СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса»

Аннотация

Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», основной образовательной программы МБОУ «Нижнеиртышская СШ» имени М.Н. Макарова, учебного плана школы, примерной программы по учебному предмету русский родной язык для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования авторской программы «Русский родной язык» О.М. Александровой, О.В. Загоровской, методических рекомендаций по введению модели интеграции содержания учебных областей «Родной язык и родная литература» за счет расширения учебного материала вопросами региональной и краеведческой направленностей в учебную область «Русский язык и литература».

Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Русский родной язык» 9 класс, авторы: Александрова О.М., Загоровская О.В. – М.: Просвещение. 2018. Возможны и учебники других авторов.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной языковой картины мира, показано практическое применение лингвистических знаний, связанных с курсом родного русского языка.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов.

Цель изучения учебного предмета «Родной русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» разработана для образовательной организации МБОУ «Нижнеиртышская СШ» имени М.Н. Макарова, реализующей наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

Основная цель учебных областей «Родной язык и родная литература» – формирование и развитие языковой личности, осознающей себя частью истории, культуры народа, своего края. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой родине, сознательного отношения к языку как первоэлементу истории и культуры родного края, интереса к наукам, изучающим язык, историю и культуру региона;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию с жителями Омского Прииртышья, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе на основе краеведческого материала;

- формирование национальной языковой картины мира, включая ее региональный компонент;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать, оценивать языковые факты с национально-региональным компонентом, работать с текстами разных стилей по истории и культуре родного края, в том числе на иностранных языках;

- формирование исследовательских умений при анализе типичных речевых ситуаций и отдельных языковых явлений на лингво-краеведческом материале как основы культуротворческой деятельности обучающихся.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие задачи:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- осознание национального своеобразия русского языка;

- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;

- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;

- овладение культурой межнационального общения;

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Ключевые идеи курса «Русский родной язык» в основной общеобразовательной школе:

• формирование представлений о взаимосвязи русского языка и культуры, истории русского народа;

• расширение представления школьников о взаимосвязи языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурной специфики русского языка (в том числе на фоне сопоставлений с языками народов России и мира);

• формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка;

• понимание общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира.

• Повышение речевой культуры:

• формирование ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни; • практическое овладение культурой речи: навыками сознательного использования норм русского литературного языка; • овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения и культурой межнационального общения; • развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского языка и совершенствование умений пользоваться ими.



Реализуемые технологии:

- технология проблемного обучения:

- исследовательская технология;

- технология развития критического мышления;

- технология «Письмо»;

- технология «Творческие мастерские»;

- ИКТ и другие.

Формы контроля достижений обучающихся:

- устные опросы;

- письменные опросы;

- работы по развитию речи;

- проверочные работы (представление проектов, результатов исследовательской работы).

Планируемые результаты учебного предмета «Русский родной язык»

    Личностные результаты:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

     Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Изучение предметной области «Родной язык» должно обеспечивать:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные результаты обучения

Учащийся научится:

  • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;

  • понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

  • приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • понимать и истолковывать значения русских слов с национальнокультурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;

  • приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

  • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

  • правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

  • характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;

  • понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;

  • характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);

  • комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

  • понимать особенности освоения иноязычной лексики;

  • определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

  • распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

  • регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов;

  • осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

  • употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

  • понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

  • правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

  • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

  • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

  • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

  • различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

  • анализировать и различать типичные речевые ошибки;

  • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

  • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

  • объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

  • распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;

  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

  • редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

  • использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

  • использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;

  • понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

  • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

  • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

  • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;

  • использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

  • анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

  • анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

  • строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

  • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).

Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;

  • овладеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

  • совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

  • создавать тексты сочинений;

  • готовить презентации по темам уроков;

  • публиковать свои тексты;

  • выступать перед аудиторией.

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

Программа рассчитана на 17 ч. 1 полугодия 2019-2020 учебного года (1 час в неделю – 1 полугодие) – согласно учебному плану школы..

