Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО учителей Приказ № ____.
начальных классов от «___» август 2018 г
Протокол заседания № 1 Директор школы
Руководитель МО
______________________ _________________
Н.И.Дробина С.В.Гасай
«__» август 2018 г. «__» август 2018 г.
Рабочая программа
по развивающему курсу «Знакомимся с художественной литературой» для детей 5-7 лет
составлена на основе программы обучения и развития
«Предшкольная пора»
под редакцией Н.Ф. Виноградовой
на 2018-2019 у/г
Составитель: Яловенко О.П.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы образования для детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора». Авторский коллектив: Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой в соответствии со следующими документами:
План занятий;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Основная образовательная программа дошкольного образования ОУ;
Программа образования для детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора».
Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу кратковременного пребывания в МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2018-2019у/г. Реализуется без изменений авторской программы.
Программа «Предшкольная пора» предназначена для образования (обучения, развития и воспитания) детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу кратковременного пребывания.
Работа с детьми по данной программе обеспечивает их личностное развитие, формирование у них предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для успешной адаптации к школе. Реализация программы предполагает у дошкольников готовности к совместному труду, расширение знаний об окружающем мире и умений их применять а разнообразной деятельности.
Цели и задачи, принципы построения Программы
Цель Программы:
Воспитание интереса к слушанию и чтению, развитие восприятия и художественного вкуса; расширение представлений об
окружающем мире средствами художественной литературы; развитие речи и воображения; приобщение к словесному творчеству.
Задачи Программы:
- формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления.
- развивать литературную речь.
- приобщать к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
-оказание педагогической помощи по коррекции трудностей социального и интеллектуального развития.
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Принципы построения Программы:
- Природосообразностъ обучения — реальный учёт ценностей дошкольного периода развития, актуальности для ребёнка сенсорных впечатлений, расширение знаний и умственных умений; личностно значимая ориентированность и индивидуализация образовательного процесса.
- Гуманный характер взаимодействия субъектов образовательных отношений — оптимистическая гипотеза взрослого по отношению к недостаткам ребёнка, терпимость и сдержанность; эмоционально-положительный фон работы с детьми, эмоциональное благополучие каждого ребёнка; взаимопонимание образовательной организации и семьи.
- Деятелъностная основа образования — приоритет ведущей деятельности дошкольного периода (игровой); создание условий для разнообразных игр и игровых заданий, художественной и театральной деятельности; внимание к формированию предпосылок учебной деятельности, умения сотрудничать и общаться; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Развивающая образовательная среда, обеспечивающая условия для индивидуального развития, социализации ребёнка старшего дошкольного возраста, готовности к дальнейшему образованию. Культуросообразность образовательной среды — введение детей в российскую и национальную культуру (искусство, литература, история, традиции, обряды и др.); создание условий для развития индивидуальной культуры.
Продолжительность обучения:
Программа рассчитана на 1 год.
Учебный год - 30 недель (с сентября по май)
60 занятия в год.
2 занятия в неделю
Временная продолжительность занятий:
25мин. - для детей 5-6 лет (старшая группа)
30мин. - для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Для реализации программы пользуемся учебными пособиями из серии «Предшкольная пора»:
Виноградова Н. Ф. Рассказы-загадки о природе: книга для детей 5-6 лет/Н.Ф. Виноградова. — М. : ВентанаТраф, 2014.
Козлова С.А. Я хочу в школу : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет/ С.А. Козлова. — М. : Вентана-Граф, 2014.
Козлова С.А. Я и мои друзья : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет/С.А. Козлова. — М. : Вентана-Граф, 2014.
Куликова Т.А. Я и моя семья : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет/ С.А. Козлова. — М. : Вентана-Граф, 2014.
Виды занятий:
Игры, слушание, пересказы, занятия в рабочей тетради, занятия в парах постоянного и сменного состава, работа в группах, подгруппах; дидактические, развивающие игры, рисование, раскрашивание, логопедические упражнения, заучивание стихов и сказок, физкультминутки.
Содержание учебного курса
Раздел «Знакомимся с художественной литературой» Дети знакомятся с произведениями, с загадками, потешками, чистоговорками, считалками, сказками, заучивают наизусть стихотворения. Участвуют в подготовке и проведении праздников. Содержание данного курса реализуется следующими формами: представленность соответствующего содержания в специальном разделе Программы «Знакомимся с художественной литературой», а также в других разделах – «Познаем других людей и себя»; организация слушания чтения педагога в свободное время, на прогулках; самостоятельная работа в уголке книги.
