СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной(русской) литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данной рабочей программой может пользоваться учитель родной русской литературы при планировании уроков и составлении рабочей программы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной(русской) литературе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»

Протокол № ___от __________

Руководитель МО

_______________________


«_____»_______________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»

_____________ __________


«_____»_______________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»

___________Байкулова А.М.

Приказ № ______

«_____»_______________20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

П редмет: Родная (русская) литература

Класс: 5

Предметная область: русский язык и литература

Уровень образованияосновное общее образование

Уровень изучения предмета базовый уровень


Учебный год – 2019/2020

Срок реализации программы2019-2020 учебный год

Количество часов по учебному предмету: 1 час в неделю, всего – 34 часа в год

Рабочую программу составил: Копсергенова Феодосия Алиевна, учитель русского языка и литературы

Год составления – 2019





г. Усть-Джегута-2019 г.



1. Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе составлена на основе следующих нормативных документов:

1. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.

2 ОПП ООО (основная образовательная программа образовательного учреждения МКОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» (утверждена приказом от __________ № _______);

3.Учебный план ОУ (утверждён приказом от _____________№ _______);

Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от ___________ № _______);

4.Примерные программы по учебным предметам. Литература. – 5 -9 классы. – М.: Просвещение, 2017.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от 31.03. 2014 г.№ 253.


Состав УМК



1.

Автор учебника

Название учебника

Издательство

Год издания

Литература.

«Русское слово» 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.


В.Ф.Чертов

Просвещение

2017 г



Цели и задачи обучения родной литературе в 5 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.


Целями обучения предмета «Родная литература» в 5 классе является:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.


Основными задачами обучения являются:

  1. научить школьников читать доступный их пониманию текст вслух и « про себя »;

  2. осмысленно воспринимать прочитанное;

  3. сформировать навык сознательного , правильного , беглого и выразительного чтения ; совершенствовать этот навык на материале чтения более сложных художественных произведений ;

  4. в процессе обучения последовательно формировать умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного;

  5. развивая связную устную речь, способствовать обогащению и уточнению словарного запаса, обучению правильному построению предложений

  6. учить правильному, полному и последовательному пересказу.

Содержание учебного предмета «Родная литература» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Содержание учебного предмета «Родная литература» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Родная литература» является приоритетным для формирования предметных, метапредметных и личностных УУД.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.


Содержание учебного предмета «Родная литература» способствует дальнейшему формированию ИКТ- компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Реализуемые приоритетные элементы программы развития смыслового чтения:

  1. умение осмысливать цели чтения;

  2. умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

  3. умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

  4. умение определять основную и второстепенную информацию;

  5. умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

  6. умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:

1.Текущий контроль

2. Промежуточный контроль




2. Общая характеристика учебного предмета


Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

В 5 классе ученики начинают постигать принципы построения курса литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, его сюжет, то в 5 классе особое внимание уделяется сюжету.

Возможность осознать связь различных жанров предоставляют уроки по изучению фольклора. Эти наблюдения дают убедительное представление о жизни искусства слова.

Наконец, рассказ о подвиге Пети Ростова, сюжет героический и волнующий читателя, дан в двух воплощениях - в прозаических главах «Войны и мира» и в инсценировке этих глав, созданной М. А. Булгаковым. Такое сопоставление расширяет представление о жизни одного и того же сюжета в различных жанрах.

Таким образом, набор основных базовых понятий: сюжет — герой — жанр — автор предстает уже в 5 классе в их взаимных связях, хотя в центре внимания остается сюжет.

В 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы












3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 5 классе

На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год.


Разделы ,темы.

Количество часов

1

Литература как искусство слова.

1

2-3

Мифология.

2

4-5

Русский фольклор.

2

5-6

Древнерусская литература.

2


Русская литература 19 века.

15

7-8

И.А. Крылов.

 2

9-11

А.С.Пушкин.

3

12-13

М.Ю.Лермонтов.

3

14

Н.В.Гоголь.