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки.Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время дляуглублённогоизучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношениене к внутреннему системному устройству языка, ак вопросам реализации языковой системы в речи‚внешней сторонесуществования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира,о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют ихи имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Основным подходом к отбору содержания курса русского родного языка в 9 классе стали методические рекомендации по введению модели интеграции содержания учебных областей «Родной язык и родная литература» за счет расширения учебного материала вопросами региональной и краеведческой направленностей в учебную область «Русский язык и литература».

Раздел 1. Язык и культура речи (6 ч.): Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры. Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке. Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке. Проверочная работа № 1 по теме «Язык и культура речи» (представление проектов, результатов исследовательской работы).

Планируемые результаты

    Личностные результаты:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

   Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

2 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

3 планировать пути достижения целей;

4  устанавливать целевые приоритеты;

5  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

6 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

7 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

8  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

9 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

1 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

2 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

3 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

4 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

5  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

6 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

7 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

8  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

9 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

10 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

11 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

12 основам коммуникативной рефлексии;

13  использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

14 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

1  основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

2 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

3 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

4  давать определение понятиям;

5  устанавливать причинно-следственные связи;

6 осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

7 обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

8  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

9  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

10  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

11 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

12  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты обучения

Учащийся научится:

  1. объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;

  2. понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

  3. примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

  4. приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  5. понимать и истолковывать значения русских слов с национальнокультурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  6. выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;

  7. приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

  8. понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  9. распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

  10. правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  11. понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

  12. характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;

  13. понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;

  14. характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);

  15. комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

  16. понимать особенности освоения иноязычной лексики;

  17. определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

  18. распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

  19. регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов;

  20. приобщаться к литературному наследию своего народа;

  21. обогащать активный и потенциальный словарный запас, развивать культуру владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  22. получить знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоить базовые понятия лингвистики, сформировать аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;

- овладеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

- совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

- создавать тексты сочинений;

- готовить презентации по темам уроков;

- публиковать свои тексты;

- выступать перед аудиторией.

Формы организации: практикумы, семинары, исследования.

Виды деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Раздел 2. Культура речи (5 ч.): Анализ ошибок проверочной работы № 1. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы современного русского литературного языка. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета. Проверочная работа № 2 по теме «Культура речи» (представление проектов, результатов исследовательской работы).

Планируемые результаты

    Личностные результаты:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

   Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

2 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

3 планировать пути достижения целей;

4  устанавливать целевые приоритеты;

5  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

6 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

7 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

8  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

9 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

1 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

2 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

3 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

4 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

5  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

6 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

7 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

8  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

9 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

10 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

11 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

12 основам коммуникативной рефлексии;

13  использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

14 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

1  основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

2 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

3 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

4  давать определение понятиям;

5  устанавливать причинно-следственные связи;

6 осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

7 обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

8  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

9  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

10  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

11 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

12  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты обучения

Учащийся научится:

  1. осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

  2. осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

  3. соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

  4. различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

  5. употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

  6. понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

  7. правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

  8. соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

  9. употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

  10. корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

  11. опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

  12. различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

  13. анализировать и различать типичные речевые ошибки;

  14. редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

  15. выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

  16. объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

  17. распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;

  18. анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

  19. редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

  20. использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  21. соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

  22. использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;

  23. понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

  24. использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

  25. использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

  26. использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

  27. использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

  28. использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;

  29. приобщиться к литературному наследию своего народа;

  30. обогащать активный и потенциальный словарный запас, развивать культуру владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  31. получить знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоить базовые понятия лингвистики, сформировать аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;

- овладеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

- совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

- создавать тексты сочинений;

- готовить презентации по темам уроков;

- публиковать свои тексты;

- выступать перед аудиторией.

Формы организации: практикумы, семинары, исследования, творческие лаборатории, круглые столы.

