СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (русской) литературе 5-9 классы ( Разработчики: Васильева Г.И.. Сысоев В.Л.. Ледянкина Е.Г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной (русской) литераутре 5-9 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе 5-9 классы ( Разработчики: Васильева Г.И.. Сысоев В.Л.. Ледянкина Е.Г.)»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская)» составлена на основе

требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», Примерной рабочей программы по Родной литературе (русской) для 5-9 классов под ред Беляевой Н.В.(М: Просвещение, 2020)


На изучение предмета отводится следующее количество часов:

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

17

17

17

17

17

Реализация данной рабочей программы предполагает очную форму обучения с возможностью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Программа предполагает реализацию национально-регионального компонента. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

  • осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

  • способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

  • неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

  • понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;

  • проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;

  • понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;

  • осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

  • применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.


Предметные результаты

5 класс

  • формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

  • формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

  • формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

6 класс

  • развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

  • развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.

7 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

  • развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;

  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

8 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;

  • развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

9 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

  • развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации.
















Содержание учебного предмета

5 класс(34 ч)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)

Преданья старины глубокой (4 ч)

Малые жанры фольклора.

Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

Русские народные и литературные сказки.

Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).

К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

Города земли русской (3 ч)

Москва в произведениях русских писателей

А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»

М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»

Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».

А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

Родные просторы (2 ч)

Русский лес

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».

А. В. Кольцов. «Лес».

В. А. Рождественский. «Берёза».

В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»


РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)

Праздники русского мира (5 ч)

Рождество

Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).

В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».

А. И. Куприн. «Бедный принц».

И. А. Ильин. «Рождественское письмо».

Тепло родного дома (4 ч)

Семейные ценности

И. А. Крылов. «Дерево».

И. А. Бунин. «Снежный бык».

В. И. Белов. «Скворцы».


РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)

Не до ордена – была бы Родина (2 ч)

Отечественная война 1812 года

Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».

Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

Загадки русской души (3 ч)

Парадоксы русского характера

К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

О ваших ровесниках (3 ч)

Школьные контрольные

К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).

А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

Родной язык, родная речь

И. А. Бунин. «Слово».

В. Г. Гордейчев. «Родная речь».


6 класс(34 ч)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)

Преданья старины глубокой (3 ч)

Русские былины: богатыри и богатырство

Былина «Илья Муромец и Святогор».

Былинные сюжеты и герои в русской литературе

И. А. Бунин. «Святогор и Илья».

М. М. Пришвин. «Певец былин».

Города земли русской (3 ч)

Русский Север: Архангельск в русской литературе

С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).

Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).

Родные просторы (3 ч)

Стихи русских поэтов о зиме

И. С. Никитин. «Встреча Зимы».

А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»

Н. М. Рубцов. «Первый снег».

По мотивам русских сказок о зиме

Е. Л. Шварц. «Два брата».


РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)

Праздники русского мира (4 ч)

Масленица

М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»

А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».

А. П. Чехов. «Блины».

Тэффи. «Блины».

Тепло родного дома (5 ч)

Всюду родимую Русь узнаю

В. А. Рождественский. «Русская природа».

К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».


РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)

Не до ордена – была бы Родина (2 ч)

Оборона Севастополя

А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».

А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».

Рюрик Ивнев. «Севастополь».

Загадки русской души (3 ч)

Чудеса нужно делать своими руками

Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

О ваших ровесниках (3 ч)

Реальность и мечты

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним

познакомился», «Кирпичные острова»).

Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

На русском дышим языке

К. Д. Бальмонт. «Русский язык».

Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»


7 класс (34 ч_

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)

Преданья старины глубокой (3 ч)

Русские народные песни: исторические и лирические

«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе

А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).

И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»

А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»

Города земли русской (3 ч)

Сибирский край

В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).

А. И. Солженицын. «Колокол Углича».

Родные просторы (3 ч)

Русское поле

И. С. Никитин. «Поле».

И. А. Гофф. «Русское поле».

Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).


РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)

Праздники русского мира (5 ч)

Пасха

К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».

А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».

А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).

А. П. Чехов. «Казак».

Тепло родного дома (4 ч)

Русские мастера

С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».


РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)

Не до ордена – была бы Родина (3 ч)

На Первой мировой войне

С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».

Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий

Победоносец».

Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».

М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».

Загадки русской души (3 ч)

Долюшка женская

Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».

Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»

Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»

Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».