1

15

Образ времени года в литературном произведении.

1

16

И.С. Тургенев.

1

17

Н.А. Некрасов.

1

18

Л.Н. Толстой.

1

19

А.П. Чехов.

1

20

Образ родины  в русской поэзии.

1

2I

Русская литература 20 века.

10

22

И.А.Бунин.

1

23

С.А.Есенин.

1

24

П.П.Бажов.

1

25

Образ  детей в мировой  литературе.

1

26

А.С. Грин.

1

27

А.П. Платонов.

1

28

С.Я. Маршак.

1

29

Образы детей в военной поэзии и прозе Великой Отечественной войны.

1

30-31

В.П. Астафьев.

1

32

Жанр рассказа  в мировой  литературе.

1

33

Итоговый урок.

1

34

Резервный урок.

1

Итого

34 часа




4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература» на ступени обучения.


Предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература» в 5 классе отражены в календарно-тематическом планировании.


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

 • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

 • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

         Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

 1) в познавательной сфере:

 • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

 • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 3) в коммуникативной сфере:

 • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

 4) в эстетической сфере:

 • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.







5. Содержание учебного предмета на ступень


Художественный  образ  в литературе

Виды деятельности:

  1. чтение

- Чтение литературных  произведений, включенных в программу

- Выразительное чтение басен,  фрагментов лирических и эпических произведений.

-   Внеклассное чтение произведений.

    2) анализ

- Объяснение метафорической природы художественного образа.

- Выявление в тексте  разных видов художественных образов.

- Выделение в сюжете литературного  произведения  отдельных эпизодов.

- Объяснение художественной функции отдельных изобразительно-выразительных средств.

- Определение темы и идеи литературного и фольклорного   произведений.

- Выявление признаков   отдельных жанров в литературном            произведении.

-  Наблюдение над  особенностями ритма и рифмы в стихотворном произведении.

3) развитие устной и письменной речи

-Разные виды пересказа

-Устный и письменный ответ на вопрос.

-Составление плана небольшого эпического произведения, цитатный план.

-Отзыв о прочитанном произведении.

-Составление краткой аннотации.

-Составление вопросов , связанных с анализом художественного образа.

«Литература как искусство слова»

Художественный образ как особый способ  познания мира. Специфика образа в  литературе как искусстве слова. Художественный вымысел, фантазия, другие средства  создания образов в литературе.

Мифология.

«Аполлон и музы»,  «Дедал и Икар», «Кипарис». «Орфей в подземном царстве».

Мифы как своеобразное отражение  жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные  образы в мифологии и средства их создания.

Теория литературы. Мифы. Античная  мифология. Метафора,  сравнение, эпитет, аллегория.

Развитие речи. Устное  и письменное  изложение мифа. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.

Вн.чт. Мифы о Нарциссе. А.С. «Славянская и российская мифология».

Русский фольклор

Русские пословицы из собрания В.И.Даля. Пословица как воплощение житейской мудрости. Темы пословиц.

Сказки «Царевна-лягушка», «Жена –доказчица», «Лиса и журавль».

Сказка  как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Положительный герой и  и его противники. Простота сказочного сюжета.

Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора .Основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет.

Развитие речи. Использование пословиц и поговорок  в устной и письменной речи. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.

«Литературная сказка» (обзор)

Ш.Перро.»Золушка». Х.К.Андерсена «Снежная королева». А.Погорельского  «Черная курица , или  Подземные жители».

 Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные  сюжеты, добрые и злые персонажи. Нравственные проблемы литературных сказок.

Теория литературы. Литературная сказка, ее отличие от фольклорной 

Развитие речи. Сочинение сказок. Отзыв о самостоятельно прочитанных сказках.

«Аннотация»(практикум)

Знакомство с аннотациями  к отдельным литературным произведениям и сборникам.  Примерный план аннотации.

Древнерусская литература

«Повести временных лет» .(«Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»). Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение  в летописи. Нравственные проблемы в «Повести временных лет».