Виды деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Раздел 3. Речь. Текст (5 ч.): Анализ ошибок проверочной работы № 2. Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. Проверочная работа № 3 по теме «Речь. Текст» (представление проектов, результатов исследовательской работы).

Планируемые результаты

    Личностные результаты:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

   Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

2 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

3 планировать пути достижения целей;

4  устанавливать целевые приоритеты;

5  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

6 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

7 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

8  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

9 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

1 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

2 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

3 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

4 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

5  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

6 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

7 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

8  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

9 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

10 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

11 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

12 основам коммуникативной рефлексии;

13  использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

14 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

1  основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

2 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

3 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

4  давать определение понятиям;

5  устанавливать причинно-следственные связи;

6 осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

7 обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

8  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

9  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

10  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

11 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

12  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты обучения

Учащийся научится:

  1. использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  2. пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  3. владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

  4. уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

  5. уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

  6. владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

  7. анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

  8. анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

  9. создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

  10. строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

  11. анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);

  12. приобщиться к литературному наследию своего народа;

  13. обогащать активный и потенциальный словарный запас, развивать культуру владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  14. получить знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоить базовые понятия лингвистики, сформировать аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;

- овладеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

- совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

- создавать тексты сочинений;

- готовить презентации по темам уроков;

- публиковать свои тексты;

- выступать перед аудиторией.

Формы организации: практикумы, семинары, исследования, творческие лаборатории.

Виды деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Раздел 4. Итоги курса (1 ч.): Анализ ошибок проверочной работы № 3. Итоги курса русского родного языка в 9 классе.

Планируемые результаты

    Личностные результаты:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

   Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1.  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  2. основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

1. основам коммуникативной рефлексии;

2.  использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  2. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Предметные результаты обучения

Учащийся научится:

  1. подводить итоги курса.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. планировать перспективы своего дальнейшего развития в связи с родным языком.

Формы организации: круглый стол.

Виды деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.



Учебно-тематический план 9 класс



п/п



Наименование разделов






Всего часов

В том числе на

В том числе на

Работ по развитию речи

Проверочных работ (представление проектов, результатов исследовательской работы)

1

Раздел 1. Язык и культура речи


6

-

1

2




Раздел 2. Культура речи


5

1


1

3

Раздел 3. Речь. Текст

5

4

1


Раздел 4. Итоги курса


1

-

-


ИТОГО

17

5

3

Содержание деятельности

№ № п/п

Наименование изучаемого раздела

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

11

Раздел 1. Язык и культура речи

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.

Ключевые слова русской культуры.

Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс.

Основные тенденции развития современного русского языка.

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.

Переосмысление значений слов в современном русском языке.

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке.

Проверочная работа № 1 по теме «Язык и культура речи» (представление проектов, результатов исследовательской работы).

  1. Объясняют изменения в русском языке как объективный процесс.

  2. Понимают и комментируют внешние и внутренние факторы языковых изменений.

  3. Приводят примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества.

  4. Определяют и характеризуют понятия.

  5. Приводят примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

  6. Понимают и истолковывают значения русских слов с национальнокультурным компонентом, правильно употребляя их в речи.

  7. Выявляют единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах.

  8. Приводят примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор.

  9. Актуализируют необходимые знания по теме урока.

  10. Понимают и истолковывают значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализируют и комментируют историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употребляя их в современных ситуациях речевого общения.

  11. Распознают источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного).

  12. Правильно употребляют пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного).

  13. Понимают и комментируют основные активные процессы в современном русском языке.

  14. Характеризуют лексику русского языка с точки зрения происхождения.

  15. Понимают процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур.

  16. Характеризуют заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного).

  17. Комментируют роль старославянского языка в развитии русского литературного языка.

  18. Понимают особенности освоения иноязычной лексики.

  19. Определяют значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризуют неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске, целесообразно употребляя иноязычные слова.

  20. Распознают и корректно употребляют названия русских городов; объясняют происхождение названий русских городов (в рамках изученного).