В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»

О ваших ровесниках (2 ч)

Взрослые детские проблемы

А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,

«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

Такого языка на свете не бывало

Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»


8 класс (34 ч)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)

Преданья старины глубокой (3 ч)

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин

С. Н. Марков. «Сусанин».

О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»

П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).

Города земли русской (3 ч)

По Золотому кольцу

Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»

М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»

И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».

В. А. Степанов. «Золотое кольцо».

Родные просторы (3 ч)

Волга – русская река

«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).

Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).

В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».

В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).


РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)

Праздники русского мира (4 ч)

Троица

И. А. Бунин. «Троица».

С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»

Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».

Тепло родного дома (5 ч)

Родство душ

Ф. А. Абрамов. «Валенки».

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).

А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».



РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)

Не до ордена – была бы Родина (2 ч)

Дети на войне

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

Загадки русской души (2 ч)

Сеятель твой и хранитель

И. С. Тургенев. «Сфинкс».

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».

О ваших ровесниках (4 ч)

Пора взросления

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

Язык поэзии

Дон Аминадо. «Наука стихосложения».

И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».


9 класс (34 ч)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)

Преданья старины глубокой (3 ч)

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе

Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная

песня).

В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).

А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).

М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

Города земли русской (3 ч)

Петербург в русской литературе

А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»

О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».

А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).

Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).

Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).

Родные просторы (3 ч)

Степь раздольная

«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).

П. А. Вяземский. «Степь».

И. З. Суриков. «В степи».  

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).


РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)

Праздники русского мира (4 ч)

Августовские Спасы

К. Д. Бальмонт. «Первый спас».

Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Тепло родного дома (5 ч)

Родительский дом

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).


РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)

Не до ордена – была бы Родина (4 ч)

Великая Отечественная война

Н. П. Майоров. «Мы».

М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»

Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души (2 ч)

Судьбы русских эмигрантов

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

О ваших ровесниках (2 ч)

Прощание с детством

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

«Припадаю к великой реке…»

И. А. Бродский. «Мой народ».

С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»























































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

5 класс

Название темы (раздела)

урока

Тема урока

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ ( 5 ч)

1(1)

Преданья старины глубокой. Малые жанры фольклора

2(2)

Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. (НРК)

3(3)

Русские народные и литературные сказки (НРК) Сказка «Лиса и медведь».К.Г.Паустовский «Дремучий медведь»

4(4)

Города земли русской. Москва в произведениях русских писателей (А.С.Пушкин «На тихих берегах Москвы», М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва!...люблю тебя как сын», Л.Н.Иартынов «Красные ворота», А.П.Чехов «В Москве на Трубной площади»)

5(5)

Родные просторы. Русский лес. И.С.Соколов-Микитов «Русский лес», А.В.Кольцов «Лес», В.А.Рождественсикй «Берёза», В.А.Солоухин «Седьмую ночь без перерыва»).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4ч)

6(1)

Праздники русского мира.

7(2)

Рождество.(Б.Л.Пастернак «Рождественская звезда», В.Д.Берестов «Перед Рождеством», А.И.Куприн «Бедный принц», И.А.Ильин «Рождественское письмо»

8(3)

Тепло родного дома.(НРК)

9(4)

Семейные ценности ( И.А.Крылов «Дерево», И.А.Бунин «Снежный бык», В.И.Белов «Скворцы»



РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША ( 8ч)

10(1)

Не до ордена — была бы Родина.

11(2)

Отечественная война 1812 года (Ф.Н.Глинка «Авангардная песнь», Д.В.Давыдов «Партизан»(отрывок)

12(3)

Загадки русской души.

13(4)

Чувства добрые: Ю.Я.Яковлев «Сыновья Пешеходова»

14(5)

Парадоксы русского характера. К.Г.Паустовский «Похождения жука-носорога»(солдатская сказка)

15(6)

О ваших ровесниках. Школьные контрольные (К.И.Чуковский «Серебряный герб»(фрагмент), А.А.Гиваргизов «Контрольный диктант»)

16(7)

Лишь слову жизнь дана. Родной язык, родная речь.(И.А.Бунин «Слово», В.Г.Гордейчев «Родная речь»)

17(8)

Сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать целеустремлённым?» ( по произведению К.И.Чуковского «Серебряный герб»)



6 класс

Раздел

Тема урока

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ ( 5 ч)

1(1)

Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и Святогор». Батыры в удмуртском эпосе (НРК)


2(2)

Былинные сюжеты и герои в русской литературе (И. А. Бунин. «Святогор и Илья» И.А.Бунина и «Певец былин» М.М.Пришвина).