Теория литературы.  Летопись.  Повесть . Древнерусская литература. Сказание.

Вн.чт.  «Сказание о Белгородском киселе»

«Жанр басни в мировой литературе»(обзор)

Эзоп. «Ворон и Лисица», «Муравей и Жук». Федр «Лисица и Ворон». Ж..де Лафонтен «Дуб и Трость».  Г.Э.Лессинг «Свинья и дуб».

Сюжеты античных басен и их обработка в литературе 17-18 веков. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи.  

Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория.

Развитие речи. Выразительное чтение басен наизусть.

Русская литература 19 века.

И.А.Крылов.

Басни  «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под дубом».

Связь басен с  традицией  русского устного народного творчества. Изображение социальных отношений  и человеческих поступков в баснях. Особая роль  диалогов и разговорных интонации в баснях.

Теория литературыАллегория. Идея басни.

Развитие речи. Выразительное чтение басен наизусть.

А.С.Пушкин

«Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».

Реальная основа и  художественный образ  няни. Образ человека и образ русской зимы в стихотворении. Изображение природы  и настроения человека.

Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Вн.чт. И.А. Бунин  «Няня».

«Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные традиции, черты   волшебной сказки в произведении Пушкина. Традиционный сказочный сюжет. Поучительный характер сказки.

Теория литературы. Стихотворная литературная сказка.

Развитие речи. Выразительное чтение  фрагментов сказки  наизусть.

Вн. ч. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина.

 

М.Ю.Лермонтов

Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Образы русских солдат и образ Бородинской битвы. Основная идея стихотворения.

Теория литературы.  Ритм.  Рифма .Звукопись.

Развитие речи. Выразительное чтение  фрагментов стихотворения  наизусть.

Вн.ч. Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поле Бородина» , «Два великана».

Н.В.Гоголь

Повесть «Ночь перед Рождеством». Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных  характеров.  Образы Вакулы  и Оксаны. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика.

Теория литературы. Фантастика.  Юмор. Образ рассказчика.

Развитие речи. Выразительное чтение  фрагментов повести. Составление цитатного плана. Пересказ фрагментов повести.

Вн.ч. Повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место».

«Образ времени года в литературном произведении» (обзор)

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится ..»

А.А.Фет. «Чудная картина…», «Я пришел  к тебе с приветом….»

А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш сад…»

И.А.Бунин «Лес  . точно терем расписной….»

Картины природы и отражение  настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека .Средства создания образа времени года.

Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.

Развитие речи. Выразительное чтение   стихотворения  наизусть. Описание любого времени года с использованием цитат.

И.С.Тургенев. Повесть «Муму».

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима  и барыни. Образ муму . средства его создания. Смысл финала повести.

Теория литературы. Авторская  оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об  отношении учащихся к событию или герою.

Н.А.Некрасов . Стихотворение «Крестьянские дети».

Изображение жизни простого  народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Роль  диалогов  в стихотворении.

Теория литературы. Собирательный образ. Диалог. Ритм.

Развитие речи. Выразительное чтение  фрагментов  стихотворения  наизусть. Устный  ответ на вопрос с использованием цитаты из стихотворений.

Вн.ч . Н.А.Некрасов .Стихотворения.

«Заглавный образ в произведении и средства его создания» (практикум)

Определение вида заглавного образа литературного произведения. Примерный план рассказа о заглавном  образе произведения.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Историческая  основа и  сюжет рассказа, его основные  эпизоды. Жилин и Костылин  как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтический образ  Дины. Смысл названия.  

Теория литературы.  Сюжет. Эпизод.

Развитие речи. Составление цитатного плана .Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа .

А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики».Образы детей. Проблема взаимопониманий  взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова.

Теория литературы. Комическое. Юмор.

Развитие речи. Написание рассказа на основе личных впечатлений.

Вн.ч. Рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»

«Письменный отзыв о литературном произведении»( практикум)

Письменный план  письменного  отзыва о литературном произведении. Самостоятельная работа  над отзывом  о литературном произведении.