21. Регулярно используют словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

22. Приобщаются к литературному наследию своего народа.

23. Обогащают активный и потенциальный словарный запас, развивают культуру владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

24. Получают знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, осваивают базовые понятия лингвистики, формируют аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

25. Выполняют проверочную работу.






22

Раздел 2. Культура речи

Анализ ошибок проверочной работы № 1.

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Лексические нормы современного русского литературного языка.

Грамматические нормы современного русского литературного языка.

Речевой этикет в деловом общении.

Правила сетевого этикета.

Проверочная работа № 2 по теме «Культура речи» (представление проектов, результатов исследовательской работы).






  1. Осознают важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека.

  2. Осознают свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

  3. Соблюдают нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного).

  4. Актуализируют необходимые знания по теме.

  5. Определяют и характеризуют понятия.

  6. Различают варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употребляют слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы.

  7. Употребляют слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы.

  8. Понимают активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка.

  9. Правильно выбирают слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

  10. Соблюдают нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов.

11. Употребляют слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости.

12. Корректно употребляют термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного).

13. Опознают частотные примеры тавтологии и плеоназма.

14. Различают слова с различной стилистической окраской; употребляют имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка.

15. Анализируют и различают типичные речевые ошибки.

16. Редактируют текст с целью исправления речевых ошибок.

17. Выявляют и исправляют речевые ошибки в устной речи.

18. Объясняют управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов.

19. Распознают типичные ошибки в построении сложных предложений; редактируют предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок.

20. Анализируют и оценивают с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректируют речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка.

21. Редактируют предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдают русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения.

22. Используют при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета.

23. Соблюдают нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения.

24. Используют в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии.

25. Понимают активные процессы в современном русском речевом этикете.

26. Используют толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления.

27. Используют орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания.

28. Используют словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста.

29. Используют грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.

30. Используют орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

31. Приобщаются к литературному наследию своего народа.

32. Обогащают активный и потенциальный словарный запас, развивают культуру владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

33. Получают знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, осваивают базовые понятия лингвистики, формируют аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

34. Выполняют проверочную работу.




33

Раздел 3. Речь. Текст

Анализ ошибок проверочной работы № 2.

Русский язык в Интернете.

Виды преобразования текстов.

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо.

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

Проверочная работа № 3 по теме «Речь. Текст» (представление проектов, результатов исследовательской работы).

  1. Анализируют ошибки проверочной работы.

  2. Используют различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.

  3. Пользуются различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.

  4. Владеют правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

  5. Используют уместно коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.

  6. Используют уместно коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

  7. Актуализируют необходимые знания по теме урока.

  8. Владеют умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации.

  9. Определяют и характеризуют понятия.



  1. Анализируют структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно используют жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения.

  2. Анализируют структурные элементы и языковые особенности делового письма; создают деловые письма.

  3. Создают тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформляют реферат в письменной форме и представлять его в устной форме; строят устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимают участие в учебно-научной дискуссии.

  4. Анализируют и создают тексты публицистических жанров (проблемный очерк).

14. Выполняют задания.

15. Приобщаются к литературному наследию своего народа.

16. Обогащают активный и потенциальный словарный запас, развивают культуру владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

17. Получают знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, осваивают базовые понятия лингвистики, формируют аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

18. Выполняют проверочную работу.


44

Раздел 4. Итоги курса

Анализ ошибок проверочной работы № 3.

Итоги курса русского родного языка в 9 классе.


1) Анализируют ошибки проверочной работы.

Подводят итоги курса русского родного языка.

Примерное тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вид занятия

Вид контроля

Дата проведения занятий

Планируемая/Фактическая


Примечание

1

Раздел 1. Язык и культура речи Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.


1

Изучение нового материала

Устный опрос

03.09 03.09


2

Ключевые слова русской культуры.

Крылатые слова и выражения в русском языке.

