СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развивающему курсу «Знакомимся с музыкой» для детей 5-7 лет составлена на основе программы обучения и развития «Предшкольная пора»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы образования для детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора». Авторский коллектив: Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развивающему курсу «Знакомимся с музыкой» для детей 5-7 лет составлена на основе программы обучения и развития «Предшкольная пора»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края


«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО учителей Приказ № ____.

начальных классов от «___» август 2018 г

Протокол заседания № 1 Директор школы

Руководитель МО

______________________ _________________

Н.И.Дробина С.В.Гасай

«__» август 2018 г. «__» август 2018 г.



Рабочая программа

по развивающему курсу «Знакомимся с музыкой»

для детей 5-7 лет

составлена на основе программы обучения и развития

«Предшкольная пора»

под редакцией Н.Ф. Виноградовой


на 2018-2019 у/г


Составитель: Яловенко О.П.

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы образования для детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора». Авторский коллектив: Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой в соответствии со следующими документами:

  • План занятий;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

  • Основная образовательная программа дошкольного образования ОУ;

  • Программа образования для детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора».

Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу кратковременного пребывания в МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2018-2019у/г. Реализуется без изменений авторской программы.

Программа «Предшкольная пора» предназначена для образования (обучения, развития и воспитания) детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу кратковременного пребывания.

Работа с детьми по данной программе обеспечивает их личностное развитие, формирование у них предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для успешной адаптации к школе. Реализация программы предполагает у дошкольников готовности к совместному труду, расширение знаний об окружающем мире и умений их применять а разнообразной деятельности.

Цели и задачи, принципы построения Программы

Цель Программы:

Воспитание интереса и любви к музыке;

- развитие художественного вкуса, чувства музыки;

- формирование музыкальной культуры;

- накопление багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке.

Задачи Программы:

- овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса.

Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Принципы построения Программы:

- Природосообразностъ обучения — реальный учёт цен­ностей дошкольного периода развития, актуальности для ребён­ка сенсорных впечатлений, расширение знаний и умственных умений; личностно значимая ориентированность и индивидуали­зация образовательного процесса.

- Гуманный характер взаимодействия субъектов об­разовательных отношений — оптимистическая гипотеза взрос­лого по отношению к недостаткам ребёнка, терпимость и сдер­жанность; эмоционально-положительный фон работы с детьми, эмоциональное благополучие каждого ребёнка; взаимопонима­ние образовательной организации и семьи.

- Деятелъностная основа образования — приоритет ве­дущей деятельности дошкольного периода (игровой); создание условий для разнообразных игр и игровых заданий, художествен­ной и театральной деятельности; внимание к формированию предпосылок учебной деятельности, умения сотрудничать и об­щаться; поддержка инициативы детей в различных видах деятель­ности.

- Развивающая образовательная среда, обеспечивающая условия для индивидуального развития, социализации ребёнка старшего дошкольного возраста, готовности к дальнейшему обра­зованию. Культуросообразность образовательной среды — введе­ние детей в российскую и национальную культуру (искусство, ли­тература, история, традиции, обряды и др.); создание условий для развития индивидуальной культуры.

Продолжительность обучения:

Программа рассчитана на 1 год.

Учебный год - 30 недель (с сентября по май)

30 занятия в год.

1 занятие в неделю

Временная продолжительность занятий:

25мин. - для детей 5-6 лет (старшая группа)

30мин. - для детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Для реализации программы пользуемся учебными пособиями из серии «Предшкольная пора»:

Дубровская Е.А. Знакомимся с музыкой: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста/Е.А. Дубровская. — М.: Вентана-Граф.

Виды занятий:

Игры, слушание, просмотр презентации, занятия в рабочей тетради, занятия в парах постоянного и сменного состава, работа в группах, подгруппах; дидактические, развивающие игры, рисование, штрихование, раскрашивание, заучивание песен, физкультминутки и упражнения для развития осанки.


Содержание учебного курса

Раздел «Знакомимся с музыкой» представлен содержанием, которое проявляют интерес к слушанию произведений классической, народной и современной музыки, различным жанрами и видами музыки, сочинениям зарубежной и отечественной классики. Устанавливается связи между особенностями музыкального произведения и настроением, которое возникает при его прослушивании. Выполняются основные движения: ходьба разного характера (чёткая маршевая, лёгкая пружинистая, спокойная); бег (лёгкий, быстрый, спокойный); перестроения различного характера, смена движения рук. Имеют представления о музыкальных инструментах, их возможностях, способах звукоизвлечения, выразительностью тембра. Разучивают и исполняют песни различного содержания и интонационной сложности.