3(3)

Русский Север: Архангельск в русской литературе (С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).


4(4)

Стихи русских поэтов о зиме: «Встреча Зимы» И.С.Никитина, «Снег да снег. Всю избу занесло…» А.А.Блока, «Первый снег» Н.М.Рубцова. Стихи о зиме поэтов родного края (НРК)


5(5)

По мотивам русских сказок о зиме. Е. Л. Шварц. «Два брата».

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6 ч)

6(1)

Масленица. Стихотворение А. Д. Дементьева «Прощёное воскресенье» и М. Ю. Лермонтова «Посреди небесных тел…»


7(2)

Рассказ А. П. Чехова «Блины».


8(3)

Комичность ситуации в рассказе Тэффи «Блины».


9(4)

Всюду родимую Русь узнаю...Стихотворение В. А. Рождественского «Русская природа».


10(5)

Чудо, волшебство в природе. Рассказ К. Г. Паустовского «Заботливый цветок».


11(6)

Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером». Проблема нравственного выбора

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША ( 6 ч)

12(1)

Стихотворения об обороне Севастополя: А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе» А.Н.Апухтина, «Севастопольское братское кладбище» А.А.Фета, «Севастополь» Р.Ивнева.


13(2)

На русском дышим языке. Стихотворение К. Д. Бальмонта «Русский язык» и Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»


14(3)

Реальность и мечты. Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).


15(4)

Чудеса нужно делать своими руками. Рассказ В.П.Астафьева «Бабушка с малиной» - рассказ о милосердии и доброте.


16(5)

Стать счастливым можно лишь творя добро другим людям. ( по сказке Н. С. Лескова «Неразменный рубль»)


17(6)

Сочинение-рассуждение на тему « Какого человека можно назвать милосердным?»



7 класс


Название темы (раздела)

Тема урока

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ ( 5 ч)

1(1)

Преданья страины глубокой. Русские народные песни: исторические и лирические («На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»

2(2)

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе (А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1), И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»). Фольклорные сюжеты в удмуртской литераутре (НРК)

3(3)

Города земли русской. Сибирский край. В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»). Сибирский тракт в Удмуртии (НРК)

4(4)

Проблема утраты связи настоящего и прошлого в рассказе А. И. Солженицына «Колокол Углича».

5(5)

Родные просторы. Русское поле ( по произведениям И. С. Никитина «Поле», И. А. Гоффа «Русское поле», Д. В. Григоровича «Пахарь» (главы из повести).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5ч)

6(1)

Праздники русского мира. Пасха. Стихотворения К. Д. Бальмонта «Благовещенье в Москве», А. С. Хомякова «Кремлевская заутреня на Пасху». А. А. Фета «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).

7(2)

Нравственное перерождение человека. Рассказ А. П. Чехова «Казак».

8(3)

Тепло родного дома. Русские мастера. С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

9(4)

Из любви к малой родине возникает любовь к Отчизне. Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).

10(5)

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони». Проблема человеческой ограниченности.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША ( 7 ч)

11(1)

Не до ордена -была бы Родина. На Первой мировой войне. (по произведениям Г. М. Иванова «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец» и Н.С.Гумилёва «Наступление», «Война»).

12(2)

Живительная сила природы в рассказе М. М. Пришвина «Голубая стрекоза».

13(3)

О ваших ровесниках. Взрослые детские проблемы. А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

14(4)

Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).

15(5)

Лищь слову жизнь дана. Такого языка на свете не бывало. Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…

16(6)

Загадки русской души. Долюшка женская ( по произведениям Ф. И. Тютчева «Русской женщине», Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» , Ю. В. Друниной «И откуда вдруг берутся силы…», В. М. Тушновой «Вот говорят: Россия…»)

17(7)

Сочинение-рассуждение на тему «Какие руки можно назвать золотыми ? ( по произведению Ф. А. Абрамова «Золотые руки»)».


8 класс


Название темы (раздела)

урока

Тема урока

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ ( 5 ч)

1(1)

Преданья страины глубокой. Легендарный герой земли русской Иван Сусанин ( С.Н.Марков «Сусанин», О.А.Ильина «Во время грозного и злого поединка...»)