По окончании курса дети должны:
Понимать значение художественной литературы, назначение разных произведений (узнать новое, подумать, поразмышлять, посочувствовать, порадовать и др.) Проявлять интерес к слушанию художественной литературы и произведений фольклора. Знать имена известных российских детских писателей, проявлять интерес к чтению наизусть произведений К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С.Я. Маршака, СВ. Михалкова и других, а также современных поэтов. Знать имена поэтов и писателей-классиков, чьи произведения читают детям (А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.З. Сурикова, Л.Н. Толстого и др.).
Узнавать отрывки из известных произведений западных классиков — Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Ш. Перро.
Узнавать на слух произведения фольклора (потешка, загадка, песенка, сказка). Определять их особенности (например, песенка — колыбельная, потешка — игровая, сказка — волшебная). Узнавать на иллюстрациях героев сказок.
Проявлять активность при обсуждении произведения после чтения: задавать вопросы о непонятном, высказывать своё мнение о героях, главной мысли произведения, авторском замысле; отвечать на вопрос «чему учит это произведение?» (например, «Сказка о рыбаке и рыбке» осуждает жадность; «Лев и собачка» рассказывает о дружбе и преданности; «Косточка» учит быть честным и т. д.).
Содержание работы | Ожидаемый результат |
Развитие связной речи -обучение диалогической речи; -обучение подробному пересказу с помощью зрительной опоры и без неё; -обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок по опорным словам и без них; -«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений | Умеют составлять диалог. Свободно ведут и поддерживают диалог. Пересказываю небольшие рассказы по зрительной опоре и без неё. Умеют составлять рассказ – описание, рассказ по сюжетной картинке и по серии картинок по опорным словам и без них. Умеют «читать» слова с помощью условных звуковых обозначений. |
Развитие звуковой культуры речи -знакомство с классификацией звуков: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные. | Классифицируют звуки: гласные и согласные; согласные твёрдые и мягкие; согласные звонкие и глухие. |
Развитие фонематического слуха -развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные; -выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, глухих согласных; -выделять звуки в начале, середине, конце слова. | Умеют различать звуки на слух. Умеют выделять в слове звуки. Умеют находить звук в начале, середине и конце слова. |
Обучение звуко - слоговому анализу -звуковой анализ состава слогов и слов; -дифференциация понятий «звук» и «буква»; -соотнесение букв и звуков | Умеют проводить звуковой анализ слова. Соотносят букву и звук. |
Обучение грамоте -чтение слов; -написание слов печатными буквами | Знают буквы. Умеют читать слова. Могут написать слова печатными буквами. |
Развитие мелкой моторики -умение штриховать; -обводить по контуру; -печать буквы по образцу и без. | Штрихуют предмет. Свободно обводят предмет по контуру. Печатают буквы по образцу и без. Знакомы с правилами работы в тетради в клеточку и линейку. |
Знакомство с произведениями художественной литературы. | Знают 2-3 авторов. Называют их произведения. Могут передать содержание рассказов. |
Знакомство с малыми фольклорными жанрами – русские народные сказки, считалки, загадки. | Могут предать сюжет сказки. Отгадывать загадки. Умеют использовать считалки в игре. |
Пересказ рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры. | Умеют пересказывать рассказ с помощью опорных сигналов и без опоры. |
Планируемые результаты освоения Программы
На основе Программы создаются условия для того, чтобы к концу обучения ребёнок знал:
по разделу «Знакомимся с художественной литературой и фольклором»:
названия прослушанных фольклорных произведений (сказок, потешек), назначение малых фольклорных жанров (порадовать, пошутить, поиграть, с чем-то познакомить)5;
фамилии классиков детской литературы, авторов известных произведений (прослушанных или самостоятельно прочитанных)6;
героев прочитанных произведений, ситуации, которые с ними происходили;
части книги (обложка, иллюстрация);
На основе Программы создаются условия для того, чтобы к концу обучения ребёнок умел:
по разделу «Знакомимся с художественной литературой и фольклором»:
узнавать прочитанное произведение по иллюстрации, отрывку;
различать на слух фольклорные произведения (колыбельные, потешки, загадки, сказки);
различать на слух стихотворное произведение, отмечать его особенности («складно»);
описывать назначение разных фольклорных жанров (колыбельная — успокоить; потешка — поиграть, развеселить);
пересказывать отдельные эпизоды сказок, небольших рассказов;
продолжать (заканчивать) начатый педагогом (ребёнком) пересказ;
описывать особенности волшебной сказки (необычные герои, волшебные предметы и превращения);
читать наизусть потешки, несложные стихи (в том числе по ролям);
участвовать в чтении по ролям, драматизации несложных произведений;
Календарно - тематическое планирование.
