СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по речевому развитию "Говорушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 Речевой направленности

«Говорушки»

                                                            

                                                    Возраст обучающихся: 2-3  года

                                                      Срок реализации: 1год

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по речевому развитию "Говорушки"»

25



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2 «Березка»





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Речевой направленности

«Говорушки»

Возраст обучающихся: 2-3 года

Срок реализации: 1год









Автор – составитель:

Луткова Марина Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории















г.Моршанск,




Информационная карта программы:

Ф.И.О.педагога – Луткова М.В.

Вид программы: авторская

Тип: общеразвивающий

Образовательная область: Развитие речи

Направленность деятельности: речевая

Способ освоения содержания образования: практический

Уровень освоения содержания образования: ознакомительный

Уровень реализации программы: дошкольное образование

Форма реализации программы: подгрупповая

Продолжительность реализации программы: 1 год



















Пояснительная записка.

Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.

Отсюда возникает необходимость таких форм образовательной деятельности, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.



Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка

• Закон РФ «Об образовании».

• Типовое положение о ДОУ.

• СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4 июля №41

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

Новизна программы.

Нетрадиционные подходы к методике обучения родному языку дошкольников: пересказыванию от лица литературного героя, составлению наглядной пространственной модели к произведению, смысловой группировки текста, творческих заданий на развитие словесного творчества.

Актуальность программы .Возраст от 2 до3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».

Педагогическая целесообразность программы.

Дополнительная образовательная программа «Говорушки» построена на принципах:

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие творческих способностей и формирование ценностного отношения ребёнка к миру;

-принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть реализовано в массовой практике);

- принцип полноценности, необходимости, достаточности (решение поставленных целей и задач на необходимом и достаточном материале максимально приближёно к разумному «минимуму»);

-обеспеченность единства воспитательных развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста (формируются умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию у детей творческих способностей);

-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей «Художественное творчество», «Познание (формирование целостной картины мира)», «Коммуникация»,

«Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

- принцип здоровьесбережения, включающий в себя релаксацию, игровые технологии, систему дыхательных упражнений, музыкотерапию.

Отличительные особенности программы.

Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе.

При всём разнообразии видов художественной деятельности особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги. Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности. Содержание программы направлено на то, чтобы жизнь ребёнка была насыщена различными проявлениями искусства. Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния.

Возрастно-психологические особенности детей 2-3 лет. У детей 2-3 лет  недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.   Речь находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память - непроизвольны.Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры. Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".   К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.  Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.    

Возраст детей.

В реализации дополнительной образовательной программы участвуют

дети 2-3года

Срок реализации программы.

Дополнительная образовательная программа рассчитана на 32 часа, учебный год проходит с октября по май один раз в неделю.

Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в год – 32;

- кол-во часов и занятий в неделю – 1 час, 1 занятие;

- периодичность занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня.

Цель

Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.


Задачи кружка

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей.

3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6.Учить подражать движениям взрослых.


Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать внимание, зрительное восприятие.

5.Развивать согласованность движений обеих рук.


Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому.


Учебный план


п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов




всего

теория

практика

Формы аттестации/контроля

1

Песенка- закличка «Осень, осень, в
гости просим».

1

0.5

0.5

Образовательная ситуация.

Музыкальная игра.

2

Потешка «Здравствуйте».

1

0.5

0.5

Разучивание

потешки

3

Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

1

0.5

0.5

Театральная деятельность,

подвижная игра «Кто в домике

4

Пальчиковая игра  «Апельсин»

1

0.5

0.5

Игровая образовательная ситуация. Дидактическая игра

«Волшебный мешочек»,

5

Пальчиковая игра «Перелётные птицы»

1

0.5

0.5

Обсуждение, пальчиковая игра

6

Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»

1

0.5

0.5

Музыкальная игра,

рассказывание совместно

с воспитателем.

7

Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр)

1

0.5

0.5

Театральная

деятельность.

8

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

1

0.5

0.5

разучивание,

пальчиковая игра.

9

Потешка «Зайка серенький сидит»

1

0.5

0.5

Образовательная

ситуация – разучивание

потешки

10

Потешка «Сидит белка на тележке»

1

0.5

0.5

Беседа,

ответы на вопросы,.

11

Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)

1

0.5

0.5

театральная деятельность

12

Пальчиковая игра «Котик»

1

0.5

0.5

разучивание,

пальчиковая игра.

13

Потешка  «Как на горке снег»

1

0.5

0.5

Обсуждение, стих-я

В.Берестова

«Мишка, мишка, лежебока»

14

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

1

0.5

0.5

Образовательная ситуация

15

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

1

0.5

0.5

Игра – драматизация

16

Потешка «Ты мороз, мороз, мороз»

1

0.5

0.5

Словесная игра

17

Пальчиковая игра «Варежка

1

0.5

0.5

Театральная

игра

18

Потешка «Снежинки»

1

0.5

0.5

Музыкальная

игра – драматизация

19

Загадывание загадок о зиме

1

0.5

0.5

Игра – массаж

 «Одеваемся теплее».

20

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса» (настольный театр)

1

0.5

0.5

театральная

деятельность

21

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»

1

0.5

0.5

Пальчиковая игра,

образовательная ситуация.

22

Считалка «Зайчик»

1

0.5

0.5

Музыкальная игра

« Заинька выходи»

23

Потешка «Мыши»

1

0.5

0.5

Игра - драматизация

24

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)

1

0.5

0.5

Проговаривание сюжетов

сказки с опорой на

демонстрационный материал.

25

Пальчиковая игра «Моя семья

1

0.5

0.5

Игра «Кому что подходит»,

деятельность в игровой зоне

26

Потешка « Пекла кошка пирожки»

1

0.5

0.5

Игра - драматизация

27

Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

1

0.5

0.5

Творческое рассказывание,

совместная

театральная деятельность.

28

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» (драматизация)

1

0.5

0.5

Театральная деятельность,

игра танец «Веселые

козлята».

29

Пальчиковая игра «Сказки»

1

0.5

0.5

Пальчиковая игра,

образовательная ситуация

30

Песенка «Жили у бабуси»

1

0.5

0.5

Музыкальная игра,

образовательная ситуация

31

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций

1

0.5

0.5

Театральная

деятельность

32

Пальчиковая игра «Дружба» 

1

0.5

0.5

Игра - имитация "Настроение". Музыкальная подвижная игра "Поссорились, помирились



32

16

16























Содержание учебного плана


Тема

Практика

Ожидаемый результат

Формы контроля

№1

Песенка-закличка «Осень, осень, в
гости просим».

Рассматривание листьев, чтение и разучивание, вопросы, показ действий руками.

Побуждать детей к участию в театрализованной игре, воспитывать доброе отношение к природе, поощрять творческую инициативу. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яркую окраску листьев.

Образовательная ситуация.

Музыкальная игра.

№2

Потешка

«Здравствуйте».

Чтение и заучивание, дидактическая игра.

Поддерживать стремление детей рассматривать яркие иллюстрации к книгам, слушать чтение стихотворений, отвечать на вопросы педагога

Разучивание

потешки

№3

Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

Рассматривание иллюстраций, вопросы, инсценировка.

Участие в Театральной деятельности, Знакомяться с подвижной игрой «Кто в домике живет»

Театральная деятельность,

подвижная игра «Кто в домике живет»

№4


Пальчиковая игра  «Апельсин»

Заучивание наизусть, дидактическая игра «Волшебный мешочек», отгадывание загадок

Игровая образовательная ситуация. Должны научиться Дидактической игре «Волшебный мешочек»,

Игровая образовательная ситуация. Дидактическая игра

«Волшебный мешочек»,


№5

Пальчиковая игра «Перелётные

птицы»

Показ иллюстраций перелетных птиц, чтение и заучивание текста стихотворения.

Формирование устной речи ребенка и мелкой моторики рук, а также увлекательный способ провести время с пользой.

Обсуждение, пальчиковая игра.

№6

Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»

Рассматривание иллюстраций, художественное слово, беседа, поощрение.

Познакомиться с настольным театром «Кошкин дом». Развивать связную речь.

Музыкальная игра, рассказывание совместно с воспитателем.

№7

Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр)

Рассматривание, чтение и рассказывание сказки.

Повторяют Пальчиковую

гимнастику

«Замесили тесто»


Театральная

деятельность.

№8

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Отгадывание загадок, рассматривание альбома «Овощи», дидактическая игра «Огород»

Развивать умения подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.Научиться отгадывать загадки

Чтение и разучивание,

пальчиковая игра.

№9

Потешка «Зайка серенький сидит»

Рассказывание по игрушке, произношение стихотворения, совершая движения иллюстрирующие текст.

Должны научиться слушать текст игры, сопровождать его соответствующими движениями. Побуждать передавать основные эмоции с помощью выразительных средств.

Образовательная

ситуация – разучивание

потешки.

№10

Потешка «Сидит белка на тележке»

Беседа, показ иллюстраций, ответы на вопросы, поощрение.

Должны научиться умению понимать содержание потешки, вызывать к ней интерес. Расширять представления о диких животных и птицах. Воспитывать интерес к устному народному творчеству

Беседа,

ответы на вопросы,.

№11

Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)

Рассматривание картин, отгадывание загадок, дидактическая игра «Кто в рукавичке живет», инсценировка.

У детей формируется любовь к русскому фольклору; развивается речевая активность, память.

театральная деятельность.

№12

Пальчиковая игра «Котик»

Иллюстрации, , чтение с использованием пальчиковых игр, игровое упражнение с Солнышком.

участие детей в театрально-игровой деятельности. Дети развивают моторику рук.

разучивание,

пальчиковая игра.

№13

Потешка  «Как на горке снег»

Рассказывание по игрушкам: мишка, зайка, белочка, дыхательная гимнастика «Снежинки», отгадывание загадок.

Дети участвуют в Обсуждении,Слушают стих-е В.Берестова

«Мишка, мишка, лежебока»

Обсуждение, стих-я

В.Берестова

«Мишка, мишка, лежебока»

№14

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

Отгадывание загадок, подвижная игра «Тень-тень-потетень»

знакомятся с русскими народными загадками. Вызывать желание слушать народные загадки

Образовательная ситуация

№15

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

Рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Угадай сказку», беседа «Один дома».

Воспитывать умение детей следить за развитием действия в кукольном спектакле.

Игра – драматизация

№16

Потешка «Ты мороз, мороз, мороз»

Рассматривание игрушки-зайчика, беседа по пословице «Береги нос в большой мороз», игра «Зайка беленький сидит»

Должны выразительно и ритмично рассказывать наизусть. Научиться четко выполнять имитационные движения по показу взрослого.

Словесная игра

№17

Пальчиковая игра «Варежка»

Чтение потешек с использованием пальчиковых игр.

Должна активизироваться речь детей

Театральная

игра

№18

Потешка «Снежинки»

Чтение и заучивание наизусть, дыхательная гимнастика.

Должно Формироваться умение понимать содержание потешки, вызывать к ней интерес, развивать речевую активность.

Музыкальная

игра – драматизация.

№19

Загадывание загадок о зиме

Беседа, рассматривание репродукции зимних пейзажей , чтение загадок, слушание песни о зиме.

Развивается умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы воспитателя.

Игра – массаж

 «Одеваемся теплее».

№20

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса» (настольный театр)

Рассматривание альбома с изображением диких животных, игровая мотивация, показ иллюстраций настольного театра.

Должны научиться эмоционально воспринимать содержание сказки, воспитывать умение выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой.


театральная

деятельность

№21

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»

Заучивание текста игры, игра-драматизация.

Должны научиться применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к стихам, к русскому фольклору, к пальчиковым играм.

Пальчиковая игра,

образовательная ситуация.

№22

Считалка «Зайчик»

Презентация с иллюстрациями, игры:  «Чудесный мешочек»

«Горячо – холодно».

продолжать учиться отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, упражнять в чётком произношении отдельных звуков.

Музыкальная игра

« Заинька выходи»

№23

Потешка «Мыши»

Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки.

Научиться Развивать коммуникативное общение с использованием народного фольклора

Игра - драматизация

№24

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)

Художественное восприятие сказки, беседа, вопросы детям, распределение ролей, самостоятельная игровая деятельность.

Должны научиться Развивать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказок, развивать слуховое внимание, фантазию интерес к сценическому искусству.

Проговаривание сюжетов

сказки с опорой на

демонстрационный материал.

№25

Пальчиковая игра «Моя семья»

Рассказ, игры-имитации про каждого члена семьи с использованием иллюстраций;

Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к членам семьи

Игра «Кому что подходит»,

деятельность в игровой зоне

№26

Потешка « Пекла кошка пирожки»

Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки.

Разучивание русской народной потешки «Пекла кошка пирожки». Пополнять словарный запас детей

Игра - драматизация

№27

Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

Слушание песни «Приходите в гости к нам», пальчиковая гимнастика «Курочка».

Дети Развивают речевое творчество , любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу

Творческое рассказывание,

совместная

театральная деятельность.