2(2)

Города земли русской. По Золотому кольцу (Ф.Г.Сологуб «Сквозь туман едва заметный...», М.А.Кузьмин «Я заню вас не понаслышке», И.И.Кобзев «Поездка в Суздаль», В.А.Степанов «Золотое кольцо»)

3(3)

Города старинные, звон колоколов (В.А.Степанов «Золотое кольцо»

4(4)

Родные просторы. Волга- русская река («Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!», В.С.Высоцкий «Песня о Волге», В.В.Розанов «Русский Нил»

5(5)

Как по Волге-матушке... (Стихотворение В.С.Высоцкого «Песня о Волге»

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5ч)

6(1)

Праздники русского мира. Трица.(И.А.Бунин «Троица», С.А.Есенин «Троицыно утро, утренний канон...»)(НРК)

7(2)

Народные мотивы произведении И.А.Новикова «Троицкая кукушка»

8(3)

Тепло родного дома. Родство душ. (Ф.А.Абрамов «Валенки») (НРК)

9(4)

О взаимоотношениях сверстников ( по произведению Т.В.Михеевой «Не предавай меня!»)

10(5)

Книга о ценностях жизни (А.В.Жвалевский, Е.Б.Пастернак «Радость жизни»)

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША ( 7 ч)

11(1)

Не до ордена -была бы Родина. Дети на войне.(Э.Н.Веркин «Облачный полк»)

12(2)

Загадки русской души. Сеятель твой и хранитель: И.С.Тургенев «Сфинкс»

13(3)

Ф.М.Достоевский «Мужик Марей»

14(4)

О ваших ровесниках. Пора взросления. Б.Л.Васильев «Завтра была война» (главы)

15(5)

Вам и не снилось.. ( по произведению Г.Н.Щербакова «Вам и не снилось»(главы)

16(6)

Лищь слову жизнь дана. Язык поэзии.Дон Аминадо «Наука стихосложения», И.Ф.Анненский «Третий мучительный сонет»

17(7)

Сочинение-рассуждение на тему «О чём меня заставила задуматься повесть Т.В.Михеевой «Не предавай меня!»



9 класс

Название темы (раздела)

урока

Тема урока

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ ( 5 ч)

1(1)

Преданья страины глубокой. Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе: Песня «Как на две тученьки не две грозныя...», М.И.Цветаева «Генералам двенадцатого года», В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов» ( в сокращении)

2(2)

А.С.Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина» ( фрагмент)

3(3)

И.И.Лажечников «Новобранец 1812 года» ( фрагмент)

4(4)

Города земли русской. Петербург в русской литературе:А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»)Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»)Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»)

5(5)

Родные просторы. Степь раздольная: «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня),П. А. Вяземский. «Степь»,И. З. Суриков. «В степи»  ,

6 (6)

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4ч)

7(1)

Праздники русского мира. Августовские Спасы:

К. Д. Бальмонт. «Первый спас», Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок»

8(2)

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

Е. И. Носов. «Яблочный спас»

9(3)

Тепло родного дома. Родительский дом:А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы)

10(4)

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»)

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША ( 7 ч)

11(1)

Не до ордена – была бы Родина Е. И. Носов. «Переправа»

12(2)

Великая Отечественная война:Н. П. Майоров. «Мы», М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..», Ю. М. Нагибин. «Ваганов»

13(3)

Загадки русской души Судьбы русских эмигрантов:Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»

14(4)

А. Т. Аверченко. «Русское искусство»

15(5)

О ваших ровесниках. Прощание с детством:

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)

16(6)

Лишь слову жизнь дана. «Припадаю к великой реке…»: И. А. Бродский. «Мой народ», С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

17(7)

Сочинение-рассуждение на тему «Мои ровесники какие они?»

































ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


5 класс

Сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать целеустремлённым?» ( по произведению К.И.Чуковского «Серебряный герб»)

Ц е л и : повторить план работы над сочинением и приёмы его совершенствования;развить умения создавать заммысел сочинения по личным впечатлениям, вибирать вид и форму изложения своего замысла, осуществлять отбор языкового материала, дорабатывать написанное, исправлять ошибки.

Личностные УУД. Стремление к речевому самосовершенстванию. Развитие аналитических способностей и эстетического вкуса.

Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция.

Познавательные УУД. Постраение речевого высказывания на определённую тему. Отбор материала. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД.Умение выражать свою точку зрения.


6 класс

Сочинение-рассуждение на тему

« Какого человека можно назвать милосердным?»