«Знакомство с художественной литературой» 2 часа в неделю – вторник, четверг.
№ | Наименование пособия | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания занятий | Дата проведения |
план | факт |
Нерегламентированная деятельность - 4 часов |
1 | | Чтение рассказов: З. Александровой «В школу» | 1 ч | Познакомить с произведениями «В школу» | 0409. | |
2 | | Чтение рассказов: А. Барто «Первоклассница» | 1 ч | Познакомить с произведениями «Первоклассница» | 06.09. | |
3 | | Чтение произведений «Г. Георгиева «Светофор» | 1 ч | Познакомить с произведениями «Светофор» | 11.09. | |
4 | | Чтение стихотворения З. Александровой «Мой мишка» | 1 ч | Познакомить с произведениями «Мой мишка» | 13.09. | |
«Рассказы – загадки о природе» – 30 часов - вторник Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи. |
1 | Времена года(стр.4-7) Учимся рисовать (стр. 8) | Разноцветные кораблики | 1 ч | Особенности времени года (осень). Бережное отношение к природе. | 18.09 | |
2 | Времена года( стр.8-9) Учимся рисовать (стр. 13) | Почему на кусте выросли грибы? | 1 ч | Расширить знания о том, как звери готовятся к зиме. | 25.09 | |
3 | Времена года(стр.10-11) Учимся рисовать (стр. 16) | О чём рассказал ёжик? | 1 ч | Как животные приспосабливаются к зиме. | 2.10 | |
4 | Времена года( стр.12-13) Учимся рисовать (стр. 19) | Кто где зимует? | 1 ч | Разнообразие животных: звери, насекомые. Как животные готовятся к зиме. | 9.10 | |
5 | Времена года(стр.14-19) Учимся рисовать (стр.22) | «Рукавичка» | 1 ч | Особенности приспособления к сезонной жизни | 16.10 | |
6 | Про зверей, птиц и других животных(стр.80-81) Учимся рисовать (стр. 25) | Зоопарк в комнате (о разновидностях насекомых) | 1 ч | Разновидность насекомых (наблюдение и сравнение). | 23.10 | |
7 | Времена года (стр.20-23) Учимся рисовать (стр. 28) | Книжка про осень | 1 ч | Разнообразие растений: деревья, кустарники (наблюдение в окружающей среде, сравнение). | 6.11 | |
8 | Про зверей, птиц и других животных ( стр.82-83) Учимся рисовать (стр. 31) | Птицы-«ревизоры» (о перелётных птицах) | 1 ч | Разнообразие животных: птицы, их особенности. | 13.11 | |
9 | Времена года ( стр.24-27) Учимся рисовать ( стр. 34) | Рассказ – загадка «Братья-месяцы» | 1 ч | Основные признаки сезона. Знакомство с месяцами года. | 20.11 | |
10 | Времена года(стр.28-29) Учимся рисовать (стр. 37) | Что бабушка рассказала внуку Саше | 1 ч | Приход зимы. Особенности зимнего времени года. | 27.11 | |
11 | Времена года (стр.30-35) Учимся рисовать (стр. 40) | Где снежинки. Как звери «съели» друг друга? | 1 ч | Явление природы - оттепель. | 4.12 | |
12 | Про зверей, птиц и других животных (стр.84-87) Учимся рисовать (стр. 43) | Проклюнулись… | 1 ч | Разнообразие животных: домашние птицы. Наблюдение, сравнение. | 11.12 | |
13 | Времена года (стр.36-39). Учимся рисовать ( стр.46) | Книга зимы | 1 ч | Сравнение внешнего вида лесных животных, наблюдение и различие их следов. | 18.12 | |
14 | Про зверей, птиц и других животных (стр.88-91) Учимся рисовать (стр. 49) | «На птичьем дворе». | 1 ч | Разнообразие животных: птицы, их особенности. | 25.12 | |
15 | Времена года ( стр.40-43) Учимся рисовать ( стр. 52) | Зимние братья. | 1 ч | Основные признаки сезона. Знакомство с зимними 1 ч месяцами. | 15.01 | |
16 | Времена года (стр.44-45). Учимся рисовать (стр. 55) | Волшебные льдинки | 1 ч | Свойства твёрдого и жидкого состояния воды. | 22.01 | |
17 | Про зверей, птиц и других животных ( стр.92-97) Учимся рисовать (стр. 58) | Лошадиный ужин. Странная сказка. | 1 ч | Чем питаются животные. | 29.01 | |
