Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3
сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Утверждаю»
Приказ от«__»______201_г №___
Директор подпись/ФИО _________________/______
«Утверждена»
Протокол педсовета №__
«___»______201_ г
«Согласовано» протокол ШМО№__ от«___»______201_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по речевой практике
(наименование учебного предмета, курса)
для обучающихся по АОП НОО с УО вариант 8.1
1-4 классы
(уровень обучения, класс)
Жульпа Светлана Анатольевна
Ф.И.О. учителя
201_ год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основании Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ, на основе АООП МБОУ НОШ № 3, с учетом требований к результатам освоения АООП начального общего образования для детей с умственной отсталостью с использованием программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2014, Рабочая программа по учебному курсу «Устная речь» составлена в соответствии с программой «Русский язык» (А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы» И.А. Бгажнокова, спб: филиал изд-ва «Просвещение», 2007
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудио-носители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
на конец обучения в младших классах (IV класс):
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
При оценке итоговых результатов освоения программы по устной речи должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Во втором классе в 1 полугодии продолжается безотметочное обучение, а начиная со 2 полугодия используются два вида оценивания - текущее, тематическое.
Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках устной речи. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
Устный опрос учащихся является одним из методов ЗУН учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.
Таблица для мониторинга предметных результатов (для ПМПк)
минимальный уровень | Усвоение(+ / -) |
Дата мониторинга | 1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв | Год. |
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | | | | | |
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; | | | | | |
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | | | | | |
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | | | | | |
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. | | | | | |
- чтение осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами; | | | | | |
- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; | | | | | |
- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий | | | | | |
Достаточный уровень | Усвоение(+ / -) |
Дата мониторинга | 1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв | Год. |
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; | | | | | |
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; | | | | | |
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; | | | | | |
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; | | | | | |
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; | | | | | |
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; | | | | | |
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | | | | | |
Календарно-тематический план по речевой практике
1 класс – 66 ч. (2 ч. в неделю)
№ | Дата проведения | Тема. | Кол-во часов | Контроль |
1 2 | | Давайте познакомимся! | 2 | |
3 4 | | Знакомство во дворе. | 2 | |
5-8 | | Теремок. | 4 | |
9 10 | | Повторение изученного. Закрепить ранее полученных знаний. | 2 | |
11 12 | | Знакомство в гостях. | 2 | |
13-15 | | Покупка школьных принадлежностей. | 3 | |
16 17 | | Добро пожаловать! | 2 | |
18 | | Повторение изученного. Закрепить ранее полученных знаний. | 1 | |
19 20 | | Зимняя прогулка. | 2 | |
21 22 | | Помощники. | 2 | |
23-25 | | Спокойной ночи! | 3 | |
26 27 | | Доброе утро! | 2 | |
28 | | Повторение изученного. | 1 | |
29-31 | | Готовимся к празднику. | 3 | |
32-34 | | Новогодние чудеса | 3 | |
35 36 | | В магазине игрушек. | 2 | |
37 38 | | С днём рождения! | 2 | |
39-41 | | Темп речи. | 3 | |
42-44 | | Тон речи. | 3 | |
45 46 | | Это слово говорят, если вас благодарят. | 2 | |
47-49 | | Голос. Сила голоса | 3 | |
50 | | Ролевая игра по теме: «Вежливые слова» | 1 | |
51-53 | | «Алло, алло!» Телефонный разговор. | 3 | |
54-56 | | «Навещу заболевшего друга» | 3 | |
57 | | Ролевая игра по теме: «Я хотел бы попросить» | 1 | |
58-60 | | Мимика и жесты. | 3 | |
61-63 | | Инсценировка «Красная Шапочка» | 3 | |
64-66 | | «Винни - Пух и его друзья» | 3 | |
| | Всего | 66 ч. | |
Календарно-тематический план по речевой практике
2 класс – 102 ч. (3 ч. в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
ГОЛОС. СИЛА ГОЛОСА. |
1. | | Понятие «громкая», «спокойная», «шепотная» речь. | 1 | Дать понятие силы голоса: громко, тихо, шепотом. Показ учителем силы голоса: громко, тихо, шепотом. Слушание и повторение. |
2. | | Хоровые упражнения в использовании по заданию учителя. | 1 | Хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. |
3. | | Индивидуальные упражнения в использовании голоса. | 1 | Индивидуальные упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. |
4-5 | | Инсценировка фрагментов сказки «Кошкин дом». | 2 | Чтение сказки «Кошкин дом». Обсуждение и выбор ролей. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ИГРАЕМ В ШКОЛУ» |
6 | | Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. | 1 | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. |
7 | | Активизация, уточнение и обогащение словаря. | 1 | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3слога, 2-3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя. |
8 | | Составление, конструирование предложений. | 1 | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. |
9 | | Правила для школьника. | 1 | Конструирование реплик по теме. Игра «Дополни предложение» по условно-графическим схемам. Проигрывание диалогов знакомства игрушек. |
10-11 | | Ролевая игра «Играем в школу». | 2 | Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор ролей, атрибутов к ней. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ДЕЖУРСТВО» |
12 | | Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. | 1 | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. |
13 | | Активизация, уточнение и обогащение словаря. | 1 | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3слога, 2-3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя. |
14 | | Составление, конструирование предложений. | 1 | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. |
15 | | Дежурим с другом (подругой) | 1 | Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных. |
16-17 | | Ролевая игра. | 2 | Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор ролей, атрибутов к ней. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ЗА ПОКУПКАМИ В МАГАЗИН» |
18 | | Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. | 1 | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. |
19 | | Активизация, обогащение и уточнение словаря. | 1 | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3слога, 2-3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя. |
20 | | Составление, конструирование предложений. | 1 | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. |
21-22 | | Ролевая игра «Магазин игрушек» | 2 | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор ролей, атрибутов к ней. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ИГРЫ И ИГРУШКИ» |
23 | | «Игрушки» | 1 | Разучивание чистоговорки То-то-то – у Антона лото. Составление предложений об игрушках, изображенных на картинке, по образцу, данному учителем |
24 | | «Моя любимая игрушка» | 1 | Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Игра «Отгадай мою игрушку». |
25 | | «Уложим куклу спать» | 1 | Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная». Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. Устные отчеты о выполняемых действиях. |
26 | | «Мы уже не малыши» | 1 | Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла» |
ТЕМП РЕЧИ |
27 | | Понятие «быстрая», «медленная» речь. Различение на слух быстрой и медленной речи. | 1 | Показ учителем темпа речи: быстрая, медленная речь. Слушание и повторение. Упражнения в использовании нормального темпа речи. |
28 | | Хоровые упражнения в быстром и медленном проговаривании слов, предложений. | 1 | Хоровые упражнения с использованием разного темпа речи в различных речевых ситуациях. |
29 | | Индивидуальные упражнения в быстром и медленном проговаривании слов, предложений. | 1 | Индивидуальные упражнения с использованием разного темпа речи в различных речевых ситуациях. |
30-31 | | Упражнения в произношении стихов, скороговорок, чистоговорок в различном темпе. Стихотворение «Телефон». | 2 | Тренировочные упражнения в произношении стихов, чистоговорок, четверостиший в различном темпе. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «РАССКАЖИ МНЕ О ШКОЛЕ» |
32 | | Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | 1 | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. |
33 | | Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме. | 1 | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3слога, 2-3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя. |
34 | | Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. | 1 | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. |
35-36 | | Ролевая игра. | 2 | Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор ролей, атрибутов к ней. |
ГОТОВИМ НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК |
37-38 | | Готовимся к празднику | 2 | Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. |
39-40 | | Новогодние чудеса | 2 | Слушание песенки «В лесу родилась елочка». Игра «Узнай меня» |
41-42 | | Новогодние поздравления | 2 | Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. |
ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА |
43-44 | | Зимняя одежда | 2 | Заучивание чистоговорки «в шапке да шубке хорошо Мишутке». Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» |
45-46 | | Зимние забавы | 2 | Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.) |
47-48 | | Мы катаемся с горы | 2 | Н. Некрасов «Детство» (отрывок). Составление рассказа с опорой на картинный план |
49-50 | | Мы лепим снеговика | 2 | Составление рассказа с опорой на картинный план. Практическое занятие. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ» |
51 | | Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | 1 | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. |
52 | | Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме. | 1 | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3слога, 2-3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя. |
53 | | Составление, конструирование разных по содержанию предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. | 1 | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. |
54-55 | | Ролевая игра. | 2 | Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор ролей, атрибутов к ней. |
ТОН РЕЧИ |
56 | | Понятие «тон речи». | 1 | Дать понятие «тон голоса»: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. Слушание и повторение. |
57 | | Хоровые упражнения в передаче чувств с помощью разного тона речи. | 1 | Хоровые упражнения с использованием тона голоса в различных речевых ситуациях. |
58 | | Индивидуальные упражнения в передаче чувств с помощью разного тона речи. | 1 | Индивидуальные упражнения с использованием тона голоса в различных речевых ситуациях. |