Ц е л и : повторить план работы над сочинением и приёмы его совершенствования;развить умения создавать заммысел сочинения по личным впечатлениям, вибирать вид и форму изложения своего замысла, осуществлять отбор языкового материала, дорабатывать написанное, исправлять ошибки.

Личностные УУД. Стремление к речевому самосовершенстванию. Развитие аналитических способностей и эстетического вкуса.

Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция.

Познавательные УУД. Постраение речевого высказывания на определённую тему. Отбор материала. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД.Умение выражать свою точку зрения.

7 класс Сочинение-рассуждение на тему «Какие руки можно назвать золотыми ?

( по произведению Ф. А. Абрамова «Золотые руки»)».

Ц е л и : повторить план работы над сочинением и приёмы его совершенствования;развить умения создавать заммысел сочинения по личным впечатлениям, вибирать вид и форму изложения своего замысла, осуществлять отбор языкового материала, дорабатывать написанное, исправлять ошибки.

Личностные УУД. Стремление к речевому самосовершенстванию. Развитие аналитических способностей и эстетического вкуса.

Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция.

Познавательные УУД. Постраение речевого высказывания на определённую тему. Отбор материала. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД.Умение выражать свою точку зрения.





8 класс

Сочинение-рассуждение на тему «Сочинение-рассуждение на тему «О чём меня заставила задуматься повесть Т.В.Михеевой «Не предавай меня!»


Ц е л и : повторить план работы над сочинением и приёмы его совершенствования;развить умения создавать заммысел сочинения по личным впечатлениям, вибирать вид и форму изложения своего замысла, осуществлять отбор языкового материала, дорабатывать написанное, исправлять ошибки.

Личностные УУД. Стремление к речевому самосовершенстванию. Развитие аналитических способностей и эстетического вкуса.

Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция.

Познавательные УУД. Постраение речевого высказывания на определённую тему. Отбор материала. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД.Умение выражать свою точку зрения.



9 класс

Сочинение-рассуждение на тему «Мои ровесники - какие они?»

Ц е л и : повторить план работы над сочинением и приёмы его совершенствования;развить умения создавать заммысел сочинения по личным впечатлениям, вибирать вид и форму изложения своего замысла, осуществлять отбор языкового материала, дорабатывать написанное, исправлять ошибки.

Личностные УУД. Стремление к речевому самосовершенстванию. Развитие аналитических способностей и эстетического вкуса.

Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция.

Познавательные УУД. Постраение речевого высказывания на определённую тему. Отбор материала. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД.Умение выражать свою точку зрения.



Нормы оценивания Сочинение

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4. Сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Критериями оценивания учащихся по русскому языку».

Высокий уровень (Отметка «5») ставится за сочинение: глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов. Низкий уровень (Отметка «2») ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Устный ответ


Устный ответ (развернутый ___ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя, отзыв)

Критерии оценивания устного ответа:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Сообщение

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующий критериям:

      1. Соответствие содержания заявленной теме

      2. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.

      3. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.

      4. Свободное владение монологической литературной речью.

      5. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 -2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Устный пересказ

Устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный) Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если

  1. содержание работы полностью соответствует теме и заданию;

  2. фактические ошибки отсутствуют;

  3. содержание излагается последовательно;

  4. работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

  5. достигнуто стилевое единство и выразительность текста. Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если

  1. содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения от темы);

  2. содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

  3. имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

  4. лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

  5. стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Базовый уровень (Отметка «3»)ставится, если

  1. в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;

  2. работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

  3. допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

  4. беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

  5. стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если

  1. работа не соответствует теме и заданию;

  2. допущено много фактических неточностей;

  3. нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

  4. крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;

  5. нарушено стилевое единство текста.


Выразительное чтение наизусть

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень - 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3 » базовый уровень - 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень - менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Критерии

баллы


Красочность. Эстетическое оформление

1


Соответствие рисунка содержанию произведения

1


Можно ли понять сказку по иллюстрациям без предварительного чтения.

1


Самостоятельность выполнения задания.

1


Качество презентации и защиты иллюстрации

1


«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень - 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3 » базовый уровень - 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень - менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).


2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

З. Знание источников информации

Метапредметныерезультаты (максимальное значение —7баллов)

1.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

2.Умение формулировать цель, задачи

3.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

4.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

5.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

6.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

7.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Беляева Н.В, Аристова М.А. Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.-М:2020

РЭШ. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!