18 | Времена года ( стр.46-49) Учимся рисовать (стр. 61) | Когда это бывает? Что за дерево такое? | 1 ч | Наблюдения за весенними изменениями в природе. | 5.02 | |
19 | Времена года (стр.50-53) Учимся рисовать (стр. 64) | Кто прав? | 1 ч | Наблюдать и называть явления природы. | 12.02 | |
20 | Времена года ( стр.54-55) Учимся рисовать (стр. 67) | Что здесь случилось? | 1 ч | Основные признаки весеннего сезона (ледоход, разлив рек). | 26.02 | |
21 | Времена года (стр.56-57) Учимся рисовать (стр. 70) | Первые цветы. | 1 ч | Звуки весны. Понимание взаимосвязи живой и неживой природы. | 5.03 | |
22 | Про зверей, птиц и других животных (стр.98-101) Учимся рисовать (стр. 73) | Где чей дом? | 1 ч | Представление об условиях, необходимых для жизни животных. | 12.03 | |
23 | Времена года (стр.58-61) Учимся рисовать (стр. 76) | Почему деревья белые? | 1 ч | Звуки весны. Понимание взаимосвязи живой и неживой природы. | 19.03 | |
24 | Времена года ( стр.62-67) Учимся рисовать ( стр.79) | Золотой луг. Цветочные часы. | 1 ч | Особенности времени года. Бережное отношение к природе. Цветы, по которым можно определить время суток. Бережное отношение к растениям | 2.04 | |
25 | Времена года (стр.68-69) Учимся рисовать (стр. 82) | Удивительные капельки | 1 ч | Роса – летнее сезонное явление. | 9.04 | |
26 | Времена года (стр.70-73) Учимся рисовать (стр. 85) | Что случилось на прогулке | 1 ч | Безопасное поведение в природе. | 16.04 | |
27 | Времена года ( стр.88) Учимся рисовать (стр.88) | Подарок бабушке. Кто что любит. | 1 ч | Посадка репчатого лука. Практические навыки. | 23.04 | |
28 | Про зверей, птиц и других животных (стр.114-121) Учимся рисовать (стр.92) | Зоопарк. Чей это нос? Кто сам себя называет? | 1 ч | Продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи. Животные и издаваемые ими звуки | 30.04 | |
2930 | | Итоговое занятие | 2ч | | 7.05 14.05 | |
«Познаю других людей и себя» - 30 часов - четверг Я и моя семья. Я хочу в школу. Я и мои друзья. Готовимся к школе. |
1 | Я и моя семья ( стр.20-24) Готовимся к школе (стр.6) | «О моей маме.» | 1 ч | Сюжетно-ролевая игра «Моя мама» (профессия, интересы мамы). | 20.09 | |
2 | Я и моя семья (стр.25-28) Готовимся к ш коле (стр.7-8) | «Чем похожи наши мамы?» | 1 ч | Формирование понятия: «Родина начинается с мамы». | 27.09 | |
3 | Я и моя семья.( стр.29-33) Готовимся к школе (стр.9) | «О моём папе» | 1 ч | Сюжетно-ролевая игра «Мой папа» (профессия, интересы папы). | 4.10 | |
4 | Я и моя семья.( стр.34-37) Готовимся к школе (стр.10) | «Старший член нашей семьи» | 1 ч | Связь поколений в семье. | 11.10 | |
5 | Я и моя семья ( стр.38-40) Готовимся к школе (стр.11) | «Старший член нашей семьи» | 1 ч | Связь поколений в семье. | 18.10 | |
6 | Я и моя семья. (стр.41-43) Готовимся к школе (стр.12) | «Мой прадедушка – защитник Родины» | 1 ч | Формирование понятий: «война», «защитник Родины». Выполнение заданий | 25.10 | |
7 | Я и моя семья (стр.50-52) Готовимся к школе(стр.13) | «Родной дом.» | 1 ч | Сюжетно-ролевая игра «Мой дом». Решение ситуативных задач. | 8.11 | |
8 | Я и моя семья (стр.53-54) Готовимся к школе(стр.14) | «Родной дом.» | 1 ч | Сюжетно-ролевая игра «Мой дом». Решение ситуативных задач. | 15.11 | |
9 | Я и мои друзья (стр.6-7) Готовимся к коле(стр.15) | «Мой друг» | 1 ч | Расширить представление детей о дружбе. Учить передавать чувства через ласковые и добрые слова. | 22.11 | |
10 | Я и мои друзья (стр.8-11) Готовимся к школе (стр.16) | «Мой друг» | 1 ч | Развивать у детей желание дружить друг с другом. | 29.11 | |