59-60 | | Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Большой медведь». | 2 | Чтение стихотворения С. Михалкова «Большой медведь». Обсуждение и выбор ролей. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ВИННИ-ПУХ И ЕГО ДРУЗЬЯ» |
61 | | Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | 1 | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. |
62 | | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. | 1 | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3слога, 2-3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя. |
63 | | Составление, конструирование разных по содержанию предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. | 1 | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. |
64-65 | | Ролевая игра по теме | 2 | Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор ролей, атрибутов к ней. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ЭТО СЛОВО ГОВОРЯТ, ЕСЛИ ВАС БЛАГОДАРЯТ» |
66 | | Тема рассказа, ее обсуждение. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | 1 | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. |
67 | | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. | 1 | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3слога, 2-3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя. Расширение слов для приветствия и прощания. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале. |
68 | | Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. | 1 | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. |
69-70 | | Ролевая игра по теме: «Вежливые слова» (рассказ В. Осеевой) | 2 | Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор ролей, атрибутов к ней. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «АЛЛО, АЛЛО!» |
71 | | Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | 1 | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. |
72 | | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. | 1 | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3слога, 2-3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя. |
73 | | Составление предложений на заданную тему. | 1 | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. |
74-75 | | Ролевая игра по теме: «Разговор по телефону». | 2 | Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор ролей, атрибутов к ней. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «НАВЕЩУ ЗАБОЛЕВШЕГО ДРУГА» |
76 | | Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | 1 | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. |
77 | | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. | 1 | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3слога, 2-3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя. |
78 | | Составление предложений на заданную тему. | 1 | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. |
79-80 | | Ролевая игра по теме: «Я хотел бы попросить» (Б. Заходер «Муравей»). | 2 | Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор ролей, атрибутов к ней. |
МИМИКА И ЖЕСТЫ |
81 | | Понятия: «мимика, жесты, выражение лица». | 1 | Дать понятие» «мимика и жесты». Показ учителем, повторение. |
82 | | Упражнения с участием мышц, глаз, бровей, губ. | 1 | Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое. |
83 | | Индивидуальные упражнения. | 1 | Индивидуальные упражнения с использованием мимики и жестов в различных речевых ситуациях. |
84-85 | | Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок». | 2 | Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок». Обсуждение и выбор ролей. |
ИГРАЕМ В СКАЗКУ |
86 | | Знакомство со сказкой «Три медведя» | 1 | Разучивание чистоговорки. Выкладывание картинок в правильной сюжетной последовательности |
87-88 | | Инсценировка сказки «Три медведя» | 2 | Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов |
89 | | Знакомство со сказкой «Три поросенка» | 1 | Выбор из нескольких, близких по содержанию картинок, той, которая соответствует услышанной сказке. Выкладывание изображений персонажей сказки на парте после ответа на вопрос учителя «Кто из чего построил домик?» |
90-91 | | Инсценировка сказки «Три поросенка» | 2 | Прослушивание аудиозаписи сказки «Три поросенка». Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся |
92 | | .Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» | 1 | Прослушивание загадки в форме «звукового письма». Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки |
93-94 | | Инсценировка сказки «Красная Шапочка» | 2 | Коллективное рассказывание сказки. Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «МЫ РАБОТАЕМ НА ОГОРОДЕ» |
95 | | Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | 1 | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. |
96 | | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. | 1 | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3слога, 2-3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя. |
97 | | Конструирование предложений на заданную синтаксическую конструкцию. | 1 | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. |
98-99 | | Ролевая игра. | 2 | Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор ролей, атрибутов к ней. |
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА «МИР ПРИРОДЫ» |
100 | | «К нам весна шагает…» | 1 | Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна». Составление рассказа с опорой на картинный план |
101 | | Весенняя прогулка. | 1 | Экскурсия на школьный двор. Составление рассказа о весне по впечатлениям, о прогулке. |
102 | | Здравствуй лето! Итоговое занятие | 1 | Слушание стихотворения И. Гуриной « Здравствуй лето!». Составление рассказа о лете по впечатлениям, о прогулке. |