СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной(русской) литературе для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной(русской) литературе для 5 класса»

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса

Данная программа разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08;

Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане.

Программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на следующую учебную нагрузку: 5 класс – 17 часов.


Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает школьнику осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль родной литературы.


Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература»

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения

к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».


Содержание учебного курса

Устное народное творчество (2 часа).

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Бытование фольклорных произведений в современной жизни. Сказки родного края. Особенности сказок, бытующих в Кемеровской области-Кузбассе. Шорские сказки. Сборник «Ларец сказок».

Древнерусская литература (1 час). 

Легенды и предания. Художественное своеобразие и жанровая особенность древнерусской литературы.

Из литературы 18 века (1 час).

Эпоха просвещения. Знакомство с творчеством Державина Гаврилы Романовича (1743-1816), Карамзина Николая Михайловича (1766-1826). 

Из русской литературы 19 века (3 часа).

Александр Сергеевич Пушкин. Любимые сказки. «Сказка о золотом петушке».

Толстой Л.Н. Рассказы («Лев и собачка», «Девочка и грибы», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лecy застала гроза», «Пожарные собаки», «Лебеди», «Косточка», «Зайцы», «Русак», «Булька и кабан», «Прыжок», «Рассказ аэронавта»).

Из русской литературы 20 века (6 часов).

Л. Соболев. Рассказы «Морская дуща», «Воробьевская батарея».

А.И. Куприн. Рассказы («Счастье», «Слон»).

С.А. Есенин. Стихотворения. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».

Пришвин М.М. «Остров спасения»

Знакомство с творчеством писателей Калининградской области  (3 часа).

Итоги изучения (1 час).


Тематическое планирование курса литературы в 5-х классах

Раздел

Кол-во

часов

Р/Р

Контрольная работа

1.

Понятие о фольклоре. Устное народное творчество.

2

1


2.

Древнерусская литература.

1



3.

Из литературы 18 века.

1



4.

Из русской литературы 19 века.

3

1


5.

Из русской литературы 20 века.

6

1


6.

Знакомство с творчеством писателей Калининградской области

3



7.

Итоговое занятие. Тест

1


1

8.

Всего

17

3

1



















Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Примечание

1

Понятие о фольклоре


2

Богатство жанров УНТ

Р.Р.

3

Легенды и предания в древнерусской литературе


4

Эпоха Просвещения в русской литературе


5

Любимые сказки А.С.Пушкина


6

Нравственный смысл рассказов Л.Н.Толстого


7

Художественное чтение рассказов Л.Н.Толстого

Р.Р.

8

Тематика рассказов Л.Соболева


9

Сюжеты рассказов А.И.Куприна.


10

Родная природа в стихотворениях С.Есенина


11

Выразительное чтение стихотворений С.Есенина

Р.Р.

12

Герои «Шкидских рассказов» Л.Пантелеева.


13

Мир живой природы в рассказе М.Пришвина «Остров спасения»


14

Поэты и писатели Калининграда. Обзор.


15

История родного края в произведениях О.Глушкина.


16

Тема войны в повести Ю.Иванова «Мы шли под грохот канонады»


17

Итоговое занятие. Тест

К.Р.








Учебно – методическое обеспечение учебного процесса:


Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2019.

  2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2019.

  3. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

  4. Тексты художественных произведений.

Для учителя:

  1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.

  2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2014.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!