11 | Я и мои друзья (стр.12-15) Готовимся к коле(стр.17) | «Что такое дружба?» | 1 ч | Учить анализировать свои поступки и поступки своих друзей | 6.12 | |
12 | Я и моя семья (стр.55-58) Готовимся к школе (стр.18-19) | «Семейные традиции.» | 1 ч | Формирование представлений о происхождении семейных традиций. | 13.12 | |
13 | Я и моя семья (стр.59-61) Готовимся к коле(стр.20-22) | «Семейные традиции.» | 1 ч | Формирование представлений о происхождении семейных традиций. | 20.12 | |
14 | Я и моя семья (стр.62-65) Готовимся к школе (стр.23-24) | Семейное хозяйство. | 1 ч | Труд и отдых в семье. | 27.12 | |
15 | Я и моя семья (стр.66-68) Готовимся к школе(стр. 25-26) | «Домашние дела» | 1 ч | Формировать представление о домашних делах детей в повседневной жизни, что можно казаться взрослым, а можно становится таким | 10.01 | |
16 | Я и моя семья (стр.69-74) Готовимся к школе (стр. 27-28) | «Как мы отдыхаем?» | 1 ч | Познакомить с понятием «отдых» и показать его необходимость. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают, учить ценить свободное время, заполнить его интересным делом. | 17.01 | |
17 | Я и мои друзья (стр.20-21) Готовимся к школе (стр.29-30) | «Подарок другу» | 1 ч | Изготовление забавной рамки для фотографий. | 24.01 | |
18 | Я и мои друзья (стр.22-23) Готовимся к школе (стр.31-32) | «Как можно сделать веселый день рождения?» | 1 ч | Сюжетно-ролевая игра «Мой день рождения» Задания интеллектуальных конкурсов. | 31.01 | |
19 | Я и мои друзья (стр. 29-30) Готовимся к школе(стр.33-34) | «Поделка с друзьями» | 1 ч | Создание игровой ситуации; задания творческих конкурсов. | 7.02 | |
20 | Я и мои друзья ( стр. 31-35) Готовимся к школе (стр.35-36) | «О хороших друзьях и не очень хороших.» | 1 ч | Опыт общения со сверстниками, освоение правил поведения в обществе. | 14.02 | |
21 | Я и мои друзья ( стр.40-42) Готовимся к школе (стр.37-39) | «Мои друзья - животные» | 1 ч | Общее представление о различии человека и животного. | 28.02 | |
22 | Я и мои друзья (стр.43-45) Готовимся к школе(стр.40-41) | «Пословицы о дружбе и друзьях» | 1 ч | Развивать у детей доброе отношение к друзьям, рассказывать о них. Учить детей анализировать поступки своих друзей. | 7.03 | |
23 | Я и моя семья (стр.75-77) Готовимся к школе(стр.42-43) | «О хороших и плохих детях» | 1 ч | Сюжетно-ролевая игра «Поступи правильно». Решение ситуативных задач. | 14.03 | |
24 | Я и моя семья (стр.78-80) Готовимся к школе(стр.44-45) | «О хороших и плохих детях» | 1 ч | Сюжетно-ролевая игра «Поступи правильно». Решение ситуативных задач. | 21.03 | |
25 | Я и моя семья (стр.81-85) Готовимся к школе (стр.46-47) | «О моих обидах.» | 1 ч | Формирование представлений о смысле своих требований, о раскаянии. | 4.04 | |
26 | Я и моя семья (стр.86-87) Готовимся к школе (стр.48-49) | «О моих обидах.» | 1 ч | Формирование представлений о смысле своих требований, о раскаянии. | 11.04 | |
27 | Я хочу в школу ( стр. 64-67) Готовимся к школе (стр.50-51) | «Как подружиться с новыми знакомыми?» | 1 ч | Памятка будущему школьнику (правила поведения в школе). | 18.04 | |
28 | Я хочу в школу ( стр. 68-74) Готовимся к школе (стр.53-54) | «Как подружиться с новыми знакомыми?» | 1 ч | Памятка будущему школьнику (правила поведения в школе). | 25.04 | |
29 | Я хочу в школу (стр.75-78) Готовимся к школе (стр.55-57) | «О правилах и правах.» | 1 ч | Общее представление о Декларации прав ребёнка. | 2.05 | |
30 | Готовимся к школе (стр.58-60) | Итоговое занятие | 1 ч | | 16.05 | |
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационный, наглядный материалы, применение ТСО и ИКТ, рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш.