Еж и мышь» | 1 ч | Развивать умение создавать целостное изображение объекта на основе его элемента. | 31.01 | |
36 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.59-60) | Закрась квадраты. | 1 ч | Учить создавать рисунок на основе словесной инструкции. | 5.02. | |
37 | Учимся рисовать: графика живопись и народные промыслы. (стр. 12-13) | Орнамент в рамке. | 1 ч | Учить различать орнаменты по форме и мотивам, уметь использовать их в своей деятельности. | 7.02. | |
38 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.62-63) | Закрась квадраты. | 1 ч | Учить создавать рисунок на основе словесной инструкции. | 12.02. | |
39 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка. (стр. 48, 49) | Аппликация «Черепаха». | 1 ч | Формировать умение вырезать фигуры по контуру. Учить органично размещать свою бумажную фигурку в общей композиции. | 14.02. | |
40 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.65-66) | Дорисуй симметрично. | 1 ч | Развивать умения воспроизводить рисунок по словестной установке. | 26.02. | |
41 | Учимся рисовать: анализ форм и создание образа. (стр. 20-22) | Выделение фигуры в орнаменте. | 1 ч | Развивать умение выделять элементы орнамента, дорисовывать его. Учить создавать целостное изображение объекта на основе его элемента. | 28.02. | |
42 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.68-69) | Повтори рисунок по клеткам. | 1 ч | Развивать умения дорисовывать фигуры на основе симметрии. | 05.03. | |
43 | Учимся рисовать: графика живопись и народные промыслы. (стр. 22-24) | Придумать орнамент и дорисовать его. | 1 ч | Способствовать развитию воображения | 7.03. | |
44 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.71-72) | Дорисуй. | 1 ч | Учись создавать целостное изображение объекта на основе его элемента. | 12.03. | |
45 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка (стр52 -53) | Аппликация из набора фигур «Рыбка» | 1 ч | Способствовать развитию зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки. | 14.03. | |
46 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.74-75) | Дорисуй и обведи. | 1 ч | Развивать умения обводить пунктирные линии и раскрашивать изображение. | 19.03. | |
47 | Учимся рисовать: анализ форм и создание образа. (стр. 29- 31) | Орнамент и его раскрашивание | 1 ч | Развивать умение создавать целостное изображение объекта на основе его элемента. | 21.03 | |
48 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.77-78) | Дорисуй и раскрась. | 1 ч | Развивать умения обводить пунктирные линии и раскрашивать изображение. | 2.04. | |
49 | Учимся рисовать: графика живопись и народные промыслы. (стр. 54, 55) | Рисунок на тему «Барханы, волны, облака, камни». | 1 ч | Познакомить с отдельными произведениями живописи. Дать понятие тёплого и холодного цвета. | 4.04. | |
50 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.80-81) | Дорисуй и раскрась. | 1 ч | Развивать умения обводить пунктирные линии и раскрашивать изображение. | 9.04. | |
51 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка.(стр. 57 - 58) | Изготовление пластилинового рельефа «Заснеженное дерево | 1 ч | Лепка из пластилина дерева с натуры, по памяти. | 11.04 | |
52 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.83-84) | Дорисуй и раскрась. | 1 ч | Развивать умения обводить пунктирные линии и раскрашивать изображение. | 16.04. | |
53 | Учимся рисовать: анализ форм и создание образа. (стр. 37-39) | Орнамент и его раскрашивание «На катке» | 1 ч | Развивать умение создавать целостное изображение объекта на основе его элемента. | 18.04 | |
54 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.86-87) | Дорисуй и раскрась. | 1 ч | Развивать умения обводить пунктирные линии и раскрашивать изображение. | 23.04 | |
55 | Учимся рисовать: графика живопись и народные промыслы. (стр. 87-91) | «Хохломской, городецкий, гжельский узоры». | 1 ч | Знакомство с изделиями мастеров Хохломской, Городецкой, Гжельской росписи. Учить выделять элементы цветочного узора. | 25.04 | |
56 | Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. (стр.89-91) | Дорисуй и раскрась. | 1 ч | Развивать умения обводить пунктирные линии и раскрашивать изображение. | 30.04 | |
57 | Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка.(стр70-71) | Аппликация в технике скатывания «Мимоза и снег | 1 ч | Знакомство с техникой скатывания. Учить скатывать бумагу. | 2.05. | |
58 | Учимся рисовать: графика живопись и народные промыслы. (стр. 47, 50) | «Заюшкина избушка» | 1 ч | Знакомство с холодными и теплыми цветами. | 7.05. | |
59 | Учимся рисовать: анализ форм и создание образа. (стр. 49) | «Весна» | 1 ч | Развивать умение выделять элементы орнамента, дорисовывать его. Учить создавать целостное изображение объекта на основе его элемента. | 14.05. | |
60 | Учимся рисовать: графика живопись и народные промыслы. (стр.49-50) | «Лесная чаща» | 1 ч | Способствовать развитию воображения. Учить раскрашивать деревья разными оттенками зеленного цвета. | 16.05. | |
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационный, наглядный материалы, применение ТСО и ИКТ, рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, акварельные краски, цветная бумага, белый картон, цветной картон, клей карандаш, ножницы.