СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку (русскому). 10-11 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлена программа обучения родному языку ( русскому) в 10-11 классах. Структура программы соответствует ФГОС 2-го поколения. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку (русскому). 10-11 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

 «Школа № .. » города Сарова 

 

  Приложение № к ООП СОО, 

утвержденной приказом от .2021 №  




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному (русскому) языку 10-11 классы

 

Уровень образования: среднее общее образование 

Количество часов: 68 часов

Авторы: Пронина Е.В. 

 

 Программа разработана на основе примерных программ: 

1. Программа Н.Г. Гольцовой «Русский язык. 10 – 11 классы», Москва, «Русское слово», 2020 г. 


 

 











 

 

Саров, 2021



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС и основной образовательной программой среднего общего образования.

Программа разработана на основе примерных программ: 

1. Программа Н.Г. Гольцовой «Русский язык. 10 – 11 классы», Москва, «Русское слово», 2020 г. 

 Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Н.Г. Гольцова, Шамшин и др. «Русский язык. 10 – 11 класс».- М: ООО «Русское слово», 2018, 2019 г. 

 

Срок реализации программы –2 года.


Место предмета в учебном плане

Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным компонентом базисного учебного плана. Изучение курса рассчитано на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе..

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Родной язык (русский)» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО;

Задачи предмета

  • овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике; 

  • овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам; 

  • овладение умениями комплексного анализа предложенного текста; 

  • овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования; 

  • овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.

Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)»

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании учебного предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами учебного предмета «Родной язык (русский)» являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Родной язык (русский)»

Требования к результатам освоения программы курса:

Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;

  • формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

  • готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Предметные результаты:

  • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

  • распознавание, характеристика понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимание и истолкование значения крылатых слов и выражений;

  • понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;

  • общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

  • осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета;

  • понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов.

Планируемые результаты освоения программы.

Учащиеся научатся:

  • осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни человека;

  • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

  • понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  • понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

  • владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;

  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

  • использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;•

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;

  • определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

  • правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;

  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

  • использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии.

  1. Содержание рабочей программы

«Родной язык (русский)», 10 класс (34 часа)

Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)

Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (11ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет.

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Понятие речевого (риторического) идеала.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.

Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.

Текст как единица языка и речи

Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

Структура публичного выступления.

Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.

Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

Функциональные разновидности языка

Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.

Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса..

  1. Тематическое планирование по родному (русскому) языку

10 класс (1 час в неделю/34 часа в год)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Язык и культура (8 часов)

1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

1

2

Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление

1

3

Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины

1

4

Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка

1

5-6

Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества»

2

7

Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие современного русского языка»

1

8

Анализ контрольной работы

1

Культура речи (13 часов)


9

Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

1

10

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность (тавтология и плеоназм) и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

1

11

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости

1

12-13

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

2

14

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

1

15

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

1

16

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие неэтикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1

17

Р/р Подготовка к сочинению-рассуждению по теме «Что такое культура речи?»

1

18

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?»

1

19

Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка»

1

20

Анализ контрольной работы

1

Речь. Речевая деятельность. Текст (12 часов)


21

Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.

1

22

Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.

1

23

Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия

1

24

Категория монолога и диалога как формы речевого общения

1

25

Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика


26-27

Р/р Публичное выступление (практическое занятие)

2

28

Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой стили речи

1

29

Язык художественной литературы. Разговорная речь

1

30

Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка»

1

31

Анализ контрольной работы

1

32-34

Защита проекта по предложенной теме

3


5. Содержание рабочей программы

«Родной язык (русский)»

11 класс (34 часа)



Раздел 1. Язык и культура (5 ч.).

Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.

Раздел 2. Культура речи (18 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Речевой этикет

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.

Текст как единица языка и речи

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

Резерв учебного времени – 1 ч.







  1. Тематическое планирование по родному (русскому) языку

11 класс (1 час в неделю /34 часа в год)


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Язык и культура (5ч.)

1.

Язык и речь. Язык художественной литературы.

1

2.

Тексты художественной литературы как единство формы и содержания

1

3.

Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)

1

4.

Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)

1

5.

Н. Помяловский о разнообразии языка

1

Культура речи (18 ч.)

6.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

1

7.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии

1

8.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления

1

9.

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в

произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей

1

10.

Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе»

1

11.

Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе»

1

12.

Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества»

1

13.

Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка»

1

14.

Анализ контрольной работы

1

15.

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами.

1

16.

Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

1

17.

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.

1

18.

Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

1

19.

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении

1

20.

Этапы делового общения

1

21.

Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

1

22.

Контрольная работа в форме теста по теме

«Грамматические нормы русского языка»

1

23.

Анализ контрольной работы

1

Речевая деятельность. Текст (10 ч.)

24.

Речевые жанры монологической речи: доклад,

поздравительная речь, презентация

1

25.

Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты

1

26.

Признаки текста. Виды связей предложений в

Тексте

1

27.

Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

1

28.

Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат

1

29.

Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат

1

30.

Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом

1

31.

Контрольная работа в форме теста по теме

«Функциональные разновидности языка»

1

32.

Анализ контрольной работы

1

33.

Защита проекта по предложенной теме

1

34.

Резервный урок

1






Перечень учебно-методического обеспечения

Для учителя:

1. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018.

2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2009.

3. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000.

4. Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-на-Дону: Легион, 2017.

5. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: «Литера», 2005.

Для учащихся:

1. Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

2. Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах. Санкт- Петербург. Литера. 2009 г.

3. Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

4. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2002.

5. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.

6. Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. –

СПб., 2004.

7. Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва. Эксмо. 2010 г.

8. Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

9. Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы. Ростов-на-Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.

10. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Флинта, Наука, 2006.

11. Стернин И. А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр «Академия», 1993.

12. Стешов А. В. Как победить в споре. – Л., 1982.

13. Учебные пособия "Школьная риторика" УМК образовательной системы "Школа 2100"














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!