1

Изучение нового материала

Устный опрос

10.09 10.09


3

Развитие русского языка как закономерный процесс.

Основные тенденции развития современного русского языка.


1

Изучение нового материала

Устный и письменный опросы

17.09 17.09


4

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.


1

Изучение нового материала

Устный и письменный опросы

24.09 24.09


5

Переосмысление значений слов в современном русском языке.

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке.


1

Изучение нового материала

Устный опрос

26.09 26.09


6

Проверочная работа № 1 по теме «Язык и культура речи».


1

Урок контроль

Проверочная работа

27.09 27.09


7

Раздел 2. Культура речи

Анализ ошибок проверочной работы № 1.

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.


1

Анализ ошибок

Урок практикум

Устный и письменный опросы

08.10 08.10


8

Лексические нормы современного русского литературного языка.


1

Работа по развитию речи

Устный и письменный опросы, работа с текстом

15.10 15.10


9

Грамматические нормы современного русского литературного языка.


1

Урок практикум

Устный и письменный опросы

22.10 22.10


10

Речевой этикет в деловом общении.

Правила сетевого этикета.


1

Урок практикум

Устный и письменный опросы

29.10 29.10


11

Проверочная работа № 2 по теме «Культура речи».


1

Урок контроль

Проверочная работа

12.11 12.11


12

Раздел 3. Речь. Текст

Анализ ошибок проверочной работы № 2.

Русский язык в Интернете.

Виды преобразования текстов.


1

Анализ ошибок

Урок практикум

Работа с текстом

19.11 19.11


13

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо.


1

Работа по развитию речи

Работа с текстом

26.11 26.11


14

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.


1

Работа по развитию речи

Работа с текстом

03.12 03.12


15

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.


1

Работа по развитию речи

Работа с текстом

10.12 10.12


16

Проверочная работа № 3 по теме «Речь. Текст».

1

Урок контроль

Проверочная работа (представление проектов, результатов исследовательской работы)

17.12 17.12


17

Раздел 4. Итоги курса

Анализ ошибок проверочной работы № 3.

Итоги курса русского родного языка в 9 классе.


1

Итоговый

Рефлексия

24.12 24.12


































Список учебно-методической литературы

1. Русский родной язык: 9 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2018.

2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

3. Русский родной язык. 9 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL:http://uchlit.com.

Художественная литература

Тексты омских авторов о походе Ермака. Научные тексты Н. Карамзина, А. Колесникова; легенды Б. Гвоздева; Сборы Ермака в Сибирь (былина); поэмы К. Рылеева, И. Дмитриева; стихи П. Васильева, Т. Белозерова, Т. Четвериковой и других.

Басни И.А. Крылова, А. С. Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Евгений Онегин». А. И. Солженицын «Русский словарь языкового расширения». Можно использовать в работе статью Б. С. Юнусовой Б.С. «Авторские неологизмы в языке современной литературы». А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Пророк». Специфика приветствий, традиционная тематика бесед в дворянских салонах Москвы и Петербурга 19 века на примере произведений Грибоедова «Горе от ума», Пушкина «Повести Белкина», «Евгений Онегин», Лермонтова «Герой нашего времени», Бестужева – Марлинского «Испытание». А. Жвалевский «Минус один А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее». А. Иванов «Комьюнити». Р. Погодин «Шутка», М. Зощенко «Шутка». Переписка Ивана Грозного с Курбским. Речь, произнесённая Ф. М. Достоевским 8 (20) июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности и опубликованная 1 августа 1880 35 года. Ф. М. Достоевский «Дневник писателя» (вступление). Г. Успенский «Живые цифры». А. Блок «На поле Куликовом» (тексты, играющие важную роль в становлении национальной культуры и истории («Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», которые цитирует А. Блок).

Интернет-ресурсы

Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm Вишнякова О. В.

Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru

Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

Для всех уроков можно использовать материалы ресурсов: https://infopedia.su/14x1 0b2e.html («Нарушение норм в художественном тексте»); https://revolution.allbest. ru/literature/00816921_0. Html.

24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!