№28

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» (драматизация)

Рассматривание и выбор костюма героя, глазодвигательную гимнастику «Солнечные зайчики»

Дети должны Развивать интерес и желание участвовать в играх-драматизациях

Театральная деятельность,

игра танец «Веселые

козлята».

№29

Пальчиковая игра «Сказки»

Заучивание текста игры, игра-драматизация

Дети учаться применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности. Развивают мелкую моторику пальцев рук.

Пальчиковая игра,

образовательная ситуация

№30

Песенка «Жили у бабуси»

Рассматривание иллюстраций с изображением гусей, исполнение песенки с выполнением движений.

Должны познакомиться с новым фольклорным произведением – песенкой. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма

Музыкальная игра,

образовательная ситуация.

№31

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций

Демонстрация иллюстраций к сказке, артикуляционная гимнастика, пересказ сказки по иллюстрациям.

Учащиеся должны Познакомиться со сказкой «Гуси-лебеди». Стимулировать развитие творческой индивидуальности детей. Воспитывание доброжелательное отношение друг к другу.

Театральная

деятельность

№32

Пальчиковая игра «Дружба»

Игровая ситуация, чтение художественной литературы, рефлексия, хороводная игра.

Дети Развивают разговорную речь , обогащают словарный запас.

Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции

Игра - имитация "Настроение". Музыкальная подвижная игра "Поссорились, помирились


Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники будут:

знать: изученный детский фольклор, пальчиковые игры, невербальные средства общения.

уметь: передавать различные эмоциональные состояния, выражать свои чувства и понимать чувства других, преодолевать робость и уверенность в себе.

владеть:

-разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности;

- умениями и навыками звукового и слогового анализа слова.

Форма подведения итогов.

Диагностическое обследование


Методы проведения кружка:


1.Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3.Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.


Кружковые занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый). Для обозначения уровня развития выбрана четырехбалльная система оценки:

Высокий уровень – 4 балла (ребенок самостоятельно, без ошибок, справляется с заданием).

Достаточный уровень – 3 балла (ребенок самостоятельно справляется с заданием, допуская ошибки).

Средний уровень – 2 балла (ребенок выполняет задания с помощью взрослого).

Низкий уровень -1 балл (ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания).







Диагностическая карта кружка «Говорушки» Первая младшая группа на 20__/20__ учебный год


Воспитатели: ___________________________________________________




Фамилия, имя ребёнка

Слушает и повторяет небольшие народные сказки

Разучивает и повторяет пальчиковые игры

Слушает и повторяет потешки


Итоговый показатель

Количество баллов

Уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1












2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13












14

.











15












16.














УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и/или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности—образовательной среде (Т.С. Комарова, С.Л. Новоселова, Г.Н. Пантелеев, Л.П. Печко, Н.П. Сакулина, Е.О. Смирнова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, С.Т. Шацкий и др.).

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно - развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Основные требования к организации среды

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

Основные принципы организации среды

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки— обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений,

участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно – пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок ряжения (для театрализованных игр);

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• спортивный уголок;

• уголок для игр с водой и песком;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.). Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для различных психолого-педагогических задач изложены в разделе «Психолого-педагогические условия реализации программы».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).При этом, организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Методическое обеспечение программы. Методы и приемы развития речи детей раннего возраста

Приемы: 1. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным. Поэтому занятия с малышами должны основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам.

2. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Развитие малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре.

3. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Таким образом, чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, проводится многократное повторение пройденного, сочетание хоровых и индивидуальных ответов

4. Материал для игр и занятий с маленькими детьми подбирается таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используются знакомые малышу ситуации. Если же предлагается новый материал, то предварительно даются ребенку новые представления. Основные темы занятий– быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях.

5. Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»). Речевой материал расположен сообразно увеличению сложности: фонема, слог, слово, фраза; от пассивной речи к активной; от отраженной речи к сопряженной и самостоятельной.

6. Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями.

7. Чтобы навыки и знания закреплялись, они постоянно используются в самых разных ситуациях.

Методы:

-НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ: наблюдение, демонстрация действий с предметами, игрушкам, показ изобразительных средств: картин и фотографий, мультфильмов , презентаций

-СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, договаривание ребенком фразы, слова, пересказ короткой сказки, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, вопросы, просьбы, поручения. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

-ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. Это и драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, элементы логоритмики, фонетическая ритмика, психогимнастика, массаж, самомассаж.



Список литературы


1) «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;


2) « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;


3) «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;


4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;


5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;


6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова


7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»

Е.А.Савельева.















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!