«Образ Родины в русской поэзии» (обзор)

И.С.Никитина «Русь», «Край ты мой, родимый край…» А.К.Толстого, И.Северянин «Запевка», Н.М.Рубцов «Родная деревня»

Картины родной природы. Изображение жизни русских людей. Национальных характеров, традиций.

Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня.

Вн.ч. Произведения русской поэзии.

Русская литература 20 века.

И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги», « У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».Особенности  художественной  картины, нарисованной  в  стихотворении. Символическое значение природных образов.

Теория литературы. Символ.

Развитие речи. Выразительное чтение   стихотворений  наизусть.

С.А. Есенин . «Гой ты, Русь, моя родная…», «топи да болота …», « Нивы сжат.рощи голы»..Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов .

Теория литературы. Фольклорные образы . Метафора. Эпитет.

Развитие речи. Выразительное чтение   стихотворений  наизусть.

Вн.ч.   С.А. Есенина «Песнь  о собаке».

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».Особенности  сказовой манеры  повествования.  Сочетание реального  и фантастического. Образ исторического времени.

Теория литературы.  Сказ.  Сказ и сказка.

Развитие речи. Пересказ  фрагментов с сохранением  сказовой манеры повествования.

«Образы    детей в мировой литературе»

В.Гюго «Отверженные».Ч.Диккенс «Оливер Твист».М.Твен «Приключения Тома Сойера». О.Генри «Вождь краснокожих».

Образы детей  в произведениях   для детей.  Ребенок в мире  взрослых и среди сверстников.

Теория литературы .Образ персонажа и средства его создания.

Развитие речи. Устный отзыв  о понравившемся литературном произведении.

А.С.Грин . Повесть «Алые паруса».

Мечта и  реальность        действительности в повести. Образы  Ассоль  и Грея. Символические  образы моря, солнца. паруса. Смысл названия.

Теория литературы .Образы предметов.

Развитие речи .Описание одного  из символических образов с использованием цитат.

А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»

Основная тема и идейное содержание рассказа .Философская  символика образа цветка.

Теория литературы  .Символ.  Язык произведения.

Развитие речи  .Устный  ответ на вопрос с использованием цитат.

Вн.чт. Рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле».

«Проза и поэзия как формы художественной речи» ( практикум)

Ритм в художественной прозе и поэзии. Особенности стихотворной речи. Рифма. Способы рифмовки. Определение стихотворного размера.

С.Я.Маршак.  Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Фольклорные  традиции в пьесе-сказки .  Поучительный смысл. Роль монологов и диалогов.

Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса-сказка. Монолог. Диалог.

Развитие речи. Выразительное чтение    фрагментов.

«Монолог и диалог как средства создания художественного образа» (практикум)

Начальное представление об эпосе, драме, лирике как литературных родах. Определение  места  и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных  произведениях.

«Образы детей в военной поэзии и прозе» (обзор)

А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».  В.П. Катаева «Сын полка».

Образ детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Гуманистический характер военной  поэзии и прозы.

Развитие речи. Устный  рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени.

В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Изображение  становления характера главного героя рассказа.

 Теория литературы. Пейзаж.

Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента произведения с использованием цитат.

Вн.ч. В.П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» («Удар сокола»)

«Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей» (обзор)

Дж.Лондон. «Белый клык»  Э. Сетона-Томпсона  «Королевская  аналостанка. Ю.П.Казакова «Арктур-гончий пес». В.П.Астафьев «Жизнь Трезора».

Животные в жизни человека. Судьбы животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.

Развитие речи. Написание отзыва об одном  из произведений о животных .

«Жанр рассказа в мировой литературе» (обзор)

А.П.Чехов «Хирургия», А.Конан Дойл «Камень Мазарини».М.М.Зощенко  «Галоша» Р. Бредбери «Все лето в один день».

Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра . Отдельные  жанровые  разновидности рассказа: юмористический , научно-фантастический , детективный.