По окончании курса дети должны:

Слушание

Высказывать своё отношение к прослушанным музыкаль­ным произведениям, раскрывать значение музыки в жизни чело­века (сопровождает всю жизнь человека, радует, помогает пере­жить неприятности, воздействует на чувства). Осознавать, что музыка рассказывает о явлениях окружающей действительности, истории, обычаях и нравах русского народа, раскрывает чувства и настроение людей, воспитывает эмоциональную отзывчи­вость и способность к сопереживанию. Слушая музыкальное про­изведение, определять его характер (быстрое, медленное, спо­койное), настроение, которое оно рождает в слушателе (весёлое, грустное, танцевальное). При слушании узнавать звучание от­дельных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, бара­бан, гармонь и др.).

Пение

Владеть главными певческими умениями: правильно про- певать мелодию, не допуская нарушения дыхания, крика и форси­рования голоса. Чётко артикулировать звуки при пении. Учи­тывать особенности пения в паре, группе, хоре: слушать парт­нёра, следовать за музыкальным сопровождением.

Музыкальные движения

Проявлять активность при выполнении музыкальных дви­жений, при участии в парных и коллективных танцах. Уметь двигаться под музыку, не нарушая мелодического и ритмического ри­сунка, координации движений, свободно и естественно. Осваи­вать основные движения, характерные для разных танцев (полька, полонез, хоровод, современный танец и др.), а также ходьбу разного характера (чёткую маршевую, лёгкую пружини­стую, спокойную), бег (лёгкий, быстрый, спокойный), перестро­ения различного характера.

Проявлять инициативу и импровизировать при выполне­нии творческих заданий с музыкальным сопровождением (этю­дов, воображаемых ситуаций).

Самостоятельная музыкальная деятельность

Проявлять активность и инициативу при самостоятельной организации досуга (театрализованные игры, музыкальные им­провизации, ситуативно возникшее пение, слушание современ­ной детской песни, музыки мультфильмов и др.). Проявлять же­лание учиться играть на детских музыкальных инструментах (ме­таллофоне, колокольчиках, треугольнике, деревянных ложках, свистульках, бубенцах, колотушках, трещотках), воспроизводить мелодию, передавать её настроение и правильный ритм. Вла­деть умением играть индивидуально, в ансамбле, в оркестре, вза­имодействовать в музыкальных играх и инсценировках.


Содержание работы

Ожидаемый результат

Дети знакомятся со значением музыки в жизни человека, учатся слушать музыку, определять еѐ характер, получают представление о музыкальной азбуке, знакомятся с музыкальными инструментами, учатся инсценировать песни и применять эти знания в повседневной жизни и творческой деятельности.

Дети знакомятся со стихами и песнями о родине, родном крае, учатся различать мажорные и минорные краски в музыке и живописи; знакомятся с произведениями П.Чайковского «Зимнее утро», Д. Кабалевского «Доброе утро», Грига «Утро», Салманова «Вечер», Хачатуряна «Вечерняя сказка», учатся различать музыкальные портреты, знакомятся с музыкальными инструментами, разучивают песни о маме, о животных, детские песенки из кино и мультфильмов, знакомятся с оперной и балетной музыкой.



Обучающиеся должны:

Знать:

- какое значение имеет музыка в жизни человека;

- что такое марш, песня, танец;

- песни об осени, произведения Чайковского, Свиридова;

- музыкальные инструменты;

- песни и стихи о музыке и музыкантах;

- рождественские песни и колядки;

- стихи и песни о родном крае;

- произведения Чайковского, Кабалевского, Салманова, Хачатуряна;

- песни о маме;

- песни о животных;

детские песни из кино и мультфильмов;

- иметь представление о б оперной и балетной музыке.

Уметь:

- различать песни и танцы народов мира;

- отличать марш от песни и танца;

- слушать музыку, определять характер;

- определять голоса инструментов в музыке;

- инсценировать песни;

- различать мажорные и минорные краски в музыке;

- различать музыкальные портреты;

- петь песни.

Понимать:

- Что такое хоровод;

- образы осени в музыке и литературе;

- что такое выразительность и изобразительность;

- тембр, имитация; инсценировка;

- кто такой поэт, художник;

- понятие музыка утра, вечера;

- значение праздников и музыки для них.


Планируемые результаты освоения Программы

На основе Программы созда­ются условия для того, чтобы к концу обучения ребёнок знал:

по разделу «Знакомимся с музыкой»:

  • значение музыки в жизни человека;

  • имена композиторов и произведения, созданные ими для детей (на основе прослушанных).

На основе Программы созда­ются условия для того, чтобы к концу обучения ребёнок умел:

по разделу «Знакомимся с музыкой»:

  • эмоционально реагировать на музыкальные образы про­ слушанных произведений;

  • различать музыкальные произведения по настроению (грустное, весёлое, задумчивое) и характеру (спокойное, быстрое, танцевальное);

  • исполнять песни различного содержания и интонацион­ной сложности;

  • петь в ансамбле (прислушиваясь друг к другу отставая и не опережая, вместе начинать и заканчивать);

  • различать жанры музыки (без использования термина): танец, марш, плясовая, народный танец (хоровод);

  • выполнять основные движения: ходьба разного характе­ра (маршевая, пружинистая, спокойная); бег (лёгкий, бы­стрый, спокойный); перестроения различного характера, смена движений рук;

  • выполнять движения русского народного танца и отдель­ные движения танцев других народов;


Календарно - тематическое планирование.

«Знакомимся с музыкой» 1 часа в неделю – четверг


Наименование пособия

Тема занятия

Кол-во

часов

Элементы содержания занятий

Дата проведения

план

факт

Нерегламентированная деятельность - 2 часов

1


Подвижная игра «Самолёты»

1 ч

Развивать умения действовать по сигналу

06.09.


2


Подвижная игра «Солнышко и дождик»

1 ч

Развивать ловкость и умения действовать по сигналу

13.09.


«Знакомимся с музыкой» - 30 часов – четверг

1

Такие разные звуки

Слушаем и различаем звуки

1 ч

Выполняем задания. Различаем звучание музыкальных инструментов – балалайки и барабана, металлофона и трубы.

20.09.


2

Слушаем и поем

1 ч

Выполняем задания. Слушаем арию-песню Снегурочки композитора Н. Римского-Корсакова. Изобрази голосом то громко, то тихо завывает буря. Нарисуй бурю.

27.09.


3


Слушаем и двигаемся

1 ч

Выполняем задания. Слушаем два музыкальные произведения П. Чайковского из «Детского альбома» - «Марш деревянных солдатиков» и «Вальс». Разучи хоровую песню.

04.10.


4

Слушаем музыкальные инструменты

1 ч

Слушаем музыку.

11.10


5

Слушаем сказку

1 ч

Выполняем задания. Нарисуй кем из героев сказки «Петя и волк» хотел быть?

18.10


6

7

Слушаем, сочиняем, играем

2 ч

Выполняем задания. Послушай песню, напой мелодию колыбельной, которую ты слушал. Сочини свою колыбельную. Пропой её мягко, ласково, понижая голос. Попробуй наиграть мелодию своей колыбельной на музыкальном инструменте. Какие звуки можно услышать в лесу? Нарисуй.

25.10.

08.11


8

Музыка осени

Готовимся к празднику осени

1 ч

Выполняем задания. Выучи песню о листопаде. Рассмотри картину. Послушай произведение П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из альбома «Времена года». Нарисуй свою картину, а музыка тебе все подскажет.

15.11


9

Знакомимся с нотами

1 ч

Нарисуй осенний узор на нотном стане. Слушаем музыку. Пропой песню про дождик, то повышая, то понижая голос.

22.11.


10

Двигаемся и танцуем

1 ч

Рассмотри картинки. Потанцуй вместе с зайчиком.

29.11.


11

12

Звуки зимы

Слушаем и рисуем

2 ч

Выбери картинку подходящую к песне «В лесу родилась ёлочка». Изготовление игрушек для новогодней ёлки.

06.12

13.12


13

14

Рисуем музыку линиями

2 ч

Слушаем пьесы П. Чайковского «Нарисуй» рукой линии в воздухе, которые передают настроение пьес. Сделай фон и нарисуй» на нём музыку: передай её характер с помощью цветов и линий.

20.12

27.12.


15

16

Едим на новогодний бал

2 ч

Нарисуй игрушку, опиши её.

10.01.

17.01


17

18

Слушаем «трёх китов»

2 ч

Слушаем мелодию различных жанров. Назови эти жанры. Послушай пьесы, подбери подходящий цвет. Нарисуй линиями мелодию.

24.01

31.01


19

20

Музыка весны

Славим весну


2 ч

Выполняем задания. Рассмотри рисунки. Обведи картинки разными цветами.

07.02

14.02


21

22

Поздравляем маму

2 ч

Раскрась цветы для мамы. Послушай песню о весеннем празднике и покажи движением ладони.

28.02

07.03


23

24

Слушаем музыку весны

2 ч

Слушаем романс на музыку С. Рахманинова «Сирень», пьесу «Март. Песнь жаворонка» из цикла «Времена года», «Апрель. подснежник» П. Чайковского. Соедини иллюстрацию.

14.03

21.03


25

25

Танцуем весенний хоровод

2 ч

Рассмотри рисунки. Разучи движения различных народных танцев

04.04

11.04


27

28

Празднуем Масленицу

2 ч

Рассмотри костюмы и нарисуй на них узоры.

18.04

25.04


29

30

Слушаем музыку Победы

2 ч

Выполняем задания. Слушаем песни о войне. Рисуем открытку.

02.05

16.05




Материально-техническое обеспечение

Демонстрационный, дидактический, наглядный материалы, применение ТСО и ИКТ, рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, музыкальные инструменты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!