Развитие речи. Устные  отзывы о прочитанных рассказах.

.








































Календарно-тематическое  планирование в 5 классе



ур

Дата проведения


Тема урока

Кол. часов

Домашнее задание

План


факт

Литература как искусство слова.

1



Литература как искусство слова.

1

С.3-10.

Мифология

2



Мифы  об искусстве «Аполлон и музы»,  «Дедал и Икар».

1

С.11-20, чтение

3



Мифы  об искусстве «Аполлон и музы»,  «Дедал и Икар».

1

пересказ мифов.

Древнерусская литература.

4



Древнерусские летописи. «Повести временных лет» .(«Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»

1

С.107-115 Прочитать, ответить на вопросы.

5



Древнерусские летописи. «Повести временных лет» .(«Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»


С.107-115 Прочитать, ответить на вопросы.

Русская литература 19 века.

И.А. Крылов

6



Басни И.А. Крылова «Волк и ягненок», «Волк на псарне»

1

С.128-138

7



Басенные образы. «Квартет», «Свинья под дубом».

1

Выучить наизусть басню.

А.С.Пушкин.

8



Стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».

1

Выразительное чтение стихотворений, выучить наизусть.

9



Природа и человек в стихотворениях А.С. Пушкина.

1

Ответить на вопросы

10



Выразительное чтение произведений А.С.Пушкина.

1

Выразительное чтение.

М.Ю.Лермонтов

11



Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1

Выучить наизусть отрывок стихотворения

12



Образ исторического события в стихотворении.

1

Анализ произведения.

13



Вн.ч. Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поле Бородина» , «Два великана».

1

Выразительное чтение.

Н.В. Гоголь

14



Повесть Н.В.Гоголя  «Ночь перед Рождеством»

1

Чтение и пересказ.

15



Образ времени года в литературном произведении.

1

Ответить на вопросы.

И.С. Тургенев

16



Повесть И.С.Тургенева «Муму».

1

Пересказ и анализ произведения.

Н.А. Некрасов.

17



Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

1

Выразительное чтение.

18



Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

1

Пересказать и ответить на вопросы.

19



Рассказ А.П.Чехова «Мальчики»

1

Чтение и пересказ.

20



Образ Родины в русской поэзии.

1

Ответить на вопросы.

21



И.А.Бунин.

1

с

22



Стихотворения С.А.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «топи да болота …», « Нивы сжат.рощи голы».

1

Выразительное чтение, выучить одно из стихотворений наизусть.

23



П.П. Бажов

1


24



Образ  детей в мировой  литературе

1

Анализ проблемы.

25



«Приключения Тома Сойера» М.Твена

1

Пересказать произведение, ответить на вопросы.

26



«Вождь краснокожих» О. Генри.

1

Чтение и пересказ.

27



Повесть  А.С. Грина  «Алые паруса»

1

Пересказать произведение.

28



Рассказ А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

1

Прочитать, раскрыть смысл рассказа.

29



Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Пересказать произведение, ответить на вопросы.

30



Итоговая контрольная работа



31



Анализ итоговой работы.Образы детей в военной поэзии и прозе Великой Отечественной войны.

1

Выразительное чтение стихотворений.

32



Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

Чтение и пересказ.

33



Научно-фантастический  рассказ Р. Бредбери «Все лето  в один день».

1

Анализ произведения.

34



Рекомендация  книг   для внеклассного чтения.

1














































Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к учебным занятиям:


Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

В.Ф. Чертов

Литература 5 класс

Просвещение

2017

В.Ф.Чертов

Поурочные разработки

3.

Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах

Поурочные планы по литературе. 5 класс

Рольф

2014



2.Методическая литература:


Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

В.Ф. Чертов

Литературный энциклопедический словарь

Советская энциклопедия

1987

2.

Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах

Поурочные планы по литературе. 5 класс

Рольф

2014













3. Литература для учащихся


Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

В.Ф. Чертов

Литература 5 класс


Литература 5 класс

Просвещение

2017



2.

Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев

Краткий словарь литературоведческих терминов

Просвещение

1978

Н.П.Морозова

Учимся писать сочинение

















Приложение 1

Контрольный пакет измерительных материалов

Итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу литературы 5 класс

Часть 1. Произведения, которые ты прочитал.

1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:

а) сказка;

б) повесть;

в) рассказ.


2. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл:

а)стихотворение;

б) басня;

в) сказ.


3. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание, с острым, напряжённым сюжетом:

а) сказка;

б) басня;

в) баллада.


4. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов:

а) сказ;

б) рассказ;

в) сказка.


5. Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях, больше рассказа, но меньше романа:

а) повесть;

б)стихотворение;

в) баллада.


6. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора:

а) сказ;

б) баллада;

в) рассказ.


7. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра:

а) повесть;

б) рассказ;

в) пьеса.

Часть 2. Знаешь ли ты литературоведческие термины?

8. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты:

а) аллегория;

б) антитеза;

в) анализ.


9. Исследовательское прочтение художественного текста:

а) аллегория;

б) антитеза;

в) анализ.


10. Противопоставление образов, картин, слов, понятий:

а) аллегория;

б) антитеза;

в) анализ.


11. Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях:

а) кульминация;

б) завязка;

в) развязка.


12. Момент наивысшего напряжения в художественном произведении:

а) кульминация;

б) завязка;

в) развязка.


13. Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении:

а) кульминация;

б) завязка;

в) развязка.


14. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому:

а) сравнение;

б) метафора;

в) эпитет.


15, Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим:

а)сравнение;

б) метафора;

в) эпитет.


16. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным:

а) сравнение;

б) метафора;

в) эпитет.

Часть 3. Узнай героя литературного произведения по портрету (описанию внешности).

17. «Белолица, черноброва, / Нраву кроткого такого»:

а) мачеха;

б) молодая царевна;

в) Василиса Прекрасная.


18. «В чертах усталого лица / Всё та ж покорность без конца»:

а) бурлак из поэмы Н. А. Некрасова «На Волге»;

б) полковник из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»;

в) ловчий из басни И. А. Крылова «Волк на псарне».


19. «...Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»:

а) Степан из сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка»;

б) Герасим из рассказа И.С. Тургенева «Муму»;

в) Иван-царевич из русской народной сказки «Царевна-лягушка».

20. «...Был молчаливый, недоверчивый... отвечал сердитым басом...»:

а) Никита из рассказа А. П. Платонова;

б) Васютка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»;

в) Филька из сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Часть 4. Внимательный ли ты читатель?

21. Какого героя нет в сказке «Царевна-лягушка»:

а) чудо-юдо;

б) Ивана-царевича;

в) Василисы Прекрасной.


22. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова:

а) отступить;

б) продолжить бой;

в) укрепить свои позиции.


23. В сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:

а) обидел коня;

б) усилился мороз;

в) услышал рассказ бабушки.


24. Герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», русский офицер Жилин, находясь в плену у татар:

а) постоянно думал о побеге;

б) тосковал, скучал и ждал выкупа;

в) не надеялся на удачное освобождение.


25. Какие слова деда и отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», заблудившись в тайге:

а) «С тайгой надо дружить!»;

б) «Тайга хлипких не любит!»;

в) «В тайге одному делать нечего!».

















Приложение 2

Нормы  оценки знаний умений  и навыков  учащихся по литературе.


Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых  классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых  классах  первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ,  обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,  свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст  произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев,  исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %; «3» - 60 – 77 %;

«2»- менее  59%.  «4» - 78 – 89 %















































Лист корректировки календарно-тематического планирования



Предмет - Родной (русский) язык


Класс - 5 а


Учитель – Дагужиева Валерия Артуровна



2019 - 2020 учебный год



урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

По плану

Дано
























































































Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет - Родная (русская) литература

Класс - 5 в

Учитель –Копсергенова Ф.А.

2019 - 2020 учебный год

урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

По плану

Дано































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!